Это продолжение предыдущей статьи. Для полноты картины советую прочитать первую часть.

Продолжая сравнивать возможности истребителей поколения 4++ с 5-м, мы обратимся к самым ярким серийным представителям. Естественно, это Су-35С и F-22. Это не совсем справедливо, как я и говорил в первой части, но все же.

Су-35с является развитием легендарного Су-27. В чем уникальность его предка, думаю, помнят все. До 1985 года девять лет в воздухе безраздельно властвовал F-15. Но настроение за океаном резко упало, когда на вооружение начинают принимать первые серийные Су-27. Истребитель, обладающий сверхманевренностью, способный выходить на ранее не достижимые углы атаки, в 1989 г. впервые публично демонстрирующий прием «Кобра Пугачева», не досягаем западным конкурентам. Естественно, его новая «тридцать пятая» модификация вобрала все преимущества предка и добавила ряд своих особенностей, доведя конструкцию «двадцать седьмого» до идеала.

blizhnij_vozdushnyj_boj_1

Яркой особенностью Су-35с, а также остальных наших самолетов поколения 4+, является отклоняемый вектор тяги. По непонятным причинам, он распространен только в нашей стране. Является ли этот элемент настолько уникальным, что его никто не может повторить? Технология отклоняемого вектора тяги была опробована и на американских самолетах четвертого поколения. Компанией General Electric было разработано сопло AVEN, установленное и испытанное на самолете F-16VISTA в 1993 г. Рис. №1. Компанией Pratt Whitney было разработано сопло PYBBN (Более удачной конструкции, чем у GE), установленное и испытанное на самолете F-15ACTIVE в 1996 г. Рис. №2. В 1998 г. проходили испытания отклоняемого сопла TVN для «Еврофайтера». Однако не один западный самолет четвертого поколения не получил ОВТ в серии, несмотря на то, что модернизация и производство продолжается по сей день.

blizhnij_vozdushnyj_boj_2Рисунок №1

blizhnij_vozdushnyj_boj_3Рисунок №2

Имея соответствующие технологии по отклонению вектора тяги, в 1993 г. (AVEN) на F-22 их решили не применять. Там пошли в другую сторону, создав прямоугольные сопла для уменьшения радиолокационной и тепловой заметности. Бонусом стало отклонение этих сопел только вверх-вниз.

В чем причина такой не любви запада к отклоняемому вектору тяги? Для этого попробуем разобраться, на чем основан ближний воздушный бой, и как в нем можно применить отклоняемый вектор тяги.

Маневренность самолета определяется перегрузками. Они, в свою очередь, ограничены прочностью самолета, физиологическими способностями человека и предельными углами атаки. Также важна тяговооруженность самолета. При маневрировании – основная задача — это максимально быстро изменить направление вектора скорости или углового положения самолета в пространстве. Именно поэтому ключевым вопросом в маневрировании является установившийся вираж или форсированный. При установившемся вираже самолет максимально быстро меняет направление вектора движения, при этом, не теряя скорость. Форсированный вираж – обусловлен более быстрым изменением углового положения самолета в пространстве, но он сопровождается активными потерями скорости.

А.Н. Лапчинский в своих книгах о Первой мировой войне приводил слова нескольких западных пилотов асов: немецкий ас Ниммельман писал: «Я безоружен пока я ниже»; Белке говорил: «Главное в воздушном бою – вертикальная скорость». Ну и как не вспомнить формулу знаменитого А. Покрышкина: «Высота – скорость – маневр – огонь».

Структурировав эти высказывания с предыдущим абзацем, мы можем понять, что скорость, высота и тяговооруженность будут являться определяющими в воздушном бою. Объединить эти явления можно понятием энергетической высоты полета. Она рассчитывается по формуле, указанной на рисунке №3. Где Hэ-уровень энергии самолета, H – высота полета, V2/2g – кинетическая высота. Изменение кинетической высоты по времени – называют энергетической скороподъемностью. Практическая суть уровня энергии заключается в возможности ее перераспределения пилотом между высотой и скоростью, в зависимости от ситуации. Обладая запасом по скорости, но дефицитом высоты, пилот может выполнить горку, как и завещал Ниммельман, и получить тактическое преимущество. Умение летчика грамотно распоряжаться имеющимся запасом энергии – является одним из определяющих в воздушном бою.

blizhnij_vozdushnyj_boj_4Рисунок №3

Теперь мы понимаем, что при маневрировании на установившихся виражах самолет не теряет своей энергии. Аэродинамика и тяга двигателей уравновешивают сопротивление. При форсированном развороте происходит потеря энергии самолета, и продолжительность таких маневров не только ограничена минимальной эволюционной скоростью ЛА, но и расходованием энергетического преимущества.

Из формулы на рисунке №3 мы можем посчитать параметр скороподъемности самолета, как я и говорил выше. Но теперь становится понятна абсурдность данных по скороподъемности, которые приводятся в открытых источниках по тем или иным самолетам, так как это динамично изменяемый параметр, зависящий от высоты, скорости полета и перегрузки. Но одновременно с этим, он является важнейшим составляющим уровня энергии самолета. Исходя из вышесказанного, потенциал самолета по набору энергии можно условно определить по его аэродинамическому качеству и тяговооруженности. Т.е. уровнять потенциал самолета с худшей аэродинамикой можно увеличением тяги двигателей и наоборот.

Естественно, одной энергией бой выиграть невозможно. Не менее важным является характеристика поворотливости самолета. Для нее справедлива формула, указанная на рисунке №4. Видно, что характеристики поворотливости самолета напрямую зависят от перегрузок Ny. Соответственно, для установившегося разворота (без потери энергии) важна Nyр — располагаемая или нормальная перегрузка, а для форсированного разворота Nyпр – предельная по тяге перегрузка. Прежде всего, важно, что бы эти параметры не выходили за границы эксплуатационной перегрузки самолета Nyэ, т.е. предела по прочности. Если это условие выполняется, то самой важной задачей при проектировании самолета будет являться максимальное приближение Nyр к Nyэ. Говоря проще – способность самолета в большем диапазоне выполнять маневры без потери скорости (энергии).

Что влияет на Nyр? Естественно, аэродинамика самолета, чем больше аэродинамическое качество – тем выше возможная величина Nyр, в свою очередь на улучшение аэродинамики влияет показатель нагрузки на крыло. Чем он меньше – тем выше поворотливость самолета. Также на Nyр влияет и тяговооруженность самолета, принцип, о котором мы говорили выше (в энергетике), справедлив и для поворотливости самолета.

blizhnij_vozdushnyj_boj_5Рисунок №4

Упрощая вышесказанное и пока не касаясь отклонения вектора тяги, справедливо заметим, что важнейшими параметрами для маневренного самолета будут являться тяговооруженность и нагрузка на крыло. Ограничить их улучшения могут только стоимость и технические способности производителя. В этой связи любопытен график, представленный на рисунке №5, он дает понимание – почему F-15 до 1985 г. был хозяином положения.

Читайте также  Поднебесная борется за господство в небе

blizhnij_vozdushnyj_boj_6Рисунок №5

Чтобы сравнить Су-35с с F-22 в ближнем бою, сначала нам необходимо обратиться к их предкам, а именно Су-27 и F-15. Сопоставим доступные нам важнейшие характеристики, такие, как тяговооруженность и нагрузка на крыло. Однако встает вопрос, для какой массы? В РЛЭ нормальная взлетная масса рассчитывается, исходя из 50% топлива в баках, двух ракет средней дальности, двух ракет малой дальности и боекомплекта пушки. Но максимальная масса топлива у Су-27 гораздо больше, чем у F-15 (9400 кг против 6109 кг), следовательно, и 50% запас разный. Значит, F-15 заранее получит преимущество по меньшей массе.

Дабы сравнение было более честным, за образец предлагаю взять массу 50% топлива Су-27, поэтому для «Орла» получим два результата. В качестве вооружения Су-27 принимаем две ракеты Р-27 на АПУ-470 и две ракеты Р-73 на п-72-1. Для F-15C вооружение AIM-7 на LAU-106a и AIM-9 на LAU-7D/A. Для указанных масс посчитаем тяговооруженность и нагрузку на крыло. Данные представлены в таблице на рисунке №6.

blizhnij_vozdushnyj_boj_7Рисунок №6

Если сравнивать F-15 с расчетным для него топливом, то показатели весьма впечатляющие, однако, если взять топливо, равное по массе 50% топлива Су-27, то преимущество практически минимальное. В тяговооруженности отличие на сотые доли, но по нагрузке на крыло F-15, все же, прилично впереди. Исходя из расчетных данных, «Орел» должен иметь преимущество в ближнем воздушном бою. Но на практике учебные бои между F-15 и Су-27, как правило, оставались за нашими.

Технологически ОКБ Сухого не смогло создать самолет, столь же легкий, как у конкурентов, не секрет, что по весу БРЭО мы всегда немного уступали. Однако наши конструкторы пошли по другому пути. В учебных состязаниях никто не применял «Кобр Пугачева» и не использовал ОВТ (его еще не было). Именно совершенная аэродинамика «Сухого» дала ему значимое преимущество. Интегральная компоновка фюзеляжа и аэродинамическое качество в 11,6 (у F-15c 10) нивелировали преимущество в нагрузке на крыло у F-15.

Однако преимущество Су-27 никогда не было подавляющим. Во многих ситуациях и при разных режимах полета F-15c все же может составить конкуренцию, так как большинство по-прежнему зависит от квалификации пилота. Это вполне можно отследить из графиков маневренности, о которых поговорим ниже.

Вернувшись к сравнению самолетов четвертого поколения с пятым, составим аналогичную таблицу с характеристиками тяговооруженности и нагрузки на крыло. Теперь за основу по количеству топлива возьмем данные о Су-35с, так как у F-22 баки меньше (Рис.№7). В качестве вооружения «Сушки» две ракеты РВВ-СД на АКУ-170 и две ракеты РВВ-МД на П-72-1. Вооружение «Раптора» — две AIM-120 на LAU-142 и две AIM-9 на LAU-141/A. Для общей картины также приведены расчеты по Т-50 и F-35A. К параметрам Т-50 стоит относиться скептически, так как они оценочные, и производитель не давал официальных данных.

blizhnij_vozdushnyj_boj_8Рисунок №7

Из таблицы на рисунке №7 отчетливо видны основные преимущества самолета пятого поколения над четвертым. Отрыв в нагрузке на крыло и тяговооруженности гораздо существеннее, чем было у F-15 и Су-27. Потенциал по энергетике и увеличению Nyр у пятого поколения гораздо выше. Одна из проблем современной авиации – многофункциональность, коснулась и Су-35с. Если с тяговооруженностью на форсаже он смотрится неплохо, то нагрузка на крыло уступает даже Су-27. Это явно показывает, что конструкция планера самолетов четвертого поколения не может с учетом модернизации достигнуть показателей пятого.

Следует отметить аэродинамику F-22. Официальных данных по аэродинамическому качеству нет, однако по заявлениям производителя — оно выше, чем у F-15c, фюзеляж имеет интегральную компоновку, нагрузка на крыло даже меньше, чем у «Орла».

Отдельно нужно отметить двигатели. Так как только «Раптор» обладает двигателями пятого поколения, это особенно заметно в тяговооруженности на режиме «максимал». Удельный расход на режиме «форсаж», как правило, более чем в два раза превышает расход на режиме «максимал». Время работы двигателя на «форсаже» существенно ограничено запасами топлива самолета. К примеру, Су-27 на «форсаже» съедает более 800 кг керосина в минуту, следовательно, самолет, обладающий лучшей тяговооруженностью, на «максимале» будет иметь преимущества по тяге гораздо более существенное время. Именно поэтому изд 117с не является двигателем пятого поколения, и ни Су-35с, ни Т-50 не обладают преимуществами по тяговооруженности над F-22. Следовательно, для Т-50 очень важен разрабатываемый двигатель пятого поколения «тип 30».

Где из всего вышесказанного все же можно применить отклоняемый вектор тяги? Для этого обратимся к графику на рисунке №8. Эти данные получены для горизонтального маневра истребителей Су-27 и F-15c. К сожалению, аналогичных данных для Су-35с пока нет в открытом доступе. Обратите внимание на границы установившегося разворота для высот 200 м и 3000 м. По оси ординат мы можем видеть, что в диапазоне 800 – 900 км/ч для указанных высот достигается наибольшая угловая скорость, которая составляет 15 и 21 град/сек, соответственно. Ограниченна она только перегрузкой самолета в диапазоне от 7,5 до 9. Именно такая скорость считается наивыгоднейшей для ведения ближнего воздушного боя, так как на ней максимально быстро меняется угловое положение самолета в пространстве. Возвращаясь к двигателям пятого поколения, самолет обладающей большей тяговооруженностью и способный двигаться на сверхзвуке без использования форсажа, получает энергетическое преимущество, так как он может израсходовать скорость на набор высоты, пока она не упадет в диапазон наивыгоднейших для БВБ.

blizhnij_vozdushnyj_boj_9Рисунок №8

Если экстраполировать график на рисунке №8 на Су-35с с отклоняемым вектором тяги, как можно изменить ситуацию? Ответ прекрасно виден из графика – никак! Так как граница по предельному углу атаки (αдоп) находится гораздо выше предела по прочности самолета. Т.е. аэродинамические средства управления не используются в полной мере.

Рассмотрим график горизонтального маневра для высот 5000 м – 7000 м, представленный на рисунке №9. Наибольшая угловая скорость составляет 10-12 град/сек, и достигается в диапазоне скоростей 900 – 1000 км/ч. Приятно отметить, что именно в этом диапазоне Су-27 и Су-35с имеют решающие преимущества. Однако эти высоты не являются наивыгоднейшими для ведения БВБ, ввиду падения угловых скоростей. Как в этом случае нам поможет отклоняемый вектор тяги? Ответ прекрасно виден из графика – никак! Так как граница по предельному углу атаки (αдоп) находится гораздо выше предела по прочности самолета.

Читайте также  Швеция: большая авиация небольшой страны

blizhnij_vozdushnyj_boj_10Рисунок №9

Так где же можно реализовать преимущество отклоняемого вектора тяги? На высотах, выше наивыгоднейших, и на скоростях, ниже оптимальных для БВБ. При этом глубоко за границами установившегося разворота, т.е. при форсированном развороте, при котором и так расходуется энергетика самолета. Следовательно, ОВТ применим только в особых случаях и при запасе энергии. Такие режимы не так популярны в БВБ, но, конечно, лучше, когда возможность отклонения вектора есть.

Теперь обратимся немного к истории. На учениях Red Flag F-22 постоянно одерживал победы над самолетами четвертого поколения. Есть только единичные случаи проигрыша. Он никогда не встречался на Red Flag с машинами Су-27/30/35 (по крайней мере, нет таких данных). Однако Су-30МКИ принимали участие в Red Flag. В сети доступны отчеты по состязаниям за 2008 год. Безусловно, Су-30МКИ имел преимущество над американскими машинами, как и Су-27 (но отнюдь не за счет ОВТ и не подавляющее).

Из отчетов мы можем увидеть, что Су-30мки на Red Flag показывал максимальную угловую скорость в районе 22 град/сек (скорее всего, на скоростях в районе 800 км/час, см график), в свою очередь F-15c выходил на угловую скорость в 21 град/сек (аналогичные скорости). Любопытно, что F-22 на тех же учениях показал угловую скорость в 28 град/сек. Теперь мы понимаем, чем это можно объяснить. Во-первых, перегрузка на определенных режимах у F-22 не ограничена 7, а составляет 9 (см. РЛЭ Су-27 и F-15). Во-вторых, благодаря меньшей нагрузке на крыло и большей тяговооруженности, границы установившегося разворота на наших графиках для F-22 будут смещаться вверх.

Отдельно следует отметить неповторимые фигуры высшего пилотажа, которые могут демонстрировать самолеты Су-35с. Так ли они применимы в ближнем воздушном бою? С применением отклоняемого вектора тяги выполняются такие фигуры, как «Чакра Флорова» или «Блинчики». Что объединяет эти фигуры? Они выполняются на малых скоростях, дабы попасть в эксплуатационную перегрузку, далеких от наивыгоднейших в БВБ. Самолет резко меняет свое положение относительно центра масс, так как вектор скорости, хоть и смещается, но кардинально не изменяется. Угловое положение в пространстве остается неизменным! Какая разница ракете или РЛС, что самолет кружится вокруг своей оси? Совершенно никакой, при этом он еще и теряет свою энергию полета.

Быть может, такими кульбитами мы сможем дать ответный огонь по противнику? Тут важно понимать, что перед пуском ракеты самолету нужно провести захват цели, после чего пилот должен дать «согласие», нажав кнопку «ввод», после чего данные передаются на ракету и осуществляется пуск. Сколько на это уйдет времени? Явно больше, чем доли секунды, которые тратятся при «блинчиках» или «чакре», или еще чем-то. При этом все это еще и в заведомо проигрышных скоростях, и с потерей энергии. Но можно пустить ракеты малой дальности с тепловыми головками без захвата. При этом мы надеемся, что ГСН ракеты сама захватит цель. Следовательно, направление вектора скорости атакующего должно примерно совпадать с вектором противника, иначе ракета по инерции, полученной от носителя, уйдет из зоны возможного захвата своей ГСН. Одна проблема — такое условие не выполняется, так как вектор скорости кардинально при таких фигурах высшего пилотажа не изменяется.

Рассмотрим «кобру Пугачева». Для ее выполнения необходимо отключить автоматику, что уже является спорным условием для воздушного боя. Как минимум, квалификация строевых пилотов существенно ниже, чем у асов-пилотажников, да еще это нужно выполнить ювелирно в предельно стрессовых условиях. Но это меньшее из зол. Кобра выполняется на высотах в районе 1000 м и скоростях в пределах 500 км/ч. Т.е. самолет изначально должен оказаться на скоростях, ниже рекомендуемых для БВБ! Следовательно, выйти на них он не может, пока противник не растеряет столько же энергии, дабы не потерять свое тактическое преимущество. После выполнения «кобры» скорость самолета падает в пределы 300 км/ч (моментальная потеря энергии!) и находится в диапазоне минимальной эволюционной. Следовательно, «Сушка» должна уйти в пикирование для набора скорости, при этом противник не только сохраняет преимущество по скорости, но и по высоте.

Однако может ли такой маневр обеспечить необходимые преимущества? Есть мнение, что таким торможением мы можем пропустить соперника вперед. Во-первых, у Су-35с и так есть возможность воздушного торможения без необходимости отключения автоматики. Во-вторых, как известно из формулы энергии полета, тормозить надо набором высоты, а не как-то иначе. В-третьих, что в современном бое соперник должен делать вплотную в хвосте, при этом не атакуя? Увидев перед собой «Сушку», выполняющую кобру, насколько проще будет прицелиться в увеличенную площадь противника? В-четвертых, как мы и говорили выше, захватить цель таким маневром не получится, а пущенная без захвата ракета уйдет в молоко полученной инерцией. Схематично такое событие представлено на рисунке №17. В-пятых, снова хочется спросить, как противник оказался так близко, не будучи атакован ранее, и зачем «Кобра», когда можно сделать «Горку», сохранив энергию?

blizhnij_vozdushnyj_boj_11Рисунок №10

На самом деле, ответ на многие вопросы по фигурам высшего пилотажа предельно прост. Показательные выступления и шоу не имеют ничего общего с реальными приемами в ближнем воздушном бою, так как выполняются на заведомо не применимых в БВБ режимах полета.

На этом каждый сам для себя должен сделать вывод, насколько самолет поколения 4++ способен противостоять самолету пятого поколения.

В третьей части подробнее поговорим о F-35 и Т-50 в сравнении с конкурентами.

Продолжение следует…

/Кирилл Соколов, topwar.ru/

46 КОММЕНТАРИИ

  1. Товарищ Кирилл Соколов пишет довольно складно, но невпопад, уверен на 100 проц расчеты не его, брал из книжек и журналов.
    Все сводится к тому, что в большинстве ОВТ особо ненужная вещь… нет, ну я лично так понял и наши конструкторы круглые дураки, что следуют такой концепции. В общем все как обычно: у нас все хуже чем «там».
    Хотел написать много всего хорошего автору, но на топваре ему уже все высказали — где он не прав и кто он такой.
    ЗЫ
    Практика учебных боев показывает все сугубо в другом ракурсе, какая неожиданность, но у «писаки» ведь есть формулы и графики из журналов, которыми можно залить голову водой.

    • Дополню. В процессе БВБ энергия обоих противников так или иначе будет уменьшаться и противники всё равно выйдут на предельные режимы, где сверхманевренная машина имеет подавляющее преимущество. Время работает на сверхманевренную машину. Сверхманевренная машина в БВБ может действовать более инициативно, выходит на такие режимы какие противник позволить себе не может.

  2. Почему вы увидели только одну сторону статьи? В том, что самолет 5-го поколения превосходит 4 по части маневренности/энерговооруженности,а, следовательно, будет владеть инициативой, согласны? Или не нужны никакие т-50, давайте клепать су-35 с изменяемым вектором тяги и ржать с F-22? Или вы не согласны, что авиашоу — это далеко не реальные незрелищные воздушные бои? Щоу- оно и есть шоу. Вон кто-то кирпичи на бошках бьет, правда мы сильнее поэтому?

    • То, что 5 поколение превосходит по подавляющему числу характеристик 4 это и ежу понятно, здесь исключительно разговор за БВБ.

    • если истребители 4 поколения оснастить хибинами , президент-с , и давать им хотя бы приблизительные координаты нахождения невидимок , наземными радарами метровыми-дециметровыми ( которые будут защищать Панцири) , тогда истребители 4 поколения будут не досягаемы для средних и дальних ракет ВВ невидимок, ракеты будут уходить в сторону( ослепленные) , а сами истребители миги29(су27) будут обнаруживать (до 80 км) невидимки по ИК соплу, невидимки отстреляв ракеты будут разворачиваться соплом (задом)

  3. Автор упомянул в первой части о статической неустойчивости семейства СУ-27, но учёл ли он при расчете нагрузки на крыло что у таких самолетов положительная под’емная сила создается и горизонтальным хвостовым оперением? Т.е. , как я понимаю, надо для Сухих в формулу нагрузка на крыло надо ставить сумму площадей крыла и хвостового оперения…

    • Автор смотрит на ВБ исключительно через призму графиков и расчетов взятых из журналов. нет, молодец что написал статью и проделал работу, но относиться к ней серьезно не стоит.

  4. Свежак насчёт БВБ:

    Тестеры оружия Пентагона снова забили тревогу по поводу истребителя F-35 Joint Strike Fighter (JSF).
    У истребителя F-35 Joint Strike Fighter (JSF) выявлены существенные недостатки с оружием самолета, с ракетами малой дальности AIM-9X и неразрешенные ошибки программного обеспечения.
    Директор Департамента оперативных испытаний и оценок Минобороны США сообщил руководству Пентагона о новых опасениях по поводу истребителя пятого поколения, сообщает Aviation Week.
    Департамент в первую очередь обратил внимание на 25-мм пулемет Гатлинга, который должен стать главным средством поддержки солдат на поле боя. Недавнее тестирование показало, что при стрельбе открывается небольшая створка, которая инициирует рыскание или боковое скольжение, что приводит к ошибкам в поражении цели. По мнению департамента, могут потребоваться изменения программного обеспечения, чтобы решить эту проблему.
    Это может задержать тестирование систем вооружения самолета, которое планируется в 2016 году, и следовательно, отложить финальные испытания, назначенные на 2018 год.
    Также отмечены проблемы интеграции самолета с внешними авиабомбами SDB 1 и ракетами воздух-воздух AIM-9X Sidewinder малой дальности. Так, декабрьские тесты IM-9X показали «превышение нагрузки» на конструкции крыла F-35C Variant во время посадок и некоторых маневров. Это может либо ограничить способность F-35 нести AIM-9X, либо потребует редизайна опорной конструкции крыла, считает департамент.

  5. Гм. А почему никто не упоминает термин «дезнформация» в отношении проблем, с удовольствием озвучиваемых сша в отношении того же лайтнинга?

  6. Графики и схемы это познавательно. Но всё равно не могу в толк взять зачем f22 в ближний бой вступать?
    Увидит он противника раньше, выйдет на атаку с удобной стороны и угла и начнёт ракеты засылать. Собьёт- хорошо, не собьёт, вызовет подмогу которая также издалека гасить будет.
    Даже если помощи ждать не приходиться, а противник уходя от ракет потерял всю скорость и высоту, можно подойти поближе и попробовать ракеты ближнего радиуса. А потом, всё равно валить надо, потому как стрелять нечем.
    Не представляю при каких условиях драка на пушках может приключится

    • Пушки уже списывали. Тоже не представляли при каких условиях драка на пушках может приключится. Однако потом срочно возвращать пришлось.

      • 50 лет назад ищё и не то было… Можно было кружить низко а потом вынырнуть прямо перед носом. Или сразу на хвосте. Сейчас такой номер не пройдёт.
        А ещё было точно известно где враг появиться- прямо над важными обьектами. Сейчас противник будет с расстояния в сотню-другую бить.

        да и потом, при современных скоростях, можно свой боезапас догнать:)
        Кстати, что у нас, что у буржуинов, снарядов хватить только чихнуть.

          • Сударь, вы уже себя обозначили, набив «догнать свой боезапас» — так что вам после этого ни какие обоснования не помогут.
            Виталий, вам привет от кот-333.

          • Появляются новые вооружения, в ответ появляются новые средства противодействия этим вооружениям и по большому счёту каждый остаётся при своих. При серьёзном замесе всё будет заканчиваться в ближнем бою.

    • Да просто не по гуссарски как то это, противник должен всенепременно пролететь рядом и бросить перчатку … в знак вызова на поединок. … — вот тут то и проявит себя сверхманевренность сушки.

  7. Хочется верить что автор пишет по заказу, а не просто дурачок. НЕ БЫВАЕТ войн, сражений где встречались бы только самолёты или только танки или только корабли. Война это столкновение комплексов вооружений, систем и штабов. А то можно в конце концов скатиться до спора кто сильнее слон или кит.

  8. Хряптор весит 38 тонн. На видео (ссылке анонима) вполне неплохая манёвренность у Хряпы, однако так многие могут летать, тем более мы то не знаем сколько реально было у Хряпы топлива на момент съёмки клипа (меньше топлива, выше манёвренность), и наоборот, поэтому дурят амеры зрителя, внушая превосходство F22 над остальными, однако Рафалю Хряптор продул учебные бои 4:1 у Рафаля вес 24 500 кг, он легче Хряпы отсюда и преимущество. И не только поэтому. Лишь недавно F 22 получил нашлемную систему целеуказания, без неё очень трудно вести БВБ.

    • А по твоему наши сушки на аэрошоу летают с полными баками? Я тебе больше скажу, сушка с подвесными баками и ракетами превращается в миг 31 и не какой маневренности и не будет. Ф-22 все это хранит внутри фюзеляжа и на аэродинамику это ни как не влияет.

      • Вы думаете если Хряпу заправить под пробку и загрузить по полной его ЛТХ не поменяются?

        • Естественно поменяются, но не как у 4 поколения. Ухудшение Аэродинамики и тепловой перегрев ракет раптору не грозит. Да и полные баки раптора весят меньше баков сушек. Еще учтите , что для маневрирования сушкам нужен форсаж , что мгновенно опустошит баки, раптору форсаж не нужен 1.9 маха вполне хватит.

          • Когда Сушками были впервые показаны фигуры высшего пилотажа типа «кобра»,то западные спецы тут же развели вонь что,типа Сушки выполняют эти фигуры с пустыми баками и без оружия,в ответ были показан пилотаж с боевой нагрузкой 4 и 7 или 8 тонн,ну и плюс догруз до полного бака. То что 22й более маневренный чем 35й,а кто эту хрень сказал?,когда наши предложили амерам так же продемонстрировать 22й с нагрузкой,амеры отказались.
            А то что 22му 1,9 маха хватит,глубокое заблуждение,разворот на ноже с набором высоты под углом 18-20° и 22му ни каких махов ни хватит,даже на форсаже.
            А что касается теплового перегрева ракет,эта проблема скорее всего решена с времён МиГ-25,и у амеров что,керосин менее плотный?

  9. 2016 года проходили первые за этот год совместные учения ВВС стран Азиатско-Тихоокеанского региона – учения Red Flag Alaska. Они проходили на американской авиабазе Эйлсон (штат Аляска). В учениях принимали участия самолеты F-22Blok-20, F-22 Blok-30, а также самолеты Су-30МКМ третей серии выпуска с улучшенным оборудованием иностранного производства.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя