В чем заключается уникальность нового малого ракетного корабля
В конце недели в администрации Зеленодольского завода им. Горького сообщили, что в период с 2018 по 2021 год предприятие построит 5 малых ракетных кораблей (МРК) проекта 22800 «Каракурт».
Еще 3 МРК будут построены на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла», один — на судостроительном заводе «Море» в Феодосии. 3 корабля совместно построят заводы «Пелла» и «Море». Место постройки еще шести пока не определено. Таким образом, Черноморский, Балтийский и Тихоокеанские флоты пополнятся 18-ю МРК «Каракурт». Первый из них, названный «Ураганом», будет принят на вооружение ЧФ в следующем году. Три следующих корабля также уже имеют имена, довольно грозные, — «Тайфун», «Шторм», «Шквал».
МРК «Каракурт» был разработан в питерском ЦМКБ «Алмаз» в качестве альтернативы МРК проекта 21631 «Буян-М», созданному всего лишь на 5 лет раньше в Зеленодольском проектно-конструкторском бюро. Соответственно, и строят «Буяны» тоже в Зеленодольске. В строю, в составе Каспийской флотилии и Черноморского флота, находятся уже 5 кораблей. Еще 4 строятся. Предполагалось, что «Буянов» будет 10. Однако в связи с определенным преимуществом «Каракурта» последний, девятый, МРК проекта 21631 был заложен в апреле 2015 года. Через 8 месяцев была запущена серия «Каракуртов».
Малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт»
Ударное вооружение у этих двух катеров одинаковое. Водоизмещение не сильно отличается. Однако «Буян-М» — это корабль «река-море». И уверенно он себя может чувствовать в устье Волги и в Каспийском море. Для его невысокой мореходности даже Черное море «великовато». Что же касается «Каракурта», то он проектировался как корабль для открытых морских театров.
Еще один недостаток вскрылся совсем недавно. В связи с введением санкций против России немецкая компания MTU Friedrichshafen отказалась поставлять для «Буяна-М» двигатели. Однако вскоре замена им нашлась — зеленодольские корабелы начали приобретать аналогичные 16-цилиндровые двигатели на Коломенском заводе и петербургском заводе «Звезда».
В октябре прошлого года «Буран-М» прогремел на весь мир. Четыре корабля Каспийской флотилии — МРК «Углич», «Град Свияжск» и «Великий Устюг», а также РК проекта 11661К «Дагестан» — произвели обстрел крылатыми ракетами «Калибр» позиций ИГИЛ *, расположенных на удалении около 1500 километров. Дальность и точность стрельбы мировые СМИ обсуждали более недели. Однако это не все, на что способна эта ракета, ее максимальная дальность полета равна 2,6 тыс. километров.
МРК «Каракурт» вооружен теми же самыми ракетами «Калибр-НК», а также сверхзвуковыми противокорабельными ракетами «Оникс» с дальностью стрельбы до 500 км. Также имеется автоматическая артиллерийская установка калибра 100 мм или 76 мм. К средствам ПВО относится зенитный ракетно-артиллерийский комплекс 3М89 «Палаш». За счет всеракурсной многофункциональной РЛС с четырьмя неподвижными фазированными антенными решетками и эффективной оптико-локационной станции «Палаш» обеспечивает всепогодное и круглосуточное обнаружение всех угрожающих кораблю целей — самолетов, вертолетов, крылатых ракет, беспилотников — и обстрел их на дистанции до 10 километров и на высоте до 5000 метров. Комплекс работает в автоматическом режиме.
Корабль оснащен станцией радиоэлектронной борьбы.
МРК «Каракурт» — корабль ближней морской зоны, дальность его плавания составляет 2500 миль при автономности, равной 15 суткам. Длина катера — 60 метров, ширина 10 метров, осадка — 4 метра, водоизмещение — 800 тонн. Скорость — 30 узлов.
«Каракурт», как, впрочем, и «Буян-М» создан для замены малых ракетных кораблей проекта 1234 «Овод», различные модификации которого выпускались с 1967 года по 1992 год. Было построено 47 кораблей, в строю осталось 12. «Овод», разработанный ЦМКБ «Алмаз», выглядит посолиднее «Каракурта» по части ходовых качеств. Его скорость достигает 35 узлов, а дальность — 4000 миль. Однако устаревшее вооружение сводит на нет эти преимущества. 6 противокорабельных ракет П-120 «Малахит», имеющих максимальную дальность в 120 километров, — это намного слабее, чем 8 ракет «Калибр-НК» или «Оникс».
Замминистра обороны Юрий Борисов во время закладки на судостроительном заводе «Пелла» в конце июля четвертого МРК проекта 22800 заявил буквально следующее: «Кораблей подобного класса в мире нет». Если вынести за скобки торжественность момента, которая требует произнесения красивых слов, то это заявление не так уж и далеко от истины. Конструкторам «Алмаза» удалось разместить в ограниченном объеме, каким обладает «Каракурт» с его 800-тонным водоизмещением, грозное оружие. Причем оружие, можно сказать, стратегическое — «Калибры» могут оснащаться ядерными боеголовками.
Зона действия ракетного оружия МРК «Каракурт», приписанных к Черноморскому флоту, к Балтике, а также к Каспийской флотилии, перекрывает Ближний Восток и практически всю Европу. В случае же поступления кораблей на Тихоокеанский флот, перекрываться будет практически вся северная половина восточного полушария.
В своем классе корветов, оснащенных ракетным оружием, «Каракурт» по ударной мощи и по энергонасыщенности, действительно, находится «впереди планеты всей».
По энергонасыщенности, но не по ударной мощи, с ним, пожалуй, может сравниться лишь один корвет в мире. Причем, построенный в единственном экземпляре. Это последний корпус в серии многоцелевых шведских корветов «Висбю», введенный в строй ВМС в 2013 году. При водоизмещении в 640 тонн он имеет длину 71 метр и ширину 10,4 метра. Скорость — 35 узлов, дальность — 2300 миль. Он построен по стелс-технологии. Первые четыре корабля серии были предназначены, прежде всего, для противолодочной борьбы. Пятый оснащен восемью дозвуковыми противокорабельными ракетами RBS 15M Mk3, имеющими дальность 200 километров.
Есть аналог и в Израиле. И тоже в единичном экземпляре. Это ракетный корвет «Эйлат», принадлежащий к серии из трех многоцелевых корветов. Введен в строй ВМС в середине 90-х годов. Имеет водоизмещение 1275 тонн, длину 85 метров, ширину 11,9 метра. Дальность хода в экономическом режиме — 3500 миль, максимальная скорость — 33 узла.
По вооружению тоже проигрывает «Каракурту». Израильские конструкторы разместили на борту 8 американских противокорабельных ракет «Гарпун». Ракеты дозвуковые, с дальностью в 130 километров и массой боевой части в 227 килограмм. Но есть и дополнительное противокорабельное вооружение. Оно представлено восемью более скромными ракетами собственной разработки с дальностью от 6-и до 36-и километров и 100-килограммовой БЧ. Средства ПВО представляет ЗРК «Барак» с боекомплектом из 32 ракет, имеющих дальность 10 километров. Есть также 20-мм скорострельная пушка, ведущая огонь на дистанцию до 1,5 километра.
Ракетных кораблей водоизмещением меньше 1000 тонн в мире создано совсем немного. Поэтому сравнивать «Каракурт» придется с более основательными кораблями. У них выше функциональность и дальность, но ударное оружие по мощи не дотягивает до российского. Разумеется, наличие на борту противолодочного оружия, а также вертолета или БПЛА повышает живучесть корабля. Но, к сожалению, повышает стоимость его постройки и эксплуатации. Что, увы, для России весьма актуально. Но вот по классическому параметру «цена/качество» «Каракурт» получился прекрасным ракетным кораблем, можно сказать, мировым лидером.
Более солидным по массе железа является немецкий корвет проекта К130 «Брауншвейг», последний корабль этой серии из пяти корветов вошел в строй 2013 году. Его водоизмещение равно 1840 тонн, а длина — почти 90 метров. На нем размещен и вертолет, и противолодочные торпеды, и ЗРК, и спаренная зенитная пушка калибра 27 мм, и 76-мм артиллерийская установка. Главное же ударное вооружение, как и на шведском корвете, представлено ПКР RBS 15M Mk3. Но при этом ракет вдвое меньше — 4, а не 8. «Брауншвейг» имеет такую же, как и у «Каракурта», дальность — 2500 миль, а скорость — 26 узлов.
Не заморачиваются на «всякую мелочь» и американцы. Самый «младшенький» у них ракетный корабль, построенный в количестве 62 штук, — эсминец с управляемым ракетным оружием (УРО) проекта «Арли Берк». Этот корабль имеет дальность 6000 миль и водоизмещение порядка 9000 тонн. Его длина — 150 метров, высота — 45 метров. Развивает скорость до 32 узлов.
Что касается его вооружения, то проще перечислить, чего на эсминце нет. Из противокорабельного вооружения 8 ракет «Гарпун». Есть и ЗРК, и артиллерия (зенитная и обычная), и противолодочное оружие (ракеты, торпеды и мины), и вертолет. Могут устанавливаться крылатые ракеты «Томагавк» в количестве от 8 до 60 штук. Они дозвуковые, имеют дальность 1600 километров. Оружие серьезное, но несколько уступающее «Калибру» и в скорости, и в точности, и в дальности. И управляет всем этим вооружением широко разрекламированная система «Иджис». Кстати, она использует абсолютно такого же типа РЛС с четырьмя неподвижными фазированными антенными решетками, как и система управления оружием, установленная на «Каракурте».
Есть и мощные средства радиоэлектронной борьбы. Однако это не помешало бомбардировщику Су-24 в апреле 2014 года совершить облет эсминца «Дональд Кук», относящегося к проекту «Арли Берк», и на некоторое время «ослепить» корабль, подавив работу всех электронных систем. Как говорится, это наш асимметричный привет конструкторам компаний Todd Shipyards, Bath Iron Works и Ingalls Shipbuilding, которые создали корабль.
—————————————————————
*Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
/Владимир Тучков, svpressa.ru/
можно вообще контейнеры Клаб установить на сухогрузы вместо , баржи и т.д
Это замечательно, что наконец-то смогут на этого малыша приклеить Панцырь, но на мой взгляд корабли морской зоны (каковыми их сейчас громко называют) должны иметь противолодочную систему. Её отсутствие говорит о том, что Каракурты будут курсировать исключительно вдоль своего побережья.
Даже этот казалось бы недостаток имеет и преимущество. Малый корвет сможет быстро уйти с позиции выстрела и пополнить свой израсходованный арсенал.
Хотелось бы услышать от военных также и бальность применения Калибров именно на этом судне. Предполагаю, что это 0 (кто был в море знает) Пуски с буянов мы видели.
Мне уже нравиться корабль, исключение составляет скорость такого судна. Для таких судов скорость должна быть не менее 35 узлов.
И предполагаю наличие проблем с жизненным пространством экипажи. Удобств мне кажется будет маловато.
Это Ракетный катер, катер а не корвет или фрегат, что за привычка желать в 1000 т водоизмещения и с-300 и пакет НК и ВПУ и еще чего нить… Малый корвет — это что?
Кол-во установленного вооружения, сложность и его мощь соответственно меняет и классификацию. По современной классификации НАТО корабль именуется Малый корвет.
Где это видано, чтобы катером управлял каптри или даже каплей:
Командир корабля «Зеленый Дол» Капитан 3 ранга — Дербетов Владимир Валерьевич (2015 — наст. вр.)
Программируемое количество постройки Каракуртов 18 шт., говорит о будующей модернизации и вполне возможно с наличием средств ПЛО. И здесь шведы тому пример.
Внимательно читаем статью, вот выдержка:
«Это последний корпус в серии многоцелевых шведских корветов «Висбю», введенный в строй ВМС в 2013 году. При водоизмещении в 640 тонн он имеет длину 71 метр и ширину 10,4 метра. Скорость — 35 узлов, дальность — 2300 миль. Он построен по стелс-технологии. Первые четыре корабля серии были предназначены, прежде всего, для противолодочной борьбы. Пятый оснащен восьмью дозвуковыми противокорабельными ракетами RBS 15M Mk3, имеющими дальность 200 километров.»
А чтобы как-то закрыть прибрежную зону стране нужно увеличить выпуск Каракуртов в 2 раза.
А почему данными катерами,способными нести ракеты,которые могут оснащаться ядерными БЧ,не может командовать кэп-три?
А то что у данного катера ограничен спектр вооружения,так в ближней морской зоне этот недостаток с лихвой компенсируется авиацией и сторожевыми кораблями.
Пусть знающие люди в морской теме скажут. На флоте не стоит вопрос по унификации кораблей для снижения стоимости эксплуатации и постройки? В танках, дай бог, сократят количество платформ. А на флоте, че за постоянные потуги построить пару кораблей, кинуть серию и переходить на новые?
Я так понял что белорусы скоро также под море котлован выкопают, как в своё время это сделали велико-укры. Да Денис?
Денис я бы постарался ответить, но для этого надо написать целую статью. А хотеть все хотят.
Малый ракетный корабль пр. 22800 «Каракурт» — действительно больше похож на крупный ракетный катер, чем на корвет УРО, пускай даже 2 ранга. И размеры, и вооружение, и автономность плавания — не те, что у «полноценных» корветов вроде немецких «брауншвейгов». Кроме того, в статье указаны неправильные данные о размерах новых кораблей: длина у них не 60, а 65 метров, ширина тоже около 11 м, а не 10, следовательно, они таки заметно крупнее советских «молний». Кораблики эти необходимы не только для флотилий внутренних морей Каспия, Черного и Балтики, но и для Тихого океана, где они вполне способны нести функции защиты побережья и военно-морских баз. Считаю необходимым продолжать строительство «каракуртов», причем в количестве не менее 20-ти, т. к. они вполне могут заменить одновременно несколько устаревших типов МРК пр. 1234, 1241 и пр. При всем при этом, не может не настораживать ФАКТ явного провала программы строительства крупных надводных ударных кораблей для ВМФ России, в первую очередь фрегатов УРО пр. 11356.1 и 22350. Из первой серии построено только 3, что даже для Черного море совершенно недостаточно. Из второй даже головной пока так и не введен в строй. Крайне медленно идет постройка и корветов пр. 22380, едва завершает испытания 5-й корпус на КТОФ «Совершенный». Не лучше ситуация и с десантными судами, новейшими тральщиками. Флот из одних 65-метровых 800-тонных «каракуртов» — однозначно слабенький, прибрежный и, по сути своей, «бутафорский». Флот ограниченных возможностей, как, собственно, и моральный и умственный уровень нынешней «россиянской» правящей элиты, разворовавшей триллионы и расходующей средства на «оленьпиады», «чумпионаты» и прочую дурь…
Унифицировать корабли практически невозможно,слишком разный круг задач…Десантные, авианесущие, охраны водных рубежей,ближней и дальней морской зоны… Другое дело системы вооружений, радиоэлектронные средства, ПВО. «Ониксами» и «Калибрами», к примеру, вооружены разные классы кораблей и самолеты Ту-160, Ту-95, Ту-22М3.
Корабли красивы и хороши, но слишком маленькие! Ну это такое, в конце концов, 65 метров длины? Просто увеличенный ракетный катер! Флоту нужны хотя бы 120-130-метровые фрегаты УРО, корабли 2-го ранга, а не такие «малыши» — исключительно прибрежного действия. К сожалению, громкие заявления «россиянских» руководителей об «обновлении отечественного ВМФ» существенно расходятся c реальными делами. И на самом деле перевооружение «морской составляющей» давно уже «буксует». Даже фрегат пр. 22350 «Адмирал Горшков», заложенный аж в 2006 году, до сих пор так в строй и не ввели. Равно как и в несколько раз меньший пресловутых «мистралей» БДК «Иван Грен». Фрегаты другого проекта 21536, предназначенные для черноморцев, также построили в количестве всего 3-х штук. Надводные боевые корабли 1-го ранга, крейсера, эсминцы УРО не закладывались с конца 1990-х годов. По факту «великая и ужасная» Россияния практически лишилась полноценного океанского флота, а её «москитная» флотилия — способна напугать разве что боевиков ИГ…
Прослужив 12 лет на мрк Шквал, Радуга и впервые обойдя вокруг Европы на мрк-21 в 1980 г., могу с полной ответственностью усомниться в мореходных качествах новых мрк пр. 22800, а он на 90 % скопирован с прототипа пр. 1234 (1234.1). Во всяком случае размерения корпуса и главная энергетическая установка не изменились с 1967 г. При волнении более 3-х баллов половина зкипажа вповалку, особенно в посту ПВО качка не подчиняется никаким законам. Это правда было и плюсом — штабные офицеры меньше досаждали, предпочитая выходить в море на эскадронных миноносцах или 1135-х. Из положительного: — снижена высота надстройки; — убраны колпаки РЛС Д-01,02,03; -исчезли с верхней палубы контейнера с ракетами (40 тонн) все это существенно снизило амплитуду бортовой качки. Также улучшена надежность электроэнергетической установки. Но о дальней морской зоне разговоры преждевременны, стихия 22800 — внутренние моря.