Российский БПЛА «Элерон-10»• В наступившем 2011 году Минобороны России в режиме опытной эксплуатации протестирует несколько образцов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) российского производства. Всего в нынешнем году планируется закупить порядка 10 комплексов «Орлан-10», а также по 20-25 образцов «Элерона-10», «Ласточки» и «Наводчика-2».
• Программа предварительных испытаний БПЛА «Элерон-10» (Т-10), относящегося к классу малых беспилотников, завершилась год назад. Диапазон скоростей полёта БПЛА «Элерон-10» 140 — 180 км/ч, высота полёта — от 100 до 1000 м, продолжительность полёта — 6 часов, взл   тная масса 12 кг, размах крыла — 2,2 м.

• Стартует аппарат при помощи пневматической катапульты, посадка производится на парашюте. Произведенный в казанской компании «Эникс» комплекс предназначен для решения задач воздушной разведки и наблюдения. На беспилотном летательном аппарате предусмотрена возможность установки помеховой аппаратуры, ретрансляторов, другого оборудования.

Комплекс БПЛА «Элерон»• Разработанный компанией «Специальный технологический центр» многофункциональный комплекс БПЛА «Орлан 10» также, прежде всего, предназначен для решения разведывательных задач. Входящий в состав комплекса беспилотный аппарат имеет взлетную массу до 11,5 кг и размах крыла порядка 2,4 м.
• БПЛА может совершать полеты продолжительностью до 4 часов на удалении до 50 км от наземной станции управления. Комплекс позволяет осуществлять одновременное управление до 4 БЛА. При этом любой БПЛА может работать в качестве ретранслятора для остальных.

Комплекс «Наводчик-2» может иметь в составе четыре типа БПЛА различного веса — от 2 до 20 кг, с дальностью передачи информации в пределах прямой радиовидимости от 5 до 70 км. Для него заявлены высота полёта над уровнем моря не более 3000 метров, крейсерская скорость — 50 км/ч, а максимальная — 150-160 км/ч.

• Система управления позволяет выполнять полёт в автоматическом или полуавтоматическом режиме по командам оператора. Имеются контроль полётного задания на выполняемость и его корректировка, а также возможность передачи управления полётом с одной наземной станции на другую. Комплекс оснащен цифровым закрытым каналом связи.

БПЛА «Орлан»• Наконец, БПЛА «Ласточка» ижевской компании ZALA AERO имеет продолжительность полёта 2 часа, высоту полёта — 3,6 км, взлетный вес 4,5 кг и скорость до 165 км/ч.

Читайте также  Россия испытает ударный БПЛА в конце 2012 года

• На очереди следующие разработки беспилотников. «Мы находимся сейчас на таком этапе, когда накопленное количество информации перерастает в новое качество – начало практической работы по созданию комплексов с беспилотными вертолетами», — отмечает директор по комплексам с беспилотными вертолётами ОАО «Вертолёты России» Геннадий Бебешко.

• Такой поворот к отечественному производителю президент России Дмитрий Медведев объяснил следующим образом: «У нас были определенные проблемы с беспилотными летательными аппаратами, мы были вынуждены принять решение о закупке ряда иностранных образцов. В результате качество отечественных беспилотников существенно улучшилось, потому что наши производители боятся потерять этот рынок». Глава государства отметил, что необходимо «не гарантированное раскассирование денег, а именно выявление наиболее подготовленных производителей в результате конкурентного размещения заказов».

• В целом же планы по оснащению российских ВВС беспилотниками выглядят достаточно внушительно. По словам главкома ВВС генерал-лейтенанта Игоря Садофьева до 2020 года планируется закупить 1,5 тысячи и провести модернизацию более 400 самолётов и вертолётов. А количество беспилотных авиационных систем в составе ВВС должно составить 30% всей военной авиации.
• Плюс, в Сухопутных войсках согласно штатному расписанию в составе каждой бригады «нового облика» должно быть 16 тактических беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

БПЛА «Ласточка» ижевской компании ZALA AERO• С другой стороны, российская армия в вопросе оснащённостью БПЛА достаточно крепко отстала от мировых лидеров. Для сравнения — согласно 30-летнему плану развития ВВС, разработанному Пентагоном, в ближайшие три десятилетия число беспилотников на вооружении США должно увеличиться в четыре раза. В настоящее время американские военные используют около 6800 различных типов беспилотников.
• В свою очередь на недавнем авиасалоне в Чжухае Китай представил более 25 БПЛА собственного производства. При этом первый аппарат был представлен Китаем на этом же авиасалоне всего четыре года назад.

«Сейчас в это трудно поверить, но в 50-80 годы именно наша страна являлась лидером в производстве беспилотных самолетов. Первоначально это были дистанционно управляемые мишени с до- и сверхзвуковой скоростью для советской истребительной авиации, на которых оттачивали свое боевое мастерство наши асы, — говорится в одном из отчётов «Рособоронэкспорта» — Затем появилась разведывательная беспилотная авиация. Разрабатывались БПЛА вертолетного типа и системы на основе привязных аэростатов. С 1970-х годов начались научно-исследовательские работы в области боевых аппаратов, а также беспилотных самолетов с большой высотой и продолжительностью полёта, предназначенных для длительной разведки и применения в составе разведывательно-ударных комплексов…»

• Однако в тот период эти направления не получили развития. И в разгар холодной войны советский авиапром был загружен заказами по производству боевой пилотируемой авиатехники.

Читайте также  АРМИЯ-2016: самолёты без пилотов

• Сложностей на пути к созданию конкурентоспособной продукции у российской промышленности множество. Одной из них, по оценке российской компании «Вега», является отсутствие в России технологий производства малоразмерных двигателей. Такие силовые установки, однако, изготавливаются на Украине запорожской компанией «Мотор-Сич». Компания «Вега» планирует купить эти двигатели и ведёт соответствующие переговоры с украинскими производителями. Не исключается и учреждение совместного предприятия, которое обеспечит силовыми установками российские БПЛА.

• В сентябре 2010 года Анатолий Сердюков объявил, что в России будет развёрнуто производство беспилотников различных типов с участием иностранных компаний. В частности, в России появится совместное российско-израильское предприятие, выпускающее беспилотные аппараты. В нём будет представлена израильская госкомпания Israel Aerospace Industries.
• В результате такого сотрудничества Россия намерена заполучить израильские беспилотные технологии, которые помогут отечественной отрасли сделать шаг вперед в создании БПЛА. Разумеется, производить боевые аппараты Россия у Израиля не научится. Тот создал свой первый ударный БПЛА Harop относительно недавно и такими технологиями делиться вряд ли захочет.

К числу других сложностей можно смело отнести финансирование, дефицит высококвалифицированных кадров, специализирующихся в создании такого вида оборонной продукции, а также, как ни странно, отсутствие чётко проработанной концепции закупки и применения беспилотников. Тем не менее, во всем мире сегодня разведывательные БПЛА стали неотъемлемой частью ведения боевых действий, и российское Министерство обороны отставать от соседей по планете, очевидно, не намерено.
• В нынешней ситуации речь о лидерстве в сфере беспилотников не идет. Пока для армии жизненно важно элементарно не проиграть гонку.

/По материалам arms-expo.ru, rosbalt.ru и topwar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя