Генеральный директор ПАО «Туполев» Александр Конюхов сообщил, что в ближайшей перспективе Министерство обороны РФ получит семь модернизированных стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-95МС. Они поступят в дополнение к одному такому самолету, уже переданному военным в апреле этого года.

Казалось бы, легендарному Ту-95МС, которому в НАТО давно присвоено имя «Медведь», уже пора на покой. Он достиг «пенсионного возраста», поскольку принят на вооружение Дальней авиации больше полувека назад — аж в 1956 году. Однако нынешний Ту-95МС и сегодня отлично выполняет свои задачи. Его модернизированный вариант — фактически новая разработка ОКБ Туполева.

kak_moderniziruyut_rossijskij_tu95ms_1Российский стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС «Медведь»

Дело в том, что в середине 60-х годов был создан противолодочный самолет Ту-142, который тоже стал глубокой модернизацией Ту-95. Было изменено крыло и оперение, установлен новый более мощный двигатель. Также конструкторы наконец-то озаботились условиями работы экипажа, который выполняет многочасовое патрулирование. Например, вместо ведра с ручкой на борту наконец-то появился настоящий туалет. Разумеется, была полностью обновлена авионика.

В конце 70-х годов проведена модернизация Ту-142 в Ту-142М. Впоследствии новые наработки этого проекта были использованы и для создания Ту-95МС. А его производство на Куйбышевском авиазаводе началось в 1981 году. За одиннадцать лет построено 88 стратегических бомбардировщиков. Так что самому «старому» из них 35 лет, самому молодому — 24 года. Для таких машин это не возраст.

kak_moderniziruyut_rossijskij_tu95ms_2Противолодочный самолет дальнего радиуса действия Ту-142М

Следует сказать, что самолет выпускался в двух модификациях — Ту-95МС-6 и Ту-95МС-16. Первый имеет ракетное вооружение, размещенное в бомбоотсеке и на двух подкрыльевых узлах внешней подвески. Таких самолетов было выпущено 31.

А у 57 самолетов Ту-95МС-16 четыре узла внешней подвески ракетно-бомбового вооружения. Помимо этого на них вместо двух пушек АМ-23 установлены две двуствольные пушки ГШ-23Л калибра 23 мм, а также улучшена эргономика кабины.

Таким образом, самым вооруженным является ракетоносец Ту-95МС-16, способный нести 16 крылатых ракет Х-55 различных модификаций. Есть среди них и ракеты с ядерной боеголовкой мощностью 200 килотонн каждая и максимальным отклонением от цели, не превышающей 100 метров. Максимальная дальность стрельбы в зависимости от модификации — в диапазоне от 2000 км до 3500 км.

В настоящий момент на вооружении Дальней авиации РФ 60 ракетоносцев Ту-95МС и Ту-95МСМ (так называются ракетоносцы, прошедшие модернизацию). Три из них, а также 580 ракет Х-55 были выкуплены у Украины в счет погашения долга за поставки природного газа. (всего после распада СССР Украина владела 23-я самолетами Ту-95МС). Подавляющее большинство остальных распилено по требованию США. Два стали музейными экспонатами. А еще два стратегических ракетоносца при Януковиче исчезли в неизвестном направлении.

Читайте также  Авиация ДРЛО. Часть 10

В первоначальном, базовом, варианте ракетоносцы получили современное по меркам 80-х годов приборное оборудование. А также новый двигатель НК-12МП, созданный в ОКБ-276 (ныне — СНТК имени Н.Д. Кузнецова), который стал модификацией НК-12МВ, применявшегося на Ту-95. Он имеет ту же мощность, равную 15 тыс. л.с., но при этом существенно увеличена его надежность и ремонтопригодность. На модернизируемом с 2014 года самолете устанавливается новая модификация двигателя — НК-12МВМ. А также новые четырехлопастные двойные винты АВ-60Т, вращающиеся в противоположном направлении.

Нынешняя модернизация предполагает замену бортовой РЛС «Обзор-МС» на новую РЛС «Новелла-НВ1.021» с фазированной антенной решеткой, установку новой системы отображения информации СОИ-021 (так называемая «стеклянная кабина») и модернизированного бортового комплекса обороны «Метеор-НМ2».

Но, пожалуй, главным является оснащение самолета новыми крылатыми ракетами Х-101 и Х-102. Первая имеет фугасную начинку, вторая — ядерную боеголовку мощностью 250 килотонн.

Уникальная сверхдальняя ракета «воздух-поверхность» создавалась на КБ «Факел» более десяти лет. Конструкторам удалось совместить в ней дальность полета в 5500 километров и круговое вероятное отклонение в 5−6 метров. При этом ракета имеет изменяемый профиль полета и сниженную заметность (ЭПР порядка 0,01 кв.м.), благодаря чему способна прорывать ПРО противника. Высоты, на которых проходит полет, — от 30 м до 10000 м. Максимальная скорость — околозвуковая. Масса боевой части неядерной Х-101 — 400 кг.

Ответ Boeing Company

Что же касается «симметричного» нашему американского стратегического бомбардировщика B-52 Stratofortress, то вот здесь вполне правомерно обсуждать «преклонный возраст». Первая модификация принята на вооружение на полгода раньше, чем Ту-95 — в 1955 году. Выпуск последней модификации «Стратосферных крепостей» прекращен в 1962 году. И, следовательно, самому «молодому» B-52H сейчас 54 года.

kak_moderniziruyut_rossijskij_tu95ms_3Американский бомбардировщик B-52H

Меньше чем за 10 лет компания Boeing выпустила 744 самолета. В настоящий момент сохранилось 74 из них. Все принадлежат к модификации B-52H. Девять из них на хранении.

Если самолеты предыдущих модификаций были по большей части «чистыми» бомбардировщиками, в состав вооружения которых внедрялись и ракеты небольшой дальности, то B-52H стал прежде всего ракетоносцем. Первоначально на него навесили четыре аэробаллистических ракеты AGM-28. Они имели максимальное почти двухкилометровое отклонение от цели, но зато мощность равнялась 1,5 Мт. В конце концов, дело дошло и до более серьезных крылатых ракет.

Читайте также  Особенности боевой подготовки пилотов ВВС и ВМС США

Компания Boeing выполняла грандиозный заказ Пентагона в форсированном режиме. Модификация сменяла модификацию с кратчайшими промежутками времени. Наибольшая скорость была набрана при разработке и доводке B-52H. Еще во время испытательных полетов пулеметная кормовая башня была заменена на шестиствольную пушку калибра 20 мм. В 1984 году она демонтирована.

В 1962 году на самолет навесили новую систему радиоэлектронной борьбы. Через три года после принятия бомбардировщика на вооружение были заменены двигатели на более надежные.

В начале 70-х начали внедрять оптико-электронные обзорные системы. При этом вооружение дополнилось новыми крылатыми ракетами AMG-69. Их дальность составляла всего 160 км, но точность возросла в четыре раза.

Поскольку B-52H появился значительно раньше, чем Ту-95МС, то он многократно перевооружался более современными ракетами. Вслед за AMG-69 пришла AMG-86. И в начале 90-х годов пришел черед AMG-129А.

Необходимо сказать, что B-52H, как и российский «Медведь», способен применять широкий набор ракет и бомб, включая свободно падающие. Однако наша задача состоит в сравнении возможностей двух самолетов как носителей оружия сдерживания. То есть — ядерных стратегических ракет. Поэтому нашу новейшую ракету Х-102 сравним с последней и наиболее серьезной американской ракетой AMG-129А.

Американская принята на вооружение в 1990 году. Ее мощность — 150 кт. Дальность вполне приличная — 3700 км. Но это в полтора раза меньше, чем у Х-102. Круговое вероятное отклонение — 50 м. Для ядерного варианта разница с российской ракетой, у которой КВО равно 5−6 м, несущественна. Но для обычной боеголовки такой проигрыш имеет значение. Малозаметность равная — ЭПР равна 0,01 кв.м.

Но! Все это было справедливо до 24 апреля 2014 года, когда на авиабазе Tinker была уничтожена последняя AMG-129А по причине снятия этих ракет с вооружения. И теперь самая серьезная ракета в арсенале В-52Н — AMG-86B. Ее возможности существенно скромнее:
— дальность — 2400 км
— мощность ядерного заряда — 150 кт
— КВО — 80 м

kak_moderniziruyut_rossijskij_tu95ms_4

Последняя модернизация самолета, начавшаяся в 2007 году, заключалась в установке подвесного контейнера тепловизионной системы переднего обзора и лазерного наведения для боеприпасов малой дальности.

На очереди замена РЛС APQ-166, которой уже больше 30 лет. Также обсуждается возможность интегрирования самолета за счет повышения возможности бортового компьютера в единую информационную сеть Пентагона с целью взаимодействия с наземными, морскими и космическими войсками.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

 

7 КОММЕНТАРИИ

  1. Ну если отбросить молодцов-конструкторов наших ракет, то на их фоне туполевцы сделали более молодую машину с худшими характеристиками чем часто обсмеиваемый в наших сми старичок б-52. Пустой весит больше, а нагрузки берет меньше примерно на 25%. Над чем нам смеяться?
    Кроме того, было бы недурно оперировать кроме дальности и мощности ракет, их предполагаемым количеством. Сколько ориентировочно X-101 и X-102 можем выпустить мы, сколько по нам могут выпустить AMG-86B? В открытом источнике называется число AMG-86В с ядерной боеголовкой около 1100 шт и около 700 шт с фугасной. И старичок берет до 20 ракет на борт. А тушка берет до 8 ракет x-101/102 на внешних пилонах, ибо во внутренние отсеки она не вмещается. И верить, что их сделано под тысячу- наивно. Поэтому статья однобоко освещает события и не показывает картины в целом.

  2. Здесь не только однобокость, здесь надо продемонстрировать: Вот смотрите мы ажн 7 штуковин развалюх передали в Минобороны, да ишшо ОДИН!!! уже в войсках!!! При этом от самого КБ Туполева остались Рога и Копыта. Сменяли там и гендиректоров, и президентов, толку НОЛЬ.

    Американцы правильно сделали, что ДАВНЫМ-ДАВНО прекратили выпуск B-52, но зачем тогда его оставили на боевом дежурстве? У них же есть B-1b, B-2 Spirit. При нехватке запчастей для B-52 техники занимаются «каннибализмом» и это в США. Имеется ввиду, что лётные образцы B-52 ремонтируют, снимая запчасти с уже не летающих B-52, ну уже один якобы годный к полётам рухнул, от старости, и от профессионализма дебильных техников.

    Если мы не хотим наступать на эти же грабли, нам надо менять Ту 95МС на летающее крыло, первый полёт которого запланирован…..на 2023 год, тут осталось ждать мать вашу всего-то…7 лет.

  3. Аналог американской AMG-86В — наша х-55 и ее модификации. На ТУ-95 их влазит 16 шт. Сколько их у нас? Черт знает, но в 1999 Украина передала России, как уплату за газ 575 ракет Х-55 и Х-55СМ. В 2012 году планировалось начать производство и обслуживание двигателей для данных типов ракет в России.
    Но вот почему на ТУ-95 не поставят более современные двигатели это вопрос. Видимо, нет ничего подходящего. И 4 наших турбовинтовых монстра жрут керосина едва ли не больше, чем 8 американских турбореактивных.

  4. Вы правы. Но статья то подается как? Типа эти тупицы сняли с вооружения более дальнюю ракету и остались с носом. А вот наша новейшая летает в 2 раза дальше… Было бы справедливо тогда в статье просто сравнивать приличные арсеналы X-55 и AMG-86B. Только еще старичка не засирать, ибо до его летных данных более новый ту-95мс нихера не дотягивает и близко.

  5. Многие «одноклассники» амерские превосходят наши по бомбовооруженности. Также с су25 и тандерболт а10, миг29 и ф16.

  6. У бомбера одна из важнейших характеристик- возимый вес этих самых бомб. Пусть он будет сверхзвуковой и сверхвысотный и самый большой в мире. Главное — сколько бомб он потянет на большие расстояния. И тут старичок всецело делает нашего нестаричка. Истребители и штурмовики- несколько иная специфика.

  7. Ту 95МС пора на покой? Удивительные познания, только вот неувязочка, заменить этого монстра нечем. ЛК появится только к 2024 году, это минимум 7 лет эксплуатации, причём все сроки принудительно увеличивают, невзирая на старость машины. Позор минобороны, позор КБ Туполева которое с 2009 года никак не доделает ЛК, в общем пока для 95 го Ту нет альтернативы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя