За последние годы Арктический регион постепенно превращается в арену не только экономического, но и вооруженного противостояния. По мере того как климат Земли претерпевает изменения и высокие широты становятся более пригодными для жизни, многие страны, среди них Россия, стремятся создавать там и хозяйственную, и военную инфраструктуру.
Всего за несколько лет российское руководство воссоздало старые и развернуло новые военные базы, более того – раскрыло зонтик противовоздушной и противоракетной обороны над Арктикой. В составе отечественных Вооруженных Сил появилась уникальная часть – 80-я отдельная мотострелковая бригада, призванная выполнять задачи в условиях Крайнего Севера.
В борьбе за Арктику от России не отстают Соединенные Штаты, Канада, Норвегия и Великобритания, также активно разворачивающие на своих северных территориях новые части и подразделения, строящие аэродромы, морские базы и другие объекты инфраструктуры, постоянно проводящие учения.
Нельзя не отметить, что страны, имеющие доступ к Арктике, располагают обширным опытом боевых действий в приполярных регионах. Еще в годы холодной войны СССР держал на границе с Норвегией достаточно сильную ударную группировку, а американские и английские морские пехотинцы два раза в год проводили учения совместно с норвежцами, отрабатывая отражение массированного наступления Советской армии.
В последние несколько лет военное противостояние из приарктических регионов постепенно уходит выше, приближаясь к Северному полюсу. Он привлекателен для размещения различных разведывательных комплексов, систем наблюдения и предупреждения, другой военной инфраструктуры, которую в случае начала боевых действий придется уничтожать, а это, надо признать, нетривиальная задача.
Несмотря на то, что по международному праву Северный полюс и прилегающий к нему регион Северного Ледовитого океана не принадлежат ни одной стране, а пять окружающих этот регион арктических государств – Россия, Канада, Норвегия, Дания (через Гренландию) и США обладают правами только на 370-километровую исключительную экономическую зону у своих берегов, Вашингтон и Оттава проводят эксперименты по поиску военных объектов с помощью беспилотных летательных аппаратов на приполярных территориях. К макушке Земли начали подбираться силы специальных операций. Это, в частности, бойцы американской DEVGRU, их коллеги из Канады – военнослужащие Объединенной тактической группы 2 (Joint Task Force 2) и даже спецназовцы британского 22-го полка САС, постоянно участвующие в совместных учениях с американскими коллегами.
Не отстает и Россия. По некоторым данным, разведывательно-десантная рота, входящая в состав разведбата 80 омсбр, будет обучена ведению боевых действий на дрейфующих льдах в приполюсном районе, начинают освоение этого региона и бойцы командования сил специальных операций.
Белый ТВД
Западные подразделения специального назначения пока только присматриваются к Северному полюсу, проводя различные марши без отработки каких-либо боевых задач. Судя по открытым публикациям, речь идет о первом этапе адаптации спецназа к полюсу, в ходе которого необходимо получить общие навыки, подобрать подходящую экипировку и форму одежды.
Как отмечают американские и канадские специалисты, опыт боевой работы в приполярных регионах малоприменим на полюсе. Попытки реализовать ранее полученные в Арктике наработки не увенчались успехом. Поэтому все приходится создавать с нуля.
По такому же пути пошло и руководство российского военного ведомства. Работа над боевыми документами, регламентирующими действия разведчиков, спецназовцев и бойцов КССО, только началась. А пока военнослужащие ВДВ и КСОР ОДКБ выполнили несколько маршей и парашютных прыжков в высоких широтах.
Весной нынешнего года группа инструкторов размещенного в Гудермесе учебного центра сил специальных операций стала первой, кто провел боевые учения в районе полярной станции «Барнео». Бойцы в течение четырех недель автономно отрабатывали различные боевые задачи, в том числе десантировались с парашютом, вели разведывательно-поисковые операции, обнаруживали и ликвидировали отряды вероятного противника, его базовые лагеря.
Можно смело утверждать, что на сегодня российские силовики серьезно опережают западных коллег в освоении Северного полюса и уже имеют уникальный опыт проведения учений и отработки боевых задач в этом регионе. Так в чем же особенности арктических спецопераций? Сотрудники учебного центра сил специальных операций согласились поделиться полученным уникальным опытом с «Военно-промышленным курьером».
Принято считать, что этот регион – сплошная ледово-снежная пустыня с относительно ровной поверхностью. Это далеко не так. Везде нагромождения торосов, значительно затрудняющие передвижение бойцов, особенно если они с тяжелым грузом. При этом лед движется, из-за чего зачастую образуются многокилометровые трещины, которые сложно преодолеть или обойти.
Низкая температура воздуха, постоянно меняющаяся погода, снежные бури, полярные ночи – далеко не все явления природы, которые значительно осложняют бойцам спецподразделений выполнение задач. На полюсе почти весь окружающий рельеф местности белого цвета, это негативно сказывается на визуализации. Если в обычных условиях человеческий глаз привязывается к различным объектам, к примеру строениям, деревьям, дорогам, другим предметам, то на полюсе без адаптации и специальной подготовки это не получится.
Лучше ног только лыжи
В настоящее время снабжение научных экспедиций и полярных станций с Большой земли осуществляется самолетами, взлетающими и садящимися на специально подготовленные полосы. А в приполярном районе основными транспортными средствами остаются вертолеты, снегоходы и специальные машины на гусеничном ходу, известные как «ратраки».
Для спецназовцев наиболее оптимальный вариант заброски в район полюса – прыжок с парашютом. Следует отметить, что экспедиционный центр Русского географического общества, уже более десяти лет работающий в полярном регионе, ежегодно разворачивает дрейфующий ледовый лагерь – упомянутую станцию «Барнео».
Десантирование в высоких широтах предъявляет особые требования к экипировке бойцов, так как при неправильной подгонке одежды очень велика вероятность получить сильнейшее обморожение еще в воздухе.
Из-за проблем с визуализацией местности при прыжке необходимо постоянно сверяться с высотомером. Но когда до земли остается менее ста метров и прибор прекращает работу, полагаться остается только на свои инстинкты и личный опыт.
Эффективны на Северном полюсе вертолеты. Правда, их применение тоже сопряжено с определенными трудностями, так как при работе винт машины поднимает в воздух снег и мелкие осколки льда, серьезно затрудняющие ориентацию.
В экспедиции на полюс инструкторы учебного центра отработали тактическое использование снегоходов, которые показали себя с лучшей стороны. Закрепив за машиной сани, можно легко перевезти не только всю группу, но и ее имущество, а если правильно рассадить бойцов, то они будут готовы в любой момент вступить в бой.
И все же Северный полюс – отдаленная территория, на которую доставка техники сама по себе серьезная проблема. Поэтому пока основным способом перемещения остаются пешие марши и лыжи.
Твой белый автомат
Снег, торосы и постоянный белый фон надежно скрывают противника, поэтому на полюсе не обойтись без специальных прицелов, приборов ночного видения, инфракрасных осветителей и других специальных средств наблюдения. Но любая электроника требует источников питания, а в сверхнизких температурах ни батарейки, ни аккумуляторы долго не живут – и это одна из самых больших проблем. Ведь помимо приборов наблюдения и прицелов спецназовцы еще несут радиостанции, сигнальные средства, навигационное и другое электронное оборудование.
Как признаются инструкторы центра, поработать над «электрической» проблемой во время учений пришлось достаточно много, но выход из сложившейся ситуации был найден и до окончания командировки все работало стабильно, без сбоев.
С одной стороны – белый фон отлично помогает маскироваться, но с другой – малейшая ошибка выдаст твое положение, ведь вероятный противник также использует против тебя современные средства разведки и наблюдения. Поэтому для успешного выполнения поставленных задач надо не только использовать маскхалаты, но и маскировать оружие, закрывать свое снаряжение. По рекомендации инструкторов центра, маскируя автоматы, пулеметы и снайперские винтовки, надо не просто красить их в белый цвет, так как толку от этого мало, все равно будут видны ровные линии оружия, а наносить узор, схожий с камуфляжем надетого на тебя маскхалата. Стандартная оружейная краска не выдерживает сверхнизких температур, но инструкторам центра удалось подобрать специальный состав для высоких широт.
Приполярные хитрости
Высоко в горах и в зимнем лесу проблема обеспечения питьевой водой решается достаточно просто – снег или лед растапливается на костре или специальных горелках. Но на полюсе большая часть льда соленая. Поэтому если под рукой нет снега, выручает лишь знание типов льда: специалист по цвету и фактуре легко определит, соленый лед перед ним или пресный.
Зато проблема питьевой воды на полюсе стоит не так остро, как на материке. Правильно подобранная одежда в сочетании с низкими температурами даже при больших физических нагрузках не вызывает сильного потоотделения, и организм теряет жидкость не так активно, как, к примеру, в горах.
По этой же причине для выполнения поставленных задач спецназовцам лучше надевать на себя не куртки и штаны из софтшела, хорошо выводящие влагу, а мембранные костюмы, которые гораздо надежнее защищают от ветра.
Как отметил один из инструкторов центра, на Северном полюсе лучше всего жажду утоляют, как это ни странно звучит, газированные напитки типа колы. Конечно, брать газировку на боевую задачу не стоит, но в условиях лагеря ее можно употреблять свободно.
При работе на полюсе не рекомендуются различные сублимированные продукты. Вообще здесь нужна специальная диета, подбираемая исходя из физиологических особенностей каждого человека. Важно сочетать калорийную и высокоэнергетическую еду. По словам инструкторов, хорошо показали себя шоколад и мясные чипсы.
В условиях полюса не рекомендуется использовать палатки, так как даже хорошая ткань не позволяет на низких температурах, сочетающихся с сильным ветром, долго удерживать тепло. Не спасет палатка и от нападения белых медведей, для которых разорвать защитный материал не составит труда. Поэтому надо строить специальные укрытия из снега, аналогичные эскимосским иглу. Пусть они сооружаются несколько дольше, чем ставится палатка, но обеспечивают комфортную температуру внутри и при правильной постройке выдерживают взрослого зверя.
При развертывании лагеря нужно выставлять охранение не только для защиты от противника, но и для предотвращения нападения белых медведей. По этой же причине личное оружие должно быть всегда с собой, ведь медведи менее предсказуемы, а значит, более опасны, нежели вражеские спецназовцы. Но главная задача при встрече с краснокнижным животным – отогнать, а не убить.
/Алексей Михайлов, vpk-news.ru/