Более года прошло со дня парада в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Именно тогда – 9 мая 2015 года в момент прохождения по Красной площади впервые всеобщему вниманию предстали новейшие российские танки Т-14 «Армата», появление которых вызвало по-настоящему огромный интерес, причём не только в России. Сразу же после первого официального появления новейших танков началось обсуждение того, сколько Т-14 готово закупить министерство обороны России для танковых частей, и во сколько такие закупки обойдутся казне главного оборонного ведомства.

t14_armata_v_ozhidanii_serijnykh_postavok_1

Накал вопроса повышался ещё и в связи с тем, что изначально озвучивалась более чем внушительная цена танка Т-14 «Армата» — 500 млн. рублей. И после появления таких цифр в прессе и после заявлений в том числе и официальных представителей предприятия-изготовителя («УВЗ») резко возросло число скептиков, заявивших, что при всех заявленных качествах и характеристиках нового российского танка эти качества и характеристики оттеняются астрономической ценой.

Обсуждение полумиллиардной цены Т-14 шло весьма активно. И чем большей была активность, тем чаще встречались конспирологические заявления о том, что Минобороны может и вовсе ограничиться мелкой партией «Армат», больше сосредоточившись на закупке Т-90 или модернизированных Т-72 (до версии Т-72Б3).

Полгода назад – 25 января 2016 года – официальные представители «УралВагонЗавода» опубликовали материалы, в которых говорилось о реальной цене танка Т-14 «Армата». Тогда выяснилось, что цена эта составляет примерно 250 млн. рублей. То есть уже в два раза ниже конспирологических значений более раннего информационного периода. По тогдашнему курсу 250 млн рублей – около 3,5 млн долларов, по курсу нынешнему – около $3,85 млн.

Озвученная цена делает Т-14 «Армата» однозначным лидером по сочетанию «цена-заявленные характеристики» среди всех современных танков в мире. Для сравнения: российский Т-14 примерно в 2 раза дешевле немецкого Leopard-2, в 2,2-2,3 раза дешевле американского Abrams M1A2SEP и почти втрое дешевле французского «золотого» AMX-56 Leclerc. Сопоставим Т-14 «Армата» по цене с всеобщей израильской гордостью – танком Меркава Мк4 (около 4,2-4,5 млн. долларов вместе с комплексом активной защиты Trophy). Однако, по большому счёту, все эти зарубежные танки вряд ли можно отнести к полноценно современным (танкам нового поколения). Та же Меркава Мк4 поступает на вооружение израильской армии около 12 лет.

Читайте также  Каким будет будущий российский танк «Армата»

t14_armata_v_ozhidanii_serijnykh_postavok_2 Меркава Mk4

Но одно дело сравнивать ценовые характеристики российского Т-14 «Армата» с зарубежными «аналогами» (если термин «аналог» в данном случае вообще позволительно применять), и совсем другое дело оценивать реальную покупательскую способность российского Минобороны при учёте известных экономических трудностей, с которыми страна столкнулась в последние годы.

Недавние заявления отдельных представителей информационного сообщества и даже главного оборонного ведомства страны по поводу того, что, мол, на данном этапе вполне можно обойтись и парой сотен модернизированных Т-72, а уж только потом подумывать о закупке Т-14, вызвали определённую взволнованность. С одной стороны, танк уже был продемонстрирован, включая его возможности по ведению огня и поражению целей, с другой стороны – всё же достаточно высокая по внутренним меркам цена, не позволяющая начать активные закупки Т-14 «Армата» для Вооружённых сил.

Свежая информация от представителей «УралВагонЗавода» заключается в том, что на данный момент идёт поиск компромисса, связанного с закупками МО РФ определённого числа новейших танков. Такого рода компромисс выливается в решение о приобретении изначальной партии «опытных» «Армат». Партия эта, по некоторым данным, составляет несколько десятков единиц, испытания отдельных бронемашин уже ведётся. С 2017 года планируется начать серийные закупки и на основании озвученного компромисса – чем активнее МО РФ будет вести закупки Т-14, тем дешевле контракт может в итоге обойтись.

В общей же сложности до 2025 года Минобороны планирует потратить на закупку новейших танков более 0,6 трлн рублей. Это позволит закупить около 2,3 тысяч Т-14, включая учёт средств на дальнейшее техническое обслуживание. Получается, что планы главного оборонного ведомства при учёте предложения от «УралВагонЗавода» при их выполнении позволят обновить парк танковой техники ВС РФ танками Т-14 «Армата» примерно на четверть. Серьёзная заявка, если учесть упомянутый заказ ещё и на модернизированные Т-72 (до Т-72Б3).

Читайте также  Новейший танк «Армата» готов раскрыть свою тайну

В принципе, «УралВагонЗаводу» для реализации проекта остаётся выполнять свои обязательства, Минобороны РФ – свои. Однако с некоторых пор у проекта обнаруживаются новые подводные камни, о которых нельзя умалчивать по определению. 17 октября прошлого года «Альфа-Банк» подал иск о банкротстве в отношении Волгоградского металлургического комбината «Красный Октябрь». Казалось бы, причём тут «Армата»? Так ведь именно этот комбинат и занимается производством той самой уникальной брони для всей линейки с использованием платформы «Армата».

Только с начала 2016 года к Волгоградскому «Красному Октябрю» были поданы свыше трёх десятков исков на общую сумму в 11 млрд. рублей. Из этих 11 млрд исковые претензии на 3 млрд рублей предъявляет кипрская оффшорная компания Boonvision Ltd. Гендиректор волгоградского предприятия Дмитрий Герасименко, по некоторым данным, сейчас скрывается от российского правосудия на территории Швейцарии. В материале РБК в своё время сообщалось, что инкриминируемое ему мошенничество на сумму более 65,5 млн евро он считает сфабрикованным. Уголовное дело привело к аресту активов Волгоградского металлургического комбината, при этом г-н Герасименко утверждает, что он «в ближайшее время погасит долги», накопившиеся за последнее время.

Пока, как говорят на УВЗ, поставки спецстали для брони Т-14 «Армата» идут по графику. При этом наличие очевидных финансовых проблем у «Красного Октября» просто по определению не может не вызывать рост рисков. Ведь если процедуру банкротства доведут до конца при нежелании собственника, работающего через оффшорную структуру, погашать долги, то вся система спецпоставок для УВЗ может встать под вопрос. Не стоит забывать, что за ближайшие 8-9 лет «УралВагонЗаводу» предстоит выпустить более 2 тысяч новейших бронемашин, и любой сбой в работе системы может привести как к смещению сроков, так и к удорожанию контрактной партии. А любое удорожание в нынешних финансовых условиях — это дополнительный удар по обороноспособности. Нужны ли России ещё и такие удары? — вопрос риторический…

/Алексей Володин, topwar.ru/

14 КОММЕНТАРИИ

  1. наплодили штаты прокуроров, фсб, а защитить гос. заводы от воров директоров не могут , что нельзя запретить все офшоры , можно , но тогда едросы не смогут уводить сворованные бабки за бугор

  2. Жду ярых сторонников отечественных авианосцев, которые все майки на себе подрали в предыдущих статьях, отстаивая свою точку зрения, что необходимо тратить дикую кучу денег на создание авиков, самолетов для них и инфраструктуру. Когда я комментил про армату, что вызывает большой вопрос кол-во в 2300 шт. с нынешним заказом от МО, мудак-аноним говорил что я тупой, что все будет хорошо и еще большее количество закупят. Аноним, отталкиваясь от РЕАЛЬНОСТИ и ФАКТОВ в статье, что ты имеешь сказать толкового? Без детских фантазий и отвлечения в пустой треп.

      • Наверное к тому, что он захотел прямо сейчас на «Ярослав Мудрый» смертником, бодаться с ордером USS Dwight D. Eisenhower в Средиземном море, пасти АУГ, держа на мушке корабль в 20-ть раз (!!!) больше его по водоизмещению…

  3. Да грустно, что часто громкие планы скатываются непонятно во что. Коль положение финансовое нестабильное, зачем оглашать нереальные планы. От главкомов и командущих слышишь каждый год что через пару лет в армии будет столько-то того и этого. А в реале количество уменьшается или вообще стремиться к единицам. Не нужно сотрясать воздух пустыми обещаниями, а просто пахать и пахать тихенько. ИМХО

    • Денис,я так понял что ты,в своей Бульбондии,все дороги отремонтировал,и у тебя опять появилось время потявкать на Россию.
      А на батьку.слабо потявкать? Или боишься,что он тебе тявкалку вырвет,и обратно в гланды,через одно место,вставит.

  4. Дебилу, не служившему в армии родной страны и боящемуся написать свое имя. Свои тупые измышления на уровне школьника оставь таким же как ты. Тратить свое время на пустой треп с тобой нет смысла.

    • Оно считает что служило в армии, под маминой юбкой. Ты кто такой, что бы я перед тобой оправдывался — рассказывая где и когда я служил. И в отличии от тебя, я по нац квартирам не бегаю…

  5. Когда дело касается фактов, а не пустого трепа, аноним съезжает на уловку идиотов в стиле «у меня есть феррари, но я вам его не покажу из принципа». Не служил ты, не тебе совать свой пятак в околоармейские темы, болезненный или ущербный. Как служить- так инвалид, как пятак совать- так сразу спец. Секрет полишинеля он тут скрывает. Реально взрослый идиот. О каких квартирах речь- понятно только самому идиоту. Я живу с женой в своих квартирах. Какие квартиры в твоем воспаленном мозгу всплывают- лучше разберутся психиатры. И да, на этом сайте околоармейская тематика. Про твои навязчивые дороги и квартиры лучше поведай психиатру. Кроме тебя это здесь никому не интересно.

    • Какой проницательный лай, а что ещё хотеть от тела в стадии скоропостижного климакса,смотри язык не прикуси, а то с женой будешь жить по разным городам, а так хоть 50%, и квартиры.

  6. А факты таковы, что как бы нам не надорваться. Cлишком много чего надо построить, и ледоколы, и арктические группировки, и подлодки. У нас СССР развалился не в последнюю очередь из за того, что много на себя взяли…и надорвались…

    • Младой человек,если бы вы прожили в СССР в восьмидесятые,ОСОЗНАННО,то хрень по поводу надрыва не городили. Да были ошибки,а кто их не делает,-главная причина развала СССР,как и бардака на Украине,ослабление власти,под аплодисменты заклятых партнёров.

  7. А Армата точно вначале будет поставляться вооруженным силам России, а не армиям Китая,Индии и других стран?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя