«Мы не штурмуем вершины. Главное – разобраться в сложном рельефе, выбрать единственно правильный маршрут и перехитрить противника». В часе езды от Грозного, в поселке Борзой дислоцируется 8-я гвардейская отдельная мотострелковая бригада (горная). Ее военный городок на высоте почти 900 метров над уровнем моря сам по себе подчеркивает статус части.

Единственное ровное место – плац, шутят в «восьмерке», все остальное с повышением или понижением. Поэтому даже обычные перемещения по территории части становятся попутной тренировкой. После равнины, походив по городку полчаса, ощущаешь, как с непривычки начинают ныть ноги и появляется отдышка.

«Горцы» – народ особый

В нескольких километрах от поселка Борзой – Итум-Кале и перевал, соединяющий Грузию и Россию. В ясный день блистающие снегом горы, по вершинам которых проходит граница, очень хорошо видны – кажется, что до них рукой подать.

8 омсбр(г) – одна из четырех российских горнострелковых бригад, ее личный состав обучен и экипирован для действий на высотах до 3500 метров. Вместо БМП и бронетранспортеров в мотострелковых батальонах «восьмерки» проходимые и выносливые тягачи МТ-ЛБ, в бригаде нет ни одного танка, а артиллерия представлена легкими и маневренными даже на узких тропках 122-мм самоходными гаубицами 2С1.

v_razvedku_so_strakhovkoj_1

В настоящее время в каждой общевойсковой бригаде или дивизии есть отдельные разведывательные батальоны, в состав которых входят разведроты, действующие на бронетехнике, а также одна разведывательно-десантная, личный состав которой работает глубоко в тылу врага. Но в составе ОРБ 8-й бригады не просто РДР, а разведывательная рота альпинистская специальная, личный состав которой обучен устраивать засады и вести поиск на любых высотах.

«По сравнению с обычными разведывательно-десантными ротами мы можем решать куда более широкий круг задач. Перевалы, ледники, ущелья, отвесные скалы – везде работают наши разведчики-альпинисты», – рассказывает начальник штаба разведывательного батальона 8-й бригады.

Личный состав альпинистской роты также проходит воздушно-десантную подготовку и может действовать как разведывательно-десантные подразделения общевойсковых бригад и дивизий. Но в первую очередь разведчики-альпинисты – высококлассные горные стрелки, для которых нет преград. Более того, как скромно признаются в бригаде, личный состав специальной роты привлекается к выполнению боевых задач в неспокойных местностях Северного Кавказа.

Помимо высокогорных разведчиков в 8 омсбр есть еще одно интересное подразделение – взвод специального назначения в составе стрелковой роты снайперов. Его бойцы не просто альпинисты, но в первую очередь высококлассные снайперы, работающие на горных вершинах и перевалах.

«В моей роте это самый вооруженный взвод. Помимо обычных СВД и бесшумных ВСС есть еще высокоточные снайперские комплексы, а также крупнокалиберные АСВК. Военнослужащие проходят специальную высокогорную подготовку», – докладывает командир стрелковой роты снайперов.

Берег левый, берег правый

«Сейчас мы готовимся к участию в конкурсе «Эльбрусское кольцо». Будем соревноваться с другими горными стрелками, разведчиками и спецназовцами. Но в своих силах уверены», – говорит командир разведывательной группы роты альпинистов, которая будет представлять бригаду на соревнованиях.

Участвующие в них разведчики отрабатывают прохождение специальной полосы препятствий, переправу через горные реки, другие важные элементы боевой и специальной подготовки.

«Для работы высоко в горах, к примеру на Эльбрусе, такой элемент, как переправа, не нужен. Но когда мы выполняем боевые задачи, переправляться через реки приходится довольно часто, – поясняет разведчик. – С виду технология достаточно простая, но это только на первый взгляд. Сначала реку форсирует один боец. Его страхуют двое, один выше по течению, другой напротив точки перехода. На другом берегу лидер делает станцию, крепит веревки, которые на нашей стороне вяжутся специальным самосбрасывающимся узлом. Сначала переправляются люди, а потом, когда останутся два-три человека, отправляют челноком рейдовые рюкзаки. На самосбрасывающемся узле уже заготовлены карабин и веревка, позволяющие «убрать концы», когда последний человек переправится».

Читайте также  Россия обязана сохранить возможность уничтожения США как цивилизации

И все же, признаются бойцы-разведчики, работать на крутых травянистых склонах, преодолевать реки и даже скальные участки в среднегорье проще, чем выполнять задачи высоко в горах – на горных перевалах, ледниках и снежниках.

v_razvedku_so_strakhovkoj_2

«Передвигаться на высотах более 3500 метров очень тяжело. Начинается гипоксия – кислородное голодание, возможно появление горной болезни. Нужны акклиматизация, серьезная практика высотных восхождений», – делится опытом боец-альпинист.

Ошибочно считать, что бойцы специальной альпинистской разведывательной роты – этакие Рэмбо.

«Главное для разведчика – скрытность. Мы не штурмуем вершины, перевалы, ледники. Задача выйти незаметно, оборудовать НП и вести наблюдение. В исключительных случаях организовать засаду или налет и сразу же отойти», – отмечает начальник штаба разведывательного батальона, сам в прошлом командир альпинистской роты, на счету которого не только многочисленные учения, но и выполненные боевые задачи.

Работа разведчика-альпиниста требует отличной физической формы и профессиональной подготовки, а главное – умения разобраться в сложном рельефе местности, выбрать единственный правильный маршрут и перехитрить противника.

v_razvedku_so_strakhovkoj_3

«Туристы ходят по уже маркированным трассам. Даже на Эвересте проложены тропы, по которым водят коммерческие группы. Но разведчику надо найти такой путь, чтобы незаметно выйти в заданное место. При этом учесть множество факторов, главные из них – погода и рельеф местности», – объясняет командир развед-отделения.

Нельзя забывать, что против разведчиков будет действовать не менее опытный противник, который также может предугадать возможные пути прохода группы и перекрыть их. Надо обойти вражеские заслоны, оставшись незамеченным.

«Достаточно сложный элемент боевой работы разведчика на высокогорье – преодоление вертикального скального или ледового участка. Здесь мало подняться, надо еще и вести наблюдение за противником, а в случае необходимости отбиться от него и отойти без потерь. На точке выхода на сложный скальный рельеф организуется круговая оборона. Потом запускается лидирующий – наиболее подготовленный в свободном лазании боец. Он прокладывает трассу, устанавливает скальные крючья и страховку. А потом сверху прикрывает подъем группы», – раскрывает профессиональные секреты альпинист-разведчик.

Заоблачный снайпинг

«Высоко в горах две-три снайперские пары легко смогут перекрыть перевал или проход. Но на больших высотах мы не всегда работаем классической снайперской парой. Часто, чтобы подняться в горы, приходится действовать в связках по три человека», – рассказывает снайпер из состава взвода специального назначения.

v_razvedku_so_strakhovkoj_4

Снайперская стрельба в горах – совсем не то, что на равнине или в лесу. «Воздух разряжен, поэтому пуля летит чуть дальше и быстрее. Соответственно прицел надо брать ниже. Плюс к этому в горах очень сильный ветер и неравномерное распределение температуры, – говорит снайпер. – На равнине с 700 метров я ростовую фигуру возьму без всяких проблем. Но в горах для снайпера самое плохое – погода. Редко бывает видимость 700 метров, максимум – 200–300. Причем за день погода может поменяться три-четыре раза».

Другая сложность – подготовить позицию. «Чтобы продержаться на большой высоте несколько дней, надо оборудовать из снега специальное укрытие – на скале или обычном снегу выдержишь всего несколько часов. Но устроиться надо так, чтобы тебя не было заметно, а ты хорошо видел цель. Также важно, как можно меньше двигаться, чтобы не расходовать силы и не тратить воздух», – признается опытный снайпер.

Читайте также  Как развалить армию

Но трудности преодолимы – все зависит от профессионализма и опыта работы в горах. На первом этапе снайперы проходят основы применения СВД на специальных курсах. Успешно их окончившие отправляются уже в Солнечногорск, в школу снайперов.

Если на курсах дают азы, то в «Солнышке» учат прикладной работе. Очень много внимания уделяется стрельбе из СВД с так называемым выносом. И только бойцы, успешно отработавшие СВД и получившие сертификаты об окончании курсов, после сдачи экзаменов допускаются к освоению высокоточных снайперских комплексов.

Горы не для дилетантов

Азы альпинизма разведчики и снайперы постигают в специализированном горном учебном центре, расположенном в поселке Терскол в Приэльбрусье. В течение года военнослужащие разведывательной альпинистской роты и взвода снайперов специального назначения несколько раз наезжают сюда зимой и летом. В зависимости от этапа программы обучения каждый визит занимает от двух до трех недель.

v_razvedku_so_strakhovkoj_5

Учебный курс в Терсколе разбит на три уровня. Первый – ознакомительный: травянистые склоны, азы работы с веревкой и обвязкой, прохождение так называемой скальной лаборатории, начальные ледовые занятия. На втором уровне – восхождения, завершающиеся сдачей на значок «Альпинист России». На третьем этапе обучаемый становится инструктором и получает опыт работы с малыми группами, а также методической организации занятий.

Наставники – титулованные российские скалолазы, руководители Федерации альпинизма России.

«На первом этапе проходим так называемую советскую школу. Самостоятельно делаем все из веревки, учимся вязать узлы, обвязки, самостраховку. Это сложно и нудно. На первых порах на фоне физической усталости, когда не получается, реально бесит. Но потом появляется ловкость рук, начинает работать голова», – вспоминает разведчик-альпинист.

Все три уровня подготовки в центре «Терскол» очень насыщенные. К примеру, до обеда – горная переправа, потом сдается норматив. Все строго на время. А уже после обеда – скалолазание. Инструкторы показали, как подниматься, как спускаться, бойцы отработали. И опять сразу же сдача норматива.

v_razvedku_so_strakhovkoj_6

«Скальная лаборатория» – участок склона, где уже проложены маршруты различной сложности. Также приходится осваивать горные лыжи, причем не только спуск, но и подъем с помощью прикрепленных полос камуса, облегчающих путь вверх.

Второй уровень обучения завершается восхождением на вершину Эльбруса. Сначала военнослужащие доходят до скалы Пастухова, потом до так называемых Бочек, а там уже, если позволяет погода, берут вершину самой высокой горы Европы.

«В нашу штатную горную экипировку входят кошки, карабины, страховочная обвязка, альпеншток, набор ледорубов, лыжи и снегоступы. На восхождение идем связками по два-три человека. Несем групповой комплект, в частности аптечку и 50 метров веревки, палатки из расчета одна на три человека, скальный молоток», – перечисляет альпинист-разведчик.

Для питья и приготовления пищи военнослужащие с помощью горелок топят лед и заливают в термосы. Из продуктов предпочтение отдается кисло-сладким и высококалорийным, сгущенному молоку. На восхождения рекомендуются сухофрукты и вяленое мясо.

«Обязательно берем с собой в горы лимон. Он помогает, когда накапливается утомление и в мышцах образуется избыток молочной кислоты. И конечно, карамельки. Идти с ними как-то веселее, да и жажду они притупляют. Сейчас есть специальные горные пайки. Там все очень калорийное, много сублимированных продуктов, мясо, на десерт – перетертый чернослив с орехами, различные паштеты», – подытоживает альпинист-разведчик. И сглатывает слюну.

/Алексей Рамм, vpk-news.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя