Какие идеи используют конструкторы, чтобы уменьшить «заметность» грозных машин?
Вячеслав Халитов, заместитель гендиректора корпорации «Уралвагонзавод» по спецтехнике, сообщил об испытании 20 танков «Армата». По его словам, поверхность боевых машин имеет специальное покрытие, которое вводит потенциального противника в заблуждение и/или усложняет идентификацию техники.
Понятное дело, что инжиниринг «Арматы» строго засекречен. В то же время упоминание Халитова о GALS-технологии позволяет оценить степень кооперации Уральского КБ транспортного машиностроения, НИИ Стали и других смежников. Короче говоря, стороны учитывали «инженерные интересы» в реальном времени еще на стадии проектировании. Речь идет о промышленной стратегии, когда группа компаний объединяется в одно целое для решения конкретной задачи. При этом осуществляется постоянный электронный обмен идеями и проектами, дабы достичь оптимальных показателей и одновременно снизить денежные издержки. В целом переход на GALS-технологии выводит российский ВПК в число наиболее технологически продвинутых корпораций, использующих самые современные «бизнес-модели».
Боевой танк (ОБТ) Т-14 «Армата»
Таким образом, борьба за «невидимость» «Арматы» шла комплексная и, главное, не так, как раньше, когда о тех или иных технических решениях смежники узнавали постфактум.
Итак, перед проектировщиками ставились довольно жесткие задачи по маскировке «Арматы». И судя по всему, результаты обнадеживают. В радиолокационном диапазоне заметность нового танка снижена примерно в четыре раза, в тепловизионном — ориентировочно в три раза, в том числе и за счет специального покрытия.
Другими словами, противник, вооруженный самыми современными инфракрасными и радиолокационными приборами, может принять «Армату» на средней дистанции, скажем, за небольшой автомобиль, или вообще не увидеть. Очевидно, речь идет об определенном расстоянии, преодолев которое «безобидная машинка» неожиданно превращается в многотонного стального монстра.
Отметим, что не только в России ведутся работы по уменьшению заметности бронетехники. Обзор иностранной литературы по маскировке танков показал, что многие страны давно и упорно работают над этой темой. В частности, в Англии еще 10 лет назад была испытана технология, которая делала танк «Челленджер-2» визуально невидимым за счет передачи постоянно меняющего изображения на его светоотражающую поверхность.
В издании The Sun рассказывается о задних видеокамерах и кинопроекторах, которые транслировали на лобовую часть корпуса машины картинку, снятую сзади танка, например, степи, по которой он едет. Так, на фотографии испытания «Челленджера-невидимки» в чистом поле вместо танка заметно лишь небольшое темное пятно, похожее на человека, одетого в черную одежду. Судя по размерам военного джипа «Снетч», стоящего рядом, снимок сделан на расстоянии двести метров. Эта технология до сих пор держится в строгом секрете, хотя и не подтвердила свою эффективность.
Несмотря на кажущуюся простоту, системы «невидимого танка» очень сложны. Они включают в себя применение так называемого идеального объектива и метаматериалов*. Автором этого проекта считается сэр Джон Пендри Брайан, профессор теоретической физики твердого тела в Имперском колледже Лондона. Первые обнадеживающие результаты были представлены еще в 2005 году — с обещанием довести это дело до ума за несколько лет. Однако воз и ныне там.
В 2011 году англичане заявили о новой технологии, которая тоже делает танк менее заметным для зрения человека. Шон Плату, военный корреспондент Telegraph, пишет, что британцы пытаются для этого адаптировать технологию электронных чернил (e-ink). В отличие от обычных форм камуфляжа, раскраска на корпусе будет меняться в соответствии с обстановкой. «Очень сложные электронные датчики, прикрепленные к броневому корпусу, будет проецировать изображение окружающей среды на внешнюю поверхность транспортного средства, помогая ему слиться с ландшафтом и уклониться от атаки, — именно так Шон Плату поясняет идеологию английского танка-невидимки. — Всё это позволит машине вписаться в окружающую местность точно так, как это делают хамелеоны или кальмары». Новая технология получила название «е-камуфляж».
Скептики утверждают, что достичь реального эффекта невидимости так и не удалось, несмотря на серьезные инвестиции. «То, что хорошо для шоу, не годится для боя, — пишет на условиях анонимности офицер, который, как он утверждает, присутствовал на испытании. — Четверть внутреннего пространства танка пришлось отдать для вычислительного комплекса, с набором чрезвычайно мощных видеокарт. Всё это очень ненадежно и запредельно дорого. ИМХО**, по крайней мере, с нашим нынешним уровнем технологий подобные средства пока являются научной фантастикой. Вы не можете „обклеить корпус электронной бумагой“ и утверждать, что создали невидимый танк. Это просто глупо. Ракеты и инфракрасные датчики не очень заботятся о том, как танк выглядит для невооруженного глаза. Что касается „Арматы“, то её незаметность еще не подтверждена в реальных боях. На бумаге многие вещи выглядят удивительными, но зачастую реальность совсем иная. Россияне, конечно, квалифицированные оружейники, так что, возможно, их танк будет хорошим. В любом случае, я не думаю, что мы увидим танковые сражения между Великобританией (или НАТО) и Россией».
Еще один танк, который может претендовать на роль машины-невидимки, — польский танк PL-01. Правда, пока речь идет скорее о концепте, чем о реальной технике. По замыслу его идеологов, 35-тонная бронированная машина полностью покрыта специальными плитками, которые меняют свою температуру, чтобы соответствовать окружающему тепловому фону.
В целом, идея PL-01 состоит в том, чтобы попытаться устранить инфракрасную, радиолокационную и визуальную сигнатуру традиционного танка, маскируясь под внешнюю среду. Любопытно, что разработчики из польского консорциума компаний OBRUM, Bumar и Huta Stalowa Wola совместно с британской корпорацией BAE Systems утверждают, что их главная цель — чисто коммерческая. Иными словами, речь идет о «рыночном» танке исключительно для продаж.
«Подавляющее большинство датчиков целеуказания на поле боя сегодня рассчитано на инфракрасный диапазон электромагнитного спектра, — пишет военный корреспондент Тейлор Роговей из издания Foxtrot Alpha. — Почти магическое уменьшение инфракрасной сигнатуры достигнуто за счет управления температурой контролируемых плиток. Достигается это путем обработки данных множества миниатюрных инфракрасных датчиков, установленных по всей поверхности танка». Благодаря этому, PL-01 может выглядеть на приборах ночного видения, как легковой автомобиль.
Логично, что применять машину поляки рекомендуют в темное время суток. О том, что станет с «терморегулируемой обшивкой» этого танка-невидимки после, например, пулеметной очереди, ничего не говорится.
Насколько востребованной и эффективной будет эта техника, покажет время. Однако назначение танков, как и 70 лет назад, заключается в мобильной огневой поддержке наступательных и оборонительных операций. Тот же Тейлор Роговей призывает относиться к танкам с точки зрения «сбалансированного подхода», мол, они должны решать максимум боевых задач при минимальной стоимости. «Вторая мировая война преподала нам очень важный урок о танковой войне и структуре вооруженных сил в целом: в тяжелом коллегиальном конфликте, с длительными боевыми действиями, численное преимущество бюджетной неплохой техники может восторжествовать над дорогостоящим технологическим превосходством ограниченного парка отличных машин», — говорит он.
————————————————
* Метаматериалы — это композитные материалы, обладающие уникальными электрофизическими, радиофизическими и оптическими свойствами.
** ИМХО (IMHO) — компьютерный сленг, буквально означающий «in my humble opinion» или «in my honest opinion» (по моему скромному мнению).
/Александр Ситников, svpressa.ru/
да не будет танк невидимым , выхлоп уж точно увидят вертолетчикив тепловизор и с самолета тоже, а ПТУРщики тем более если не слепые )
Давно уже применяются технологии по снижению температуры выхлопа, при чём довольно эффективные. Зачастую, больше нагреваются катки ходовой, чем МТО и дымоотводная система
даже если будут охлаждать выхлоп, вертолетчик в оптику днём увидит вертолет , а пехота с птурами тем более,
Петька,ты видел волка в природе? Так вот,на асфальте его ещё видно,а когда он уходит в растительность обочины,так он в ней как бы растворяется,хотя растительность закрывает его процентов на 15-20, так и военная техника окрашивается так,что бы её контуры в оптическом диапазоне были не чёткими и слабо различимыми. А над темой маскировки,работают умные люди.
Так что Петька, твоё,тем более,не катит.
Пример;противотанкисты рассказывали,что в 41м году,немецкие танки обнаруживались намного легче на дальних дистанциях,чем в 43м на ближних, и причина тому была покраска.