История одного из самых известных артиллерийских орудий Второй мировой войны берет начало в 1928 году, когда немецкие конструкторы-оружейники из концерна Круппа, вынужденные из-за наложенных на Германию ограничений Версальского договора работать в Швеции, на заводах местной фирмы «Бофорс» разработали прототип зенитного орудия, которое получило обозначение 8,8 cm FlaK18 (88-мм зенитное орудие образца 1918 года). Последние цифры в названии должны были ввести в заблуждение английских и французских наблюдателей за соблюдением условий Версальского договора, отсылая их к тому, что зенитка была создана еще до окончания Первой мировой войны. С 1932 года орудие начали открыто производить в Германии, тогда же оно начало поступать на вооружение зенитных частей вермахта.
В 1936-1937 годах в Германии была проведена модернизация данного зенитного орудия, следующие заметные изменения были произведены уже во время Второй мировой войны, в 1939-1943 годах. В силу того факта, что зенитные орудия различных модификаций имели высокую степень унификации между собой, в итоге за орудием, получившем в войсках неофициальное прозвище от своего калибра «Acht-acht» (Восемь-восемь) — закрепилось название 8,8 cm FlaK 18/36/37/41. Всего за все время производства, которое было прекращено в марте 1945 года, было изготовлено более 21 тысячи орудий всех версий. Данная зенитка справедливо считается одним из лучших орудий Второй мировой войны, также она послужила основой для создания танкового орудия для тяжелого танка PzKpfw VI «Тигр». Данные орудия широко использовались не только как зенитные, но и как противотанковые и даже полевые орудия. Часто именно немецкую «восемь-восемь» называют самым известным орудием Второй мировой войны.
Уже во время войны немцы окончательно поняли, что «Восемь-восемь» эффективна и в борьбе с бронетехникой противника. Орудие прекрасно зарекомендовало себя на советско-германском фронте и в Северной Африке. На этих театрах боевых действий ситуация для немцев была схожей — они столкнулись с подавляющим превосходством советских и английских войск в количестве танков, которые очень часто были очень хорошо бронированы. Это превосходство союзников было помножено на недостаточную бронепробиваемость основного немецкого противотанкового средства — орудия 3,7 cm PaK 35/36.
В то же время недостатки у «Восемь-восемь» также имелись: высокая стоимость производства, большая масса и высокий силуэт. Все эти недостатки компенсировались преимуществами орудия. В итоге, во многих критичных для немцев ситуациях лишь массовое применение 88-мм зениток помогало выправить положение и быстро принесло этой зенитной пушке славу одной из самых опасных артиллерийских систем на поле боя.
Полуавтоматические зенитные орудия крупного калибра (75-105 мм) были разработаны в Германии еще в годы Первой мировой войны. Но положения Версальского договора запретили немцам обладать зенитной артиллерией, и все орудия рейхсвера были уничтожены. Вновь их разработкой немцы занялись тайно уже во второй половине 1920-х годов, работы велись немецкими конструкторами как в самой Германии, так и в Швеции, Голландии и других государствах. При этом все новые зенитные пушки и полевые орудия, которые в те годы проектировались в Германии, получали в обозначении число 18 (то есть образца 1918 года). В случае запросов правительств Франции или Великобритании немцы могли всегда ответить, что это не новые орудия, а старые разработки, которые были созданы еще во время войны. Также в целях конспирации вплоть до 1935 года зенитные части именовались «подвижными батальонами» (Fahrabteilung).
К 1928 году конструкторы подготовили несколько зенитных орудий калибра 75-мм со стволом длиной 52-55 калибров и 88-мм со стволом длиной 56 калибров. В 1930 году, предвидя развитие высотной бомбардировочной авиации, немецкие конструкторы и генералы решили увеличить калибр предложенной им 75-мм зенитной пушки m/29, которая являлась совместной разработкой компаний «Бофорс» и «Крупп». В то же время 105-мм унитарный выстрел был достаточно тяжелым для полевых условий, заряжающий не смог бы обеспечить высокий темп стрельбы. По этой причине выбор был остановлен на промежуточном калибре — 88 мм. С 1932 года завод Круппа в Эссене приступил к массовому выпуску 88-мм зенитных орудий, получивших название 8,8 cm Flak 18.
Ствол данного орудия состоял из кожуха, свободной трубы и казенника. Достаточно высокую скорострельность, которая доходила до 15-20 выстрелов в минуту, обеспечивал полуавтоматический затвор горизонтально-клинового типа. Он обеспечивал экстракцию стреляной гильзы и взведение боевой пружины за счет энергии отдачи. Для возвращения орудия зенитки в его исходное положение применялся пневматический накатник, расположенный над стволом. Под стволом орудия в двух специальных цилиндрах были смонтирован пружинный уравновешивающий механизм тянущего типа, который облегчал вертикальное наведение орудия на цель.
Противооткатные устройства зенитной пушки состояли из гидравлического тормоза отката веретенного типа, а также гидропневматического накатника. Длина отката орудия был переменной. Основание лафета орудия представляло собой крестовину, у которой основная продольная балка выполняла роль повозки, а боковые станины при переводе зенитки в походное положение поднимались вверх. К основанию лафета зенитной пушки крепилась тумба, на которой монтировался вертлюг (верхний станок). Поворотное и подъемное устройства имели по две скорости наведения. Зенитное орудие перевозилась при помощи двух ходов (одноосных подкатных тележек) Sd.Anh.201, которые при переводе зенитки из походного в боевое положение отсоединялись. Ходы были невзаимозаменяемые: передний — с односкатными колесами, задний — с двухскатными.
Уже в 1936 году на вооружение начала поступать новая, модернизированная «Восемь-восемь», получившая индекс Flak 36. Главным образом, произведенные изменения затронули конструкцию ствола орудия, который получил отъемную переднюю часть, что облегчало процесс его производства. При этом баллистика и внутреннее устройство остались тем же, что были и у Flak 18. Также в рамках модернизации все детали из латуни были заменены на стальные, что позволило снизить стоимость орудия. Модернизировали и лафет — передняя и задняя станины стали взаимозаменяемыми. Для буксировки стали использовать новые ходы Sd.Anh.202 с двухскатными колесами, которые были теперь одинаковыми. Были внесены и другие мелкие изменения, но конструктивно оба орудия были идентичны.
Спустя год была разработана новая модификация — Flak 37. Данная зенитная пушка отличалась улучшенной системой индикации направления стрельбы, которая была связана кабелем с прибором управления огнем. При этом зенитки FlaK /36/37 использовали тележки Sonderanhänger 202, обладавшие большей грузоподъемностью и более высокой скоростью транспортировки. Но основным их преимуществом была возможность вести огонь по наземным целям «с колес», то есть прямо с тележек. Огонь из походного положения велся следующим образом: на землю опускались лишь боковые упоры крестообразной подставки орудия, зенитка выравнивалась и стабилизировалась при помощи стальных свай, которые расчет забивал в землю сквозь отверстия в упорах. Помимо этого, на колясках затягивались и блокировались тормоза.
Вторым важным усовершенствованием Flak 37 было производство ствола из нескольких элементов, что позволяли менять изношенные фрагменты ствола непосредственно в полевых условиях. В то же время самый главный недостаток орудия на поле боя — его высокий силуэт, который был сравним по размерам с танком, устранить так и не удалось.
В 1940 году обе модификации, как и более ранняя Flak 18, были оснащены бронещитком, который призван был защитить расчет от пуль и осколков снарядов. В качестве буксировки орудия, которое в походном положении весило 7400 кг, использовался 8-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.7 производства фирмы «Краус-Маффей». Его пришлось использовать из-за существенного веса зенитного орудия, он оставался стандартным тягачом для данной пушки на протяжении всей войны.
Боевое крещение «Восемь-восемь» получила уже в 1936 году во время гражданской войны в Испании, куда она попала в составе немецкого легиона «Кондор». Уже тогда FlaK 18 продемонстрировала свою поразительную эффективность в борьбе с легкобронированными танками тех лет. Тогда же бронебойные снаряды стали стандартным боеприпасом для всех немецких зенитных батарей. Именно 88-мм зенитная пушка стала самым грозным оружием для советских танков Т-34 и КВ и английских и американских машин в Северной Африке на начальном этапе Второй мировой войны. Ключом к успеху была не только немецкая тактика использования данных орудий, но и высокая скорость полета ее снарядов — 790 м/с для осколочно-фугасного выстрела.
На начальном этапе Второй мировой войны это орудие могло поразить большинство танков союзников, стреляя по ним осколочно-фугасными снарядами, а использование бронебойных боеприпасов делало это орудие просто смертоносным для танков. К примеру, бронебойный снаряд Pzgr 39 на дальности 100 метров пробивал броню 128 мм, а на расстоянии 1,5 километра — 97 мм. Важным преимуществом данных орудий было наличие механизма автоматического выбрасывания гильз, который позволял подготовленному расчету поддерживать темп стрельбы до 20 выстрелов в минуту. Однако, чтобы раз в каждые 3 секунды заряжать зенитку 15-килограммовым снарядом, на каждую «Восемь-восемь» было необходимо по 11 человек, из которых 4 или 5 занимались исключительно подачей снарядов.
В 1939 году компания «Рейнметалл-Борзиг» получила контракт на разработку новой зенитной пушки, которая отличалась бы лучшими баллистическими характеристиками. Первоначально новое орудие назвали Gerät 37 (устройство 37), однако в 1941 году название поменяли на 8,8 cm FlaK 41, тогда же был готов первый опытный образец орудия. Первые серийные пушки (44 штуки) были в августе 1942 года направлены в Африканский Корпус, причем половина из них была потоплена союзниками в Средиземном море вместе с перевозившими их транспортами. А проведенные испытания оставшихся образцов позволили выявить ряд сложных конструктивных недостатков зенитки. Только с 1943 года эти орудия начали поступать на вооружение ПВО рейха.
Орудие 8,8 cm FlaK41 отличалось выросшей скорострельностью — 22-25 выстрелов в минуту, а начальная скорость осколочного снаряда достигла 1000 м/с. Зенитное орудие имело лафет шарнирного типа с четырьмя расположенными крестообразно станинами. Конструкция лафета орудия обеспечивала возможность ведения огня при угле подъема до 90 градусов. В горизонтальной плоскости можно было вести круговой обстрел. Для защиты расчета орудия от пуль и осколков имелся бронированный щит. Зенитка получила новый ствол длиной 74 калибра. Первоначально он состоял из кожуха, трубы и казенника. Автоматический затвор орудия был оснащен гидропневматическим досылателем, который позволил облегчить работу расчета и повысить скорострельность. Для зениток Flak 41 был создан новый снаряд, пороховой заряд в нем был увеличен до 5,5 кг (для Flak 18 — 2,9 кг). Для этого у гильзы пришлось наращивать длину (с 570-мм до 855 мм) и диаметр (с 112,2 до 123,2 мм по фланцу).
Всего было разработано пять основных видов снарядов — два осколочно-фугасных с разными типами взрывателей и три бронебойных. Досягаемость нового орудия по высоте: баллистический потолок составлял 15000 метров, высота действительного огня — 10500 метров. Бронебойный снаряд массой 10 кг при начальной скорости 980 м/с на расстоянии 100 метров пробивал броню толщиной до 194 мм, на расстоянии одного километра — 159 мм. Подкалиберный снаряд меньшей массы (7,5 кг) с начальной скоростью полета 1125 м/с на расстоянии в 100 метров пробивал броню толщиной 237 мм, с расстояния 1000 метров — 192 мм.
В отличие от зенитных орудий 8,8 cm FlaK18/36/37 механическая тяга c использованием двух одноосных тележек не обеспечивала орудию должной маневренности при транспортировке, по этой причине велись работы по монтажу данной пушки на шасси среднего танка «Пантера», однако такая самоходная зенитная пушка так и не была разработана. Орудие 8,8 cm FlaK 41 выпускалось очень небольшими партиями до 1945 года, всего было выпущено 556 таких пушек. Для более успешной борьбы с танками установочная конструкция ствола по сравнению с FlaK18/36/37 была повернута практически на 90 градусов, что позволило снизить силуэт орудия и заметность на поле боя. Лучшей борьбе с танками способствовала и большая длина ствола орудия, которая обеспечивала высокую скорость полета бронебойного снаряда.
К моменту начала Второй мировой войны, к 1 сентября 1939 года в зенитных частях люфтваффе насчитывалось 2459 орудий Flak 18/36/37, которые состояли на вооружении как армейской ПВО, так и сил ПВО рейха. Причем именно в составе армейской ПВО они отличились в наибольшей степени. Уже в ходе военной кампании во Франции выяснилось, что немецкие 37-мм противотанковые орудия абсолютно беспомощны против брони большей части французских танков. Однако с ними легко разделывались оставшиеся «безработными» (господство в воздухе захватило Люфтваффе) 88-мм зенитные пушки. Еще большее противотанковое значение «Восемь-восемь» приобрели во время боев в Северной Африке и на Восточном фронте.
Странное дело, но с одной стороны немецкие зенитки не имели совсем уж выдающихся боевых качеств. К примеру, советская 85-мм зенитная пушка 52К практически ничем не уступала своему немецкому аналогу, в том числе по бронепробиваемости, однако такой знаменитой так и не стала. В чем же было дело, почему немецкая «Восемь-восемь» заслужила такую славу не только в вермахте, но и в армиях стран участников антигитлеровской коалиции? Причина популярности данного орудия кроется в неординарной тактике ее применения.
В то время, как англичане во время боевых действий в Северной Африке сами ограничили роль своих мощных 3,7-дюймовых зенитных орудий исключительно борьбой с авиацией, немцы успешно применяли свои 88-мм зенитные орудия для борьбы и с самолетами, и с танками противника. В ноябре 1941 года во всем Африканском корпусе Роммеля насчитывалось всего 35 орудий калибра 88-мм, однако, двигаясь вместе с танками, данные орудия наносили просто огромные потери английским «Валентайнам» и «Матильдам». На Восточном фронте 88-мм зенитные орудия также располагались в боевых порядках танковых частей. Когда немецкие танкисты наталкивались на новые советские танки KB и Т-34, очень часто в дело вступали зенитки. Такая тактика использовалась немцами вплоть до завершения Второй мировой войны.
Стоит отметить, что до непосредственного использования зенитных пушек для борьбы с танками английские генералы относились к этому с большим скепсисом. Не смогли они предугадать и следующий шаг Роммеля, который начал использовать «Восемь-восемь» и в наступлении. Перед проведением атаки немцы скрытно выдвигали эти орудия на передний край обороны и во время танковой атаки поддерживали свои машины огнем. При этом английские танки уничтожались с расстояния, которое было для них недосягаемым, а видя перед собой наступающие немецкие танки, они иногда считали, что их машины подбиваются именно ими. Англичанам казалось, что их танки сильно уступают немецким, они теряли веру в силу собственного оружия. Так что эффект от использования немцами 88-мм зениток был еще и психологическим. Немаловажным был и тот факт, что все батареи 88-мм зенитных пушек являлись моторизованными, то есть они могли быстро развернуться на новых позициях. К тому же способность вести огонь непосредственно с тележек, повышала мобильность данных орудий.
Естественно, по мере насыщения частей вермахта новыми противотанковыми орудиями значение 88-мм зенитных пушек как противотанкового средства постепенно уменьшалось. Несмотря на это, к 1944 году 13 противотанковых артиллерийских частей гитлеровской армии были оснащены именно такими зенитными орудиями. По состоянию на август 1944 года в войсках все еще насчитывалось 10930 орудий Flak18/36/37, которые широко применялись на всех фронтах войны, а также в системе ПВО рейха. Широко использовалась 88-мм пушка и в береговой артиллерии.
/Сергей Юферев, topwar.ru/