Для выполнения задач ПВО в небе Арктики требуются перехватчики с большой скоростью полета и большим радиусом действия. Именно такими машинами являются дальние тяжелые истребители-перехватчики МиГ-31 и МиГ-31БМ, которые вместе с другими типами самолетов образуют мощный кулак арктической ПВО. Планируется также, что к концу 2020-х годов на боевое дежурство в северных широтах (и не только) заступят перспективные авиационные комплексы дальнего перехвата (ПАК ДП).
В Арктику начали возвращаться подразделения МО РФ и пограничных войск, некогда покинутые аэродромы сегодня восстанавливаются, стала серьезно развиваться гражданская и военная инфраструктура, воссоздается радиолокационное поле с полным покрытием территории, столь необходимое для решения задач ПВО. Традиционно у нас для усиления ПВО арктического района, который, вообще говоря, является проблемным, используются тяжелые дальние перехватчики. Это МиГ-31, а теперь в воздух поднялись еще и МиГ-31БМ — глубокая модернизация «родителя».
Тяжелый истребитель-перехватчик МиГ-31БМ
Программа модернизации МиГ-31 началась в 2011 году и должна завершиться к 2020-му, когда все самолеты МиГ-31 станут МиГ-31БМ. Предполагается, что МиГ-31БМ будет работать в арктической системе ПВО до конца 2020-х, после чего ему на смену придет новый самолет ПАК ДП, решение о создании которого принято в 2014 году — это следует из заявления главкома ВВС РФ Виктора Бондарева.
В настоящее время ведется разработка концепции ПАК ДП, с тем чтобы в 2017—2019 годах завершить этап НИОКР, а с 2025—2026-го начать поставку самолетов в войска. До конца 2020-х ПАК ДП еще полетает вместе с МиГ-31БМ, но после произойдет полное обновление парка на ПАК ДП.
Отрадно было слышать заявление главы корпорации РСК МиГ С.Короткова на Aero India в 2015 году о том, что РСК МиГ уже начала работать над программой ПАК ДП. А отрадно потому, что РСК МиГ — признанный авторитет в создании лучших в мире перехватчиков, до уровня которых даже теперь не дотягивают самые современные зарубежные самолеты. А ведь свой первый полет серийный МиГ-31 совершил еще 40 лет тому назад — 16 августа 1975 года.
У РСК МиГ есть наработки, необходимый научно-технический задел и надежный помощник — авиазавод «Сокол» в Нижнем Новгороде, который производил МиГ-31. То есть все, чтобы делать самолеты новых проектов.
Создание ПАК ДП настолько актуально, что уже целый ряд фирм высказал желание принять участие в проекте. Например, летом 2015 года генеральный директор НИИП им. В.В. Тихомирова (разработчика БРЛС «Заслон» для МиГ-31) Ю. Белый заявил, что НИИП начал работы по определению облика радиоэлектронного комплекса (РЭК) для ПАК ДП и исследования по организации взаимодействия РЭК со всеми другими бортовыми системами.
Развитие авиационных систем дальнего перехвата вписывается в российскую программу по усилению военного присутствия и укреплению обороны в арктическом секторе.
Великие предшественники
Сегодня много говорят о необходимости сетевого управления и рекомендуют для этого использовать системы типа С41, говорят о необходимости ситуационного обеспечения на все 100%, о супервизорном управлении «сетевыми солдатами», а еще о групповых скоординированных действиях.
Но оказывается, что все это было у нас уже в 1970-х и при этом хорошо работало. Речь идет о системе ПВО «Заслон», в которую был встроен дальний перехватчик МиГ-31.
«Заслон» изначально был самой настоящей цифровой сетевой системой управления перехватчиками, которые работали в составе групп из четырех самолетов — командирского и трех ведомых. Группа была способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 800−1000 км и могла поражать цели ракетами «воздух-воздух» на дальности 120 км.
МиГ-31 уже тогда демонстрировали эффективные групповые действия, имели систему поддержания строя и определения взаимных координат (ОВК), обладали хорошо защищенной аппаратурой передачи данных (АПД), пользовались мощной информационной поддержкой земли и самолетов ДРЛО типа А50. Тогда не было навигационных систем GPS и ГЛОНАСС, но были неплохие радиосистемы ближней и дальней навигации РСБН / РСДН. Все это давало ситуационную осведомленность, позволявшую командиру группы, к которому поступала вся текущая информация, эффективно решать задачи целераспределения, выбора приоритетных целей и их поражения при координации действий группы.
На МиГ-31 в качестве бортовой информационной системы стояла БРЛС «Заслон» — первая в мире БРЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР), установленная на реактивном истребителе. Она могла одновременно обнаружить десять целей и обеспечить ракетную стрельбу по четырем наиболее важным. Дальность обнаружения БРЛС составляла 120−130 км. Работе по целям в задней полусфере помогал выдвигаемый в поток теплопеленгатор 8ТП с дальностью действия 40−56 км в зависимости от метеоусловий.
С появлением на МиГ-31 модернизированных БРЛС «Заслон-М» возможности перехватчиков увеличились: обнаружение целей обеспечивалось уже на дальностях вдвое больших, чем давала исходная БРЛС, выросло число одновременно обнаруживаемых и сопровождаемых целей и число одновременно поражаемых, вдвое выросла дальность поражения.
Глубокая модернизация МиГ-31, в результате которой он становится МиГ-31 БМ, — это новая бортовая авионика, новая БЦВС, ПО, МКИО (мультиплексный канал информационного обмена), «стеклянная» кабина.
Дальнейший рост возможностей МиГ-31БМ будет связан с БРЛС «Заслон- АМ» с еще более увеличенной дальностью обнаружения (320 км) и дальностью поражения (290 км) одновременно уже десяти воздушных целей.
Итак, в системе «Заслон» вместе с МиГ-31 и МиГ-31БМ есть все элементы сетевого управления и обеспечения координированных групповых действий, и это можно рассматривать как весомый задел в работах по программе ПАК ДП, но уже с реализацией на новой элементной базе и по новым технологиям. Что ж, неплохое наследие великих предшественников.
Пришло время гиперзвука
Как только появилось официальное сообщение о запуске проекта ПАК ДП, в СМИ начались рассуждения о том, как его сделать и что он может из себя представлять. По крайней мере два момента требуют комментария. Первый — имя «МиГ-41» для перспективного перехватчика; второй — предложение создавать ПАК ДП на основе МиГ-31, например, на основе его корпуса. С МиГ-41 СМИ явно поторопились. Так может называться только серийный самолет, который уже начал поступать в войска. Когда самолет находится в стадии разработки в КБ, он идет под фирменным обозначением, и, например, в ОКБ им. А.И. Микояна будущий МиГ-31 шел как Е-155МП, а ПАК ФА испытывался как Т-50.
Что касается МиГ-31, то следует напомнить, что конструкция этого самолета была выбрана и оптимизирована именно под условия сверхзвукового полета на скорости 3000 км/ч (2,8 Маха). Его корпус, состоящий на 55% из стали, на 33% из высокоустойчивого алюминиевого сплава и на 13% из титана, хорошо выдерживает тепловые нагрузки от кинетического нагрева именно на этих рабочих скоростях.
Но ПАК ДП, которому, например, придется иметь дело с гиперзвуковыми ударными БПЛА типа разрабатываемых США SR-72, видится только гиперзвуковым. Герой России летчик-испытатель Анатолий Квочур предполагает, что ПАК ДП должен летать на скоростях не ниже 4−4,3 м (4500 км/ч). Однако в таких условиях начинает резко расти кинетический нагрев. Металлический корпус МиГ-31 на подобные нагрузки просто не рассчитан. Значит, должны быть другие решения, потому что использование МиГ-31 в качестве прототипа ПАК ДП исключается.
Как на самом деле будет выглядеть самолет для арктического перехвата, можно будет узнать, лишь дождавшись результатов проработки проекта. ПАК ДП потребует решения проблем гиперзвуковой аэродинамики, тепловых нагрузок, выбора конструкционных материалов, компоновки, режимов работы двигателей, решения проблемы размещения вооружения на самолете и его отделения на гиперзвуковых скоростях, а также многих других проблем, которые неизбежно возникнут в процессе разработки самолета.
«Ледяная» война
Международное соперничество за ресурсы Арктики несомненно повлечет за собой применение самых последних достижений техники. Наши коллеги из Popular Mechanics представили небольшой обзор средств, которые будут наверняка использованы в борьбе за высокие широты. Он подготовлен при участии Сима Тека, военного аналитика международной разведывательной и консалтинговой компании Stratfor.
1. Спутники
Наземные передатчики в Арктике невидимы для военных спутников связи, находящихся на геостационарных орбитах в районе экватора из-за того, что их сигнал блокируется закругленной поверхностью Земли. Для наглядности представьте муху, кружащую вокруг яблока где-то посередине — она при всем желании не сможет увидеть плодоножку. ВМС США планируют создать геостационарную спутниковую группировку MUOS (англ. Mobile User Objective System), способную давать мощный сигнал, пробивающийся в самые труднодоступные районы на земле — даже на полюс (Россвязь намерена решить аналогичную проблему с помощью спутников связи на высокоэллиптических орбитах — Прим. ред.).
2. Беспилотная авиация
При низких температурах возникает вероятность обледенения крыльев беспилотных летательных аппаратов, что увеличит их вес и может привести к потере управляемости — из-за механической блокировки систем управления. Чтобы обеспечить работу БПЛА при температурах до -35 °С и сильном ветре, Канада и Россия запустили спецпроекты для обкатки «морозоустойчивых» технологий. В позапрошлом году во время августовских учений Канада протестировала модель своего дрона-вертолета. А Россия недавно приступила к испытаниям многофункционального беспилотного комплекса «Орлан-10» для работы в Арктике.
3. Новый корабль-шпион
С середины 1990-х годов Норвегия использует свой военный корабль Marjata для наблюдения за российским Северным флотом. В 2016 году по заказу Норвежской разведывательной службы на воду должен быть спущен новый корабль стоимостью $250 млн — вторая версия Marjata (название было решено сохранить). По размеру он будет как большой пассажирский паром — его длина составит 125 м. Зона действия средств обнаружения и продолжительность автономного плавания увеличатся, так что норвежцы смогут лучше следить за тем, что происходит у них на арктическом «заднем дворе».
4. Подводные роботы
В мае исследовательское судно НАТО Alliance отошло от побережья Норвегии, чтобы провести испытания специальных аппаратов, предназначенных для слежки за подводными лодками в Арктике. Инженеры тестировали глиссеры, работающие за счет движения волн, и новую модель «подслушивающего» робота, сделанного в форме торпеды и использующего бортовые эхолокаторы для регистрации сигналов. Конструкторы утверждают, что следующие модели этого устройства смогут разбрасывать в море целые одноразовые «гирлянды» эхолокаторов, которые сформируют невидимые сети наблюдения за глубинами.
5. Подлодки с ядерным боезарядом
Арктика имеет стратегическое значение для США и России — ведь в случае ядерного конфликта между двумя державами отсюда удобнее всего запускать ракеты с ядерными боеголовками. «Самая короткая траектория между Россией и странами НАТО пролегает именно в Арктике», — комментирует Сим Тек. Именно поэтому Пентагон обеспокоен перемещением российских подводных лодок класса «Борей» (проекты 955, 955А — Прим. ред.), отличающихся низким уровнем создаваемого при движении шума за счет использования водометного движителя. Лодки также оснащены гидроакустическим комплексом дальнего действия, позволяющим засекать цели и опасности на рекордном удалении от ПЛАРБ.
/Олег Титков, popmech.ru/
Как то странно читать о том, что произведена модернизация, МиГ 31, его же «рухлядью» представители МО называли. Клялись мол Т-50 все задачи на себя возьмёт от МиГ 31. Только где этот Т-50??? В войсках как не было так и нет ни одной серийной машины. Кроме того, сможет ли Т-50 выдерживать резкие перепады температуры??? Это очень важно, так как заполярье ОЧЕНЬ требовательно к перепадам температуры, надёжности двигателей, работоспособности БРЭО, и целому ряду других сложных технических вопросов. МиГ 31 напротив всё давным-давно всем доказал.
Металлический корпус МиГ-31 на подобные нагрузки просто не рассчитан. Значит, должны быть другие решения, потому что использование МиГ-31 в качестве прототипа ПАК ДП исключается.
Будующий Пак ДП проектируется как раз на базе МиГ 31. Та же нержавейка, но количество Титана необходимо увеличить, потому как тепловой барьер штука очень сложная и ошибок там быть не должно в принципе. Кроме того, нужен специальный двигатель, те кто знает, какой двигатель был на SR 71 меня поймут. Нужна очень мощная система кондиционирования, нужна очень мощная, очень быстродействующая АФАР желательно работающая в двух диапозонах, кроме того, для АФАР нужна своя независимая система охлаждения, так же имеются наработки по беспилотным системам («Скат»), это очень важно, так как система управления практически гиперзвукового самолёта очень сложная, поэтому позже нужна будет беспилотная система управления. Из открытых источников можно узнать, что к 2017 году должно начаться строительство опытного образца на заводе «Сокол» Нижний новгород. Многие зададут вопрос: Он очень сложный, он нам вообще нужен? Отвечаем: Представьте себе Северо-Западное направление, это Российско-Финская граница, знаете сколько там самолётов НАТО. Кроме того МиГ 41 должен без дозаправки долететь от Москвы до Якутска, дальний восток у нас тоже вообще ничем не прикрыт. Китай вроде нам головной боли не доставляет, но кто знает, что там в голове у китайцев. Кроме того, прикрытие «летающего крыла» бомбардировщика от Туполева, кроме того, если нужно участвовать в таких операциях как принуждение к миру Грузии, МиГ 41 очень будет нужен в качестве дальнего бомбардировщика, особенно если учесть что у США их будет штук 5 или 6. Так что нам очень нужна машина МиГ 41 для замены МиГ 31.
Кто его рухлядью называл?
не надоело еще на ПАК ФА пеной плеваться?
А вы Артём в интернете поройтесь, были слушания в ГД, где представители Минобороны и тогдашних ВВС, активно ПАК ФУ продвигали. Там МиГ 31 рухлядью и называли. Пак ФЫ нет до сих пор.
P.S. На ПАК ФА внедрили системы от Су 35С, вроде ничего плохого в этом нет, но прототип Су 35 (Т-10-24) начали испытывать в 1985 году. Потом после многих, многих лет назвали Су 35 С. Посчитайте сколько годиков этим «технологиям». Кто сказал что я «плююсь?». Это заслуженная оценка прототипу 5 поколения тяжёлого многофункционального комплекса ОКБ «Сухой». Шикарная аэродинамика, превосходная манёвренность, двигатели (только поколение 4+), никакого 5 поколения (серийного) ТРДДФ в РФ нету. Комплекс БРЭО НУЖДАЕТСЯ В ДОРАБОТКЕ, ПЛАНЕР НУЖДАЕТСЯ В ДОРАБОТКЕ. НЕКОТОРЫЕ РАКЕТЫ РВВ-БД ЕЩЁ В РАЗРАБОТКЕ. САМЫЙ БОЛЬШОЙ ГЕМОРРОЙ ЭТО ПЛАНЕР. УВЫ.
ой, я устал уже писать по поводу су-35 и пак фа, считайте как хотите.
Аноним, а ты кто?
Артём. Почему-то не отобразился ник.
Артём, я с вами согласен.
РРХЛ, меньше доверяйте интернету, научитесь информацию фильтровать, то есть — читать между строк.
Кстати: ПОСТНИКОВ российские ОБТ с говном смешал, а на проверку сам говном оказался.
Вы, уважаемый PPXL, либо сам, извиняюсь, дурак, либо нас за дураков держите. Думаете здесь никто не знает, что Су-35 образца 1985 года и образца 2009 это разные машины? Да и всё остальное натягивание совы на глобус.
Давайте не обзываться. Я имел ввиду что ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ технологии 1985 года уже устарели, и потом… Су-35 даже минобороны «завернуло» для устранения недоработок. И вообще то я эту ПАК ФУ с г-ном не смешивал. Там недоработок как до Антарктиды и обратно, я же в этом не виноват.
Вообще то оригинальная точка зрения у некоторых комментаторов: если американский F-16 или А-15, технологии которых родились в конце 60 годов прошлого века, модернизируют, то всё хорошо всё отлично, если то же самое с Российскими самолётами, то фу-фе-бе.
Любая техника имеет недоработки на всём протяжении своей жизни, от начала производства и эксплуатации до завершения первого и второго.
А то что минобороны завернуло Су-35 для устранения недоработок, а у ПАК ФА недоработок как до Антарктиды и обратно — РРХЛ, вас минобороны лично об этом уведомляет?. РРХЛ, ваши комментарии типичны для лыбзателя всего иностранного и хаятеля всего Российского, а ваша осведомлённость…, ваш сосед по палате случаем ни Наполеон?
Я нигде не писал, что всё амеровское это супер. Вы знаете сколько эти разрабы потратили на F 35?
Сотни миллиардов долларов. Результат-дерьмо собачье. Касательно недоработок Пак Фа так об этом писали, надо только поискать и прочитать. Технологии 60 х годов прошлого века модернизировать? Модернизируй. Далеко ты на этой машине не уедешь. Как всегда начались оскорбления, ваш сосед по палате….не БОРИС НИКОЛАЕВИЧ ЕЛЬЦИН. ЭТОТ ВООБЩЕ ВСЁ ЧТО МОГ ВСЁ РАЗРУШИЛ.
О прогресс, оппонент начал правильно писать ПАК ФА,вместо демократическо-либерального ПАК-ФУ.
То что там пишут о проблемах с ПАК ФА, как правило пишут верхогляды шелкопёры,не способные отличить лонжерон от элерона,для такой же, как и они сами, публики. Так что всё всё узнают по фактическим событиям, а не по каким то там гадательным статьям.
Что касается технологий 60х,и как далеко они улетят,НО ЛЕТАЮТ ЖЕ,И ДОВОЛЬНО УСПЕШНО,И ДАЛЕКО.
А что касаемо Ельцина,если учесть ваши скромные познания об американских истребителях,разработка которых началась в 60х годах, то прогресс… так сказать прогрессный. И не ко мне на доклад представители МО приходят.
То что там пишут о проблемах с ПАК ФА, как правило пишут верхогляды шелкопёры,не способные отличить лонжерон от элерона,для такой же, как и они сами, публики. Так что всё всё узнают по фактическим событиям, а не по каким то там гадательным статьям.
Что касается технологий 60х,и как далеко они улетят,НО ЛЕТАЮТ ЖЕ,И ДОВОЛЬНО УСПЕШНО,И ДАЛЕКО.
Можно подумать авиаконструктор здесь объявился, будет здесь преподавать лонжероны, элероны, да они щаз допиливают свои явные косяки пока про них не вспоминают, а потом…по фактическим событиям судить будут. Я не понимаю, чем чёрт возьми они там занимаются, они же КАНДИДАТЫ и ДОКТОРА ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК. Как это так, прототип Т-10 явно был провальным, прототип Суперджет опять провал, да сколько же можно???
Что касается технологий 60х,и как далеко они улетят,НО ЛЕТАЮТ ЖЕ,И ДОВОЛЬНО УСПЕШНО,И ДАЛЕКО.
Вот-вот если что, встречайте в небе F 22, и следуя вашей логике например Су 17. Это будет в самый раз. Зато МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ Су 17.
У бесконечных модернизаций к вашему сведению есть два очень существенных недостатка. 1. ПРИНЦИПИАЛЬНО новая конструкция не разрабатывается. 2. Возможности модернизации старой конструкции НЕ БЕЗГРАНИЧНЫ.
Эй умник,а чё ты 22й с 17м сравнил,сравнивал сразу бы с Фарманом.
А чё вдруг Супер-Джет провальным стал?,я на нём летал,ни куда не провалился.
Эй РРХЛ,ты мне напоминаешь детсадовца,который из вредности на красное говорит синее,и хоть кол на его голове теши,а он на своём.
И авиа-конструктора ты из себя строишь,к тебе же с докладом представители МО-РФ приходят.
И как правило,новое отрабатывается на проверенном старом. Интересно,почему амеры не списывают 16е и 15е,когда у них ужо есть 22й.
У меня два вопроса:
1. Какие это такие явные косяки у Т-50? поведайте пожалуйста.
2.С чего вы взяли, что Т-10 был провальным?
Человеки. Чем ругаться друг с другом лучше подскажите — существовал ли двигатель Р 15БД2-600 с тягой более 20 000 кг?
Нет, мужик, такого движка в линейке Р-15-х, похоже, не было. По крайней мере я о нём не слышал. Да и чисто конструктивно Р-15-й 20 тонн не потянет.
П.С. Если у вас есть инфа какая поделитесь.
Недавно нашел несколько статеек о первом проекте МиГ-31, а в дальнейшем он стал обзываться МиГ-51. Так вот в этих материалах и фигурирует Р-15БД-600. Статьи из интернета.
На этот вопрос,скорее всего, может дать ответ Виталий,он с авиацией связан плотно.