В рамках процесса подготовки к будущим угрозам вооруженные силы некоторых западных стран намереваются закупить разведывательные машины нового поколения. Рассмотрим несколько реализуемых в настоящее время проектов и возможности, которые они дадут.
Разведывательные машины нового поколения обеспечат беспрецедентный уровень ситуационной осведомленности и возможностей целеуказания. Новейшие программы по машинам начаты во Франции и Великобритании, первая выбрала колесное семейство, а вторая гусеничную платформу.
Новая концепция совместного наземного удара Land Joint Strike (LJS) британской армии построена вокруг семейства гусеничных разведывательных машин компании General Dynamics UK Ajax, эксплуатационная готовность которых запланирована к 2020 году.
Представление платформы
Начальник Генерального штаба генерал Ник Картер представил концепцию LJS на выставке DSEI в Лондоне в сентябре 2015 года. Проект Ajax был выбран для требования, который был долгое время известен как Scout Specialist Vehicle, а также для «разведывательно-штурмового» варианта, показанного на выставке. Картер сказал, что концепция LJS, построенная вокруг Ajax, даст армии способность «поражать гибридных оппонентов в труднопроходимой местности и густо населенных городских районах».
Новейший проект Ajax британской армии
Ajax заменит семейство боевых разведывательных машин Scimitar CVR(T) (Combat Vehicle Reconnaissance-Tracked), поступивших на вооружение британской армии еще в 1974 году, когда бинокли, ручные компасы, бумажные карты и восковые карандаши были основными инструментами командиров разведывательных машин. Тогда, с целью обеспечения хоть какой-то секретности перед оправкой по каналам нешифрованной связи, сообщения шифровались вручную. Машина Scimitar вооружена нестабилизированной 30-мм пушкой RARDEN. Масса оригинальной восьмитонной Scimitar выросла на 40%, поскольку была установлена дополнительная броня и другое оборудование для операций на Балканах в 90-е годы и позднее в Ираке и Афганистане.
Заместитель руководителя в Combat Tracks Group Ник Хантер, входящей в Организацию оборонного имущества и обеспечения, сказал на выставке DSEI, что новая машина Ajax – это гораздо больше, чем просто замена CVR(T), и что она станет основой вооруженных сил.
По словам вице-президента GD Land Systems UK Кевина Коннелла Ajax «обеспечит продвинутые всепогодные разведывательные возможности и возможности целеуказания, круглосуточную работу сенсоров, что позволит Ajax обнаруживать и захватывать цели более эффективно на гораздо больших дистанциях, чем те системы, что находятся в настоящее время на вооружении».
Хантер подчеркнул, что армии понадобится какое-то время, чтобы полностью понять возможности, которые предоставит новая машина Ajax.
Контракт Ajax
В сентябре 2014 года министерство обороны Великобритании выдало компании GDUK контракт стоимостью 5,3 миллиарда долларов на поставку 589 машин в шести вариантах: 245 разведывательных/штурмовых Ajax; 93 БТР Ares; 112 командирских машин Athena C2; 51 машин инженерной разведки Argus; 38 эвакуационных машин Atlas; и 50 ремонтных машин Apollo. В соответствии с контрактом на разработку стоимостью 500 миллионов фунтов стерлингов, выданным в июле 2010 года, компания поставит к 2016 году семь опытных машин для испытаний и оценки.
В основе проекта Ajax лежит БМП ASCOD (Austrian Spanish Co-operative Development), разработанной компанией GD European Land Systems (GDELS) с целью удовлетворения потребностей австрийской и испанской армий. Впрочем, все характеристики машины ASCOD, касательно подвижности, огневого могущества и защиты, были повышены с целью соответствия британским требованиям. Кроме того, интегрированы комплексные системы разведки и целеуказания и электронная архитектура от компании GDUK.
Новейший проект Ajax британской армии
Вариант Ajax имеет следующие особенности: экипаж три человека плюс возможность размещения четвертого человека; основной панорамный прицел с дальностью, превышающей дальность действия прицелов существующих машин; 40-мм пушка с телескопическими боеприпасами Case Telescoped Cannon от CTA International; в зависимости от выполняемой задачи возможность установки вместо основного прицела полностью стабилизированного дистанционно управляемого боевого модуля (ДУБМ); модульное бронирование; электронная архитектура; двигатель мощностью 810 л.с. MTU; улучшенная торсионная подвеска; наконец, вспомогательная силовая установка. Перед развертыванием машины будут оптимизироваться либо для боевых операций, либо для миротворческих задач.
Общая базовая платформа для вариантов всего семейства весит приблизительно 22 тонны, включая штатную защиту, имеет полезную грузоподъемность 16 тонн с потенциалом роста еще 4 тонны. Масса варианта Scout в боевой конфигурации будет составлять около 34 тонн.
Распределение машин
До опубликования обзора стратегической обороны и безопасности Strategic Defence and Security Review (SDSR) в ноябре 2015 года семейство машин Ajax должно было пойти на оснащение трех бронетанковых разведывательных полков британской армии, приписанных к каждой из трех мотопехотных бригад, входящих в силы быстрого реагирования, а также групп артиллерийской поддержки, подразделений инженерной разведки, обеспечивающих инженерную ремонтно-восстановительную службу, и, наконец, подразделений огневой поддержки в бронетанковых разведывательных батальонах.
Впрочем, SDSR изменил структуру британских сил быстрого реагирования, разделив их на две мотопехотных бригады и две «штурмовых» бригады и точное распределение машин Ajax и количество бронетанковых разведывательных полков еще должно быть объявлено.
Поставка машин Ajax запланирована на 2017–2024 годы. К середине 2019 года планируется вооружить машинами Ajax, достигшими начальной эксплуатационной готовности, учебный центр и первый разведывательный батальон. В рамках процесса трансформации британской армии, к концу 2020 года первый полк в составе мотопехотной бригады, снаряженный, прошедший подготовку и готовый к развертыванию с машинами Ajax, должен быть в полной боевой готовности.
В сентябре 2014 года компания GDUK получила контракт от министерства обороны на поставку 589 машин, а в следующем месяце компания выдала субподряд своему смежнику Lockheed Martin UK на поставку 245 башен для варианта Ajax. 23 июля 2015 года GDUK получила контракт от министерства обороны на расширение существующего контракта. Им предусматривается материально-техническое снабжение парка машин с 2020 по 2024 годы, что совпадает с окончанием этапа производства. В этом же месяце компания Thales получила контракт на поставку прицельных систем и сопутствующего оборудования.
Первые 100 машин будут собираться испытываться в испанской Севилье на заводе GDELS, тогда как GDUK будет собирать и испытывать остальные 489 машин на новом заводе в Уэльсе. Первая машина британского производства по плану должна быть поставлена в конце 2018 года.
Колесные Ягуары
5 декабря 2014 года министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан объявил о том, что консорциум, состоящий из компаний Nexter Systems, Renault Trucks Defense и Thales, получит контракт на разработку и производство боевых разведывательных бронированных машин EBRC 6×6 (Engin Blindе de Reconnaissance et de Combat), а также многоцелевых бронированных машин VBMR 6×6 (Vеhicule Blindе Multi-Rоles). Эти две платформы будут первыми, созданными в рамках программы оцифровывания французской армии Scorpion.
Согласно текущим планам армия получит 248 машин EBRC 6×6, названных Jaguar, для замены 256 разведывательных машин AMX-10RC 6×6 с 105-мм пушкой и 110 разведывательных машин ERC 90 Sagaie 6×6 с 90-мм пушкой, а также замены противотанковых установок VAB HOT. Поставки первых машин намечены на 2019 год.
В декабре 2014 года было объявлено о том, что компании Nexter Systems, Renault Trucks Defense и Thales разработают и изготовят 248 разведывательных машин EBRC 6×6 для французской армии
Новая бронированная машина Jaguar категории по массе 20-25 тонн будет оборудована двухместной башней, вооруженной 40-мм пушкой с телескопическими боеприпасами CTC от компании CTA International, 7,62-мм пулеметом и противотанковыми самонаводящимися ракетами MMP (Missile Moyenne Portеe) от MBDA дальностью 4000 метров, разрабатываемыми в настоящее время.
Машина Jaguar – это первое французское приложение для 40-мм пушки CTC; она будет иметь уровень защиты в соответствии с Уровнем 4 стандарта НАТО STANAG 4569. На машине будет также установлена система предупреждения о лазерном излучении, система обнаружения пусков ракет, система глушения в радиочастотном и инфракрасном диапазонах и четыре пусковых установки дымовых гранат по бортам башни.
Разведывательные подразделения французской армии также эксплуатируют бронеавтомобиль Panhard VBL (Vеhicule Blindе Lеger), разработанный для удовлетворения требований в компактной машине разведки и связи 4×4, которая могла бы легко перебрасываться по воздуху. Начиная с 1990 года, компания Panhard изготовила более 1600 машин VBL для французской армии и еще 700 машин для зарубежных заказчиков из 15 стран.
Акцент на будущем
Начиная с 2030-2035 годов, разведывательные подразделения французской армии ожидают поступление на вооружение многоцелевой машины боевого обеспечения VBAE (Vеhicule Blindе d’Aide а l’Engagement), которая придет на смену VBL. Решается вопрос, как лучше всего сохранить эффективность VBL до того времени и в декабре 2014 года компания Panhard поставила для оценочных испытаний модернизированный VBL System Demonstrator, также известный как VBL Ultima.
Акцент в модернизации машины VBL, по-видимому, сделан на повышении мобильности, поскольку будут установлен новый двигатель и трансмиссия, усилена передняя подвеска, задняя подвеска со сдвоенным поперечным рычагом, новая антиблокировочная тормозная система и колеса большего диаметра. Эти усовершенствования позволят армии установить дополнительную защиту и более тяжелый ДУБМ. Полная масса VBL увеличится с 3900 до 5000 кг.
Компания Panhard по контракту поставит три предсерийных машины, которые пройдут расширенные испытания в начале 2016 года. В армии надеются, что будет обеспечено финансирование модернизации машин в количестве до 800 штук.
Бригады STRYKER
Ситуационная осведомленность лежит в основе оперативной концепции боевых бригад американской армии SBCT (Stryker brigade combat team), оснащенных специализированными колесными боевыми бронированными машинами Stryker. В состав каждой бригады SBCT входит разведывательный батальон численностью 428 человек.
В каждый батальон входит три разведывательных роты, рота радиотехнической разведки, штаб и штабная рота. Каждая разведывательная рота имеет на вооружении 13 боевых разведывательных машин M1127 Stryker RV (Reconnaissance Vehicle); это один из десяти вариантов машины Stryker 8×8 производства компании GDLS. В свою очередь разведывательная рота состоит из трех взводов, в каждом из них четыре машины. В каждой штабной роте трех мотопехотных батальонов SBCT имеется разведывательный взвод с четырьмя машинами Stryker RV; то есть на вооружении одной бригады SBCT, как нетрудно посчитать, находится 51 разведывательная машина M1127 Stryker RV.
Разведывательная бронемашина M1127 Stryker RV
Машина Stryker RV оборудована разведывательным комплексом LRAS3 (Long Range Advanced Scout Surveillance System) компании Raytheon, в состав которого входят тепловизор второго поколения, дневная телекамера и безопасный для глаз лазерный дальномер.
Комплекс LRAS3 в настоящее время установлен на башенке командира, но в армии намерены установить на машину мачту высотой 10 метров для лучшего использования характеристик сенсоров, которые имеют дальность действия 10 км. Бронеавтомобиль Stryker RV также оборудован цифровой системой управления боем Force XXI Battle Command Brigade and Below. Бронеавтомобиль M1127 вооружен либо 12,7-мм пулеметом M2, либо 40-мм автоматическим гранатометом MK19.
Оптико-электронный комплекс LRAS3
Армия постепенно модернизирует оригинальные машины Stryker с плоским днищем в конфигурацию с двойным V-образным корпусом Stryker DVH, которая доказала свою стойкость к атакам СВУ с момента своего первого развертывания в Афганистане в середине 2011 года.
Армейские командиры хотели бы модернизировать машины всех девяти бригад SBCT до конфигурации DVH при наличии финансирования. При этом три бригады получили обновленные машины в 2014 году, а армия получила финансирование на модернизацию машин четвертой бригады. Модернизация оставшихся бригад, скорее всего, будет зависеть от более развернутых технических предложений по модернизации парка Stryker, включая повышение летальности.
Разведывательная Bradley
Разведывательный батальон, входящий в каждую тяжелую бригаду ABCT (armoured brigade combat team), состоит из четырех рот: штаб и штабная рота и три разведывательные роты. Каждая рота состоит из штабного взвода, двух разведывательных взводов и минометного отделения. Каждый из двух разведывательных взводов оснащен разведывательными машинами M3А3 Bradley BAE Systems и пятью разведывательными бронеавтомобилями HMMWV AM General, оборудованными комплексом LRAS3.
M3А3 Bradley также состоит на вооружении разведывательного батальона, входящего в разведывательный полк. Каждая из трех разведывательных рот полка включает штаб, два разведывательных взвода по шесть машин M3A3, два танковых взвода по четыре основных боевых танка M1A2, минометное отделение и отделение обслуживания.
Разведывательная машина компании BAE Systems M3A3 Bradley CFV состоит на вооружении разведывательных взводов тяжелых бригад американской армии
Новейший вариант Bradley М3A3 был проверен в городских операциях и сценариях открытого боя в Ираке. Вариант A3 отличается цифровой архитектурой, сетевой и коммуникационной интеграцией с тяжелыми бригадами. Текущие технические предложения по совершенствованию боевой машины Bradley, как утверждают американские специалисты по боевым машинам, сосредоточены на модернизации подвески и гусениц, силового блока, улучшении системы распределения и управления энергоснабжением и, в конечном счете, на повышении летальности.
Легкая разведка
В качестве дополнения к сверхлегкому боевому автомобилю ULCV (Ultra-Light Combat Vehicle), предназначенному для перевозки девяти пехотинцев, который планируется поставить на вооружение легких бригад IBCT (infantry brigade combat team) с целью повышения их тактической мобильности, американская армия начала программу по легкому разведывательному автомобилю LRV (Light Reconnaissance Vehicle) для оснащения разведывательных батальонов своих легких бригад IBCT.
В стратегии модернизации боевых машин американской армии, опубликованной в сентябре 2015 года, говорится: «У разведывательного батальона легкой бригады отсутствует способность по обеспечению безопасности уязвимой легкой пехоты во время движения, перехода между моторизованными и спешенными разведывательными действиями, или способность к борьбе за информацию на увеличенных тактических дистанциях».
LRV должен перевозить шесть разведчиков, вооружение поддержки, например 12,7-мм пулемет M2 или 40-мм гранатомет MK19, а также сенсоры, тогда как легкое бронирование обеспечит некоторый уровень защиты от огня стрелкового оружия и снарядных осколков.
Для десантных операций оба автомобиля ULCV и LRV должны выдерживать выброску с парашютом. В принципе, с целью сокращения расходов LRV может базироваться на бронеавтомобиле ULCV, сконфигурированном под необходимые задачи при помощи специализированного комплекта.
В июне 2015 года восемь предприятий послали своих кандидатов на программу LRV в учебный центр в Форт-Беннинге для того, чтобы армия могла проверить готовые решения. Компании AM General, Boeing, General Dynamics, Navistar, Northrop Grumman, Oshkosh, Polaris и Vyper Adamas проявили интерес к подаче заявок на одну или обе программе.
С 2016 года армия начнет адаптировать схему стандартного разведывательного взвода «6×36» во всех боевых бригадах ABCT, SBCT и IBCT. По шесть машин (в зависимости от типа бригады, Bradley, Stryker RV или LRV) в бригаде и 36 солдат в каждом взводе. Половина разведчиков будет проходить подготовку и оснащаться для проведения спешенных операций.
Канадский дуэт
Из 616 машин LAV III 8×8, которые компания GDLS Canada (GDLS-C) для канадской армии модернизирует до конфигурации LAV 6.0, 66 машин разведки и наблюдения LRSS (LAV Reconnaissance Surveillance Systems). Этот проект, целью которого является продление срока эксплуатации LAV III до 2035 года, включает усовершенствованные системы управления огнем и целеуказания, повышение огневого могущества, повышение подвижности, установку двойного V-образного днища и повышение баллистической защиты с Уровня 3 до Уровня 4 в соответствии со стандартом STANAG 4569.
По всей видимости, машина LRSS станет последним вариантом LAV 6.0; ее поставки планируется начать в декабре 2016 года. Канадское правительство заключило с компанией GDLS-C контракт стоимостью 214,5 миллиона долларов в ноябре 2014 года на поставку и интеграцию улучшенного комплекта наблюдения, включающего выдвижную мачту высотой 10 метров, рабочее место оператора и собственно оптоэлектронную станцию на стабилизированной платформе, в состав которой входят радар, приборы наблюдения (дневной, тепловизионный и с усилением яркости изображения), лазерный дальномер и система GPS.
По данным компании GDLS-C, эти усовершенствования «позволят получить превосходные дальности обнаружения, работу во время движения, интегрированное управление энергоснабжением для бесшумной работы и передачу изображений посредством коммуникационной системы».
В середине 2015 года компания DRS Technologies совместно с Thales Canada получила субподряд от GDLS-C на производство мачтовых станций наблюдения и соответствующих рабочих мест операторов, а также на сервисную поддержку оборудования и программного обеспечения на восемь лет. По этому контракту DRS обновила свою систему наблюдения и разведки SABRE (Surveillance and Battlefield Reconnaissance Equipment), успешно развернутую австралийской армией в 2013 году.
Модульный сенсорный комплект SABRE представляет собой радар, тепловизионные и лазерные системы, установленные на стабилизированной 20-метровой мачте с электроприводом производства датской компании Falck Schmidt Defence Systems. По данным DRS, комплект SABRE «облегчает работу в укрытии или в движении в сложных условиях, одновременно распределяя данные о целях от множества сенсоров по всей сети боевого управления».
Компания Thales также разработает и сертифицирует программное обеспечение оперативного наблюдения BOSS (Battlefield Operational Surveillance Software), которое позволит операторам конфигурировать, контролировать и осуществлять мониторинг сенсоров наблюдения с помощью специального пользовательского интерфейса. Кроме того, компания Thales Canada является основным подрядчиком на систему поддержки наземного командования Land Command Support System канадской армии.
Новые машины LRSS частично заменят оставшиеся примерно 195 машин Coyote 8×8 LAV II RV, которые поступили на вооружение в 1996 году для оснащения трех регулярных бронетанковых полков в трех вариантах: командирский; мачта с установленной системой наблюдения; и дистанционный со снимаемой системой наблюдения.
Семь разведывательных батальонов в трех полках будут также эксплуатировать тактические патрульные бронеавтомобили TAPV (Tactical Armoured Patrol Vehicle) 4×4 производства компании Textron Systems, хотя в армии до сих пор идет обсуждение точного сочетания разведывательных машин. В июне 2012 года правительство выбрало проект компании Textron Systems, базирующийся на бронетранспортере Commando Elite для того, чтобы удовлетворить потребности армии в 200 разведывательных и 300 универсальных машинах с опционом еще на 100 машин.
Компания-производитель описывает Commando Elite как «топовую систему с превосходной комбинацией мобильности, летальности и живучести» в своем широко распространенном семействе машин Commando. Textron Systems доработала проект TAPV с целью исключения недостатков, вскрывшихся в процессе прошедших в 2014 году испытаний на надежность и ремонтопригодность. Теперь начало поставок ожидается в марте 2016 года (если не раньше), что позволит армии достичь начальной боевой готовности в июне 2016 года.
В разведывательной машине TAPV размещаются четыре человека с сиденьем для еще одного пассажира, в то время как универсальный вариант имеет экипаж три человека плюс четыре полностью экипированных пехотинца. Для установки на бронетранспортер TAPV армия заказала 364 ДУБМ Kongsberg Protector DRWS – новый вариант широко распространенного ДУБМ Protector, разработанный специально для проекта TAPV.
Боевой модуль DRWS может быть вооружен оружием двух типов, например 40-мм автоматическим гранатометом Rheinmetall C16 и 7,62-пулеметом C6 от FN Herstal, кроме того вести наблюдение и стрелять из него могут два оператора. Protector DRWS производится канадским филиалом норвежской компании Kongsberg.
Австралийский проект LAND 400
Окончательный список заявителей на поставку новой боевой разведывательной машины CRV (Combat Reconnaissance Vehicle), которая заменит разведывательный бронетранспортер ASLAV (Australian LAV) 8×8, должен быть объявлен в начале 2016 года.
Для оснащения двух своих разведывательных полков Австралия купила 227 машин ASLAV в 1996-2007 годах в семи вариантах: разведывательный с 25-мм пушкой; БТР; командирский; наблюдения; санитарный; мастерская; и эвакуационный. Срок окончания эксплуатации этих машин намечен на 2021 год. Армия планирует приобрести 225 машин CRV в семи вариантах: 129 разведки и контрразведки; 26 оперативного управления, восемь управления огнем; 17 наблюдения; 15 санитарных; 20 ремонтных; и 10 эвакуационных.
Кроме подготовки экипажей машины пойдут на вооружение разведывательного батальона в каждом разведывательном полку, которые формируются как часть реализуемого в настоящее время проекта реструктуризации войск Plan Beersheba.
Австралия планирует приобрести 225 новых боевых разведывательных машин с целью замены своих ASLAV 8×8 производства компании GDLS Canada
Проект Land 400 по наземной боевой машине разбит на два этапа закупки: Этап 2 по машине CRV, а Этап 3 предусматривает закупку гусеничных БМП на замену БТР M113. В рабочей группе по закупкам и эксплуатации боевой техники акцентируют внимание на том, что этот проект «гораздо больше, чем просто программа замены машин. Land 400 интегрирует сенсоры, вооружение и информационные системы в совместную сеть, которая повысит коллективные возможности нашей армии, флота и авиации».
Запрос на проведение конкурса на Этап 2 был выпущен в феврале 2015 года и закрыт в сентябре; в настоящее время проводится оценка поданных заявок. По словам представителя рабочей группы: «Объявление начального списка заявителей, отобранных для дальнейшего участия, запланировано на март 2016 года».
Ориентировочная начальная эксплуатационная готовность первого разведывательного полка австралийской армии намечена на 2022-2023 годы, а полная оперативная готовность всех трех полков запланирована на 2024 год.
Заявители должны предложить готовую боевую машину, которую определили как «уже признанную в вооруженных силах другой страны или Австралии». Кроме того, они также могут предложить и ее доработанный вариант, то есть «эту же машину, но с комплектом продвинутых опций или модернизаций, которые повысят уровень соответствия машины предъявляемым требованиям».
Объединение усилий
На эту программу претендуют несколько групп компаний, предлагающих совместные проекты. Компания BAE Systems Australia объединилась с Patria для того, чтобы предложить башню от BAE Systems Hаgglunds E35 для установки на бронированную модульную машину Armoured Modular Vehicle 8×8 производства финской Patria. GDLS-Australia объединилась с компанией Thales Australia с целью предложить машину на базе LAV 8×8.
Rheinmetall предлагает новейший вариант своей машины Boxer 8×8, оборудованный башней Lance с 35-мм пушкой и цифровой архитектурой от Northrop Grumman, в то время как ST Kinetics и Elbit Systems of Australia предлагают решение на базе сингапурской бронемашины Terrex 8×8.
Новая разведывательная машина CRV станет первой машиной в австралийской армии с пушкой среднего калибра и установками ПТУР. Претендентами на эту систему ПТУР являются FGM-148E Javelin от Lockheed Martin/ Raytheon, Land Combat Missile System от MBDA на базе французской MMP и, наконец, Spike-Long Range производства компании Rafael.
/Alex Alexeev, topwar.ru/
половина современных машин по форме есте слизана с наших бтр 80