Тяжелая судьба легких российских истребителей

Воздушная гонка МиГ и Су: у кого больше козырей.

Уже почти полгода в новостях информационных агентств мира прописались на долгосрочной основе две буквы — Су, дополненные двумя цифрами: 24, 25, 34 или 35. В связи с чем ОКБ Сухого теперь у всех на слуху. При этом создается ощущение, что ОКБ Микояна, именующееся сейчас Российской самолетостроительной корпорацией (РСК) МиГ, не просто ушло в тень, а прекратило свое существование.

Таковы следствия конкурентной борьбы между двумя прославленными ОКБ, когда успех решает не только качество выпускаемой продукции, но и административные схватки и информационные кампании. По двум последним позициям ПАО «Компания «Сухой» действовала намного успешнее.

По поводу бюрократическо-информационной ситуации приверженцы МиГ мечут громы и молнии на авиационных форумах и в специализированных изданиях. В этих высказываниях есть и попытка проанализировать процессы, имевшие место в отрасли за последнее десятилетие, и невольное желание выдать желаемое за действительное, и плохо скрываемая обида, вполне естественная. В общем, объективность с субъективностью в одном флаконе.

Тяжелая судьба легких российских истребителей

Истребитель МиГ-29К (на первом плане), на втором плане — самолет сопровождения МиГ-29М2

Одно можно сказать однозначно: в результате столкновения интересов двух компаний был сильно поражен класс легких истребителей, которыми традиционно занимается «РСК МиГ».

При этом можно было бы вспомнить, как некрасиво Артем Иванович Микоян обошелся в 1939 году с «королем истребителей» Николаем Николаевичем Поликарповым, отобрав у него КБ вместе с инженерами и разработками. И можно было бы сказать, что вот и аукнулось это дело спустя три четверти века.

Однако обсуждать эту щекотливую тему, чтобы не подливать масло в огонь, мы не будем. Гораздо интереснее и правильнее узнать, что нового предлагает компания МиГ российским Вооруженным силам, а также что у нее покупают иностранцы.

Схватка за палубу

МиГ-29К — совсем новый самолет, несмотря на то, что приставка «29» появилась в названии серийных самолетов еще в начале 80-х годов. У этого палубного истребителя затяжная и непростая история. Совершив первый полет в 1988 году, он, как и прочие изделия ОКБ в 90-е годы, был на грани жизни и смерти из-за отсутствия финансирования. В конце десятилетия отрасль начала оживать, и конструкторы модернизировали машину, оснастив ее новой авионикой и усилив вооружение. Летные испытания завершились в 2006 году.

Однако принимать на вооружение авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», заставленного тяжелыми истребителями Су-33, МиГ-29К не спешили. Самолет был подвергнут еще одной модификации, в результате которой была существенно усилена авионика. И машина стала относиться к поколению 4+. На вооружение она была принята в 2013 году. К этому времени подоспел и еще один палубный истребитель — двухместный учебно-боевой МиГ-29КУБ.

Надо сказать, что ВМФ не спешит заменять на крейсере не только палубные Су-33, которые постарее МиГов и относятся к четвертому поколению, но откровенно более слабые Су-25УТГ, на которых отсутствует вооружение. В то же время Индия с большой охотой покупает для своего авианосца «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков») и строящегося нового авианосца именно МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Ситуация сложилась парадоксальная: ВМФ России эксплуатирует 24 МиГа (24 заказано), ВМФ Индии — 28 (30 заказано).

Да, Су-33, будучи тяжелым истребителем, имеет преимущество по ударной мощи перед любым легким истребителем. Однако он в полтора раза не только тяжелее, чем МиГ-29К, но и крупнее. И на палубе «Адмирала Кузнецова» суховских машин располагается в полтора раза меньше, чем миговских. Соответственно, и суммарная ударная мощность, то есть боевая ракетно-бомбовая нагрузка получаются равными.

Читайте также  Истребитель 6 поколения: завтра для России и США

Тяжелая судьба легких российских истребителейСу-33

Правда, апологеты фирмы Сухого утверждают, что тяжелым истребителям проще потопить неприятельский авианосец. Но вот в воздушных боях, в качестве самолетов противовоздушной обороны, преимущество имеют более легкие, маневренные и многочисленные МиГ-29К и МиГ-29КуБ.

При этом следует учитывать и экономический фактор — МиГ-29К вдвое дешевле, чем Су-33, а час его эксплуатации стоит в 2,5 раза меньше.

При модернизации самолета были частично использованы стелс-технологии. Результат оказался впечатляющим. При испытаниях индийцами МиГ-29К было установлено, что у них видимость снизилась в 4−5 раз по сравнению с МиГ-29, у которого ЭПР равна 5 кв.м. Это серьезное достижение.

На МиГах установлено более совершенная авионика. К ней в первую очередь относится РЛС с щелевой антенной решеткой «Жук-МЭ», относящаяся к поколению 4+. На Су-33 стоит куда более скромная по возможностям РЛПК-27 (Н001), принятая на вооружение в 1985 году. Это была первая разработка НИИП им. Тихомирова.

Также установлено современное навигационное и прицельное оборудование, способное обслуживать как имеющееся ракетное вооружение, так и разрабатывающееся. Работу всех систем координирует бортовой компьютер.

ЛТХ МиГ-29К и Су-33

Длина: 17,4 м — 21,18 м
Высота: 5,2 м — 5,72 м
Размах крыла: 11,99 м — 14,7 м
Площадь крыла: 42 кв.м. — 67,8 кв.м.
Масса пустого: 12700 кг — 19600 кг
Максимальная взлетная масса: 22400 кг — 33000 кг
Тяга двигателей: 2×5500 кгс — 2×7670 кгс
Тяга на форсаже: 2×8800 кгс — 2×12500 кгс
Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч — 1300 км/ч
Максимальная скорость на высоте: 2300 км/ч — 2300 км/ч
Боевой радиус без ПТБ: 850 км — 1000 км
Боевой радиус с 3 ПТБ: 1300 км — ПТБ отсутствуют
Практический потолок: 17500 м — 17000 м
Скороподъемность: 300 м/с — н/д
Длина разбега: 110 м — 105 м
Длина пробега: 90 м — 90 м
Боевая нагрузка: 4500 кг — 6500 кг
Число точек подвески: 8 — 10
Пушечное вооружение: пушка 30-мм, 150 снарядов — пушка 30-мм, 150 снарядов.

Все решает соотношение качество/цена

Легкий истребитель МиГ-35 — прекрасный самолет. Но он имеет существенный недостаток — его не приняли на вооружение и не запустили в серийное производство. В связи с чем недавно эта машина, к которой проявляли большой интерес Индия и Египет, проиграла два тендера французскому «Рафэлю». Обе страны пошли даже на большие затраты при покупке истребителя лишь бы иметь синицу в руке, а не журавля в небе.

Хотя самолет должен был начать поступать в войска буквально в ближайшее время. Такой же срок назывался, по крайней мере, год назад. У задержки есть две причины. Во-первых, все ждут, когда же, наконец, будет принята на вооружения РЛС с АФАР для МиГ-35. Правда, миговцы заявляют, что можно сделать пяток истребителей с более простой РЛС, а там и новая подоспеет.

Во-вторых, лоббисты из ОКБ Сухого внедряют в минобороновские массы идею о том, что взамен легкого истребителя МиГ-35 на смену устаревшим МиГ-29 вполне можно принять тяжелые истребители Сухого. Идея странная, поскольку для того, чтобы, скажем, разбомбить пару бронетранспортеров, использовать Ту-160 довольно нелепо и слишком дорого. А ведь Су-35 тоже машина недешевая в сравнение с МиГом, и час полета стоит гораздо дороже.

Читайте также  F-35: самоубийственный полет за 50 тысяч долларов в час

Согласно общемировой концепции, доля легких истребителей во фронтовой авиации должна составлять примерно две трети от общего количества самолетов. Такая формула составлена с учетом целого ряда обстоятельств. В том числе, и экономических. Производство и эксплуатация легких истребителей существенно дешевле. В ВВС России картина обратная — легкие МиГ-29 составляют одну треть парка самолетов. В нынешней ситуации неплохо было бы и начать считать деньги. Что отнюдь не означает снижение боеготовности.

МиГ-35 принадлежит к поколению 4++. Ряд его характеристик в полной мере соответствует самолетам 5-го поколения. Прежде всего, это сверхманевренность за счет аэродинамики планера и всеракурсно изменяемого вектора тяги. Здесь с миговской разработкой не может сравниться ни один легкий истребитель мира.

Двигатель хоть и немного не дотягивает в бесфорсажном режиме до сверхзвуковой скорости, но имеет электронную систему управления, которой нет у Су-35. Также двигатель имеет значительно больший ресурс, чем двигатель МиГ-29.

Бортовая РЛС «Жук-АЭ» построена на активной фазированной антенной решетке. У Су-35 решетка пассивная.

В системе управления вооружением используются также две оптико-локационные станции, имеющие телевизионный и тепловизорный канал и лазерный дальномер и целеуказатель. У Су-35 лишь одна такая станция, работающая в передней полусфере. У МиГ-35 есть возможность обзора в нижней полусфере, что повышает эффективность поражения истребителем наземных объектов.

Облегчает работу пилота нашлемная система целеуказания, индикации и прицеливания.

Основные достоинства самолета состоят в использовании в нем самого современного бортового радиоэлектронного оборудования. Помимо вышеперечисленных систем, тут следует назвать средства радиоэлектронной борьбы.

За счет использования в больших объемах композитных материалов снижена заметность самолета и облегчен планер.

При оценке экспортных перспектив самолета немаловажную роль играет его стоимость. Так, цена французского «Рафаэля» в зависимости от модификации может достигать 125 млн. долларов. За 15 лет было произведено лишь 140 самолетов.

Американский F-16 Fighting Falcon по своим возможностям значительно скромнее. Но им, можно сказать, заполонили весь мир — построено (правда, за 35 лет) более 4600. Такой успех вызван не только популярностью бренда Lockheed Martin, но и дешевизной самолета, который продается по цене от 40 до 50 млн. долларов. МиГ-35 ориентировочно стоит 45 млн. долларов.

Тяжелая судьба легких российских истребителейМиГ-35

ЛТХ МиГ-35, F-16 и Dassault Rafale

Длина: 17,30 м — 15,03 м — 15,27 м
Размах крыла: 12,0 м — 10,0 м — 10,8 м
Площадь крыла: 38,0 кв.м. — 27,9 кв.м. — 45,7 кв.м.
Масса пустого: 11000 кг — 10000 кг — 9500 кг
Максимальная взлетная масса: 23500 кг — 21800 кг — 24500 кг
Масса топлива: 4800 кг — 3300 кг — 4700 кг
Боевая нагрузка: 6500 кг — 7800 кг — 9500 кг
Число узлов подвески: 10 — 11 — 14
Тяга двигателей: 2×53 кН — 1×84 кН — 2×50 кН
Тяга на форсаже: 2×88 кН — 1×144 кН — 2×75 кН
Максимальная скорость: 2,25М — 2,0М — 1,8 М
Боевой радиус: 1000 км — 550 км — 1800 км
Практический потолок: 17500 м — 18000 м — 17000 м
Скороподъемность: 330 м/с — 250 м/с — 305 м/с
Управляемый вектор тяги: есть — нет — нет
РЛС с АФАР: есть — есть — есть.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

22 КОММЕНТАРИИ

  1. МиГ прекратил своё существование??? Это явная ложь. С 2002 года Погосян все двери в Минобороны открывал ногой, он был уверен, что раздавил всех конкурентов. Но вот именно сейчас когда президент ОАК уже другой, именно сейчас когда цена $ 82 000 000 за новый Т-50 баснословная, надо думать о МиГ 35, у него цена $45 000 000. Разница видна не вооружённым взглядом. Су Т-50 поднимает вооружение до 9 тонн, а МиГ 6,5 тонны, проигрыш у МиГа?, не совсем. Т-50 заливают 11,1 тонны керосина, в МиГ в общей сложности по моему до 7 тонн, на одной горючке, экономия существенная. Кроме того, в 2009 году Путин всё таки выделил МиГу 30 000 000 000 рублей, это ровно $ 1 000 000 000, по ценам 2009 года!, если МиГ ликвидировать, эти деньги в землю зарыть? Кроме того, идёт проектирование МиГ 41, поинтересуйтесь, что из себя представляет МиГ 31, а 41-й ещё совершеннее будет. Дума выделила на проект МиГ 41 (который очень нужен стране) 50 000 000 000 рублей, эти деньги тоже в землю зарыть? Ну и наконец, если по какой либо причине Су Т-50 в небо не поднимется, кто его подменит? Як давным давно от военных проектов «отошёл», за исключением Як 130, но это штурмовик, он в принципе воздушные цели сбивать не должен, не его функция. Сухой другими проектами занят по самые гланды, там у Т-50 есть проблемы, так надо ли от лёгкого истребителя фронтовой авиации отказываться??? НЕТ!!!

  2. Интересно ведутся ли разработки на МИГе легкого истребителя 5 го поколения и если да, на каком они этапе?

  3. Для Анонима: МиГ с 2003 года ведёт разработку МиГ ЛМФС, он размером чуть больше Як 130, или чуть больше МиГ 21, но проект пытался закрыть Погосян. После ухода Погосяна в ОАК проект снова открыли (не считать же им мух на потолке), в 2011 был рисунок очень напоминающий F 35, сейчас пишут НИР, затем после окончания испытаний Су Т-50 скорее всего начнут испытания МиГ, так как в ГПВ на 2016 год заложена строчка на финансирование перспективного лёгкого фронтового истребителя. НО!!! Наша страна не предсказуема!!! Могут всё отменить, забыть, забросить, как будто ничего и не было.

    Теперь почему у МиГа с очень большим трудом идёт продвижение лёгкого фронтового истребителя 5 поколения. В середине 90-х годов прошлого века МиГ вёл не менее 5 различных проектов, денег на все проекты не хватало, людей тоже не хватало, экспорт МиГ 29 шёл не так хорошо как рассчитывали, в результате, ни сил ни средств, не хватило для МиГ ЛМФС. Закрыли бы 2 проекта, и сосредоточились на этом «лёгком» истребителе. Остаётся надеятся, что в конце 2016 года завершат испытания Су Т-50, может быть будут испытания МиГ ЛМФС, хотя для сохранения экспортного потенциала, и конструкторской школы МиГ надо сохранить.

  4. чтобы миг35 стал пятым поколением, ему нужен двигатель с тягой на полном газу хотя бы 8тонн и на форсаже 12-13 тонн. а ведь говорили, что рд-93 с подобными характеристиками уже разрабатывают, но воз и ныне там. наверное проще перепроектировать планер двадцать девятого под люлькинские ал-31ф с ненамного большим диаметром ротора, к тому же и в ввс настанет однообразие двигателей.

  5. кстати по площади занимаемой в ангаре авианосца су33 лучше миг29к. это выяснилось ещё в 1990 году. сушка сильнее складывается, занимает, как ни странно меньше места и поэтому победила тогда в конкурсе.
    но на палубе нужны и лёгкие истребители, это правда!

  6. Опять Погосян виноват!
    А сейчас кто виноват? Погосяна уж год нету. Кстати он и МиГ в своё время возглавлял 2008-2010 и при нём опять на МиГ внимание обратили и в родном МО и в Индии.
    А в 90е годы зарубежные покупатели всегда предпочитали брать Су, даже африканцы, так что нечего на зеркало пинять, коль рожа крива, про сегодняшний день и не говорю — всем нужен именно Су. А фантастические картинки рисовать ума большого не надо, лучше результат дайте, а результат был комичным, я про МиГ 1.44

  7. Это вы не до конца знаете, кто это такой, дядюшка По…н

    так что нечего на зеркало пинять, коль рожа крива,

    Вот какие комментарии можно прочитать, когда МиГ десятилетиями верой и правдой своему отечеству служил. За что?

    Так ли уж всем нужны машины с массой в 35 тонн? И цена у него не самая низкая.
    МиГ допустил концептуальную ошибку, в малые габариты, много авионики не запихнёшь, много топлива не зальёшь, много оружия под крылья не подвесишь. Теперь-то конечно 6,5 тонны нагрузки это по нашим временам, немного, как правило щаз подвешивают 7-8 тонн вооружений, 8 тонн топлива (F35), вот этим и объясняются и лучшие позиции конкурентов. И по внедрению пиара МиГ тоже явно позади. Надо по несколько раз в год о себе напоминать, это важно.

  8. Что же комичного в проекте МиГ 1.44 ?
    Я ничего комичного в этом самолёте не увидел. Были недостатки, куда уж без них.
    1. Огромная масса (44240 кг)
    2. Отсутствие низкой ЭПР
    3. Большие топливные баки (более 15 тонн)
    4. Схема «утка» (как оказалось, есть такое понятие как «тенденция к клевку»)
    5. Двигатели АЛ 41Ф1 которые оказались очень проблемные

    Если по первым трём проблемным пунктам, проблемы вполне устранимы, то схема «утка» и двигатели поставили крест на этом проекте. Я повторюсь: У любой машины, даже у Т-50 есть проблемы, и не одна, не две, не три. Это самые явные проблемы проекта МиГ 1.44, но он заслужил, чтобы о нём хоть изредка, но вспоминали, я не буду его ругать, у меня только «светлые» воспоминания о проекте МиГ 1.44.

    • 1. Вы о какой массе говорите?
      2. ЭПР обещали меньше 0.3 вроде
      3. Большие топливные баки обеспечивали большую практическую дальность, хотя для таких габаритных двигателей, я бы не сказал, что они такие большие.
      4. ничего не скажу
      5. Вы в курсе , что на базе этого «проблемного» двигателя создан двигатель 1этапа для пак фа?

      На базе миг 1.44 должны были разработать ЛФИ с 1 двигателем…….

  9. но на палубе нужны и лёгкие истребители, это правда! Да правда, нужны, я где то читал, что посадочная скорость Су Т-50 выше 260 км/ч, это много для посадки на палубу, вес надо снижать, место для гака, под аэрофинишёр предусмотреть. Возни с палубным Т-50 много, реально много, для этого и надо предусмотреть «лёгкий фронтовой» истребитель 5 поколения, да кстати АЛ 31ф1 это двигатель 4 поколения, зачем его ставить на самолёт 5 поколения, это загадка великая, тем более что будет изделие тип 30, это для тяжёлого истребителя. Для лёгкого истребителя скорее всего если будет вариант с двумя ТРДДФ, то это РД 93, который судя по сообщениям западных СМИ разрабатывается уже 10 лет, но денег почти нет, сколько они ещё его «доводить» будут, никто не знает, но и двигло, и самолёт 5 поколения нужны.

  10. 1. Вы о какой массе говорите?
    2. ЭПР обещали меньше 0.3 вроде
    3. Большие топливные баки обеспечивали большую практическую дальность, хотя для таких габаритных двигателей, я бы не сказал, что они такие большие.
    4. ничего не скажу
    5. Вы в курсе , что на базе этого «проблемного» двигателя создан двигатель 1этапа для пак фа?

    1. Артём читайте ВНИМАТЕЛЬНО!!! Здесь идёт речь об прототипе истребителя МиГ 1.44 у него масса действительно 44240 кг
    2. Проект МиГ 1.44 (я не писал о Су Т-50) начали проектировать в 1981 поэтому меры снижения заметности по тем временам были значительно ХУЖЕ, но пытались снизить, ЭПР получилось не очень хорошо.
    3.По поводу больших баков МиГ (1.44) там предельно ясно написано, но Минобороны выдвинуло новые требования к дальности полёта должна быть выше (без дозаправки должен дальше лететь)
    4. Я знаю, что на базе АЛ 41Ф1 сделали изделие 117С, и это изделие отвечает МИНИМАЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ предъявляемым к двигателям 5 поколения. На самом деле изделие 117С это поколение 4+, не путайте, это только 4+,
    5 поколение вроде уже испытывают, название у него изделие тип 30.

    • 1. Я задал вопрос о какой массе вы говорите, о массе пустого, загруженного или о какой вообще?!
      Масса пустого 1.44 была
      Масса:
      пустого: 18000 кг
      максимальная взлётная масса: 23500 кг
      Много ума не надо найти это в поисковике.

      2. 1 прототип проекта 1.44 был построен 1999 году. До него был проект 1.42. 1 прототип был построен в 94 году.
      Еще раз повторю ЭПР обещали около 0.3.

      3. Практическая дальность полета заявлена 4 тыс км без п.т.б ОТ этого и габаритные топливные баки.

      4. ну дак, а зачем вы говорите о том, что двигатель «плохой»? лучше промолчать, если нет необходимой информации.

      Проект закрыли, потому что выбрали проект сухого, на счет этого много статей есть в свободном доступе, почитайте на досуге.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя