• Инициаторы военной реформы вновь возвращаются к идеям, провал которых сами же недавно признали. Начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал армии Николай Макаров 14 декабря в интервью информагентству «РИА-Новости» заявил, что Генштаб вновь рассматривает идею комплектовать Российскую армию на контрактной основе:
«Мы нацелены, чтобы армия была контрактной. Мы сейчас не можем сделать, чтобы она мгновенно стала таковой, но мы год за годом будем увеличивать число контрактных военнослужащих с соответствующим денежным содержанием».
• Интересно отметить, что несколькими месяцами ранее он же признавал, что переход на контрактную армию невозможен и нецелесообразен. Тогда Макаров сказал дословно следующее: «Задача, которая ставилась,— построение профессиональной армии,— решена не была. Поэтому было принято решение, что служба по призыву должна остаться в армии. Призыв мы увеличиваем, а контрактную часть уменьшаем».
• Более того, Макаров особо подчеркнул: дальнейших шагов по переходу к армии, сформированной из контрактников, более предприниматься не будет — в Генштабе рассматривают вариант сокращения числа служащих по контракту и увеличения числа призывников. Таким образом, реформаторы окончательно запутались в своих реформаторских идеях.
• Напомним, что признание Николаем Макаровым провала идеи контрактной армии сопровождалось скандальными заявлениями ряда высокопоставленных должностных лиц о размахе злоупотреблений в армии, связанных с разработанной в Министерстве обороны программой укомплектования войск контрактниками.
Так, командующий Сибирским военным округом генерал-лейтенант Владимир Чиркин откровенно заявил, что переход к профессиональной армии в России не удался, а одногодичный срок службы по призыву не изменил ситуацию с дедовщиной.
• Но это были еще «цветочки». Член Совета по правам человека при президенте России Сергей Кривенко объяснил изменение позиции Генштаба по вопросу о профессиональной армии полным провалом федеральной программы 2004–2007 гг. по набору контрактников. Деньги же, выделенные на ее реализацию, были, тем не менее, потрачены.
• «Контрактников не обеспечили ни жильем, ни нормальными зарплатами, даже вовремя не индексировали их денежное довольствие, хотя за это время зарплаты в центральном аппарате военного ведомства были подняты в несколько раз. Вместо этого вложили огромные суммы в строительство домов, переоборудование полигонов и прочие объекты, где деньги очень удобно скрыть и разворовать»,- заявил Кривенко.
• Также он отметил, что не было ничего сделано в отношении правового статуса контрактников. При этом нередко имели место случаи, когда призывников насильно заставляли подписывать контракт, потом избивали и не выпускали с территории части, отобрав мобильные телефоны. В результате после того, как срок службы сократили до года, служить дольше по контракту, даже получая за это деньги, практически никто не хочет.
• Ещё более неприятными для реформаторов стали результаты ревизии, проведенной аудитором Счётной палаты РФ Николаем Табачковым, который подтвердил, что программа комплектования Вооруженных сил контрактниками «успешно провалилась». «Программа Министерства обороны «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» предусматривала, что число солдат и сержантов, служащих по контракту в частях постоянной готовности, вырастет с 22 100 в 2003 году до 147 000 в 2008 году, а их общее количество — с 80 000 до 400 000.
• В действительности в 2008 году в частях постоянной готовности числилось только 100 000 контрактников» — такие цифры были обнародованы в отчёте Счётной палаты по итогам ревизии. А выделенные из бюджета деньги так и не были найдены.
• В данном контексте нельзя не выразить серьёзной обеспокоенности перспективами программы модернизации армии и флота. 16 декабря Владимир Путин заявил, что на перевооружение Российской армии в ближайшие десять лет будет выделено 20 триллионов рублей (более 650 млрд. долларов). Премьер-министр России на совещании по формированию госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы, прошедшем в Северодвинске, назвал эту цифру «страшной», но в результате Вооруженные силы должны быть полностью модернизированы.
• «Нам нужно окончательно преодолеть последствия тех лет, когда армия и флот серьёзно недофинансировались», – подчеркнул Путин. К 2015 году доля современных образцов вооружений в войсках, на флоте и в авиации должна возрасти до 30%, а к 2020 – до 70%. Основой для этого и станет государственная программа вооружений. Будем надеяться, что судьба этого начинания окажется иной, нежели итог «программы перехода на контракт».
Однако необходимо учитывать и другую проблему. Возникает вопрос: а кто же будет применять все это новейшее вооружение и технику для защиты Отечества? Ведь критический уровень некомлекта войск профессиональными специалистами стал притчей во языцех.
• Эту жуткую реальность признают сами реформаторы. На упомянутой выше пресс-конференции 14 декабря Николай Макаров признал, что «побочной частью» военной реформы стало сокращение офицерского корпуса. Причём цифры говорят сами за себя: из 355 тысяч офицерских должностей осталось только 150 тысяч. При этом реформаторы жалуются на «нехватку» офицерских кадров, в то время как в воинских частях находятся десятки тысяч «заштатных» офицеров.
• Полностью ликвидирован институт прапорщиков, насчитывавший 142 тысячи человек, а ведь в большинстве это технические специалисты, которым и карты в руки при освоении новых видов и систем вооружения. В случае крупномасштабного конфликта, при призыве военнообязанной части населения — резервистов, не будет кадров ни для того, чтобы эту мобилизацию проводить, ни чтобы создать из мобилизованных новые воинские части.
• То есть, кроме новоиспеченных сердюковских бригад, которые, как показали прошедшие нынешним летом экспериментальные учения, надо ещё долго доводить до боеготовного состояния, войск у России попросту нет и вопрос подготовки и ввода в боевые операции стратегических резервов нашим военным руководством даже не рассматривается.
• Более того, существует ещё одна проблема — сокращение количества молодых людей, которых можно было бы призвать на срочную службу. В правительстве по этому поводу уже рассматривали самые разные идеи — от призыва студентов до перераспределения призывных ресурсов. В первую очередь, за счёт таких силовых ведомств, как Федеральное агентство специального строительства России, Служба внешней разведки и Служба специальных объектов при президенте РФ.
• Минобороны также предлагает значительно сократить комплектование солдатами срочной службы Внутренних войск МВД и войск гражданской обороны МЧС. Все эти структуры стали как бы «параллельными армиями». Только во Внутренних войсках до недавнего времени числилось до 200 тысяч солдат, немногим меньше – в войсках гражданской обороны. Военные давно уже требуют перевести их на контрактную основу, как погранвойска или охранников ФСИН. Но пока вопрос упирается как в сопротивление этих ведомств, так и во всё то же отсутствие средств.
• Тем временем министр обороны России Анатолий Сердюков вновь оказался фигурантом очередного скандала. На сей раз речь идёт об одном из документов, опубликованном на сайте Wikileaks. «После второй бутылки водки российский министр обороны Анатолий Сердюков признался азербайджанскому коллеге Сафару Абиеву, что Россия поставляла оружие Армении в 2008 году». Об этом, согласно публикации Wikileaks, рассказал сам Абиев в ходе беседы с американским послом Энн Дерс.
• Как отмечается в записке американского дипломата, Абиев рассказал о подробностях встречи с Сердюковым, которая имела место в Москве в январе 2009 года. По словам Абиева, целью визита было получить объяснения о поставках оружия Армении в 2008 году. В ходе официальных встреч Сердюков категорически отрицал все претензии азербайджанской стороны. Но затем, находясь в состоянии сильного алкогольного опьянения, Сердюков выложил Абиеву всё, о чём следовало молчать.
• Теперь Минобороны во всё горло кричит, что это фальшивка. Допустим, хотя и с большой натяжкой. Однако более широкий резонанс получила публикация другого документа Wikileaks, в котором излагался план военной операции НАТО в случае «российского вторжения в Прибалтику». И дело тут даже не в том, что Североатлантический альянс говорит о партнёрстве с Россией, одновременно планируя войны на наших западных границах. Ведь и в российской военной доктрине движение НАТО на восток расценивается как угроза, что отнюдь не означает намерения России развязать новую «холодную войну».
• Как известно, фундаментальной идеей реформы Сердюкова, Шлыкова и компании было создание новой структуры Российской армии, то есть переход на бригадную систему. При этом реформаторы дружно ссылались на «передовой опыт зарубежных армий», и прежде всего, армии США. И вдруг с бьющей в глаза очевидностью выяснилось, что вся их болтовня о «передовом опыте» взята прямо с потолка, поскольку армии стран НАТО планируют боевые операции исходя из особенностей театра военных действий и могут при этом вести войну как бригадами, так и крупными группировками, предназначенными для проведения фронтовых операций и сформированных из дивизий.
А вот в Российской армии сегодня уже нет ни одной дивизии. И оправдать разрушение структуры Вооруженных сил, сложившейся в течение столетий и проверенной опытом множества войн, фактически нечем.
• Тем не менее, наших реформаторов данное обстоятельство совершенно не смущает. Реформа идёт своим ходом, о чём свидетельствует очередное нововведение. На сайте Министерства обороны выложен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и пояснительная записка к нему. Главная идея этих документов, как сказано в записке, – «совершенствование порядка реализации прав граждан Российской Федерации, подлежащих увольнению с военной службы, на жилище (ст. 40 Конституции Российской Федерации), а также прав и законных интересов других военнослужащих, проходящих службу по контракту, на жилищное обеспечение».
• Решить эту «вечную» проблему в руководстве ведомства хотят не только за счёт Государственных жилищных сертификатов (ГЖС), которые не пользуются популярностью у отставников из-за несоответствия их стоимости квадратного метра его рыночной цене. И не только за счёт предоставления увольняемым реальных квартир, а и при помощи весьма хитроумной поправки в Закон «О статусе военнослужащих».
• В 15-й статье закона предлагается опустить слова о том, что военнослужащих, прослуживших в армии и на флоте 10 лет и более, нельзя увольнять из вооруженных сил (по возрасту, оргштатам и болезни) без предоставления им положенного постоянного жилья. А заменить это положение словами о том, что такие военнослужащие «не могут быть исключены без их согласия из списков очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий)».
ТО ЕСТЬ ВМЕСТО КВАРТИРЫ ПРЕДЛАГАЮТ ОЧЕРЕДЬ НА ЭТУ КВАРТИРУ!
• Хорошим комментарием всему вышеизложенному может послужить фрагмент интервью председателя Союза военных моряков России Анатолия Кресика информагентству «Росбалт»: «Армия и флот всегда были опорой и гордостью страны, залогом её международного авторитета. Современное реформирование с распродажей базовых ресурсов, разгоном и унижением офицерского ядра больно бьёт по обороноспособности страны и авторитету её защитников. Потребуются многие годы и огромные затраты для преодоления ущерба, нанесенного командой «реформаторов». Опыт хрущевского шабаша на обороне, оказывается, ничему не научил».
/Артем Ивановский, stoletie.ru/
Всё прочтённое вызывает чувство огромного недоразумения и глубокой скорби. Как следует понимать «реформы Сердюкова и Шлыкова», равно как и Кириенко и Щедровицкого в Росатоме, Чубайса в ОАО Роснано? В этом списке нет ни одного профессионала. Наверное, это какое-то наше «know hou», не доступное пониманию просто умного человека. А «паковать по всей форме», адресованное ДАМедом 14- летним россиянам? Похоже, ВСЁ это из одного ряда — полной импотенции власти России. Правда, возможны и другие варианты. Какие?
А сколько еще на развал армии и флота будут смотреть Президент, он же Верховный Главнокомандующий, он же Гарант Конституции, т.е. гарант суверенитета государства, а также Глава Правительства, которому непосредственно подчиняется этот, извините за выражение, министр-реформатор-дегенератор?
Только министр в пиджаке может думать, что контрактная армия с десятком бригад в состоянии защитить государство, занимающее уже не одну шестую часть мировой территории благодаря таким же главнокомандующим (Горбачёву и Ельцину).
Неужели этот министр не знает, что только благодаря всеобщей воинской повинности и обученности населения, знанию им основ ведения боевых действий, что только благодаря дивизиям народного ополчения, имевшим боевой опыт в разных войнах и конфликтах, после разгрома передовых частей Красной Армии в 1941 году наш народ смог выстоять и победить?!
Товарищ Путин, хоть Вы то опомнитесь: Сердюкову 20 трл. рублей на 10 лет, то есть по 2 трл. в год на воровство?! Госпрограмма вооружения — это блеф, если она будет осуществляться за счёт импорта техники и вооружения. Только вооружение, сделанное руками нашего народа может быть качественным и долговечным, передовым и непревзойденным, не имеющим аналогов!
Господа Правители, как ещё позволите к вам обращаться, чтобы до вас дошло: НЕ ВЕРЮ, чтобы министр Сердюков не знал о существовании Плана НАТО на вторжение в Прибалтику — я не оговорился, именно так. Ну, да Бог Вам судья, который по Лермонтову не доступен звону злата и все Ваши мысли и дела он знает наперед…
Ну и наивные же некоторые комментаторы! Ну, при чём тут генералы? Они что ли мебельщика назначили? Всё идёт по ранее утверждённому плану.
Было бы абсурдно ликвидировать страну, не ликвидировав при этом армию. Какая страна такая и армия… И, вообще, всё не так уж и плохо. Или уважаемые комментаторы, все как один, хотят стать под ружьё и завтра в бой. А может кому-то хотелось бы пожить в такой стране, как Северная Корея — у них армия очень даже боеспособная и во главе стоят компетентные военачальники…
госпада это всйо полная чуш по поводу нашей армий слов нет;а не лутче дапустим я не хачу служить а хачу учится и роботать одно времено но армия наносу ичо делать я мало имущий гр россий но чтоб не служить я лутче буду роботать и плотить офецыально государству опредилйоную суму чем плотить на лево:в течение года в казну паступит немало средств для улутшение реформы армий я имею в виду что не я один готов бы плотить государству таких как я очень много ребят соглоситесь что это в полне реально и многие контрактники былибы обеспечеными в полне всем ;и многие матеря былибы благодарны