Нередко новые проекты сталкиваются с различными трудностями, которые в итоге удается преодолеть. Тем не менее, некоторым из них так и не удается избавиться от всех проблем, результатом чего становятся изменения планов и другие не слишком приятные меры. Так, в течение последних недель из США пришли несколько новостей о ходе реализации проекта LCS, а также о корректировании планов этой программы. Все эти сообщения выглядят далеко не оптимистичными. Проект имеет заметные проблемы технического и иного характера.
В течение декабря и января с кораблями проекта LCS (Littoral Combat Ship – «Литоральный боевой корабль») произошли два инцидента с различными поломками. 11 декабря прошлого года корабль USS Miluwaukee (LCS-5), следовавший курсом в 40 милях от побережья штата Вирджиния, столкнулся с техническими проблемами. Американские средства массовой информации сообщили, что корабль не может полноценно решать поставленные задачи после того, как в его маслофильтрах была обнаружена стружка. После выявления подобных проблем корабль отправили в порт для прохождения необходимых проверок и ремонта.
Литоральный корабль USS Miluwaukee (LCS-5)
Также американской прессой отмечались некоторые особенности корабля «Милуоки», которые делали сложившуюся ситуацию еще более неприятной. Во-первых, СМИ напоминали, что строительство этого корабля обошлось Пентагону в 362 млн. долларов. Кроме того, это самый новый корабль серии – он был сдан 21 ноября. Таким образом, служба корабля без ремонта продолжалась всего 20 дней – своеобразный антирекорд военно-морских сил США.
Следующий случай поломки корабля проекта LCS произошел 12 января. Корабль USS Fort Worth (LCS-3) находился в порту Сингапура, когда команда обнаружила проблемы с силовой установкой. Об этом инциденте Пентагон сообщил только через несколько дней. На момент публикации официального сообщения причины аварии не были установлены, но утверждалось, что специалисты занимаются анализом ситуации и пытаются определить характер поломки.
Корабль USS Fort Worth (LCS-3) был передан ВМС США в сентябре 2012 года. За прошедшие три с лишним года корабль успел совершить несколько продолжительных выходов в море, принять участие в ряде учебно-боевых мероприятий, а также посетить ряд дружественных государств. Сообщалось о некоторых мелких поломках, после ремонта которых корабль вновь возвращался к полноценной службе. Теперь, как следует из последних сообщений, корабль столкнулся с более серьезными проблемами.
Литоральный корабль USS Fort Worth (LCS-3)
Пока специалисты военно-морских сил занимаются ремонтом и обслуживанием строевых кораблей, руководство американского военного ведомства строит новые планы, касающиеся обновления надводного флота. Некоторые новые планы не выглядят оптимистичными с точки зрения проекта Littoral Combat Ship. Согласно планам, утвержденным в середине декабря прошлого года, программа строительства новых кораблей вновь будет сокращена.
16 декабря стало известно, что проект LCS подвергнется новым сокращениям. Министр обороны США Эштон Картер поручил командованию флота сократить планы по закупке новых кораблей. В соответствии с указанием министра, теперь следует построить не 52 новых корабля, а лишь 40. Кроме того, в следующем финансовом году Пентагон должен будет выбрать, какая из компаний-участников проекта будет в дальнейшем строить новые корабли. В настоящее время за строительство LCS отвечают компании Lockheed Martin и Austal USA. К 2019 финансовому году система выполнения заказа должна быть перестроена, в результате чего корабли будет поставлять только одна фирма-подрядчик.
Сокращения закупок начнутся в самое ближайшее время. Согласно существовавшим ранее планам, с 2017 по 2021 годы ВМС США должны были получить 14 кораблей типа LCS. Теперь на этот период планируется поставка лишь шести кораблей: с 17-го по 20-й в состав флота будет входить по одному кораблю в год, а в 2021-м – сразу два.
По имеющимся данным, сокращения программы преследуют несколько целей. Первая из них – высвобождение финансов для оплаты других программ, не менее важных для развития флота, без ущерба для строительства кораблей. Так, сэкономленные на LCS средства планируется использовать для закупки палубных самолетов F/A-18E/F и F-35C, а также зенитных ракет SM-6. Кроме того, часть денег будет направлена на финансирование дальнейшего строительства эсминцев типа Arleigh Burke и модернизацию подлодок типа Virginia.
Вторая причина сокращений связана с подходом к модернизации флота и характеристиками новых кораблей. Новые корабли LCS, имеющие ряд характерных черт, предназначены для замены существующих кораблей нескольких классов. Они должны будут заменить устаревшие патрульные корабли, фрегаты и тральщики. Аналитики Пентагона подсчитали, что строительство лишь 40 единиц LCS позволит не только полноценно заменить имеющиеся корабли, но и обеспечить заметное превосходство перед существующей группировкой разнородных сил. Таким образом, строительство 52 или даже 60 кораблей, как планировалось ранее, приведет к неоправданному росту расходов при превышении требований по боеспособности, которое считается нецелесообразным.
В документе министерства обороны, которым задаются новые планы по строительству кораблей, отмечается, что в последние годы ВМС США тратили излишние ресурсы на увеличение численности корабельного состава, в том числе за счет сокращения финансирования иных критически важных областей, таких как ударные системы, комплексы радиоэлектронной борьбы и т.д. Тем временем потенциальные противники продолжали развитие этих направлений. Результатом такого подхода к модернизации флота стало сокращение числа летательных аппаратов, ударных и других систем, необходимых для эффективной борьбы с развитым противником. Предложенные в декабре сокращения закупок кораблей, в свою очередь, должны обеспечить восстановление требуемого потенциала.
Вскоре после появления директивы за подписью Э.Картера решение военного ведомства прокомментировали представители военно-морских сил. Флот недоволен таким предложением и собирается опротестовать решение о сокращении серии кораблей LCS. Кроме того, в соответствующем документе отмечается, что бюджет на 2017 финансовый год пока лишь обсуждается и еще не утвержден. Таким образом, можно ожидать, что в самое ближайшее время появятся новые сообщения, касающиеся будущего строительства кораблей.
Проект LCS по-прежнему остается причиной для многочисленных споров, в том числе среди руководства американских вооруженных сил. Проект создавался по интересному, но неоднозначному техническому заданию, которое требовало разработать и построить сравнительно простые и дешевые корабли, способные выполнять ряд разнообразных задач. Кроме того, отдельной темой для споров стали требования к вооружению кораблей, которые в итоге вылились в решение изменить состав оружия и добавить в имеющийся комплекс ударные ракетные системы.
Другим следствием споров о дальнейшей судьбе проекта стало сокращение планов по строительству. Изначально, около десяти лет назад, планировалось построить 60 кораблей общей стоимостью порядка 12 млрд. долларов (около 200 млн. за корабль). В дальнейшем стоимость строительства значительно выросла, что привело к корректированию бюджета, а затем и к сокращению серии до 52 кораблей. Наконец, в декабре прошлого года министр обороны США распорядился вновь сократить планы, теперь до 40 кораблей, что, однако, не устраивает командование ВМС.
Споры о дальнейшей судьбе проекта LCS продолжаются. Военно-морским силам уже удалось отстоять сам проект строительства новых кораблей, однако их количество пока остается предметом обсуждений и настоящей войны между министерством обороны и министерством ВМС. В силу разных причин руководство флота продолжает настаивать на строительстве полноценной серии из 52 кораблей, утвержденной ранее, и против недавней директивы о сокращении.
Реализация обновленных планов, по мнению Минобороны, должна начаться в 2017 финансовом году. Военный бюджет на этот период будет утвержден лишь через несколько месяцев, что дает флотскому командованию достаточно времени для отстаивания своей точки зрения. Таким образом, в самое ближайшее время могут появиться новые сообщения о корректировке планов по строительству кораблей Littoral Combat Ship. Продолжим следить за ситуацией и спорами в высших кругах американских вооруженных сил.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/
А почему корабль литоральный? Звучит круто?
Литораль это, вроде, зона прилива.
Может, по-русски правильнее сказать мелководный?
Серый!!!! Класс!!!
Клитральный