Разумеется, всё изложенное ниже отражает личный взгляд автора на события, имевшие место в ушедшем году. Перечисленные «радости» кому-то могут показаться слишком незначительными (заурядными) для положительных эмоций, «огорчения» – для отрицательных, у кого-то наверняка есть свой (персональный) перечень радостей и печалей. Ниже перечислены события, относящиеся только к теме – боевым кораблям общего назначения океанской и дальней морской зоны, включая корабли БМЗ, ограниченно пригодные для службы в дальних водах.
Маленькие радости
1. первое (успешное) боевое применение КРБД 3М14 комплексов «Калибр-НК» и «Калибр-ПЛ», ознаменовавшее собой становление российских морских сил неядерного сдерживания;
2. успешным межфлотским переходом двух ПЛБ (ДЭПЛ) было положено начало возрождению подводных сил Черноморского флота и Средиземноморского оперативного соединения;
3. переданы флоту после длительного ремонта две «дефицитные» многоцелевые АПЛ: ПЛАК «Гепард» и ПЛАБ «Псков» (СРЗ «Нерпа» вышел из числа аутсайдеров, доказав свою дееспособность); в ДВЗ «Звезда» по состоянию на 18.12.15 ещё одна ПЛАК («Кузбасс») была «готова к контрольному выходу в море с последующим переходом в ОПБ»;
4. передан флоту после длительного ремонта в ДВЗ «Звезда» «противоавианосный» АПКР «Томск»;
5. сразу две АПЛ (ПЛАБ «Обнинск» и «Нижний Новгород») в конце года вернулись в ППБ с боевой службы, подтвердив тем самым боеготовность (статус «действующих») многоцелевых атомных подводных сил ВМФ РФ;
6. завершилось (завершается) формирование второго корабельного истребительного (истребительно-бомбардировочного) полка; в Ейске началось переучивание лётного и технического состава на самолёты МиГ-29К(УБ), наличие которых на борту ТАВКР «Адмирал Кузнецов» позволит классифицировать его как многоцелевой авианосец;
7. продолжают практиковаться дальние походы боевых кораблей 1-го ранга: переход с ТОФ в СЗМ (на 31.12 – Красное море) совершает ГРКР «Варяг», с СФ в Аравийское море (Карачи) и далее в СЗМ совершил БПК «Вице-адмирал Кулаков» (несмотря на проблемы, возникшие при ВТГ ГЭУ);
8. самый дальний за долгие годы поход (для кораблей своего проекта) совершил (совершает) эсминец ТОФ «Быстрый», дошедший до Индии (28.12.15 был в Джакарте, на обратном пути в ППБ);
9. продолжается «освоение» Северного морского пути кораблями СФ – традиционный ежегодный поход к Новосибирским островам выполнили БПК «Североморск», БДК «Георгий Победоносец» и «Кондопога»;
10. продолжает функционировать на постоянной основе Средиземноморское оперативное соединение (несмотря на острый дефицит кораблей 1-2 ранга); с началом российской военной операции в Сирии интенсивность рейсов (БС) БДК трёх флотов (ЧФ, СФ, БФ) из Новороссийска в Тартус возросла в разы.
11. продолжают выполняться ежегодные «противоавианосные» стрельбы крылатыми ракетами ПКРК «Гранит» и «Вулкан» нарядами из двух носителей как на СФ, так и на ТОФ, демонстрируя тем самым вероятному противнику способность ВМФ РФ противодействовать его «подавляющему» превосходству на море;
12. были заложены:
— пятый АПКР пр. 08851 («Архангельск»);
— второй БДК пр. 11711;
— третья ПЛБ (ДЭПЛ) пр. 677 (возобновлено строительство);
— три корвета пр. 20380 (не предел мечтаний, но хоть что-то).
Сопутствующие огорчения
1. ТАВКР «Адмирал Кузнецов» не только не обновил авиагруппу (хотя бы одним звеном МиГ-29К), но так и не вышел (во главе КАГ) на ожидавшуюся БС в Средиземном море;
2. из строящихся боевых кораблей океанской и дальней морской зоны, включая корабли БМЗ, ограниченно пригодные для службы в дальних водах, были переданы ВМФ только две ПЛБ (ДЭПЛ) пр. 06363 суммарным водоизмещением 4600 т (надводным);
3. не состоялась обещанная передача флоту головных фрегатов (СКР) пр. 22350 и 11356;
4. расторгнут контракт по «Мистралям» – корабли такого класса отечественной постройки появятся ещё очень нескоро (несмотря на острое неприятие эстетики французских ДВКД, автор никогда не считал их наличие в составе ВМФ РФ лишним – «Мистрали» были бы очень полезны для становления морских десантных сил нового образца);
5. из-за прекращения поставок (недопоставок) главных двигателей импортного производства и перехода на производство отечественных аналогов на несколько лет заморожено строительство кораблей пр. 22350, 11356, 20385;
6. продлена на третий год опытная эксплуатация головного АПКР пр. 885 и головной ПЛБ (ДЭПЛ) пр. 677;
7. не передан ВМФ и даже не начаты ходовые испытания (швартовные – с 09.10.15) головного БДК пр. 11711 «Иван Грен»;
8. из-за невозможности выполнения своевременного ВТГ (восстановление технической готовности) к концу года оказались прикованными к причалу (в той или иной степени) три БПК («Левченко», «Шапошников», «Североморск») и эсминец «Настойчивый», не считая уже давно стоящих в ремонте «Трибуца» и «Чабаненко» – в итоге из 11 (всего 11) кораблей класса «эсминец» боеготовы только пять (45%) (при том, что по «Адмиралу Ушакову» никакой информации нет);
9. из-за проблем с импортными двигателями (см. п. 5) надолго оказались не у дел оба СКР пр. 11540;
10. после пожара 17.04.2015 по неизвестным причинам перестал выходить в море «Стерегущий» – головной корвет пр. 20380.
Как ни странно, огорчений оказалось меньше радостей. Причиной тому, возможно – новогоднее настроение, возможно – объективная реальность. Будем надеяться, что в 2016 и последующих годах пропорция будет неуклонно смещаться в сторону радостей.
/По материалам navy-korabel.livejournal.com/