Поездка как-то не складывалась: то график плотный, то ехать не на чем. Но в итоге всё образовалось в лучшем виде, и уже в девять часов утра ваш покорный слуга был на проходной штаба бригады спецназа Западного военного округа, в распоряжении которой и находился экземпляр автомобиля, предложенный военными испытать на практике. Уже через пару часов я понял, что, не побывав в гостях у спецназовцев, я пролетел бы мимо огромного количества удовольствия, смешанного с адреналином и детским восторгом. Что получилось в результате поездки – советую прочитать всем шпионам НАТО. Им это будет полезно.
Встреча с «Тигром»
Для того чтобы узнать, на что способен вездеход, надо заехать в достаточно дикие для этого места. Об этом хозяева позаботились заранее: песчаный карьер, лесные дороги, преодоление брода… Всё это впереди, и до туда надо ещё проехать по шоссе километров тридцать. Поэтому на место действия первым вышел «Тигр» в сопровождении «Урала» со злыми дядьками с автоматами: пригодится для антуража.
Мы выехали чуть позже тестового автомобиля, поэтому краем глаза я успел-таки заметить промелькнувший по трассе вездеход. «Скажешь тоже: промелькнувший», – усмехнутся недоверчивые скептики. Терпение и спокойствие: что может вытворять «Тигр» на трассе – вопрос серьёзный, он может гораздо больше, чем кажется. Хищник всё-таки.
За чертой города встречаемся с броневиком. То, что со стороны не кажется слишком большим, вблизи оказывается огромной железной горой. «Сухой» вес машины – 6,4 тонны, при полной загрузке до восьми тонн не хватает каких-то семидесяти килограммов. Пришло время пересесть в «Тигр», но пока – на пассажирское место, потому что встреча с представителями военной автомобильной инспекции для гражданского лица за рулём армейской машины крайне нежелательна.
Меня предупреждают: вес бронированной двери «Тигра» – килограммов 60, поэтому после её открытия необходимо убедиться в том, что она зафиксирована предохранителем. Неосторожное движение – и ноги нет. Или руки, что проще, но не лучше.
Под колёсами «Тигра» вьётся лента шоссе. Качество дорожного покрытия – на 4. Суровых русских ям нет, но заплатки, небольшие выбоины присутствуют. «Тигр» их просто не замечает: подвеска на сдвоенных рычагах рассчитана на серьёзное бездорожье, поэтому неровности асфальта, на которые обязательно отреагирует легковой автомобиль, проходят абсолютно незаметно. Мало того: стрелка спидометра легко и непринуждённо добралась до цифры 130. И это не предел, максимальная скорость многотонной бронированной машины составляет 160 км/ч.
Как можно управлять этой грудой металла на такой скорости – загадка. Пока отметим главное: 130 км/ч «Тигр» бежит легко, и по дороге на полигон можно пить кофе прямо на ходу. А заодно – поговорить с командиром «вежливых людей», от которого можно узнать, зачем им такой зверь.
Про сюрпризы
Элемент неожиданности – вещь хорошая, когда направлена она на противника. «Тигр» задумывался как автомобиль для быстрой транспортировки личного состава, и в нашей модификации он для этого и предназначен. Есть и другие исполнения, например, командно-штабная машина. С задачей быстрой перевозки, по словам военных, автомобиль справляется отлично.
Мало того, что по трассе «Тигр» не уступит в скорости многим современным автомобилям, так и по бездорожью тяжёлая машина прёт на весьма впечатляющей скорости – 80-90 км/ч. Командир рассказывает о том, что «Тигр» обладает неплохими возможностями защиты личного состава, а броневой лист на днище поможет выжить при подрыве на мине.
По колёсам (которые, само собой, имеют систему централизованной подкачки) неприятель может стрелять из чего попало: даже если резина будет уничтожена, «Тигр» способен ехать на дисках без особого вреда для здоровья. Но обычно до этого не доходит: так повредить покрышки бронированного вездехода очень тяжело. Я тем временем обращаю внимание на то, что нас с собеседником разделяет пара метров, но слышно его прекрасно. Не мне судить о безопасности передвижения в этой машине, но то, что комфорт превосходит все ожидания, это факт.
Казалось бы, на кой сдался военным суровым людям этот комфорт? Думается мне, что каждый из них – в первую очередь человек, и то, что конструкторам удалось позаботиться о них наилучшим образом, это несомненный плюс. Да и попробуйте проехать на том же самом КамАЗе по бездорожью под «сотку». Или голову отобьёте, или противоположное место, а скорее – всё сразу. Мы тем временем подъезжаем к полигону, на котором мне предстоит немного поснимать совместную работу спецназа и «Тигра».
Броневик легко выкатывается из кустов на песок, и из него выпрыгивают злые дяденьки с автоматами. По большому счёту, их должно быть не более шести человек – такое количество мест заложено в бронированную «душу» вездехода. Но по факту из броневика может выскочить толпа и побольше. Ещё один сюрприз для противника. И добрались быстро, и число перевозимых бойцов чуть больше ожидаемого. Но и это ещё не всё.
Кому-то люк на крыше автомобиля нужен для того, чтобы любоваться небом, кому-то – чтобы ветер трепал шевелюру, принося нечеловеческое наслаждение сидящим в салоне гражданским лицам. У «Тигра» тоже есть люк. Но функции он выполняет другие: из него можно высунуться и пострелять из пулемёта Калашникова (ПК), из гранатомёта АГС или из пулемётов калибра 12,7 мм «Утёс» или «Корд».
Под каждый вид оружия есть своя станина, а время для замены станины на гнёздах у открытого люка занимает считанные минуты. При этом сложенная крышка люка представляет собой бронеспинку для бойца, орудующего пулемётом или гранатомётом. И хотя я ехал именно на тест-драйв, не посмотреть на работу спецназа никак нельзя. Итак, из кустов выезжает «Тигр»…
На шее у меня висит фотоаппарат, а я стою в предвкушении: буду снимать военный спектакль. Но не тут-то было! После появления на сцене главного героя – вездехода – проходит несколько мгновений, а снимать мне уже некого… Бойцы расположились вокруг «Тигра», их «камуфляжка» сливается с местностью, группы нет, красивой картинки, которая стала бы хорошим кадром, нет, видны только небольшие облачка дыма от выстрелов и слышны звуки, но их не сфотографируешь.
Прерываем «операцию», ставим другую задачу: нужно как-то сбиться в кучу, чтобы кадр был живее и динамичнее. Командир идею понял с полуслова и предложил «поиграть в полицию». А именно – пройти отделению под защитой брони «Тигра». Не знаю, причём тут полиция, но на этот раз всё получилось как надо: мощь, напор, страх и ужас. Конечно, броня не защитит от чего-то слишком серьёзного, но от пуль калибров 5,45 или 7,62 и от осколков спасёт.
Офицер интересуется, нет ли необходимости прогнать сценку ещё раз. «Нет, – говорю, – всё получилось. Чего зря людей гонять». «Да этим дядькам только дай побегать да пострелять! Им это в радость», – весело отвечает командир. Смотрю на «дядек», разряжающих в стороне автоматы. Может, конечно, и в радость, но… лучше их лишний раз не трогать. Поэтому командуем занимать свои места и отправляться на следующее место дислокации.
Интересно, мне-то было хорошо – я ехал на переднем пассажирском сиденье. А что всё-таки чувствуют бойцы в салоне «Тигра»?
Что они чувствуют – могут сказать только они, нам, гражданским, скорее всего, таких вещей не понять. Но что не может не радовать спецназовцев, так это неплохая автономность и богатое оснащение их машины. Тут предусмотрено всё: запасы боеприпасов вдоль бортов, аптечки, фиксаторы для оружия, огнетушители, даже термосы. Плафоны освещения заставляют задуматься: у каждого есть свой провод на «массу». Вроде пустяк, но уж если даже о таких мелочах позаботились, то страшно представить, что тут могли придумать ещё.
На потолке перед люком – блок управления установкой 902Б «Туча». Снаружи присутствие этой штуки выдают стволы, из которых выстреливаются аэрозольные гранаты, скрывающие автомобиль от противника в оптическом, а в некоторых случаях и в тепловом диапазоне. Вещь просто необходимая, когда «Тигра» надо спрятать.
Честно говоря, это я сейчас умничаю про эту «Тучу», тогда я хоть и знал о её существовании, но как это выглядит внутри, видеть не приходилось. Поэтому пока мне, лицу сугубо гражданскому, объясняют принцип действия 902Б, все уже расселись по местам, включая отделение «вежливых людей», занявших своё место в «Урале». Вроде можно ехать дальше, но подождите: мы приехали покататься на «Тигре», пора уже сесть за руль!
В роли укротителя «Тигра»
Мне выпала большая честь, скажу я по секрету, порулить этой машиной. Так просто за баранку «Тигра» не пускают, но мне несказанно повезло. Сначала повезло, что дали покататься, а потом – что не расстреляли за попытку улететь на этой штуке с дороги. Хотя, может, последнее успел заметить только я, находясь уже за рулём автомобиля.
Несмотря на приличную высоту, забраться в кабину совсем несложно: ручки, подножки – всё там, где им положено быть. Единственная сложность – открыть дверцу, и дело не только в её весе, но и в достаточно тугих ручках. И всё это последствия установки надёжной системы запирания дверей. Зато, захлопнув за собой дверь, я почувствовал себя золотым слитком в сейфе швейцарского банка: меня отсюда не вытащить и не выманить.
Удобно устроившись в кресле, имеющем пусть не слишком выраженную, но ощутимую боковую поддержку, знакомимся с приборами. И удивляемся ещё раз: тут всё очень просто, да и знакомо любому, кто сидел за рулём обычного грузовика. Особенно КамАЗа: два основных прибора (тахометр и спидометр) здесь точно такие, как на этом татарском чуде. Только стоят наоборот: тахометр на «Тигре» слева, а спидометр – справа. Да и размечен последний до 160 км/ч (у большинства КамАЗов – до 120).
Остальные приборы также отнюдь не экзотичные: давление масла, температура охлаждающей жидкости, уровень топлива и амперметр. Датчик уровня топлива может быть переключен на один из двух баков, объём каждого из которых – 68 литров. Из кнопочек, нужных для управления машиной, отметим кнопки подкачки колёс: есть несколько режимов (шоссе, грунт и пр.), каждому из которых соответствует определённое оптимальное давление, которое создаётся одним нажатием. Проще придумать уже нельзя.
На центральной панели видны манометры. Воздух нужен для подкачки шин и для работы пневмогидравлической тормозной системы. При падении давления колодки барабанных тормозов разводятся, поэтому при неисправности пневматики опасности улететь с дороги (как на ЗиЛе-131) нет.
Органы управления автомобилем (уточняю специально – именно автомобилем, так-то тут есть чем ещё можно управлять) тоже знакомы. Здоровый рычаг справа от руля – привод стояночного тормоза, два остальных – рычаг КПП и «раздатки».
Несмотря на «толстый-толстый слой» брони и не слишком большую площадь остекления, обзор неожиданно хороший. Поэтому чуть осмотревшись, запускаем мотор и едем.
Мотор кажется довольно скромным для тяжёлой машины: всего 215 л.с. Но это всё же турбодизель, его объём составляет 4,43 литра, а максимальный крутящий момент – 735 Нм. Специально для иностранной разведки уточним: мотор стоит наш, отечественный, а именно – ЯМЗ-5347-10.
Несмотря на запущенный двигатель, в кабине не шумно. Включаем вторую передачу (первую, как водится, используют только на сильном бездорожье и с большой загрузкой), отпускаем педаль сцепления и трогаемся с места. Ходу рычага КПП позавидуют многие «легковушки», сами переключения – чрезвычайно чёткие (коробка тут «газовская»). Почти сразу включаю третью передачу, и дизель даже не повышает тона. Тихонько бормоча, он легко тянет машину по песчаному карьеру.
Впереди – подъём на лесную дорогу. У «Тигра» очень короткие свесы и спереди, и сзади: углы въезда и съезда составляют по 52 градуса, а максимальный угол преодолеваемого объема, который ограничен еще и удельным крутящим моментом, – 30 градусов. Выходим в горку опять на второй передаче и уже тут даём газку. Помните, я говорил о том, что чуть не слетел с дороги? Дело было так.
Машина идёт очень плавно. Ей глубоко плевать, что у неё под колёсами: есть что-то более-менее твёрдое – и ладно. Я окончательно осмелел (скорее, оборзел), дабы управление больше похоже на рулёжку легковой машины, а не грузовика, и ехал в своё удовольствие, постепенно набирая скорость. А скорость «Тигр» набирает легко. И когда у меня на пути неожиданно возникла приличная яма, я рефлекторно попытался увернуться от неё поворотом руля. А не тут-то было: машина весом приблизительно семь тонн не шибко здорово любит такие «лосиные тесты».
При первом повороте я почувствовал, как она готова уйти в занос. Отпустил педаль газа, вернув руль в прямолинейное положение. «Тигр» чуть подумал и послушно вернулся на курс. К очень острому рулю вкупе с немалым весом надо привыкнуть. Как, впрочем, и к тормозам, которые поначалу очень раздражают приличным временем реакции. Но уж если пережмёшь педаль, только держись за руль! В общем, после пары километров привыкаешь. Управлять «Тигром» – одно удовольствие, но с головой дружить надо. Единственное, к чему при желании можно придраться, – это к довольно приличному радиусу разворота. Сказывается длинная база, и с этим ничего не поделаешь. У нас впереди остался последний тест – преодоление брода.
Про реку, ноябрь и брызги
По дороге не перестаю удивляться туману, накрывшему, кажется, весь российский северо-запад. На подъездах к воде он стал только гуще, поэтому, даже подъехав к берегу реки, мы её увидели не сразу. «Тигр» выбрался к броду к самой кромке воды. Галька заскрипела под ботинками одетых в камуфляж людей с автоматами на шеях. Суровые взгляды сверлили туман в поисках противоположного берега. Ничего не видно: куда ехать, где выбираться на той стороне? А ведь как-то убедиться в том, что вездеход не боится воды, надо. Мне же так просто никто не поверит! Тут хотя бы фотография нужна… И командир быстро нашёл выход.
– Так, кого не жалко? – задумчиво пробормотал он про себя. – Иди-ка сюда!
На его зов подбежал боец, которого «не жалко».
– Надевай, – приказал командир, указывая на что-то непонятное. Этим «непонятным» оказался полукомбинезон лёгкого защитного костюма. Под смех добрых товарищей боец облачился в наряд.
– Будешь брод искать, – объяснил офицер. – Посмотришь, где тут сможет проехать «Тигр».
На бумаге вездеход может преодолевать водные преграды глубиной до 1,2 метра. В жизни – ещё больше. Двигатель расположен высоко, навесные агрегаты – ближе к крышке капота, а воздухозаборник выведен к крыше. Теоретически боец по этой речке мог ходить почти бесконечно. Время уже поджимало, и мне стало интересно, что будет дальше.
Разведчик побродил по воде и вернулся назад. В общем-то, о результатах докладывать нечего: мы все видели, что глубже чем по пояс он не уходил, грунт твёрдый, засесть «Тигру» негде. Но как быть с заходом в воду? Кадр-то хрестоматийный, без него хоть не возвращайся. Но командир на то и командир. Освобождённый бойцом костюм офицер передал мне.
– Вот, пожалуйста. Отойдите от берега метров на 20-30, а мы с разбега влетим в воду на «Тигре». Брызг будет много. Должно получиться!
Оно, конечно, должно. Вот только лезть в ноябре в реку особого желания нет. Однако я не привык отказывать группе хорошо вооружённых людей. Сказали лезть – надо лезть.
Стоя в воде, я с трепетом ждал, когда «Тигр» «с разбега влетит в воду». Семь тонн, как-никак. Но всё прошло отлично: автомобиль с берега кинулся в речку, фонтан брызг, море эмоций, кадр есть.
Зачем я это тут рассказываю? Такие моменты как нельзя лучше передают то, насколько хороша эта машина. Многие из нас привыкли к тому, что в тяжёлых дорожных условиях где-то за городом иногда приходится выходить из машины, идти пешком, искать дорогу. Но вот «Тигр» легко проедет там, куда пешком не всегда залезешь. Не зря тут есть блокировка межосевого дифференциала с пониженной передачей в «раздатке», самоблокирующиеся межколёсные дифференциалы и колёсные редукторы.
Плавность хода обеспечивает независимая торсионная подвеска, о которой даже сопровождающие бойцы отзывались только положительно. При этом, где бы машина ни шла, внутри всё равно будет хорошо: светло, относительно безопасно. В холод работает «печка», в жару – кондиционер, и не так уж важно, что у вездехода под бронированным днищем: асфальт, грязь, песок, вода. Он проедет почти везде. Кстати, рассчитан он для работы при температурах от -30°С до +50°С. Неплохо, да?
И напоследок…
Военные не слишком озабочены вопросом расхода топлива. И всё же «Тигр» и тут показывает себя с лучшей стороны: контрольный расход топлива заявлен производителем в размере 13,5 литров на сто километров. И по факту выходит действительно немного: 12-16 литров. Запас хода при этом составляет в среднем 600 километров.
Мы ничего не можем сказать об обслуживании этих машин: даже в части этим занимаются специалисты Арзамасского машиностроительного завода, регулярно приезжающие со всем необходимым для проведения ТО. Да и не так уж и важно знать, как в этой машине меняют масло или проводят осмотр ходовой части. Главное, что «Тигры» всегда на ходу. Не так ли?
/Михаил Баландин, www.kolesa.ru/
Ездил. Неплохо движется, но всё же дорогу не видно из-за этой «горбоносости». А так хорошая машина.