Третий «День инноваций Министерства обороны РФ» (ДИМО-2015) состоялся в начале октября в конгрессно-выставочном центре парка «Патриот» в подмосковной Кубинке. Впрочем, этой точкой мероприятие не ограничилось. Выставки были развернуты также во Владивостоке, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону, то есть в четырех военных округах по единому замыслу.
В ДИМО-2015 приняли участие 436 предприятий и более 70 тысяч человек. На стендах и открытых площадках демонстрировались около 3200 экспонатов, в том числе порядка 2700 – двойного назначения. В рамках научно-деловой части состоялись более 30 конференций, круглых столов и брифингов.
Робототехнический комплекс огневой поддержки «Нерехта»
В экспозициях нашла отражение инновационная деятельность по 21 направлению. Это – робототехника, радиоэлектроника, информационные технологии, телекоммуникации, гидрометеорология, комплексная безопасность, кибербезопасность, аддитивные технологии, то есть связанные с 3D-печатью, энергетика, аэрокосмические технологии, экипировка и обмундирование, средства защиты, оптика, медицина и другие.
Но, безусловно, доминировала, во всяком случае в Кубинке, робототехника. Оно и понятно. Во-первых, роботы позволяют экономить «людской материал», поскольку без большого ущерба для себя способны действовать в самой агрессивной среде и сложных условиях. Во-вторых, они с легкостью выполняют операции, которые считаются муторными, то есть утомляющими и притупляющими бдительность человека.
Разведывательный РТК «Нерехта» с модулем артиллерийской разведки.
Естественно, мы не могли побывать на всех четырех площадках ДИМО-2015, разбросанных по всей стране, поэтому ограничимся рассказом об увиденном в парке «Патриот». На открытой площадке в Кубинке завод имени В.А. Дегтярева демонстрировал варианты оснащения многофункционального робототехнического комплекса (РТК) обеспечения боевых действий «Нерехта». В его состав входят дистанционный пункт управления на базе бронеавтомобиля «Скорпион», а также выносной пункт управления, который можно использовать, находясь в каком-либо укрытии или просто в поле.
Универсальная роботизированная платформа – это гусеничное шасси длиной 2,6 м, шириной 1,6 м и грузоподъемностью 500 кг. Гибридный двигатель (какой не сообщается) способен разогнать машину до максимальной скорости 32 км/ч, на пониженной передаче движение осуществляется на скорости 16 км/ч. Класс бронирования платформы – пятый, а управление при благоприятных условиях осуществляется на дистанции до 3 км.
Робототехнический комплекс разминирования «Уран-6».
РТК огневой поддержки с боевым дистанционно управляемым модулем оснащается 12,7-мм пулеметом «Корд» или 7,62-мм танковым пулеметом Калашникова. Сектор наблюдения и обстрела – 360°, дальность поражения целей – до 1000 м. Модуль имеет систему стабилизации линии прицеливания, лазерный дальномер и тепловизионную камеру.
На наш взгляд, несмотря на все крутые навороты, «Нерехту» в варианте РТК огневой поддержки вряд ли можно использовать по этому назначению. Бронирование базовой платформы и скорость ее движения явно недостаточны для современного боя. Опытный расчет того же «Корда» из двух человек, несомненно, справится с боевым роботом, которого обслуживает целая бригада. Такой РТК с соответствующим программным обеспечением больше подходит для патрулирования важных объектов.
Подобный мобильный робототехнический комплекс (МРК) разработки УВЗ и Ижевского радиозавода демонстрировался на IХ Международной выставке RAE 2013 в Нижнем Тагиле. Эта дистанционно управляемая безэкипажная боевая машина повышенной проходимости управляется по защищенному от средств радиоэлектронной борьбы противника радиоканалу на расстоянии до 5 км. Помимо пулемета «Корд» или танкового пулемета Калашникова, МРК может вооружаться 30-мм автоматическим гранатометом АГ-17А или АГ-30/29.
Комплекс комплектуется гиростабилизатором оружейной платформы, лазерным дальномером, тепловизором и баллистическим вычислителем, которые обеспечивают высокую точность стрельбы. Имеется функция автоматического захвата и контроля десяти двигающихся целей. Резервное питание позволяет МРК работать автономно до 10 часов в движении, а в «спящем режиме» – до семи суток. Запас хода – 250 км.
Мобильный робот огневой поддержки «Удар».
А вот разведывательный РТК с модулем артиллерийской разведки и РТК с транспортной платформой завода имени В.А. Дегтярева, несомненно, имеют перспективу. Первый может вести наблюдение за противником с помощью телевизионных и тепловизионных средств не только с корпуса машины, но и с высоты около четырех метров, поскольку машина оснащена мачтой, на которой это оборудование поднимается, значительно расширяя площадь обзора на дальности до 5 км.
Транспортный РТК снабжается манипулятором, откидными бортами, сцепным устройством, лебедкой с тралом и может использоваться как средство перевозки боеприпасов, другого снаряжения и продовольствия, а также в качестве машины разминирования.
766-е Управление производственно-технологической комплектации («766 УПТК») из подмосковного Нахабина показало на ДИМО-2015 уже ранее демонстрировавшийся 6,5-тонный робототехнический комплекс «Уран-6», предназначенный для создания проходов в минно-взрывных заграждениях. Машина снабжена мощным тралом и экскаваторным отвалом. На ней имеются три камеры, изображение с которых передается на пульт управления. Робот имеет возможность обезвреживать противотанковые и пехотные мины, находящиеся в километре от оператора.
На выставку в Кубинке «766 УПТК» привезло мобильный робот огневой поддержки (МРОП), или, как его еще называют, дистанционно управляемый многофункциональный робототехнический комплекс (ДУМРК) «Удар», который предназначен для обеспечения боевых действий подразделений и частей Сухопутных войск и специального назначения. В его составе помимо мобильного робота входят разведывательный беспилотник вертолетного типа и пункт дистанционного управления на шасси автомобиля «Урал-4320».
«Удар» мог бы стать «звездой» салона в парке «Патриот». Но этого не случилось. Его технические характеристики не сообщались, что еще можно объяснить режимом секретности, окутывающим новую боевую машину. К «Удару» почему-то не подпускали для фотографирования, хотя телевизионщикам позволили запечатлеть МРОП даже в движении на трассе мотокросса. Чем объясняется подобная дискриминация, трудно объяснить.
Но нам все-таки удалось рассмотреть «Удар». Хотя некоторые издания сообщали, что машина создана на базе БМП, это не соответствует действительности. У нее собственная гусеничная база. Масса МРОП с боевым модулем – порядка 12-14 т. В боевом модуле размещена 30-мм автоматическая пушка со стволом, «упакованным» в трапециевидный стелсовский кожух, и спаренный с ней пулемет. На самом модуле крепятся четыре пусковые установки противотанковых управляемых снарядов, похожих на «Корнет», а также средства наблюдения и датчики контроля движения. То есть состав вооружения близок к тому, что имеется на машине огневой поддержки «Терминатор-2».
Мы попросили поделиться впечатлениями о гусеничных роботах, представленных на ДИМО-2015, встреченного нами на выставке авторитетного специалиста по бронетанковой технике. Вот что он сказал:
– Сейчас у нас в стране и за рубежом создается немало роботизированных средств. Особенно заметно продвижение в области инженерных и саперных машин, которые уже находят применение на практике. Заметный прогресс наблюдается в создании разведывательных и охранных бронированно-гусеничных комплексов, работающих по заранее заложенной в них программе. Лихо бегают по полигонам и так называемые боевые роботизированные машины. В их числе и «Удар». Но в реальном бою толку от них пока будет мало.
Дело тут вот в чем: реальный бой сильно отличается от компьютерных игр, в которых разворачиваются леденящие кровь баталии. Оператор, находящийся на значительном расстоянии от места, где происходит схватка, не может по данным датчиков и экрану видеоизображения в полном объеме представить и оценить обстановку. И даже если мы посадим за пульт управления каждой машины по десять операторов, ситуация не изменится. Пока необходимое программное обеспечение для боевых роботов ни у нас в стране, ни за рубежом, как мне известно, не создано. По сути дела, речь идет о внедрении искусственного интеллекта в боевую машину.
Что касается конкретно «Удара», то помимо выше названного мною недостатка у него недостаточное для сегодняшнего дня артиллерийское вооружение. Сейчас весь мир переходит на калибр 40 или даже 57 мм. И, конечно, у «Удара» очень слабая защита. Его можно вывести из строя из пулемета калибра 7,62 мм.
– Разумеется, поступательное развитие бронированных боевых роботов будет продолжаться, – добавил наш собеседник. – И это надо всячески приветствовать. Однако не стоит впадать в эйфорию всякий раз, когда появляется очередная «сенсационная» машина на колесах или на гусеничном ходу.
Беспилотные летательные аппараты (БЛА) тоже являются роботизированными средствами. На ДИМО-2015 они были довольно широко представлены. Они отличались размерами, дальностью и высотой полета, выполняемыми задачами. Наше внимание привлекли беспилотники санкт-петербургской фирмы «ПЛАЗ». Она занимается проектированием электронных устройств и снабжает свои БЛА собственными комплектующими, в том числе гиростабилизированными платформами с видеокамерами и тепловизорами, радиомодемами управления робототехническими комплексами, цифровыми широкополосными передатчиками и приемниками.
Самый маленький беспилотник фирмы «ПЛАЗ» – БЛА вертолетного типа «Грифон-07». Его взлетная масса – всего полтора килограмма. Но на нем размещается фотоаппарат, видеокамера или тепловизор. Время полета – 30 минут, а радиус действия – 5 км.
В носовой части скоростной десантно-штурмовой лодки БК-9 за аппарелью размещается 30-мм автоматический гранатомет или крупнокалиберный пулемет
У квадрокоптера «Грифон-41» взлетная масса уже – 7,5 кг, а время полета – один час, дальность действия – 15 км. Полезная нагрузка составляет 1,5 кг. Она включает фотоаппарат, видеокамеру с гиростабилизированной платформой или тепловизор с широкополосным каналом для передачи видео в реальном времени.
Наконец, многофункциональный БЛА по схеме «летающее крыло» «Грифон-12» предназначен для выполнения работы на дальности до 90 км. Его продолжительность полета – три часа. БЛА может осуществлять аэрофотосъемку с получением 3D-модели местности, в том числе в реальном времени, вести видеонаблюдение с помощью гиростабилизированной видеокамеры разрешением 1920х1080 или тепловизора разрешением 640х512.
На первый взгляд не все изделия, представленные на ДИМО-2015, можно отнести к инновационным. Но все-таки в них присутствует нечто, что заставляет причислять их к перспективной технике. В частности, речь идет об автомобилях фирмы «ТРЭКОЛ» из подмосковных Люберец. Она занимается разработкой и производством колесных плавающих вездеходов на шинах сверхнизкого давления. Им нипочем бездорожье и болота. Эти машины пользуются заслуженным спросом у нефти- и газодобытчиков, геологов, автотуристов-экстремалов. Сейчас, когда в Вооруженных Силах РФ формируются арктические бригады, в таких частях подобные вездеходы были бы не лишними.
Военно-морская тематика была представлена в парке «Патриот» скромно. Свои новые разработки «живьем», то есть натурными образцами, показала только Рыбинская верфь, которая привезла на выставку скоростную десантно-штурмовую лодку БК-9 и скоростной десантный катер БК-10М.
Полуют скоростного десантного катера БК-10М с пулеметной площадкой
Премьера БК-9 состоялась в этом году на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. Но там эта небольшая лодка как-то затерялась среди множества других катеров. К тому же на ней не было установлено вооружение. На ДИМО-2015 представилась возможность познакомиться с ней поближе. БК-9 при длине 9,9 м, ширине 3,07 м и при полном водоизмещении с бронезащитой в 7,4 т – довольно грозный кораблик.
Лодка, развивающая максимальный 40-узловый ход, предназначена для доставки десантно-штурмовых групп численностью до 9 человек на берег, поддержки их огнем из пулеметов и гранатометов. Она также может использоваться для патрульных, диверсионных и противодиверсионных миссий. В носовой части БК-9 имеется небольшой открытый отсек, где устанавливается пулемет калибра 12,7 мм или 30-мм автоматический гранатомет. Из них один из членов экипажа, состоящего из двух человек, или кто-то из бойцов спецназа подавляет огневые точки противника при приближении лодки к берегу.
По бортам на вертлюгах размещаются 7,62-мм пулеметы десанта, которые «подкрепляют» стрельбу из «главного калибра». В носовой части также есть небольшая аппарель для облегчения выхода штурмовой группы на берег.
Излучатель станции визуально-оптических помех «Грач»
Скоростной десантный катер БК-10М – новинка и дальнейшее развитие катера аналогичного назначения БК-10. От прототипа он отличается тем, что на нем установлены не подвесные, а стационарные двигатели, которые в кормовой части спрятаны в своеобразном полуюте. Его палуба используется как пулеметная площадка. Полное водоизмещение БК-10М – 8 т, длина – 11,2 м, ширина – 3,6 м, максимальная скорость хода – 40 узлов, а дальность плавания – 220 миль. Перевозимый десант – 10 человек, которые сходят на берег через носовую аппарель. Собственный экипаж катера – два моряка.
Фирма «КАМПО» из Орехова-Зуева, хорошо известная нашим читателям по публикациям в журнале, на ДИМО-2015 демонстрировала контейнезированные комплексы, предназначенные для установки на многофункциональные модульные катера катамаранного типа проекта 23370, строительство серии которых из 12 единиц по заказу Министерства обороны РФ сейчас завершается. В их числе водолазный и медицинский комплексы, а также комплекс-мастерская и комплекс телеуправляемого подводного аппарата. Заменяя эти модули, можно менять предназначение катеров.
Сейчас «КАМПО» работает над созданием многофункционального модульного катера проекта 23370М. Это будет более крупное по сравнению с прототипом судно с улучшенными характеристиками по мореходности (можно будет работать в море при волнении до 5 баллов включительно), дальности плавания, скорости, обитаемости и т.д.
Несколько изменен и облик катера в части носовых оконечностей и пропорций главных размерений. Его полное водоизмещение – около 130 т, длина – 24,2 м, ширина – 8,5 м, осадка – почти 1,4 м, максимальная скорость – 13 узлов. Он предназначен для использования на рейдах, в гаванях и прибрежных районах.
Дальность плавания экономической скоростью – не менее 300 миль. Его экипаж состоит из трех человек, еще девять – спецперсонал. В случае создания модуля с минно-тральным вооружением катамаран можно будет использовать в качестве рейдового тральщика.
Так будет выглядеть многофункциональный катер-катамаран проекта 23370М
Совершенно новый класс морского нелетального оружия был представлен Объединенной приборостроительной корпорацией. Это не имеющая аналогов в мире станция визуально-оптических помех «Грач» для защиты кораблей и судов в ночное и сумеречное время. Достаточно компактный прибор в буквальном смысле слова ослепляет личный состав и оптические приборы противника, позволяет скрыть высадку десанта, уберечь людей и суда от прицельного огня в ходе боевых и антитеррористических операций.
С помощью высокоинтенсивного светового излучения устройство подавляет визуально-оптические и оптико-электронные приборы наблюдения и прицеливания. «Грач» обеспечивает непрерывную работу в течение нескольких часов, потребляя при этом небольшое количество энергии. Первое опробование прибора состоится на борту новейшего фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 22350, который начинает государственные испытания в Белом море.
Неувядающая инновация – ПКР «Оникс»/«Яхонт», не имеющая аналогов в мире.
Новейший фрегат будет нести и такое грозное оружие, как сверхзвуковые ракеты «Оникс», предназначенные для поражения морских и береговых целей на дальности более 300 км. На открытой площадке Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» демонстрировалась экспортная модификация этой ракеты – «Яхонт». Его разработка началась НПО машиностроения, ныне входящего в состав КТРВ, еще в конце 70-х годов прошлого века. Но до сих пор эта инновация не имеет аналогов в мире.
/Александр Мозговой, Елена Елкина, oborona.ru/