Уважаемые читатели «Армейского вестника»! Какая-то сплошная «американизация» нашей страны и нашей жизни (основная денежная единица – доллар; выбор молодёжью «американских» профессий – бизнес, бухгалтерия, юриспруденция; западная культура) подвигла меня к написанию очередной статьи.
*****
«Я – представитель величайшей нации мира. Я – американец и в любом месте на Земле, буду ходить в чём угодно и делать то, что мне захочется» (не правда ли, очень похоже на то, как ведут себя вообще США?) — так нам, группе офицеров, ответил летом 1995 года некий жирный субъект в бейсболке и шортах, больше похожих на наши «семейные» трусы, в ответ на замечание, что для посещения Красной Площади, не мешало бы одеть хотя бы футболку.
Представитель «величайшей нации мира» затруднился не только сказать, что из себя представляет «нация», но даже не смог привести пример, чем же «прогрессивная» Америка «осчастливила» Старый Свет.
Но для того, что бы понять, что американцы могли дать остальному человечеству, достаточно просто вспомнить их «историю». С этого, пожалуй, и начнём.
С момента открытия нового континента туда хлынул поток авантюристов, искателей приключений (от которых потомки наследовали: поверхностность и ненадёжность), но в основном преступников, которых на Родине ничего, кроме виселицы, не ожидало (от них потомки получили: невежество, презрение к обучению, ограниченность мировоззрения (только свои успех и деньги – любой ценой), ненависть к любой власти, к людям, не имеющим криминального прошлого (даже у наших блатных), пренебрежение к чужой жизни).
Именно они уничтожали коренное население Америки – индейцев, вся вина которых заключалась в том, что они «посмели» родиться и жить на своей земле, которая понадобилась уголовникам-захватчикам. О каком уважении к законности, суверенитету, равноправию и равных правах могут говорить представители государства, которое изначально началось с геноцида всего народа?
Поверхностность и ненадёжность, невежество, презрение к обучению, ограниченность мировоззрения (только свои успех и деньги – любой ценой), ненависть к любой власти, к людям, не имеющим криминального прошлого, пренебрежение к чужой жизни – все эти «качества» в полной мере проявляются в каждом внешнеполитическом шаге США до сих пор.
Не верите мне – не надо. Посмотрите, как американцы сами характеризуют себя и Америку в целом.
…Подводя итог своим рассуждениям о парадоксальном характере американцев, известный американский писатель Джон Стейнбек пишет:
«Перед вами ряд утверждений, которые опровергаются рядом прямо противоположных утверждений. Похоже, что американцы живут, дышат и функционируют с помощью парадоксов; но ничто не является столь парадоксальным, как вера в наши собственные мифы… Парадоксы существуют повсюду. Мы кричим на каждом углу, что мы нация, управляемая законами, и вместе с тем, при первой возможности мы нарушаем любой закон, если считаем, что это нам сойдет с рук. Мы искренне считаем, что наши политические позиции основаны на фактах и, вместе с тем, мы голосуем против человека только потому, что нам не нравятся его религиозные убеждения, его имя или форма его носа».
Все эти противоречия и создают, по словам Стейнбека, то, что называется американским характером или в самом обобщенном виде Америкой: «Из всей совокупности того, что является нашим прошлым, из наших разладов и ссор, из разнообразия направлений, по которым мы идем, проявляется все-таки нечто, что само по себе уникально: оно называется Америкой, сложной, парадоксальной, по-бычьи упрямой, застенчивой, жестокой, мальчишеской, невыразимо дорогой и бесконечно красивой».
…Картина американской культуры, которую рисует известный американский публицист Кристофер Лэш, носит чрезвычайно критический характер. Он считает, что, начиная с 1960-х гг., все традиционные ценности, составляющие дух американизма, превращаются в собственную противоположность:
— этика трудолюбия и стремления к успеху, выросшая на основе протестантизма, вырождается в вульгарную этику гедонизма и самолюбования;
— героизм — в популярность и поклонение знаменитостям;
— политика и радикализм — в уличный спектакль;
— спорт — в коммерческое зрелище и прославление грубой силы;
— социальная критика — во всевозможные курсы самотерапии и морального самосовершенствования;
— система образования — в культ самодовольной безграмотности и некомпетентности.
…Говоря о росте нарциссизма в американской культуре, Кристофер Лэш, прежде всего, имеет в виду появление нового типа нарциссической личности, для которой мир представляет только зеркало, где отражается она сама, и которая не интересуется ничем иным, кроме своего собственного образа. Для нарциссиста характерна псевдооценка, боязнь старости, страх смерти, культ знаменитостей и т. д. «Иными словами, это тот тип личности, для которой нарциссизм — символ эгоизма и метафора определенного состояния ума, когда мир воспринимается лишь как зеркальное отражение самого себя».
Возможно, что, рисуя состояние американской культуры последних десятилетий, Лэш несколько сгущает краски. Но, несомненно, он уловил известный сдвиг общественной жизни Америки к эгоцентризму. И характерно, что он не одинок в этом выводе.
Наличие элементов «нарциссизма» в современной американской культуре и характере подтверждает и еще один американский социолог — Дениэл Янкелович. Правда, он называет его другим термином — «самореализация». В своей книге «Новые правила» Янкелович на основе опросов общественного мнения приходит к выводу, что «этика самоотречения», лежащая в основе традиционной американской системы ценностей, начиная с 70-х годов, сменилась «этикой самореализации» или «самоосуществления», которая достигается путем утраты общественных целей и интересов.
…Марк Твен писал: — «Характерная черта американцев — невоспитанность. Мы — нелюбезная нация. В этом мы намного переросли все народы, как цивилизованные, так и дикие (или не доросли до них). Нас называют изобретательной нацией, но другие народы тоже изобретательны. Нас называют хвастливой нацией, но другие народы тоже хвастливы. Нас называют энергичной нацией, но другие народы тоже энергичны. И только в нелюбезности, в невежливости, невоспитанности мы не имеем пока соперников — пока черти сидят в аду».
…В Америке очень высоко ценится дружба, и американцы, по-видимому, обладают талантом устанавливать дружеские связи, они делают это легко и охотно, поражая порой более сдержанных европейцев. Этим они резко отличаются от англичан, которые с трудом и осторожно вступают в дружеские отношения. Но если вы подружились с англичанином, он остается вам другом на всю жизнь. Американская же дружба менее прочна и длительна. Американцы скоропалительно вступают в дружбу, но терпения на долгую и прочную дружбу им не хватает.
В американском языке есть даже понятие clinex-frendship, иначе говоря, дружба одноразового пользования. Поэтому не следует слишком обольщаться на этот счет. Если американец при прощании говорит вам «Скоро увидимся», вы не должны принимать эти слова буквально, возможно они означают — «Прощай навеки». Сердиться на них за это не стоит. Просто они открыты и сердечны, готовы стать вам друзьями с первой же встречи, но прочно и долго дружить они не умеют.
Довольно часто в поведении американцев присутствует изрядная доля инфантилизма. Это дает основание некоторым авторам называть американцев взрослыми детьми. Томас Манн, проживший долгое время в США, говорил, что современная Америка — это «по-детски усердная, но наивно-авантюристическая страна», а самим американцам присущ «варварский инфантилизм». Об этом же писали и многие европейские писатели.
Впрочем, и сами американцы признают, что они, как нация, большие дети. «Иногда мне кажется, что мы — страна детей», — пишет в своем романе «И поджег свой дом» Уильям Стайрон. Другой американский писатель Эрнст Хемингуэй, говоря о типе американского мужчины, замечает, что многие из них «надолго остаются мальчишками. Некоторые так на всю жизнь. Пресловутые американские мужчины-мальчики. Чудной народ, ей богу».
По-моему, вполне достаточно. Что же «пресловутые американские мужчины-мальчики» могут дать миру? Ничего хорошего. А что уже дали? ДВЕ МИРОВЫЕ ВОЙНЫ (причём ни одна из них не затронула ни население, ни территорию Америки).
Самая «великая» страна Мира пережила в своей истории только одну войну – Гражданскую войну Севера и Юга. Причем, на мой взгляд, довольно странную войну. В чём по официальной версии заключались её причины? В ликвидации рабства, в предоставлении ВСЕМ равных прав. Почему же в таком случае хоть какие-то права у чернокожего населения США стали появляться только после убийства Мартина Лютера Кинга в 1975 году, через 100 лет?
Слабо верится, что те, кто поголовно уничтожили индейцев, вдруг настолько «воспылали любовью» к бедным неграм, что не пожалели даже собственного «белого» большинства. Что-то как-то не получается. А не логичнее было бы представить (особенно учитывая КТО ТАКИЕ – американцы (см. выше)), что причина в элементарной ЗАВИСТИ бедного, по сравнению с Югом, Севера.
Какая-то тяга американцев к знаниям, к изобретательству, которыми в своё время так восторгался Жюль Верн, постепенно стали замещаться самодовольством и «перекачкой мозгов». Но для потребления нужны ресурсы, а они есть в Европе, но Европа живёт своей жизнью и особо обращать внимание на Америку не торопится. Но тут вдруг, очень кстати в ЕВРОПЕ происходит Первая мировая война, и «добрая» Америка приходит на помощь, щедро раздавая кредиты и в замен прибирая к рукам европейскую промышленность.
А в октябре 1917 года произошла катастрофа. Впервые на планете появилось государство трудового народа. Вся американская собственность в России оказалась национализирована. Даже будущий Президент США потерял свои рудники. Америка не только не скупилась на содержание Антанты, но даже отправила свой экспедиционный корпус. Однако простые американцы в составе этого корпуса больше воспринимали эту поездку как приключение.
Красная Армия разбила всех оккупантов и захватчиков и Советская Россия начала поражать весь мир своим экономическим развитием. Герберт Уэллс назвал В.И. Ленина «Кремлёвским мечтателем» когда Ленин рассказал ему только о плане ГОЭРЛО. Но в 30-е годы большевики совершили «первый экономический подвиг» — из нищей, отсталой, аграрной России (да и откуда ей было стать иной, с её постоянными войнами за свою независимость с различными представителями «цивилизованного» Запада и не очень цивилизованного Востока) создали одну из мощнейших индустриальных держав.
А в «прогрессивной» Америке в это время был один из самых серьёзных и глубоких экономических кризисов (в СССР о кризисах знали только по учебникам по «Политэкономии») – Великая Депрессия и неизвестно чем бы она закончилась, если бы не так «удачно» начавшаяся Вторая Мировая Война.
Ещё на этапе её подготовки США практически владели экономикой Германии и совместно с Англией более чем щедро финансировали НСДАП и лично Адольфа Шикльгрубера, настолько щедро, что их поставки СССР по ленд-лизу на этом фоне выглядят скорее подачкой, чем помощью. Однако даже за эту подачку Союзу пришлось платить дважды. В послевоенной Европе все государства, которым пришлось обратиться за финансовой помощью к США, в соответствии с планом Маршалла, оказались в полной экономической зависимости.
Все, кроме того государства, для которого в принципе и готовился этот капкан. СССР и здесь остался верен себе, совершив в 41–м году «второй экономический подвиг» — перебросил промышленность из оккупированных районов на Восток. Япония, получив развединформацию о масштабах этой передислокации и объёме мощностей, выведенных из-под удара, не только сама окончательно отказалась от планов войны с СССР, но и попыталась предостеречь Германию, посоветовав остановиться на достигнутых рубежах и предложить перемирие СССР, предупредив, что продолжение войны в 1942 году закончится полным поражением нацизма.
Советский Союз совершил невозможное – разгромив не только Вермахт со всеми его союзниками и добровольными помощниками, но и выйдя из войны сильнее чем был до её начала.
Победа СССР во Второй Мировой привела к целой лавине народно- освободительного движения, которая в конечном итоге практически полностью уничтожила мировую колониальную систему и всегда рядом с борцами за свою свободу был ДРУГ – СОВЕТСКИЙ СОЮЗ и не только с финансовой и консультативной помощью.
Поэтому если и была когда-то «величайшая нация планеты» — то она называлась СОВЕТСКИЙ НАРОД.
/Сергей Кончаков/