«Акулам» нужны «калибры» и океаны!

В ближайшие три года мы увеличим количество крылатых ракет от сегодняшнего в пять раз, а к 2020 году – в 30 раз.

Американский журнал The National Interest, специализирующийся на проблемах национальной безопасности Соединенных Штатов, опубликовал рейтинг пяти самых грозных советских вооружений послевоенной эпохи. «В Советском Союзе приоритетными направлениями считались наука, технологии и промышленное производство, – отмечает составитель рейтинга Кайл Мизоками. – В результате Советская Армия снабжалась самым передовым вооружением своего времени, миллионы единиц которого продолжают служить и по сей день».

«Акулам» нужны «калибры» и океаны!

Как и следовало ожидать, первое место занял знаменитый автомат Михаила Калашникова АК-47. Это простое пехотное оружие, по словам Кайла Мизоками, «унесло больше жизней, чем ядерное оружие». Сегодня миллионы этих автоматов и их более поздних модификаций продолжают состоять на вооружении армий России и многих других государств.

На второе место Кайл Мизоками поставил тяжелые ракетные подводные крейсера стратегического назначения (ТРПКСН) типа Typhoon (проект 941 «Акула» – по отечественной классификации). И не потому, что это самые большие субмарины, когда-либо построенные в мире, а потому, что «тайфуны» имели инновационную конструкцию и своими 20 баллистическими ракетами SS-N-20 Sturgeon (Р-39 или РСМ-52) с десятью ядерными боеголовками могли нанести непоправимый ущерб Соединенным Штатам.

Третье место занял танк Т-54/55 Уралвагонзавода – первый, по мнению Мизоками, совершенно новой линии советских основных боевых танков. Он представлял собой «отличное сочетание огневой мощи, защиты и мобильности». Прямыми потомками Т-54/55 стали Т-62, Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90.

Четвертое место Мизоками присудил стратегическому бомбардировщику Ту-160, способному действовать ночью и в сложных метеоусловиях, «проникать в воздушное пространство NORAD (система ПВО США и Канады – прим ред.) и запускать крылатые ракеты с ядерными боеголовками». Ту-160 может нести на борту 22 т боеприпасов, в том числе 12 крылатых ракет Х-55/АS-15, которые оснащены 200-килотонными ядерными боеголовками.

А завершает квинтет самых грозных – 122-мм буксируемая гаубица образца 1938 года. Эта артсистема появилась еще до Второй мировой войны и блестяще зарекомендовала себя в ее ходе. «122-миллиметровая буксируемая гаубица М1938 была самым распространенным артиллерийским орудием Советской Армии, – подчеркивает The National Interest, – поэтому ее можно назвать главным представителем советской артиллерии». Эта система прослужила до конца существования СССР и широко поставлялась союзникам Москвы.

Конечно, можно оспаривать правомерность определения топ-пяти суперэффективных советских вооружений и распределения мест между ними. Но не будем забывать, что рейтинг формировал американский специалист и выстраивал он его по принципу реального ущерба или потенциальной угрозы Соединенным Штатам. И, действительно, наибольшие потери после Второй мировой войны США понесли от автоматов Калашникова во время боевых действий в Индокитае. Это неоспоримый факт. Да и в других конфликтах в разных районах мира им немало досталось от «калашей».

«Акулам» нужны «калибры» и океаны! БРПЛ Р-39 (РСМ-52) были самыми мощными в мире

Поэтому не будем вдаваться в дискуссию о распределении мест, а остановимся на занявших второе место в рейтинге The National Interest тяжелых ракетных подводных крейсерах стратегического назначения проекта 941 «Акула» разработки ЦКБ МТ «Рубин» (генеральный конструктор – Сергей Никитич Ковалев). Это, действительно, левиафаны. Мне довелось в 2008 г. побывать на одном из них – «Северстали» (ТК-20).

Конечно, я знал, что эти подводные лодки имеют длину 172,8 м, ширину – 23,3 м и подводное водоизмещение – 48000 т, что без малого вдвое больше полного водоизмещения тяжелых атомных крейсеров проекта 1144 «Орлан», которые на Западе классифицируют как «линейные крейсера», или даже «линкоры». Я знал, что «акулы» несут двадцать самых мощных в мире БРПЛ Р-39 с десятью боевыми блоками мощностью по 100 килотонн каждая (для сравнения мощность атомной бомбы Little Boy, то есть «Малыш», сброшенной американцами на Хиросиму в августе 1945 г., составляла по разным оценкам от 13 до 18 килотонн).

Залп одной субмарины мог обрушить на цели 200 ядерных боеголовок. А в составе ВМФ СССР, а затем и России было шесть таких лодок. Другими словами, 1200 боевых частей способны были поразить противника на дальности 8300 км и создать на его территории от 6666 до 9230 «хиросим».

Читайте также  Франция разрабатывает перспективную крылатую ракету

Как считают некоторые эксперты, именно появление «акул-тайфунов» вынудило Вашингтон вести конструктивные переговоры с Москвой о ядерном разоружении. Это подтверждает и тот факт, что, когда речь зашла об утилизации ядерных вооружений и их носителей, американская сторона принялась настаивать на пуске под нож прежде всего «тайфунов». В рамках навязанной Соединенными Штатами России программы «Совместного уменьшения угрозы», являвшейся частью пресловутой «инициативы Нанна – Лугара», три грозные «акулы» были утилизированы. США и Канада взяли на себя 80% расходов по разделке этих субмарин на металл.

На рубеже столетий стали истекать сроки эксплуатации БРПЛ Р-39, и постепенно эти ракеты ликвидировались. К тому времени, когда я оказался на борту «Северстали» в 2008 г., лодку уже вывели из боевого состава ВМФ, и она вместе другой субмариной этого типа – «Архангельском» – числилась в резерве и находилась в Северодвинской военно-морской базе. И сейчас оба этих тяжелых подводных крейсера ждут своей участи там же.

«Акулам» нужны «калибры» и океаны! Открыты крышки пусковых установок

Холодный декабрьский ветер сбивал с ног, но никак нельзя было отказать себе в удовольствии сфотографироваться на широкой стальной палубе «Северодвинска». Впрочем, ветер оказался не самым трудным испытанием. Спуск по вертикальному скоб-трапу из ограждения выдвижных устройств в чрево лодки казался нескончаемым. И это объяснимо – высота субмарины такая же, как у девятиэтажного дома. «Могли бы здесь и лифт обустроить», – невольно мелькнула мысль (в принципе, габариты лодки и рубки вполне допускают такую возможность).

Внизу царила совсем иная обстановка. Было тепло и светло. Подводники, облаченные в легкую униформу, следили за многочисленными приборами, контролируя работу агрегатов. Потом нас повели по отсекам. А там было на что посмотреть. Особенно сильное впечатление произвела жилая зона. Каждый, кто бывал на подлодках, знает, какая там затесненность. А здесь не было и намека на нее. Недаром за лодками этого типа закрепилась слава «плавучих «хилтонов».

Маломестные кубрики предназначены для рядового состава. Для офицеров – двух- и четырехместные каюты с телевизорами и кондиционерами. Имеются две кают-компании, солярий, сауна, салон для отдыха и спортивный зал. Главная «фишка» – плавательный бассейн. То есть 160 человек экипажа могут совершать 180-суточное подводное плавание в достаточно комфортных условиях. Средства спасения, а это две всплывающие капсулы, рассчитаны на размещение всех членов экипажа.

«Акулам» нужны «калибры» и океаны! Пять «акул» в своей базе в Западной Лице (губа Нерпичья). Шестая АПЛ, очевидно, на боевой службе

Но, конечно же, «акулы» – не круизные лайнеры и предназначены они не для приятных океанских прогулок. В отличие от всех прочих субмарин у них массивное ограждение выдвижных устройств, способное проламывать паковый лед толщиной 2,5 м, смещено в сторону кормы. Дело в том, что у этих лодок под легким стальным корпусом – не один, а пять прочных корпусов, сделанных из титана, два главных из которых расположены по катамаранной схеме, а между ними впереди рубки находятся двадцать (по десять на борт) гигантских пусковых «стаканов» для ракет Р-39.

Под ограждением выдвижных устройств – модуль управления с центральным постом, за ним – механический отсек в собственном прочном корпусе. В носовой части – модуль ракетно-торпедного оружия с шестью 533-мм торпедными аппаратами для стрельбы противолодочными ракетами «Вьюга-ПЛ», «Шквал» и торпедами. Из торпедных аппаратов можно также ставить мины.

Такая сложная составная конструкция, казалось бы, должна быть хрупкой, но на самом деле она очень прочная. 27 сентября 1991 г. в Белом море во время учебного пуска Р-39 с борта ТК-17 «Архангельск» в шахте взорвалась ракета. Но экипаж не пострадал, а ТРПКСН потребовался лишь небольшой ремонт. Модульная конструкция компоновки пяти прочных корпусов и размещение главного оружия вне их повысило пожаробезопасность и живучесть лодок.

«Акулам» нужны «калибры» и океаны! Единственная оставшаяся в строю ВМФ РФ «Акула» – прошедшая модернизацию по проекту 941УМ АПЛ «Дмитрий Донской»

Такая конструкция дает широкую возможность для самых разнообразных вариантов модернизации. Предлагалось переоборудовать их в носители БРПЛ «Барк», потом «Булавы», корабли-арсеналы крылатых ракет класса «подводная лодка-земля», подводные танкеры и т.д.

Читайте также  Рынок подводных лодок Азиатско-Тихоокеанского региона

К сожалению, модернизацию прошла только одна субмарина этого проекта – головная ТК-208 «Дмитрий Донской». Этот подводный крейсер по проекту 941УМ переоборудован в опытовый корабль для испытаний БРПЛ «Булава» и перспективных гидроакустических комплексов. Ведь, несмотря на свои циклопические размеры, ТРПКСН проекта 941 – одни из самых малошумных атомных субмарин нашего флота. Их рабочая глубина погружения – 400 м, а максимальная – 500 м, но они рассчитаны и для плавания подо льдами мелководных арктических морей.

В марте этого года генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Вильнит сообщил, что «обе лодки, выведенные из состава флота («Архангельск» и «Северсталь»), будут утилизированы, поскольку командование ВМФ России не имеет планов их боевого применения».

Эта позиция командования ВМФ РФ представляется странной. Мир вступил в полосу жесткого противостояния, которое к завтрашнему дню не рассосется. Нашим Вооруженным Силам и государству нужны мощные средства отражения вероятной агрессии и, если угодно, давления на потенциального противника. И таким средством, в том числе, могут стать «акулы», переоборудованные, скажем, по проекту 941УК в подводные корабли-арсеналы с крылатыми ракетами «Калибр-ПЛ» с дальностью стрельбы до 2500 км.

«Акулам» нужны «калибры» и океаны! «Архангельск» и «Северсталь» в ожидании разделки на металл

«В ближайшие три года мы увеличим количество крылатых ракет от сегодняшнего в пять раз, а к 2020 году – в 30 раз», – заявил 5 июля 2013 г. министр обороны РФ Сергей Шойгу. И это правильное решение. Мы не знаем, какое количество КР имелось у Вооруженных Сил страны в то время, но ясно, что не две штуки. Нет данных, сколько крылатых ракет предполагается поставить ВВС, а сколько флоту. Но, несомненно, подводные лодки типа «Акула» стали бы, пожалуй, самым эффективным носителем этого оружия.

С учетом того, что длина БРПЛ Р-39 составляла 17,2 м, то крылатые ракеты длиной чуть более 7 м можно разместить в «два этажа». В нижнем – боезапас, предназначенный для перезарядки пусковых установок, находящихся на верхнем – втором этаже. Из-за относительно скромных габаритов КР «Калибр» на каждой «Акуле» можно развернуть арсенал из как минимум 400 крылатых ракет.

Патрулируя в Северной Атлантике или в южных акваториях Северного Ледовитого океана, ТРПКСН проекта 941УК могут одновременно держать под прицелом и в случае надобности своими средствами неядерного сдерживания наносить удары по США и Канаде, а также по их европейским союзникам по НАТО. Причем, и ракетами в ядерном исполнении, поскольку, вероятно, не составит особого труда создать для «калибров» ядерные боевые части – ведь они прямые наследники КР стратегического назначения «Гранат» со 100-килотонными боеголовками.

«Акулам» нужны «калибры» и океаны! Большие внутренние объемы подводных лодок проекта 941 дают широкие возможности для модернизации этих кораблей

Говорят, что подобная модернизация будет стоит дорого. А что переоборудование тяжелого атомного крейсера «Адмирал Нахимов» обойдется дешево? – 50 млрд. рублей в ценах 2012 года! Это более чем в два раза больше стоимости строительства РПКСН «Юрий Долгорукий» проекта 955. Только польза от модернизации крейсера окажется не велика. Один, даже самый совершенный надводный боевой корабль в море не воин. На Западе им будут только пугать обывателей, дабы убедить их в необходимости увеличения оборонных расходов. В военных условиях он будет быстро уничтожен.

Думается, возобновление производства тяжелых стратегических бомбардировщиков Ту-160 тоже направлено на то, чтобы увеличить количество носителей крылатых ракет. Предполагается поставить ВВС не менее 50 таких бомбардировщиков (сейчас Военно-воздушные силы РФ располагают 16 машинами этого типа). Каждый самолет способен нести до 12 стратегических крылатых ракет Х-55СМ.

То есть каждая «Акула» проекта 941УК сможет принимать столько же КР, что и 33 Ту-160М. А ведь пока в составе ВМФ РФ имеется три субмарины этого типа. Кроме всего прочего, подводные лодки были и остаются самыми малозаметными средствами ведения войны.

Недавно стало известно, что утилизация ТРПКСН «Архангельск» и «Северсталь» начнется не ранее 2017 года. Поэтому еще есть время для пересмотра решения о «распиле на иголки» этих замечательных субмарин и принятия правильного решения. «Акулам» нужны «калибры» и океаны!

/Александр Мозговой, oborona.ru/

10 КОММЕНТАРИИ

  1. Обеими руками за такое решение! Такие уникальные корабли пилить нельзя, категорически! Переделайте хотя бы под булаву по примеру ДД. Лучше конечно под крмб, одна акула могла целый куг или ауг потопить за 20 минут.

  2. Выбор между модернизацией старой «акулы» и постройкой 2 новых «бореев»
    Кроме того и эксплуатационные расходы у «акулы» намного больше.
    К тому же новые АПЛ можно изначально оснастить КР, что по-умолчанию лучше переделок.
    Не стоит забывать и о ресурсе, который у «акул» в значительной мере выработан.
    Надо лодки продать индийцам и модернизировать по их требованиям и за их деньги.
    Это позволит загрузить наши заводы, а на выручку от продажи можно построить 4 «борея».

  3. Ничего не надо модернизировать, надо строить новые корабли. Такие габариты не от хорошей жизни сделали, а из-за размеров ракет. Единственное, что на них можно испытывать разное оборудование.

    Но субмарины да, уникальные конечно.

  4. Баста вроде в жюри, он по степям Украины в тыл Карпатских гор на борьбу с Дракулой только на авианосце согласится пойти.

  5. Что-то Кот по теме молчит, а на людей кидается. Бешенство что-ли в своем подвале подхватил?

  6. Всем, доброго времени суток. Эти лодки уникальны своей ЖИВУЧЕСТЬЮ. Ни одна лодка с ними сравниться не может. Это была не ТК — 17, а ТК — 13, во время отработки задачи, крышка шахта осталась в промежуточном положении, а команда «Пуск» прошла. В результате ракета сорвала КРШ, но сама при этом деформировалась и взорвалась внутри пускового контейнера. Ни одна лодка в мире при такой аварии не уцелела бы, а «Акула» своим ходом пришла в завод. А командование КСФ в это время пыталось обнаружить её на дне.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя