Переход от буксируемых минометов к самоходным в большинстве армий мира открывает новые возможности для производителей всего мира. Посмотрим на некоторые актуальные предложения промышленности.
Минометы являются очень эффективным вооружением, которое может использоваться как на открытой местности, так и в городе, кроме того, системы небольшого калибра просты в использовании и могут переноситься одним человеком. Ввиду подобной «полезности» армии продолжают широко их использовать и пока им на смену не придет действительно новая технология, они еще долго будут оставаться в будущем ключевой частью военного имущества.
Впрочем, в секторе более тяжелых минометов существует тенденция перехода от буксируемых систем к более мобильным самоходным минометам.
Если миномет самоходный, это означает, что он установлен на большое гусеничное или колесное транспортное средство и также стреляет с этой же платформы, тогда как буксируемый миномет подразумевает установку вооружения на прицеп и стрельбу с прицепа после занятия огневой позиции.
120-мм минометный комплекс 2R2M установлен на французской машине VAB 6×6
Директор по развитию бизнеса в турецкой компании FNSS Халдун Олгун сказал, что причина перехода к самоходным минометам заключается в том, что в бронированной машине типа БТР или БМП обеспечивается защита расчета. Существует множество угроз, особенно в городском пространстве и солдаты могут стать целью, если покинут машину и будут работать с буксируемым минометом.
Продолжая свою мысль, он сказал, что поскольку машины маневренны и мобильны, то это делает минометы более эффективными. «Очень легко на машине подъехать к позиции, открыть люк, получить координаты, отстрелять несколько мин, тотчас закрыть люк и сменить позицию, прежде чем противник сможет определить вашу позицию. Подвижность обеспечивает громадное преимущество в боевой обстановке.
Новейшие технологии позволяют противнику легко определить вашу позицию, как только вы сделали первый выстрел. Поэтому мобильность дает вам возможность уехать с позиции незамедлительно».
Ближняя поддержка
Минометы, в общем и целом, предназначены или применяются на существенно более короткой дистанции от боевых подразделений по сравнению с артиллерией и используются в основном как средство огневого подавления. Это связано с тем, что минометные боеприпасы имеют гораздо больше взрывчатого вещества на выстрел, а сами они по большей части значительно менее точны по сравнению с артиллерией.
Например, типичная бригада американской армии имеет всего 18 артиллерийских орудий, которые управляются на уровне бригады, но более 50 минометов разных типов, управляемых на уровнях роты и батальона.
Самоходные минометы позволяют иметь большую степень подвижности и боекомплект большего объема. Легкое пехотное отделение с минометом, как правило, имеет очень ограниченные резервы, поскольку всё это должно переноситься на плечах расчета. Установка того же миномета на машину позволяет существенно увеличить количество боеприпасов.
Компания BAE Systems имеет в своем портфолио минометный транспортер M1064A3, который впервые был развернут в 1996 году. На машину установлен 120-мм миномет и в ней размещаются 69 выстрелов и экипаж шесть человек: водитель, командир, командир отделения и три минометчика. Поворотная платформа внутри обитаемого отделения может поворачивать миномет на 90°.
Миномет может быть снят с машины для стрельбы с опорной плиты, которая укладывается снаружи машины. Миномет можно установить обратно в машину силами расчета. Это очень важно, ведь если взять систему с откатным минометом, то там необходимы регламентные работы более высокого уровня при его установке обратно на машину.
Египет, Израиль, Таиланд и США являются основными операторами этой системы, на сегодняшний день развернуто 468 систем M1064A3 в различных вариантах. Компания BAE Systems предлагает усовершенствованный вариант предыдущей модели M1064A2, который был доработан для транспортировки и стрельбы из 120-мм миномета большего размера и имеет модернизированную трансмиссию и двигатель, новые места укладки боекомплекта, доработанную компоновку боевой укладки и внешние топливные баки.
Всё-таки модернизация
В большинстве современных программ по бронированным машинам предусмотрена разработка варианта минометного транспортера. Здесь можно назвать VBM Freccia, французскую Griffon VBMR и машину Piranha 5 от компании General Dynamics European Land Systems, выбранную для удовлетворения потребности Дании в бронетранспортере.
Ожидается, что компания FNSS поставит вариант самоходного миномета в Малайзию в рамках закупок этой страной машины AV-8; она уже поставила в 2010 году восемь 120-мм систем ACV-19 с нарезным минометом TDA 2R2M.
Французский миномет 2R2M установлен в задней части БТР M113. Выставка IDEF 2015 в Турции
Олгун пояснил, что хотя и существуют машины, специально созданные для установки минометов, но их число невелико. По его словам, основной рынок для самоходных минометов – это переделка существующих машин, например БТР, для перевозки минометов, поскольку это является более дешевой альтернативой для большинства армий, чем покупка новых платформ.
«Армии предпочитают получить в самоходные минометы из переделанных машин, поскольку у них достаточно на балансе БТР и БМП. Минометный комплекс всегда рассматривался в качестве буксируемой системы и поэтому не так уж много машин было изготовлено специально как минометные транспортеры. Вот почему в последние десять лет было начато несколько программ по переделке, особенно это касается БТР M113, поскольку во всем мире их 80000 штук».
За прошедшие семь лет компания FNSS участвовала в подобной программе модернизации машин M113 для Саудовской Аравии и по ней поставила 12 БТР, доработанных для установки миномета TDA 2R2M; ожидается поставка еще некоторого количества таких машин. FNSS передала семь машин M113, переделанных в самоходные 81-мм минометы, Бахрейну в 2007 году и Филиппинам в 2008 году. Иными словами, у компании имеется достаточный опыт в этой сфере с разными калибрами и минометными системами.
«Основная работа заключается в установке опорной плиты для самого миномета и откидывающихся люков на крыше», – пояснил Олгун. На машине установлены электрические и гидравлические приводы для поворотного стола и системы открытия люков. В случае проблем имеется резервная система ручного управления.
Еще одно направление работы – перенос топливных баков. Олгун сообщил, что на M113 топливные баки расположены внутри, а размещение их снаружи позволяет получить больше места для боекомплекта и к тому же это безопаснее для экипажа.
«Также мы усилили подвеску. Вам нужна разная подвеска для минометов разного размера и калибра, от 81-мм до 120-мм, ведь у них разная сила отката. Еще одно изменение заключается в переносе в другое место стеллажей для боеприпасов».
Это важно, поскольку, чем больше боеприпасов вы возите в машине, тем дольше будет защищен экипаж. Если экипаж должен выходить, чтобы получить доступ к машине с боеприпасами для пополнения боекомплекта, тогда он опять становится целью и это сводит на нет преимущества самоходных минометов.
Олгун сказал, что 120-мм миномет может отстрелять до десяти выстрелов в минуту. «Если вы используете полуавтоматический миномет, вам необходимо достаточное количество выстрелов внутри машины. Вот почему по сравнению с другими платформами гусеничная ACV-19 и колесная AV-8 8×8 платформы от FNSS гораздо лучше подходят, поскольку имеют большую ширину и длину. Например, в машину M113 вы можете уложить до 16 выстрелов, а в машине ACV-19 можно разместить до 60 выстрелов», – продолжил он.
Олгун сказал, что были споры об использовании 120-мм минометов, так как в городских условиях они могут причинить существенно больший косвенный ущерб. Контраргумент состоит в том, что системы управления огнем у современных 120-мм систем очень точные, то есть использование 81-мм миномета без системы управления огнем (СУО), скорее всего, причинит большие небоевые потери, чем система более крупного калибра.
Нарезной ствол
В компании TDA (входит в состав Thales), производящей системы 2R2M, говорят, что хотя система не новая, но это миномет с нарезным стволом, имеющий более высокую точность и увеличенную дальнобойность и соответственно более высокий уровень летальности. Комплекс компактен и имеет системы автоматического наведения и заряжания для сокращения нагрузки на расчет.
2R2M был поставлен в четыре страны и на сегодняшний день ожидается также, что Италия и Франция купят эту систему. По данным компании Thales, по сравнению с MO-120-RT (буксируемый вариант, состоящий на вооружении этих стран) комплекс 2R2M имеет «лучшую защиту экипажа (во время стрельбы расчет остается внутри машины); лучшую мобильность (нет буксируемого миномета); лучшую ответную реакцию (сокращено время занятия и снятия с позиции, уменьшена рабочая нагрузка); и сокращается время на боевую подготовку (проще в работе)».
Компания Thales разрабатывает новые 120-мм боеприпасы с целью повышения боевых возможностей. К ним относятся: малочувствительные боеприпасы (IM); дымовые без фосфора (ни белого, ни красного); снаряд увеличенной дальности (> 16 км); и управляемый минометный снаряд Mortar Guided Munition.
Впрочем, в компании считают, что, тем не менее, рынок буксируемых минометов остается; также необходима замена «устаревших 4,2-дюймовых минометов или 120-мм гладкоствольных минометов для того, чтобы получить совместимость с будущими новыми боеприпасами (IM, управляемым, увеличенной дальности и т.д.)».
120-мм миномет SRAMS от компании Singapore Technologies Kinetics, установленный на задний модуль Bronco ATV
Буксируемый миномет MO-120-RT французской компании нарезной и поэтому более точный, более дальнобойный и более летальный, но там заявляют, что он также очень прочный и надежный, поскольку состоит на вооружении Бельгии и Франции несколько десятилетий (закуплен в конце 70-х годов) и Нидерландов. Более 1600 систем MO-120-RT было изготовлено и поставлено армиям 24 стран, включая пять стран НАТО.
В компании Thales также утверждают, что преимущество буксируемых систем заключается в том, что они могут быть «легко развернуты легкими машинами и/или вертолетом».
Это то, что рассматривается в рамках оперативной концепции корпуса морской пехоты США STOM (Ship-to-Objective Maneuver) согласно которой задействуется конвертоплан MV-22 Osprey для транспортировки экспедиционной системы огневой поддержки EFFS (Expeditionary Fire Support System).
Американское министерство обороны выдало в мае 2015 года запрос предложений на миномет M120 EFSS, а в конце года ожидается выдача пятилетнего контракта на поставку с неустановленными сроками и количеством. Комплекс сможет стрелять высокоточным 120-мм боеприпасом увеличенной дальности Precision Extended Range Munitions (PERM) на расстояние до 17 км.
С целью разработки нового боеприпаса для этой программы компания Raytheon объединилась с Israel Military Industries, а Orbital ATK объединилась с General Dynamics Ordnance & Tactical Systems (GD OTS). Работы идут полным ходом и оба тандема приближаются к окончанию своих этапов разработки. Поначалу эту задачу намеревались поручить только компании GD OTS, но затем дело поставили на конкурентную основу.
Альтернативные платформы
В армиях меньших размеров также существует тенденция по установке более легких минометов не на бронированные машины, а на альтернативные платформы, например грузовики. В этом случае вооружение рассматривается как возимый в задней части грузовика груз и для стрельбы снимается с него и устанавливается на землю. В качестве альтернативы можно устанавливать миномет на постоянной основе, но при обязательной установке системы снижения сил отката. Это повышает стоимость и сложность, но позволяет использовать более широкий выбор огневых платформ.
Вместо грузовиков компания EXPAL устанавливает свой 81-мм минометный комплекс EIMOS на более легкие бронированные машины. Это комбинация дальнобойного миномета и легкого автомобиля 4×4 имеет систему автоматического наведения и систему управления огнем, а также включает свои собственные стеллажи для снарядов. В компании утверждают, что откатная система позволяет устанавливать миномет на автомобиль без какой-либо дополнительной стабилизации в виде опорных стоек.
Неназванный зарубежный заказчик ведет закупку EIMOS в соответствии с контрактом 2014 года, который предусматривает поставку системы огневого обеспечения Techfire от EXPAL и микро-БЛА от Shepherd-Mil для передовых наблюдателей. Первые комплексы поступили на вооружение в начале 2015 года.
В марте 2015 года на выставке HOMSEC в Мадриде компания EXPAL показала новый вариант 81-мм миномета EIMOS, установленный на автомобиль URO VAMTAC 4×4. Была доработана конструкция платформы, позволившая уменьшить время подготовки для расчета. Были улучшены интеграция сенсоров (включая метеостанцию для баллистических вычислений), внедрена новая программная версия Techfire с дополнительной функциональностью и упрощенным интерфейсом пользователя. В системе сохранена система мягкого отката и автоматическое наведение с круговым ведением огня.
Уменьшение силы отката
Компания Singapore Technologies Kinetics (STK) также собирается пойти по этому пути. Ее продвинутый скорострельный 120-мм минометный комплекс SRAMS (Super Rapid Advanced Mortar System) был установлен на гусеничный бронетранспортер Bronco, а также колесные RG-31 4×4, HMMWV и Spider Light Strike Vehicle собственной разработки.
Главный инженер центра систем вооружений в компании STK рассказал, что комплекс SRAMS состоит из 120-мм гладкого ствола, двух откатных цилиндров, силовых приводов, опорной плиты и некоторых других систем.
Он сказал, что в SRAMS применено несколько технологий, разработанных для минометных систем, которые позволяют серьезно повысить его возможности по сравнению с предыдущими вариантами. «Он оборудован инерциальной навигационной системой и бортовым баллистическим вычислителем, связанными с СУО, что позволяет 120-мм комплексу SRAMS выполнять автоматическое наведение и автономные огневые задачи.
С целью подсоединения минометного расчета к общей коммуникационной системе верхнего эшелона в комплекс может интегрироваться система управления боем, что улучшает ситуационную осведомленность и дает возможность обмениваться информацией с другими подразделениями».
SRAMS имеет полуавтоматическую систему заряжания. 120-мм выстрел вручную укладывается на загрузочный лоток, по команде СУО он перемещается вдоль оси ствола, пока не достигнет дульного среза, после чего отпускается в ствол. Это снижает утомляемость расчета и повышает скорострельность. При таком уровне автоматизации SRAMS могут обслуживать расчет всего из трех человек.
«Еще одной ключевой особенностью является инновационная конструкция откатного механизма, который не позволяет силе отката превысить 24 тонны», – продолжил главный инженер. Это особенно важно, когда 120-мм комплекс SRAMS устанавливается на легкие машины. Низкорасположенные цапфы комплекса SRAMS помогают уменьшить опрокидывающий момент во время выстрела, а в сочетании с его относительно небольшими силами отката это означает, что устойчивость машины во время стрельбы значительно улучшена».
Диффузор взрывной волны – это еще одна технология, используемая в SRAMS. Он уменьшает давление вблизи выхода волны, повышает безопасность минометного расчета и позволяет повысить скорострельность. Максимальная дальнобойность комплекса при стрельбе стандартными 120-мм минами составляет 8,5 км.
Поскольку комплекс устанавливается на легкие платформы, вся система может перевозиться вертолетом, таким образом, совмещая хорошую развертываемость буксируемой системы с мобильностью самоходной системы.
Главный инженер центра сообщил также, что комплексы SRAMS были проданы в 2008 году заказчику с Ближнего Востока на сумму 31,6 миллиона долларов и поставлены в 2011 году, а в наши дни компания сосредоточена на экспорте своей системы в другие страны. «Латинская Америка является важным рынком для комплексов ST Kinetics SRAMS, которые позволяют дать устаревшим бронированным платформам новые огневые возможности.
«Мы видим тенденцию установки подобных систем на уже имеющийся парк легких и средних платформ, поскольку минометный комплекс обычно является средством боевого обеспечения в боевых подразделениях».
Высокоточный огонь
Компания STK также изучает возможность использования высокоточных боеприпасов на предмет минимизации косвенного ущерба, а также интеграцию сенсоров SRAMS в процесс ведения огня с целью укорачивания последовательности стрельбы.
Представитель компании STK сказал, что поскольку все больше армий переходят к операциям быстрого развертывания своих моторизованных сил, буксируемые минометы не могут обеспечить необходимую огневую поддержку.
Он добавил, что самоходные минометы, оборудованные бортовыми сенсорами, «автономны и не нуждаются в поддержке дополнительных разведывательных групп. Оснащенные баллистическими вычислителями и механическими приводами ствола, самоходные минометы могут ответить на вызов огня в считанные секунды. Ведение огня высокоточными снарядами из минометов также позволяет точно регулировать летальное воздействие».
Впрочем, довольно сложно достигнуть желаемого результата за счет применения самоходных минометов, в основном это связано с отсутствием законченной доктрины по интеграции сенсоров, средств связи и систем вооружения.
«Военные должны рассматривать миномет как единую комплексную систему, объединяющую платформу, боеприпасы, коммуникационную систему, вооружение и сенсоры. Самоходные минометы могут нанести необходимый огневой удар с правильным воздействием и в нужное время по большей части за счет применения комплексного системного подхода».
Башенные варианты
Вице-президент по системам вооружения в компании Patria Land Systems Кари Реунамаки сообщил, что башенные минометы предлагают даже большие преимущества по сравнению с буксируемыми системами и модернизированными машинами с открывающимися люками. Он сказал, что БТР и БМП, оборудованные люками на крыше, или устанавливаемые на земле буксируемые системы не обеспечивают баллистической защиты от осколков и пуль и уязвимы перед угрозами ручных гранат и СВУ.
Кроме того, при открытых люках ухудшается живучесть и маскировка. Эти системы также не обеспечивают защиту от ОМП и поэтому необходимы противогазы и отдельные комплекты для выживания при работе на зараженной местности – экипаж подвергнется заражению при открытии люков.
На открытой местности дульная волна будет влиять на экипаж и обработку боеприпасов, также всегда существует риск двойного заряжания. Реунамаки сказал, что «остаточные вещества при стрельбе (ядовитые газы) загрязняют воздух вокруг обитаемого отделения, нет возможности для прямого огня и нет возможности для ведения непрямого огня ниже 40°».
Он указал и на другие ограничения: длина ствола уменьшена из-за размеров люков, как следствие меньшая дальнобойность; существует риск опасности возгорания от остатков сгоревшего пороха; внутри шасси пространство ограничено, особенно при транспортировке вооружения; и ограничено пространство для боеприпасов, которые хранятся недостаточно надежно.
Он высказал предположение, что простая интеграция минометных комплексов с БТРами «это только лишь теория», поскольку необходима «серьезная модификация шасси». Есть место только для короткого отката, который создает излишнюю нагрузку. Реунамаки также сказал, что воздействие механических ударов вызывает «трещины в корпусе, деформации, поломки подвески, неполадки в электрической системе, оказывает негативное воздействие на боекомплект».
Компания Patria производит 120-мм башенный миномет Nemo. По словам Реунамаки эта система предлагает значительные преимущества:
— лучшая защита экипажа и более высокий уровень баллистической защиты (до STANAG 4569 Уровень 4);
— хороший уровень живучести благодаря управлению признаками заметности;
— низкая эффективная площадь рассеяния;
— форма башни с малозаметными признаками и эффективный камуфляж;
— защита от ОМП;
— заряжание с казенной части, следовательно, исключена ошибка двойного заряжания;
— высокая скорострельность с автоматическим заряжанием;
— готовые боеприпасы в безопасной укладке.
Башенные минометы позволяют увеличить длину ствола и диапазон углов вертикального наведения. Экипаж защищен от задульного истечения газов, газы и остатки сгорания не попадают внутрь корпуса и поэтому экипаж не подвергается их вредному воздействию.
В компании Patria считают, что башенные системы предлагают больше преимуществ по сравнению с буксируемыми минометами и самоходными минометами с открытыми люками
Система Nemo от компании Patria помимо этих возможностей предлагает:
— круговое вращение на 360° во всем диапазоне вертикальных углов;
— возможность ведения огня прямой наводкой;
— режим MRSI (одновременный удар нескольких снарядов; меняется угол наклона ствола и все снаряды, выпущенные за определенный интервал времени, прилетают к цели одновременно);
— больше пространства для боеприпасов и принадлежностей;
— высокий длительный темп огня с охлаждением вооружения;
— автоматическое наведение и полуавтоматическое заряжание;
— быструю смену цели с той же огневой позиции.
Реунамаки сказал, что эта башенная система легко и просто интегрируется с существующими шасси без радикального изменения компоновочной схемы, а большая длина отката снижает нагрузку на шасси и повышает комфорт экипажа.
/Alex Alexeev, topwar.ru/