Бывшие министры предложили нам отношения по американо-китайскому образцу

l-130417

Совет Россия-НАТО должен срочно обсудить возможность принятия меморандума о взаимопонимании между Североатлантическим альянсом и РФ для обеспечения взаимной безопасности. Об этом говорится в докладе под названием «Не допустить войны: как снизить риски военных инцидентов между Россией и НАТО?», опубликованном 26 августа.

Его авторы констатируют заметное ухудшение отношений между Россией и странами Запада за последние полтора года в связи с ситуацией на Украине. Они указывают на то, что в морском и воздушном пространстве произошло 66 инцидентов с участием вооруженных сил России, стран НАТО, Швеции и Финляндии. Как минимум три из них были крайне рискованными.

Отмечается, что профессионализм военных пока страхует от нежелательных последствий таких инцидентов, однако в условиях возросшего недоверия существует угроза опасного просчета или случайности, которые способны привести даже к открытому военному противостоянию между Россией и Западом.

В этой ситуации эксперты предлагают срочно созвать совет Россия-НАТО и подписать на нем договор, похожий на американо-китайское соглашение от 2014 года. В документе должны быть установлены принципы и процедуры взаимодействия, которые должны соблюдаться при контактах военно-морских и военно-воздушных судов. Также предлагается запретить имитацию нападения путем наведения ракет. Кроме того, озвучена идея о проведении ежегодных встреч для анализа всех событий, связанных с выполнением соглашения.

Эксперты указывают, что в годы «холодной войны» существовало два таких соглашения — от 1972 и 1989 годов, заключенных между СССР и США. Теперь же в договор предлагается включить не только остальные страны НАТО, но также Финляндию и Швецию.

Отметим, что документ подготовлен специальной рабочей группой проекта «Строительство большой Европы: необходимые меры до 2030 года», куда входят эксперты из влиятельного британского исследовательского центра European Leadership Network, Российского совета по международным делам, Польского института международных отношений и Организации международных стратегических исследований (USAK) в Анкаре.

Обращение подписала группа экспертов, среди которых бывший министр иностранных дел России Игорь Иванов, его британский коллега Малкольм Рифкинд, экс-глава внешнеполитического ведомства Польши Адам Ротфельд, бывшие руководители военных ведомств Великобритании, Германии и Франции.

Специалист по международной безопасности Виктория Легранова считает, что на данном этапе российско-натовских отношений подписание любого документа о взаимопонимании — это позитив.

— Но так сложилось, что в нынешней ситуации конфронтации Россия — не основной фактор для США. Американцы сейчас пытаются трансформировать внутринатовскую структуру: уйти от право вето в рамках Альянса, чтобы решение о той или иной операции принималось большинством голосов, замкнуть СЯС Франции и Великобритании на едином центре командования, пролоббировать интересы концернов военно-промышленного комплекса.

К сожалению, «ястребиная рефлексия» американцев пока побеждает и будет продолжать побеждать еще какое-то время. Другое дело, что ситуация дошла до такой стадии, что появился реальный фактор военного столкновения между странами-участницами военного блока и Россией. Ведь структура евроатлантической безопасности, которая к началу 90-х годов функционировала еще на достаточно неплохом уровне, в настоящий момент полностью разрушена.

Читайте также  Страну уверяют: «Отечество в опасности!»

Судите сами. 13 июня 2002 года США вышли из Договора об ограничении систем ПРО от 26 мая 1972 года, по которому американцы могли размещать противоракеты только на своей территории, как и все средства для прицеливания и наведения оружия ПРО, и вот сейчас система ПРО уже в Европе.

10 марта 2015 года Россия приостановила свое участие в заседаниях СКГ (Совместной консультативной группы) по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Таким образом, объявленное Россией в 2007 году приостановление действия подписанного еще в 1990 году ДОВСЕ стало полным. И хотя точку по ДОВСЕ вроде бы поставила Россия, однако на это были причины. В частности, страны Балтии не хотели присоединяться к договору. А если так, то какой смысл в том, что мы знаем, сколько танков у Бундесвера, если от нас скрывают их количество в Латвии?

Я уж не говорю о том, что стараниями американцев трещит по швам Договор о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД). То есть США вели и ведут одностороннюю политику убийства европейской системы безопасности. В итоге мы подошли к тому, что количество самолетовылетов с обеих сторон постоянно возрастает. А это довольно опасно, учитывая, что военная авиация зачастую летает с выключенными транспондерами (приемопередающее радиолокационное устройство, позволяющее «видеть» воздушное судно, в частности, на наземных радарах — «СП»). Соответственно, возрастает нагрузка на диспетчеров, сопровождающих гражданские суда. К тому же, при современных типах вооружений какая-то ошибка или недопонимание может привести к печальным последствиям.

Замдиректора Таврического информационно-аналитического Центра РИСИ Сергея Ермакова замечает: проблема в том, что Альянс после начавшегося кризиса на Украине не принял воссоединение Крыма с Россией, а тот конфликт, который разразился в Донбассе, связывает не с ошибками и действиями нынешней киевской власти, а переваливает всю ответственность на Россию.

— Как следствие — военный блок обвинил нас во всех бедах и прекратил сотрудничество по линии Совета Россия-НАТО. Проще говоря, Альянс не воспринимает Россию полноценным партнером.

И кто спорит — давайте соберемся, подпишем. Да вот только почему-то группе нашегопостоянного представителя РФ при НАТО Александра Грушко явно мешают работать — то обвиняют в шпионаже, то заявляют, что нет средств на аренду помещения.

Повторю, работа Совета прекращена только по инициативе Альянса, который оставил лишь механизмы консультирования в военной сфере, которые ему выгодны. Да, военный блок заинтересован в том, чтобы снять угрозу эскалации. Но в первую очередь потому, что у него уже идет перенапряжение сил от такого количества учений, которое он замыслил.

Эксперты обсуждаемого доклада обращают внимание на все эти вопросы. Да вот только опять получается размазывание ответственности за напряженность в отношениях. А надо четко говорить, что именно Альянсу надо восстанавливать работу Совета Россия-НАТО.

Кстати, рабочие группы Совета Россия-НАТО как раз и работали по проблемам инцидентов в воздухе. У нас даже совместные учения проходили по снижению антитеррористической опасности в воздушном пространстве, в которых были задействованы, в том числе и наземные службы. Естественно, тогда все знали, на какой частоте у кого работают транспондеры, и никто их тогда не отключал.

Читайте также  Лукавая концепция З.Бжезинского

Странным мне кажется и апеллирование к американо-китайским и американо-советским отношениям в том смысле, что в рамках Совета Россия-НАТО уже были приняты определенные соглашения. А что дадут новые? Ну хорошо, мы согласны подписать очередной меморандум о взаимодействии, о намерениях жить дружно и т. д. Но ведь еще до украинских событий Россия предлагала простую вещь — официальное заявление с подписями со стороны НАТО о том, что выстраиваемая система ПРО не угрожает нашей стране. Альянс ответил, мол, а зачем он нужен?

Кроме того, в обсуждаемом докладе ничего не говорится о роли ОБСЕ, хотя тот же Адам Ротфельд, когда он возглавлял Международный института исследований по сохранению мира в Стокгольме (SIPRI), постоянно выступал за придание организации более значимой роли.

Таким образом, этот доклад, на мой взгляд, хоть и поднимает проблему на высокий уровень, однако по существу представляет собой попытки мелкими шажками разрешить крупные разногласия. Кроме того, там не отражаются насущные российские проблемы, а ведь в то время, когда этот доклад опубликован и его обсуждают, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг находится в Тбилиси, где встречается со всей грузинской верхушкой по случаю открытия там тренировочного центра Альянса.

Член Научного совета при Совете Безопасности РФ, профессор кафедры политики факультета политологии МГУ Андрей Манойло считает, что в приведенных в докладе предложениях нет ничего нового.

— Эксперты верно подмечают риски эскалации, связанные с тем, что НАТО концентрирует свои группировки вдоль границ РФ, а Россия отвечает симметричным образом. И все это напоминает определенную гонку, которая ни к чему хорошему не приведёт. Но это довольно очевидные вещи.

А что касается предложений, то я не увидел здесь какого-то изящного решения тех проблем, которые констатируются. У западных коллег абсолютно нет никакого желания использовать площадку Совета НАТО-Россия для переговоров. Если бы она была им интересна, то уже давно бы функционировала на полную катушку. Кроме того, американцы в принципе пока не готовы использовать различные каналы для окончательного прояснения своей позиции. Они считают, что-то давление, которое оказывается на Россию, со временем принесет свои результаты.

А с Китаем Штаты ведут совершенно иную игру. Американцы сейчас активно возвращаются в Азиатско-Тихоокеанский регион, перебрасывают туда флот, восстанавливают на Филиппинах военные базы, чтобы всеми способами сдерживать Китай. И те провокации, которые американцы периодически устраивают в Южно-Китайском море и на которые Пекин также периодически отвечает — они укладываются в позиционный характер противостояния. А раз дело идет о позиционных действиях, то необходимы правила игры. Поэтому в конце 2014 года США и Китай подписали соглашение, определяющее форматы взаимодействия в экстренных ситуациях.

Что касается России, то призыв реанимировать Совет Россия-НАТО ничего не даст. Снизить риск перерастания холодного конфликта в горячую фазу может только многоходовая дипломатическая комбинация, которая пока не предлагается.

/Антон Мардасов, svpressa.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя