Турецкая промышленность боевых машин

Промышленность Турции, выпускающая наземные боевые машины, прилагает значительные усилия для решения двух целей: исключение зависимости страны от иностранных поставщиков и наращивание экспортных поставок. Рассмотрим эту тему подробнее.

Турция намеревается потратить примерно 70 миллиардов долларов на закупки военного имущества к 2023 году, ведь в этом году страна будет праздновать столетний юбилей основания современной республики.

«До 2023 года мы планируем исключить внешнюю зависимость от поставок техники и вооружений за счет существующих проектов и вложения инвестиций, – сказал 16 марта президент Реджеп Эрдоган. – Мы не собираемся использовать никаких готовых систем, только с нашим участием от проектирования до производства».

Параллельно с исключением этой зависимости Турция стремится увеличить свой внешнеторговый баланс. В 2014 году страна экспортировала оборонного и авиационного имущества на сумму 1,6 миллиарда долларов, в предыдущем году эта цифра составила 1,4 миллиарда долларов. По данным Управления оборонной промышленности (SSM) страна намеревается увеличить эту цифру до 25 миллиардов к 2023 году.

Турецкая промышленность боевых машинБолее 250 самоходных гаубиц T-155 Firtina 155-мм/52 кал было изготовлено для турецкой армии компанией MKEK, которая предлагает эту систему также и зарубежным заказчикам

В справочнике «The World Factbook», подготовленном Центральным Разведывательным Управлением, отмечается: «Турецкие военные сосредоточены на угрозах, исходящих от гражданской войны в Сирии, действий России на Украине и подрывной деятельности Курдской рабочей партии PKK».

В соответствии с реализуемой программой Force 2014 за последние 25 лет численность турецкой армии сократилась примерно на 20-30%. Целью такого сокращения является создание меньших по численности, но хорошо обученных сил, отличающихся лучшей мобильностью и огневым могуществом и лучше подготовленных для участия в совместных операциях.

В начале 2015 года международный институт стратегических исследований оценил численность турецкой армии примерно в 402 000 человек, включая 325 000 призванных на военную службу на 15 месяцев, плюс еще 259 000 резервистов. Турецкая армия остается второй по численности армией в НАТО, ее превосходит только армия США.

Первые шаги

Турецкий проект по боевой машине пехоты, начатый в 1987 году, может служить примером для последующих программ по разработке и производству. Тогда SSM выставило условие, что 50-70% платформы должно быть произведено внутри страны.

Проект по боевой машине пехоты Armored Infantry Fighting Vehicle (AIFV) от компании United Defense (в настоящее время часть BAE Systems), представляющий собой развитие БТР M113, был отобран и в июне 1988 года компания FNSS Savunma Sistemleri, совместное предприятие турецкой Nurol Holding (51%) и United Defense (49%), получила контракт на изготовление 1698 гусеничных машин, в настоящее время продвигаемых FNSS под торговым обозначением Armoured Combat Vehicle 15 (ACV 15) в четырех вариантах:

— БМП с 25-мм вооружением;
— продвинутый бронетранспортер Advanced Armoured Personnel Carrier (AAPC);
— минометная установка Armoured Mortar Vehicle;
— противотанковый ракетный комплекс Тоу Armoured TOW Vehicle.

Позднее был заказан еще 551 бронетранспортер AAPC с поставками в 2001-2004 годах.

Компания FNSS постоянно расширяет семейство машин ACV 15 в категории по массе 13-15 тонн с целью соответствия потребностям потенциальных зарубежных заказчиков. Шасси AAPC составляет основу для всех остальных членов семейства, которое включает БМП, доступную с самыми разными модулями и башнями с вооружением калибром до 90 мм, пункт управления, санитарный, ремонтно-эвакуационный, противотанковый и транспортер 120-мм миномета.

В 1997 году Объединенные Арабские Эмираты стали первым зарубежным заказчиком, заказавшим 136 машин в трех новых специализированных вариантах: инженерный, ремонтно-эвакуационный и передовых артиллерийских наблюдателей. Позднее в 2000 году Малайзия заказала 211 машин в десяти вариантах, включая БМП с 25-мм пушкой. Около одной четверти этих машин были собраны в Малайзии местной компанией DefTech. В 2010 году компания FNSS поставила шесть БМП и одну эвакуационную машину филиппинской армии.

Повышенные возможности

Взяв за основу ACV 15, компания FNSS разработала семейство машин ACV 19 в категории 15-19 тонн, первоначально получившее обозначение ACV–Stretched (удлиненный). Основные отличия между двумя этими семействами следующие: более длинный корпус с шестью опорными катками, бортовые редукторы для работы в тяжелых условиях и «более агрессивная» подвеска.

По данным производителя ACV 19 также имеет больший внутренний заброневой объем по сравнению с ACV 15 и подвижность «равную или лучшую чем у ОБТ». С целью обеспечения защиты от кинетических угроз прямого действия шасси ACV 19 имеет разнесенную многослойную броню из комбинации стали и алюминия.

Это семейство включает гусеничный грузовой транспортер Tracked Logistic Carrier (TLC), у которого сохранена компоновка передней части с водителем, сидящим слева, и силовым блоком, расположенным справа, непосредственно за которым размещаются командир и еще один член экипажа. За отделением экипажа размещается грузовая платформа со строповочными узлами и откидными бортами. TLC имеет максимальную грузоподъемность шесть тонн.

Армия Саудовской Аравии стала первым покупателем ACV 19, заказав десять машин в конфигурации тактического командного пункта. Малайзия купила восемь машин, на которые был установлен безоткатный минометный комплекс 120-мм TDA 120 2RM.

По программе начатой в 2004 году для Саудовской Аравии компания FNSS модернизирует 2000 поставленных из США БТР серии M113 до стандарта M113A4. BAE Systems поставляет модернизационные комплекты на завод Al Kharj в Саудовской Аравии, где до этого уже прошли модернизацию более 1000 машин.

Анатолийский леопард

Компания FNSS намерена свою успешную деятельность в секторе гусеничных ББМ расширить на рынок колесных машин, разрабатывая Pars (леопард по-турецки) в конфигурациях 6×6 и 8×8. Pars обеспечивает высокий уровень баллистической и противоминной защиты, на машину можно устанавливать различные модули вооружения, вариант 8х8 имеет достаточный внутренний объем для размещения 13 человек на энергопоглощающих сиденьях.

Эта платформа является базой для машины AV8 Gempita 8×8, которую компания DefTech в сотрудничестве с FNSS изготавливает для малазийской армии в рамках соглашения от 2011 года.

Армия заказала 257 машин в 12 конфигурациях:

— 68 оборудованы двухместной башней от Denel Land Systems, вооруженной пушкой DI-30 30 мм с двойным питанием и спаренным 7,62-мм пулеметом;

— 57 противотанковых комплексов машин с башней Denel, вооруженной 30-мм пушкой и неуказанным комплексом ПТУР;

— 46 машин с установленной одноместной башней FNSS Sharpshooter (установлена на многие ACV 15), вооруженной 25-мм пушкой с двойным питанием Orbital ATK M242 и спаренным 7,62-мм пулеметом;

— 86 специализированных вариантов, включая варианты командирский, наблюдения и инженерный. Армия получила первые 12 машин IFV-25 в декабре 2014 года.

В феврале 2015 года на выставке IDEX в Абу-Даби компания FNSS представила новый вариант Pars 6×6, оптимизированный для задач разведки применения ОМП.

Этот новый вариант представляет собой первую машину подобного типа, спроектированную и изготовленную собственными силами. Ведется его доработка с целью удовлетворения потребности в 60 машинах по программе SPV (Special Purpose Vehicles – машина специального назначения).

Особые цели

В соответствии с программой SPV общая потребность составляет 472 машины в двух конфигурациях 8×8 и 6×6, которые будут выполнять различные задачи, включая вариант пункта управления, санитарный, разведки ОМП и наблюдения.

Читайте также  Через 20 лет Поднебесная станет владычицей морей

Это первая программа Турции по семейству колесных машин и с целью удовлетворения потребностей армии компания FNSS будет инвестировать в разработку новой модели на базе Pars. Компания будет соперничать с местным конкурентом Otokar.

Требование по машине разведки ОМП и специализированным машинам появилось в 2010 году, но повторно было выдвинуто в сентябре 2014 года. Ранее 2016 года принятие решения по этому вопросу не ожидается, следовательно, самые оптимистичные сроки поступления на вооружение – это 2017-2018 годы.

Ожидается, что в связи с большим объемом опытно-конструкторских работ в этой программе прежде всего будет заключен ряд предсерийных контрактов на несколько машин, после чего последует соглашение о серийном производстве.

Турецкая промышленность боевых машинКомпания FNSS поставила более 1000 комплектов для модернизации саудийских машин M113 до стандарта M113A4

Транспортер вооружения

Преследуя свою цель по расширению семейства боевых бронированных машин (ББМ) компания FNSS на выставке IDEF 2015 еще раз показала свой проект Kaplan (тигр). Оригинальный прототип был представлен на выставке IDEF 2013 под обозначением LAWC-T (Light Armoured Weapon Carrier-Tracked – легкий бронированный транспортер вооружения – гусеничный). Он предназначался для разведывательных задач, огневой поддержки и борьбы с бронированными целями (комплекс ПТУР).

Представитель компании FNSS сказал, что эта предыдущая модель была названа Kaplan потому, что является частью портфолио гусеничных машин, но она отличается от новых ББМ.

LAWC-T была прежде концепцией и с тех пор полностью изменилась. На данный момент новые проекты являются частью конкурса по турецкому транспортеру вооружения Weapon Carrying Vehicle (WCV) – армия имеет потребность в 260 транспортерах комплекса ПТУР, как колесных, так и гусеничных.

На выставке IDEX 2015 представитель компании FNSS рассказал, что компания работала над новыми гусеничными и колесными машинами 4×4 с целью установки на них ракет Mizrak-O совместной разработки с Roketsan и российских Корнет-E. Это вооружение уже было выбрано турецкой армией, которой необходимо 184 гусеничных и 76 колесных машин. Утверждение программы запланировано на конец 2015 года.

Ожидается, что компания будет соперничать с местной Otokar, которая также ответила на запрос предложений от Управления оборонной промышленности в декабре 2014 года и которая должна будет изготовить свои собственные гусеничные и колесные 4х4 машины.

Укус кобры

Частная компания Otokar Otomotiv ve Savunma Sanayi начала свою деятельность с производства гражданских автобусов в 1963 году, а в середине 80-х годов перешла в оборонную сферу с лицензионным производством легких автомобилей Land Rover Defender для турецких вооруженных сил. Компания в настоящее время предлагает широкую линейку ББМ.

Начало было положено в середине 90-х годов, когда был разработан бронеавтомобиль Cobra 4×4. Цельносварной стальной корпус установили на шасси AM General Expanded Capacity Vehicle, разработанное для американского бронеавтомобиля HMMWV. Серийное производство Cobra для турецкой армии началось в 1997 году, компания Otokar с того времени изготовила более 3000 машин для заказчиков не менее чем из 15 стран.

На выставке IDEF 2013 компания Otokar показала Cobra II 4×4 следующего поколения, которая имеет лучшую защиту, большую грузоподъемность и больший внутренний объем по сравнению с оригинальной моделью при сохранении своих внедорожных характеристик. Cobra II, как и машина первого поколения, доступна в нескольких конфигурациях.

При общей массе 12 тонн она почти в два раза тяжелее оригинальной Cobra массой 6,3 тонны и может перевозить девять человек в конфигурации бронетранспортера. На машину можно устанавливать различное турельное вооружение, легкие башенки и дистанционно управляемые боевые модули, включая Basok, Keskin и Ucok разработки Otokar. Комплекты для плавания доступны для машин обоих поколений.

В сфере легких ББМ компания Otokar изготовила для внутреннего и внешнего рынков более 2500 патрульных бронированных машин Armoured Patrol Vehicle на базе шасси Defender 4×4. Также был разработан бронеавтомобиль Akrep 4×4 (скорпион) в разведывательном и варианте БТР, а также показанный в 2013 году тактический бронеавтомобиль Ural 4×4 для полиции и других сил безопасности, который получил менее агрессивный внешний облик.

Сильная ARMA

В 2007 году компания Otokar начала собственный проект по разработке семейства более крупных колесных ББМ, предназначенных для местного и внешнего рынков. В июне 2010 года она показала прототип Arma 6×6 общей массой 18,5 тонн, а в следующем году прототип 8х8 массой 24 тонны. Оба варианта предлагаются в различных конфигурациях, включая БМП, БТР, пункт управления и платформу вооружения.

Arma обеспечивает защиту от баллистических и минных угроз за счет несущего V-образного стального корпуса, в то время как бойцы сидят на энергопоглощающих сиденьях. Большая часть планируемых конфигураций этого семейства может перевозиться транспортным самолетом C-130. В 2010 году компания Otokar получила контракт стоимостью 10,6 миллиона долларов на машину Arma 6×6 от неназванного зарубежного заказчика, а затем в июне 2011 года заказ стоимостью 63,2 миллиона долларов также на машину 6×6.

Компания разработала тонн Kaya II 4×4 массой 14,5 на базе шасси Mercedes-Benz Unimog 5000 с целью соответствия потребности в бронетранспортере с защитой как у машин MRAP. Машина доступна в двух разных вариантах, включая бронетранспортер личного состава, отличающийся однообъемным несущим корпусом, в котором кроме водителя и командира может разместиться до восьми десантников.

Национальный танк

Что касается сферы тяжелых ББМ, то здесь компания Otokar является головным подрядчиком в проекте национального танка. На данный момент это единственная программа разработки основного боевого танка (ОБТ) следующего поколения, которая ведется в странах НАТО. Управление оборонной промышленности выбрало Otokar для этого престижного проекта в марте 2007 года.

Компания Otokar отвечает за проектирование, разработку, интеграцию, изготовление прототипа, испытания и квалификацию танка Altay. Управление выбрало южнокорейскую компанию Hyundai Rotem, осуществляющую техническую поддержку и помощь при передаче технологий танка K2, который компания в настоящее время изготавливает для армии Республики Корея.

Компания Aselsan разрабатывает для ОБТ Altay систему управления огнем и бортовую информационную систему, государственное предприятие Mechanical and Chemical Industry Corporation (MKEK) изготавливает 120-мм гладкоствольную пушку L55, а компания Roketsan разрабатывает и изготавливает модульный комплект бронирования.

Два первых прототипа, для стрельбовых испытаний и для ходовых испытаний, вышли с завода Otokar в ноябре 2012 года. Опытный образец Altay Prototype Vehicle 1 (PV1) был изготовлен в конце 2013 года, а второй опытный прототип PV2 в середине 2014, оба будут использованы для квалификации и приемо-сдаточных испытаний, которые должны быть завершены в начале 2016 года.

Командование турецкой армией заявило о потребности в более чем 1000 ОБТ Altay, которые будут изготовлены несколькими партиями. Управление оборонной промышленности к концу 2015 года надеется подписать контракт с компанией Otokar на начальную партию 250 танков с первыми поставками в конце 2017 года.

Читайте также  Германия закупила «экипировку будущего»

В декабре 2014 года компания Otokar в ответ на сообщения в местной прессе объявила о том, что она получила в августе 2013 года заказ от Омана на 77 ОБТ. Турция не вынесет решение, по крайней мере, до конца 2016 года.

Саудовская Аравия может реанимировать свой прежний интерес к танку Altay если немецкое правительство не одобрит продажу 270 танков Krauss-Maffei Wegmann Leopard 2A7+. Азербайджан также рассматривается в качестве возможного покупателя.

Турецкая промышленность боевых машинОпытный образец самоходной зенитной установки Korkut компании Aselsan представляет собой башню со спаренными 35-мм пушками на шасси FNSS ACV 30

Крылатый конь

Компания Otokar разрабатывает Tulpar (крылатый конь или Пегас) с целью удовлетворения предполагаемых потребностей не только турецкой армии в новой гусеничной БМП, которая дополнит танк Altay, но также и внешнего рынка. На выставке IDEF 2013 компания показала прототип с установленной необитаемой башней от Otokar Mizrak-30 вооруженной 30-мм пушкой от Orbital ATK MK44 с двойным питанием и спаренным 7,62-мм пулеметом. На начало 2015 года за все время испытаний прототип прошел более 3000 км по разным типам дорог и бездорожью.

Экипаж этой БМП составляет три человека, также в ней размещаются до девяти десантников, сидящих на энергопоглощающих сиденьях лицом друг к другу. Tulpar имеет в корме аппарель с механическим приводом и на крыше десантного отделения два люка; модульное бронирование обеспечивает всеракурсную защиту от 14,5-мм пуль, а по лобовой дуге машина защищена от 25-мм бронебойных пуль. Платформа может перевозиться транспортным самолетом A400M, состоящим в настоящее время на вооружении Турции.

Компания Otokar предлагает на базе шасси Tulpar семейство машин, в которое входят несколько вариантов: БТР; разведывательный; огневой поддержки с 105-мм пушкой; зенитная установка, вооруженная пушкой, либо ракетами; санитарный; инженерный; командирский; 120-мм миномет; и реактивная система залпового огня.

Турецкий шторм

Выбрав корейскую компанию Hyundai Rotem в качестве технологического партнера для танка Altay, Управление надеется повторить успех еще одного ключевого проекта, реализуемого с южнокорейским партнером. В 2001 году Турция подписала контракт с Samsung Techwin (ныне Hanwha) на разработку и производство турецкой модификации самоходной гаубицы K9 Thunder 155-мм/52 кал, которую Samsung Techwin разработала в 1989-1998 годы для удовлетворения потребностей южнокорейской армии.

T-155 Firtina (гром) изготавливается в армейском техническом центре, куда поставляются комплектующие местного производства, включая пушку 155-мм/52 кал производства MKEK и компьютеризованную СУО разработки Aselsan, плюс при необходимости системы от зарубежных поставщиков. Локальное производство началось в 2002 году и продолжилось с темпом 24 системы в год с целью удовлетворения потребности турецкой армии в 300 гаубицах Firtina; по оценкам на конец 2014 года было изготовлено более 250 гаубиц.

MKEK продвигает Firtina в страны, согласованные с компанией Samsung Techwin. Азербайджан подписал контракт с турецким правительством в 2011 году на 36 машин, однако поставки были отложены, поскольку немецкое правительство выполняет эмбарго вооружений, наложенное ОБСЕ на Армению и Азербайджан, которое запрещает поставку дизельного двигателя MTU-881 Ka-500 производства немецкой компании MTU. Позднее MKEK определила другого изготовителя двигателей, которые будут устанавливать на азербайджанские гаубицы.

Подобная задержка еще раз подтверждает правильность стратегического выбора государства, направленного на развитие у себя в стране мощностей по производству всех компонентов для подобных систем вооружения.

В марте 2015 года Управление подписало контракт стоимостью 205 миллионов долларов с местной компанией Tumosan на разработку в течение 54 месяцев двигателя и трансмиссии для танка Altay. Они пойдут на замену дизельных двигателей MTU MT 883 Ka-501, установленных на двух прототипах; ожидается, что турецкий силовой блок будет установлен на танки первой серийной партии.

Командование турецкими ВС разработало транспортно-заряжающую машину для гаубицы Firtina, которая перевозит 96 снарядов и 96 зарядов. Ожидается, что будет изготовлено до 80 таких машин.

Турецкая промышленность боевых машинКомпания Otokar предлагает машину Arma в конфигурациях 6×6 и 8×8. На фото БМП 8×8 с установленной башней Mizrak

Дракон на колесах

Подразделение компании Nurol Holding – фирма Nurol Makina ve Sanayi – является третьим основным турецким игроком в секторе ББМ. В 2006 году она разработала на собственные средства БТР Ejder 6×6 с V-образным корпусом, который может выдержать подрыв на 8-кг мине и имеет бронирование, выдерживающее попадание 7,62-мм бронебойных пуль и 14,5-мм пуль по лобовой дуге. Защита может быть усилена за счет дополнительной модульной брони.

Кроме базового варианта БТР предложено и несколько других вариантов, включая: БМП; разведывательный; разведки применения ОМП; огневой поддержки; комплекс ПТУР; миномет; командирский; инженерный; ремонтно-эвакуационный; и санитарный. С 2007 года для Грузии было изготовлено 72 машины.

В 2014 году компания Nurol начала производство Ejder Yalсın 4×4, который предлагается для военных и полицейских. В зависимости от роли платформа может перевозить до 11 человек, имеет грузоподъемность 4 тонны, что позволяет интегрировать различное вооружение и специализированное оборудование.

Мобильная ПВО

С середины 90-х годов компания Aselsan предлагает свою зенитную тумбовую систему Pedestal Mounted Air Defence System (PMADS), предназначенную для пуска ракеты Stinger «земля-воздух» производства американской Raytheon. С целью соответствия турецким требованиям были разработаны два варианта: Atilgan с пусковой установкой PMADS с восемью ракетами и 12,7-мм пулеметом на базе БТР M113A2; и Zipkin с пусковой установкой PMADS с четырьмя ракетами, установленной на автомобиль Land Rover Defender 130 4×4.

С 2001 года ВВС Турции купили 70 комплексов Atilgan и 88 комплексов Zipkin; последний был продан также в Бангладеш и Казахстан. Компания Aselsan также предлагает вариант PMADS, который может стрелять российскими ракетами Игла.

Турецкая промышленность боевых машинКомплекс Atilgan

Турецкая промышленность боевых машинКомплекс Zipkin

Турецкая промышленность боевых машинКомплексы Zipkin и Atilgan

Компания разрабатывает два новых маловысотных зенитных комплекса для поддержки развернутых подразделений: самоходную зенитную установку Korkut и комплекс борьбы с низколетящими целями Hisar T-Lalamids.

В соответствии с контрактом, заключенным с Aselsan, компания FNSS для проекта Korkut разработала шасси ACV 30; по сравнению с ACV 19 оно имеет большие габариты и общую массу 30 тонн. На шасси устанавливается необитаемая башня с двумя 35-мм пушками производства MKEK, РЛС сопровождения целей и оптико-электронный комплекс для всепогодного захвата целей.

Внутри машины размещаются стрелок, командир и водитель. Типичный дивизион Korkut будет состоять из трех зенитных установок и комплекса командования и управления на шасси ACV 30 с установленной в башне 3D РЛС сопровождения целей с максимальной дальностью 70 км. Управление выдало компании Aselsan контракт на поставку комплекса управления и двух зенитных установок.

Прототип Korkut был впервые показан на выставке IDEF 2013, а прототип Hisar компания Aselsan показала на выставке 2015 года. Комплекс Hisar также базируется на шасси ACV 30, на которое устанавливаются две установки вертикального пуска по четыре ракеты и радар на мачте в задней части платформы.

/Alex Alexeev, topwar.ru/

3 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя