Индонезийское посольство в РФ в лице Джаухари Оратмангун сообщает о готовящемся объявлении тендера на покупку перспективного многоцелевого истребителя, который должен будет удовлетворять ВВС государства во всех боевых задачах современной войны. Машина по боевому потенциалу должна не только отвечать всем современным вызовам и угрозам, но и иметь способность действовать на упреждение.

SU-35S_150331_01

Азиатско-Тихоокеанский регион, а также вся Юго-Восточная Азия являются очень непредсказуемыми и сложными, с военно-политической точки зрения, регионами. Здесь находится зона раздела интересов Китая и Вьетнама, Индии и Китая, Китая и Японии. С точки же зрения индонезийского руководства, основную стратегическую угрозу для государства в регионе представляет Австралия с её хитрой проамериканской политикой внешнеполитического хеджирования.

Индонезия уже успела поучаствовать в военном конфликте с ВС Австралии в Восточном Тиморе, после которого территория была объявлена независимым государством. Большой интерес Австралии к конфликту между Индонезией и Восточным Тимором вызван приличными запасами нефти в прибрежной зоне последнего. Также он вызван желанием Австралии получить военно-стратегическое влияние в АТР по примеру США, и Австралия последнее время делает для этого всё возможное, что и беспокоит властей Индонезии и других азиатских государств.

В последние годы Минобороны Австралии развернуло огромную программу по перевооружению и модернизации армии. Много вопросов вызывает закупка целой эскадрильи из 12 самолётов радиоэлектронной борьбы E/F-18G “Growler”, а также строительство серии ЭМ ПВО «Хобарт», что при существующем составе ВВС Индонезии ставит под вопрос обороноспособность Индонезии перед возможными военными угрозами с Южного оперативного направления. Также ВВС Австралии планируют примерно до 2025 года получить 3 истребительных авиационных полка малозаметных истребителей F-35A, которые полностью сведут на нет возможности индонезийской авиации в задачах защиты собственного воздушного пространства от соседнего проамериканского государства.

A EA-18G Growler, XE 573 166857 of the VX-9 "Vampires" cruises over the desert during a mission. Shot 3/11/2009.   RMS 227040  Original file name BXE573-45  Numbered 6/19/2012
A EA-18G Growler, XE 573 166857 of the VX-9 «Vampires» cruises over the desert during a mission. Shot 3/11/2009. RMS 227040 Original file name BXE573-45 Numbered 6/19/2012

Существующий состав ВВС Индонезии оставляет желать лучшего: 2 многоцелевых истребителя Су-30МК, 9 Су-30МК2, 2 Су-27СК, 3 Су-27СКМ и 10 F-16A/B, итого — 16 многоцелевых истребителей поколения «4» и «4+», из которых только 16 машин Су-27 и Су-30 имеют более-менее хороший боевой потенциал. Стоит отметить, что Су-27СКМ и Су-30МК2 вооружены слегка модернизированной устаревшей БРЛС Н001 с антенной решёткой Кассегрена, которая будет в десятки раз уступать целой сотне австралийских F-35A с мощным АФАР-радаром AN/APG-81. По этой причине Индонезия и объявила важный тендер на обновление ВВС.

Индонезийские Су-30МК2 остаются самыми передовыми многоцелевыми истребителями в ВВС
Индонезийские Су-30МК2 остаются самыми передовыми многоцелевыми истребителями в ВВС

Несмотря на то, что в конкурсе участвует российский Су-35С, консорциум «Eurofighter» продолжает конкурентную борьбу, «проталкивая» на тендер свой истребитель EF-2000. Чтобы определить, кто действительно имеет все шансы попасть в Военно-воздушные силы Индонезии, нужно чётко знать, какие главные требования индонезийцев в объявленном тендере.

Первое. ВВС Индонезии имеют на вооружении только два средних воздушных танкера KC-130B на базе военно-транспортного самолёта C-130 “Hercules”, они могут обеспечить топливом не более эскадрильи Су-30МК2 или Су-27СКМ на дальности не более 1000 км, охватывая взглядом восточную часть индийского океана и северную береговую линию Австралии, этого абсолютно не хватит, чтобы продолжительно оборонять воздушное пространство Индонезии от различных угроз в АТР, включая австралийскую. По этой причине ВВС Индонезии нуждаются дальнем многоцелевом тактическом истребителе, который будет нести на борту более 10 тонн топлива и будет иметь радиус действия не менее 1500 км.

Второе. ВВС Австралии принимают на вооружение перспективный самолёт РЭБ и подавления ПВО E/F-18G “Growler”, который имеет широчайший спектр систем радиоэлектронного противодействия, способных подавлять работу обычных бортовых РЛС истребителей, наземных и корабельных систем ПВО, а также уничтожать их с помощью модернизированных противорадиолокационных ракет AGM-88E AARGM, которые уже давно используются в ударной авиации ВВС и Корпуса морской пехоты США. По этой причине ВВС Индонезии необходим истребитель с уже готовой действующей БРЛС на основе ФАР, которая позволит действовать индонезийским истребителям практически в любой помеховой обстановке.

Третье. Активное развитие ВВС стран АТР требует довооружения на истребители, имеющие все сверхманевренные возможности, а также обладающие максимальным количеством узлов подвески для размещения ракет класса «воздух-воздух».

Четвёртое. В очередной раз, обращаемся к угрозе, исходящей со стороны закупаемых Австралией «Гроулеров». В составе БРЭО данного самолёта присутствует контейнер с широкополосным низкочастотным комплексом РЭП AN/ALQ-99; система способна обнаруживать источники передачи сигнала связи датчиками AN/ALQ-227(V)1, а затем глушить их с помощью непосредственно антенн контейнера, расположенного на подфюзеляжной точке подвески. Ввиду этого, ВВС Индонезии должны иметь самолёт со сложной многочастотной системой голосовой радиосвязи и аналогичным оборудованием обмена тактической информацией.

Читайте также  МиГ-17 против F-105: первая победа в небе Вьетнама

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ВИДНЫ В СРАВНЕНИИ

Что могут предложить разработчики Су-35С и «Тайфуна» индонезийским ВВС? Европейская машина имеет, на первый взгляд, достаточно высокие боевые качества, благодаря которым он способен противостоять австралийским истребителям «Супер Хорнет» и даже F-35A в дальнем и ближнем воздушном бою, а также оптико-электронный прицельный комплекс «Pirate IRST», работающий ИК-канале визирования, позволяющий обнаруживать цели в пассивном режиме на дальности до 150 км. Цена самолёта приближается к 100 млн. долларам.

За такую стоимость консорциум «Eurofighter» предлагает достаточно посредственный истребитель поколения «4+». На борту на данный момент устанавливается уже устаревшая БРЛС «CAPTOR-M» со щелевой антенной решёткой. Эта РЛС может похвастаться весьма высоким энергетическим потенциалом, обнаруживая цель типа «МиГ-29» на дальности около 160 км, но её низкая помехозащищённость не позволит применять вооружение по воздушной цели типа F/A-18E/F на дальности более 60–70 км, если в «игру» вступит F/A-18G «Гроулер», поставленные им помехи снизят эффективную дальность «захвата» «CAPTOR-M» примерно в 2 раза. Против F-35A в такой помеховой обстановке «Тайфун» станет просто беспомощным.

Мощный же радар «Лайтнинга II» AN/APG-81, способный работать почти в любой помеховой обстановке, даст возможность австралийским лётчикам осуществить пуск ракет AIM-120C-7 по индонезийским «Тайфунам» намного раньше (с дистанции свыше 90 – 110 км), не дав им использовать всех маневренных преимуществ ближнего боя. Более мощный бортовой радиолокатор «CAPTOR-M» (c АФАР, высокой помехозащищённости с дальностью действия 250 км) пока не поступил на вооружение «Тайфунов» даже в странах НАТО.

Также на вооружении ВВС Австралии уже имеется 6 самолётов ДРЛО «Боинг 737 AEW&C», которые способны обеспечить австралийским истребителям должное воздушное целеуказание и распределение по целям. У ВВС Индонезии такая возможность отсутствует, а «Тайфуны» с их старыми радарами не имеют особых способностей, присущих системе «AWACS».

3275

Боевой радиус действия EF-2000 c полными подвесками класса «воздух-воздух» и хотя бы одним ПТБ не превышает 1300 км, что вроде бы и не мало, но и не достаточно, чтобы без поддержки воздушных танкеров совершать удалённые операции в АТР или над акваторией восточной части Индийского океана.

Маневренные возможности «Тайфуна» неплохие. В ближнем воздушном бою он на голову превосходит F-35A, превосходит F/A-18F+ и F-16C, но преимущества в авиации дальнего предупреждения и целеуказания австралийцев не дадут «Тайфунам» и на шаг приблизиться к своим боевым машинам. Исключением могло бы стать появление австралийской авиации в небе Индонезии. Там бы EF-2000 без вопросов расправился с «Супер Хорнетами» и F-35A. Он имеет большое подвижное ПГО, нормальную тяговооружённость более 1,05, угловую скорость разворота свыше 22,5 град/с. Тайфуны подтвердили своё маневренное превосходство над всеми существующими истребителями ВВС США и НАТО кроме «Рафаля», F-22A и немецких МиГ-29А.

Единственным козырем консорциума «Еврофайтер» в продвижении своего истребителя на азиатском рынке может стать применение дальнобойной ракеты «воздух-воздух» MBDA “Meteor”, которую «Тайфун» может запускать по пассивному целеуказанию ИК-комплекса «Pirate IRST» или в пассивном режиме работы («HOJ»), когда радар истребителя осуществляет наведение на помеховую цель непосредственно по источнику излучения, но это не является основным режимом ДВБ, а есть лишь альтернативная замена полноценному режиму использованию радара с взятием на сопровождение, селекцией цели среди помех, и взятием её в «захват».

EF-2000 «Тайфун» — многоцелевой истребитель, который пока ещё не готов к современной войне, а стоит в 2 раза дороже, чем совершеннейший МиГ-35, ведь не даром Индия и Египет предпочли «Тайфуну» более эффективный «Рафаль».

Разработчик ОКБ «Сухой», а также производитель перспективного сверхманевренного истребителя Су-35С «КНААПО» предлагают ВВС Индонезии совершеннейший многоцелевой авиационный комплекс, часть бортового радиоэлектронного оборудования которого представлена элементами 5-го поколения. Средняя экспортная цена российской машины находится в пределах 65 млн. долларов, что уже является очень заманчивым предложением.

Читайте также  Эволюция «Харриера» в XXI веке охватит эпоху F-35

642917_original

Начнём с основных ЛТХ и тактических качеств. Су-35С относится к тяжёлому классу сверхманевренных истребителей. Примерно представить себе превосходство Су-35С перед «Тайфуном» в БВБ можно по результатам недавних совместных учений ВВС Индии и Великобритании, где идентичные с Су-35С по маневренности Су-30МКИ «всухую» разбили британские EF-2000, причём успех наблюдался даже в противостоянии одного Су-30МКИ против двух «Тайфунов».

Су-35С — ещё более совершенный аппарат. Он имеет максимальную скорость в 2400 – 2450 км/ч (у «Тайфуна» — 2200 км/ч), меньший, чем у двухместного Су-30МКИ мидель, за счёт чего удельная тяга на мидель и разгонные качества Су-35С на 12% выше, чем у «Еврофайтера». Тяговооружённость у «Сушки» на 5% выше, чем у «Тайфуна», имеется всеракурсный отклоняемый вектор тяги, позволяющий превосходить в БВБ все имеющиеся в мире истребители (кроме Су-30МКИ и МиГ-29ОВТ).

Су-35С с новыми двигателями «Изделие 117С» и их модернизацией способен развивать сверхзвуковую крейсерскую скорость 1300 – 1400 км/ч на большой высоте (EF-2000 развивал не более 1210 км/ч без вооружения), что отчасти относит его к полноценному поколению «5». Су-35С, вооружённый в облегчённом режиме «воздух-воздух» (2 Р-73 и 2 РВВ-БД), с двумя ПТБ при полёте на большой высоте, имеет радиус действия около 1800 км, «Тайфуну» такое не под силу.

БРЭО и вооружение Су-35С почти полностью относится к истребительной авиации 5-го поколения. Установленная БРЛС Н035 «Ирбис-Э» имеет ПФАР с 1772 ППМ, её средняя мощность составляет 5 кВт, дальность обнаружения цели типа «F-15E» — 400 км, «F-18E/F» — 340 км, «F-22A» — 150 – 200 км. Зона обзора радара 240 градусов, а количество сопровождаемых и обстреливаемых целей – 30 и 8 соответственно. Су-35С – единственный тактический истребитель в мире, РЛС которого превосходит по дальности обнаружения станцию AN/APG-77, установленную на «Рапторе», а также способна перехватывать высокоточное ракетное оружие собранное по стелс-технологии и уничтожать оперативно-тактические баллистические ракеты на маршевом и завершающем участках полёта. И выполняться такие операции могут при постановке РЭП авиационными средствами противника.

Для «Ирбиса» «Гроулеры» — не столь большая беда, как для обычных щелевых импульсно-доплеровских радиолокаторов. В дальнем бою Су-35С сможет перехватывать F-35A на удалении более 180 км, выполнять функции самолёта ДРЛО, передавая тактическую информацию самолётам дружественного звена. Су-35С оснащаются совершенно новым, более устойчивым к широкополосным помехам комплексом тактической связи С-108, схожим по параметрам с установленным на Т-50 ПАК-ФА.

Наличие оптико-электронной прицельной системы ОЛС-35, синхронизированной с НСЦ даёт возможность ведения скрытного воздушного боя в режиме радиомолчания. Потенциал такого режима у Су-35С примерно в 2 раза выше, чем у предыдущего поколения истребителей Су-27, Су-33 и МиГ-29СМТ. ОЛС-35 имеет улучшенную ИК-матрицу визирования теплоконтрастных целей, повышенная чувствительность, за счёт оптимизации охлаждения матрицы более совершенных материалов, подняла дальность обнаружения истребителя в переднюю полусферу до 35 – 40 км, в заднюю полусферу – 90 км, целей типа B-1B в ЗПС – свыше 100 км. С ИК-матрицей синхронизирован лазерный дальномер, работающий на дальности до 30 км.

Радар Н035 «Ирбис-Э» имеет режимы работы «воздух-воздух», «воздух-земля», «воздух-море», причём есть и дополнительный режим синтезированной апертуры для подробного обзора земной поверхности с классификацией наземной техники противника.

Как видите, отсталость «Тайфуна» по всем жизненно важным параметрам воздушной войны составляет не менее одного десятка лет, причём самолёт является ЛФИ со средним радиусом действия и низкой маневренностью по сравнению со всеми российскими истребителями. Даже если в ближайшее время «Тайфуны» получат современную мощную БРЛС «CAPTOR-E» от «Selex», её дальность всё равно не позволит даже немножко догнать имеющийся у Су-35С радар «Ирбис-Э». Поэтому исход конкурентного противостояния в индонезийском тендере заранее ясен.

17 КОММЕНТАРИИ

  1. «Установленная БРЛС Н035 «Ирбис-Э» имеет ПФАР с 1772 ППМ, её средняя мощность составляет 5 кВт, дальность обнаружения цели типа «F-15E» — 400 км, «F-18E/F» — 340 км, «F-22A» — 150 – 200 км.»

    с этого же ресурса:
    https://army-news.org/2015/07/istrebiteli-kotorym-net-ravnyx/
    »»» То есть Су-35 обнаруживает F-22 на дальности 200:(3:0.0001)^0.25=15.2 км.

    кто из авторов ближе к истине?

    • Гугл в помощь! Дальность обнаружения целей н035:
      с ЭПР 3 м² на встречных ракурсах 350-400 км,на догонных до 150 км (в зоне 100 кв. градусов и высоте полета более 10 км)
      с ЭПР 0,01м² до 90 км
      ЭПР — Ф-22 не более 0.01м²
      ЭПР — Тайфуна 1м²
      Дальше семи считайте))
      Рекламируя Н035 наши СМИ вырезают информацию из контекста и преподносят наш ПФАР как лучший, а на самом деле это просто обыкновенный ПФАР 4 поколения и до AN/APG-77 ему как до Китая раком!
      Про AN/APG-81 от Ф-35 можно даже не писать!

      • Забыл указать еще одну главную вещь!
        Все ЭПР указанные для истребителей 4 поколения-это ЭПР их планеров, т.е. без ракет установленных на внешних подвесках! А каждая ракета дает еще +1м² В итоге любой истребитель 4 поколения в полном боевом снаряжении имеет ЭПР не меньше 10м²!
        Ф-22 и Ф-35 -этр 5 поколение! Ракеты расположенны в специальном отсеке и не влияют на ЭПР самолета! Т.е что с ракетами , что без низ ЭПР ф-22,35 не более 0.01!
        Но у 5 поколения есть момент когда они становятся очень заметными -это момент пуска ракеты! И тут большим преимуществом обладает Ф-35! Как утверждают разработчики он сможет пускать ракеты на сверхзвуковой скорости.

        • В нете много чего пишут. Ну Вы, понятно, Локхилду верите безоговорочно. А, скажем, Александр Давыденко озвучил цифру ЭПР F-22 0.1 кв.м, но для вас главный конструктор Т-50, конечно, не авторитет. Т-50, к стати, тоже может ракет на сверхзвуке запускать.

          • Я ни разу не пользовался данными из Локхилда , и уж тем более словами Давыденко! Данные которые я пишу из разных источников. Один из них аналитик центра Air Power Australia доктор Карло Копп утверждает что эпр ф-22 вообще равна 0.0001 , такую же цифру дает и другой источник Aviation Week & Space Technology- который является одним из авторитетных изданий! Получается что нейтральные источники дают цифру ЭПР меньше ф-22 чем сами разработчики Локхилда! И не трудно догадаться почему Давыденко утверждает , что эпр ф-22= 0.1 ему просто не удалось уложить в требования свой продукт т-50!

        • пусть сначала нормально летать научатся на сверхзвуке (;, а потом уже пускать ракеты. и боевой радиус как у бича)))
          сколько уже можно говорить, ЭПР 0,01 это при абсолютно идеальных условиях и при идеальном градусе сканирования), самолеты не летают на идеальных углах постоянно.
          Если бы все было так классно, как пишут разработчики, они бы так сильно не боялись комплексов с-300, но почему-то ссутся их как огня. Хотя по их же утверждениям с-300 для раптора и лайтенинга не проблема. Про с-400 вообще молчу.

          • а ну да, собственно самое главное, ф-22 только в 2014 году первый раз официально где-то применили(в Сирии) и то бомбил пастухов с калашами зато об эффективности применения было сколько распиарено в америкснких СМИ)))

          • Зачем рисковать дорогостоящей машиной, если пока с задачами справляются самолеты 4 поколения! Ничего в этом странного нету!

          • «пусть сначала нормально летать научатся на сверхзвуке (;, а потом уже пускать ракеты. и боевой радиус как у бича)))»— этот комментарий про т-50 или про ф-35???

          • Это про то что амеры у кб Яковлева спёрли, а до ума довести не могут.

      • Уважаемый Вы пылите. ФАР Н035 «Ирбис» видит цель он видит цель 0,001м2 на расстоянии 90км. AN/APG-81 – БРЛС истребителя F-35, станция мощная, подтверждена способность сопровождения баллистических целей, но перед аналогичными версиями нашей РЛС «Жук-А» преимущества отсутствуют. Т.ч.не вводите в заблуждение и не ходите большие расстояния раком, а учите матчасть!

  2. Че вы тут паритет про эпр. Во-первых действительно углы сканирования не всегда идеальны. Во вторых зависимость дальности обнаружения от уменьшения эпр далеко не линейна и сами буржуи указывали на не целесообразность уменьшения эпр ниже 0.1 м кв. Далее как доказали сербы сбив ракетой ф-117 вся стелсовость пропадает при одновременном сканировании с нескольких точек. Стелс работает по принципу отражения волны куда угодно кроме направления откуда она пришла. Су-35 имея цифровой канал обмена тактической информации запросто могут быть доработаны (если это конечно уже не сделано) на синхронизацию по частотам и интервалам сканирующих лучей. После чего можете свой стелс хоть с эпр с бесконечными нулями после запятой сунуть в тёмное место пониже спины шоколадного Обамы, т.к. светится он будет на радаре на максимально возможной дистанции.

  3. Нисколько не сомневаюсь в преимуществе и в победе Су-35С в конкурентной схватке над Тайфуном в индонезийском тендере.

  4. Доктор Карло Копп из аналитического агентства Air Power Australia обнародовал первый публичный научный анализ, в котором перспективный российский истребитель пятого поколения Т-50, также известный как ПАК ФА, сравнивается с американскими аналогами, истребителями F-22 и F-35 — сравнение оказалось не в пользу последних.https://army-news.org/2012/11/pak-fa-sravnili-s-amerikanskimi-analogami/. Что Вы Error вводите людей в заблуждение? Ф-22 и 35 отличные самолеты, но у Вас явные пробелы знаний в области авиастроения. Преимущества обного самолета над другим заключается не в меньшей эпр, а в комплексе совокупных характеристик. Но они всегда держатся в секрете.В России есть формы допуска. Потом удивляются почему калибр-нк летит 2-3 км!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя