103 года исполняется со дня образования одного из важнейших родов войск в российской армии – Военно-воздушных сил России. В 90-е годы ВВС РФ переживали настоящий кризисный период, когда наблюдалась критическая нехватка современных видов вооружений, радиоэлектронное оборудование тактической и стратегической авиации в частях обновлялось очень редко, что в итоге наметило технологическое отставание от ВВС западных государств.

16

Но с начала 2000-х гг., после прихода В. Путина ситуация стала кардинально меняться. Поменялся подход к модернизации армии и концепции её использования в условиях сетецентрической «умной» войны. Подразделения ВВС ЮВО (бывшего Северо-Кавказского военного округа) были серьёзно «закалены» во время «Пятидневной войны» в августе 2008 года, когда перед пилотами была поставлена задача подавить грузинскую ПВО для обеспечения непосредственной поддержки бронетанковых частей 58-й армии Сухопутных войск, в частности, для «расчистки безопасного неба» штурмовикам Су-25СМ и фронтовым бомбардировщикам Су-24М.

Задача была выполнена успешно: впервые в современном военном конфликте проявили себя самые грозные тактические ударные истребители Су-34, полностью подавившие наиболее опасные элементы системы ПВО Грузии. Были уничтожены: РЛО 36Д6-М, МРЛС зенитно-ракетных дивизионов «Бук-М1» и С-125. Высочайшей эффективности подавления ПВО противника «Тридцатьчетвёрка» также обязана перспективному комплексу радиоэлектронного противодействия «Хибины», который способен осуществить постановку любого типа шумовых и заградительных помех для РЛС противника.

Не обошлось и без очень нехороших инцидентов с перехватом грузинским «Буком» нашего Ту-22М3, Су-24М и двух Су-25. Грузины использовали хитрую тактику «пассивного целеуказания» удалёнными ещё действующими РЛС, а также пассивными оптико-электронными комплексами ЗРК «Бук-М1» с выключенными МРЛС. Когда наши самолёты попадали в зону поражения СОУ 9А310М1 комплекса, настроенные по угломестным и азимутальным координатам МРЛС внезапно включались и перехватывали самолёты, не давая им ни минуты времени на противоракетный манёвр.

Кроме того, один Су-25СМ, изначально подбитый грузинкой ПВО, позднее ошибочно «добили» осетинские средства ПВО. Это на наглядном и жёстком примере указало отечественным ВВС на имеющиеся технологические недостатки в ведении современной воздушной наступательной операции: отсутствие отлаженной системы «свой-чужой» на всех без исключения средствах ПВО дружественных войск (особенно это касается информированности расчётов ПЗРК, которые должны получать информацию о принадлежности приближающейся цели непосредственно с координатами целеуказания от высокоавтоматизированным ПБУ типа «Ранжир», «Поляна» и ПБУ более крупных ЗРСК и ЗРК), отсутствие современных авиационных комплексов оптико-радиотехнической разведки (необходимы для обнаружения и идентификации средств ПВО противника, находящихся в пассивном режиме), небольшой процент использования современных средств РЭБ в составе фронтовой тактической, а также штурмовой авиации. Операция «Принуждение Грузии к миру» преподала серьёзный и очень поучительный урок для построения такой структуры ВВС нашего государства, которую мы наблюдаем сегодня.

Время кризисов давно миновало, армии ВВС и ПВО пополняются наиболее совершенными образцами зенитно-ракетной и авиационной техники, развитие средств радиоэлектронной борьбы для самолётов и вертолётов стало основным направлением в обеспечении живучести воздушной компоненты ВВС, разработаны и испытываются передовые самолёты стратегической ОРТР и ретрансляции Ту-214Р и Ту-214СР, в помощь сухопутным войскам поступают современные беспилотные летательные аппараты для ведения тактической ретрансляции и оптической разведки, а между ПВО ВВС и войсковой ПВО реализуется техническая возможность унификации, которая позволит двум родственным подразделениям в разных родах войск действовать как единый организм. Работы проводится масса и её треть находится на завершающем этапе.

f_c2RlbGFub3VuYXMucnUvaS9jL3ovYy9mX2N6Y3VkWEJzYjJGa2N5NXlkUzlSZUZwRVp5NXFjR2M9LmpwZWc=

Накануне 103-летия ВВС России, 11 августа, Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) выступил с предложением стратегического значения, которое может стать важнейшим моментом в построении безопасности тактической авиации ОДКБ и дружественных России государств. Первый заместитель гендиректора КРЭТ Игорь Насенков предложил российским военно-техническим партнёрам лучший комплекс РЭП «Хибины». О его совершенстве и эффективности известно из скандального облёта американского ЭМ «Дональд Кук» весной 2014 года и действиям оснащённых ими Су-34 в Грузии.

Комплекс РЭБ «Хибины» ранее за рубеж не поставлялся, и после возможных поставок покупателям в Юго-Восточной Азии (Индонезия и Малайзия) может тут же вытеснить американский самолёт РЭБ F/A-18G “Growler” с азиатского рынка вооружений. «Гроулер» в данный момент поставляется здесь только в ВВС Австралии, благодаря чему и тут РФ имеет большое поле для своей деятельности.

Читайте также  Ту-214Р/СР открывают новые возможности российской армии в ХXI веке
Су-34 с комплексом РЭБ "Хибины": 1 подфюзеляжный контейнер группового РЭП и 2 крыльевых контейнера индивидуальной РЭБ на законцовках крыла
Су-34 с комплексом РЭБ «Хибины»: 1 подфюзеляжный контейнер группового РЭП и 2 крыльевых контейнера индивидуальной РЭБ на законцовках крыла

«Хибины» абсолютно не относятся к наступательным или летальным видам вооружений, а являются оборонительным комплексом, предназначенным для защиты авиационных средств от истребителей и ЗРК противника в момент проведения воздушной операции наступательного или оборонительного характера. Наиболее вероятными заказчиками могут стать такие государства как Китай, Вьетнам, Индонезия, Иран. ВВС Китая «Хибины» требуются уже сейчас, так как рост боевого потенциала ВВС Японии и постройка новых эсминцев ПВО выравнивает японские позиции перед китайскими. Потребуется она и для ВВС Ирана, которые рассматривают возможность агрессии со стороны «аравийской» коалиции и Израиля, «подогреваемых» американцами.

Вьетнам же, получивший накануне ещё пару Су-30МК2, нуждается в системах РЭБ для возможностей обороны от китайской авиации, если за архипелаг Спратли действительно вспыхнет противостояние. С Ираном ситуация слегка осложнена, поскольку неизвестно, сколько времени потребуется для переоборудования БРЭО и подвесок будущих иранских J-10A для установки комплекса, ведь система предназначена для тяжёлой тактической истребительной авиации, а J-10 в лёгком классе.

Поставки «Хибины» для союзников РФ по ОДКБ и идеологии не менее важны, чем экспортная привлекательность. Поставки комплекса РЭП «Хибины» в Белоруссию могут значительно усилить возможности ПВО и ударной авиации ОДКБ на Восточноевропейском ТВД. Ремонт и модернизацию сейчас проходят 20 учебно-боевых истребителей для завоевания господства в воздухе Су-27УБМ1, часть из них может применяться в качестве бортов РЭБ против тактической авиации ВВС Польши и американских ВВС, развёрнутых на польской территории.

Комплекс Л-265 «Хибины» является наиболее совершенной и гибкой тактической системой РЭБ, которая может применяться с различных типов истребителей. Существует и безконтейнерная схема размещения, когда всё оборудование комплекса находится в планере самолёта, такой вариант применяется на сверхманевренном истребителе Су-35С. Стандартное исполнение с тремя контейнерами имеет ряд своих достоинств: более лёгкий ремонт электроники системы благодаря ускоренному доступу в компактный контейнер, возможности установки дополнительного более крупного и мощного контейнера групповой защиты, с помощью которого один Су-34 или Су-30 может прикрывать от обнаружения и «захвата» вражескими РЛС целое звено или плотно летящую эскадрилью самолётов тактической авиации.

Антенные модули пассивной радиотехнической разведки «Хибин» способны обнаруживать и отслеживать источники излучения с частотами от 1200 до 40000 МГц, излучающие крыльевые контейнеры индивидуальной защиты представляют собой подсистему РЭП «Регата» с частотным диапазоном от 4000 до 18000 МГц, а центральный контейнер групповой защиты работает в диапазоне 1000 – 4000 МГц.

«Хибины» являются значительно более удобной системой РЭБ, нежели американские системы ALQ-99, ALQ-218(V)2, LR-700, AN/ALE-50 или AN-ALE-55 (fiber-optic) в составе БРЭО самолёта РЭБ F/A-18G.

Экспортные поставки комплекса преподнесут для Запада множество неприятных сюрпризов, связанных со значительным снижением дальности действия собственных активных и пассивных средств РТР и РЭР, а также радиусов действия систем наведения ракет классов «земля-воздух», «воздух-воздух» и другого ВТО, использующего радиолокационный принцип наведения.

Помимо КРЭТ, много перспективных проектов для тактической авиации России разработано и в стенах «НИИП имени В.В. Тихомирова». Сейчас научно-исследовательский институт занят разработкой компактных высокопотенциальных БРЛС с ПФАР для оснащения БПЛА радиотехнической разведки, а также для лёгких истребителей семейства МиГ-29 (МиГ-29СМТ и МиГ-29КУБ/МиГ-35) и УТС/УБС Як-130. Новые радары будут очень актуальны в свете модернизации британских и немецких «Тайфунов» более мощными радарами «CAPTOR-E», которые по оценкам экспертов по возможностям ДВБ слегка опередят даже знаменитый Н011М «Барс».

Для ВВС Китая НИИП готовит слегка «обеднённую» экспортную версию бортовой РЛС Н035 «Ирбис-Э». До 2016 года КНР стремится подписать с НИИП контракт на поставку 24 истребителей Су-35. Уже понятно, что этот самолёт станет самым передовым «воздушным бойцом» в ВВС Поднебесной. Ввиду отсутствия в ВВС страны версии ЛФИ J-10B с АФАР, для поддержания боевых возможностей китайской истребительной авиации на уровне индийской потребуется около двух ИАП Су-35 (около 70 самолётов).

Читайте также  Генерал Ходжес: «У русской РЭБ заоблачные возможности»

21

НАЗЕМНАЯ КОМПОНЕНТА ВВС УСИЛЕНА И ПОДКРЕПИТСЯ ВОЙСКОВОЙ ПВО

В состав ВВС России входят и войска ПВО страны. Так сделано в армиях многих развитых государств, ведь и авиация и зенитно-ракетные системы – «властители» одной среды — воздушно-космического пространства. Благодаря системной увязке этих родов войск значительно возрастает потенциал армии по отражению ракетных ударов противника, увеличиваются оборонительные способности и живучесть наземных систем ПВО, что возможно благодаря применению самолётов ДРЛО или современных истребителей с системами передачи тактической обстановки.

Подразделения войск ПВО России выполняют функцию прикрытия стратегически важных экономических и административных объектов на территории страны, и их расположение обычно уже давно известно для противника, по причине чего они должны быть укомплектованы самыми эффективными и производительными ЗРК для отражения заранее спланированных угроз.

1

В таких случаях большое значение начинает принимать и более оперативная единица – войсковая ПВО Сухопутных войск.

Войска противовоздушной обороны сухопутных войск России имеют ещё более широкое предназначение. Используются они для прикрытия различных объектов а также подразделений СВ России во время марша, развёртывания на ТВД, выполнения наступательных или оборонительных операций. Ранее было известно, что войсковая ПВО России оснащается уже не самыми новыми зенитно-ракетными самоходными комплексами, среди которых помимо более-менее совершенных «Тор-М1» и «Тунгусска-М1», «Гюрза», «Игла-С» и С-300В имеются и такие устаревшие образцы как «Тор», «Стрела-1,2», «Оса-АКМ».

Данные комплексы уже не способны защитить войска от работы тактической, штурмовой и ударной вертолётной авиации противника: они являются 1-канальными, имеют низкую помехозащищённость, МРЛС комплекса «Оса», к примеру, не способна обнаружить появившуюся из-за бугра надвтулочную РЛС вертолёта «Апач Лонгбоу», а тем более, в условиях РЭП, перехватить выпущенную по комплексу ракету «Хэлфайер». Поэтому войсковая ПВО давно требовала модернизации, о её недавнем старте заявил начальник войсковой ПВО генерал-майор Александр Леонов.

Сообщается, что примерно к 2018 году состав ПВО СВ будет на половину представлен новыми системами, такими как ПЗРК «Верба», ЗРСК «Тор-М2Э» и ЗРС противоракетной обороны С-300ВМ «Антей-2500». Новая структура войсковой ПВО строится исключительно по бригадному принципу.

zrk_semejstva_tor_2

Основной прирост возможностей армейской ПВО произойдёт за счёт развёртывания систем С-300ВМ и комплексов «Тор-М2Э». За счёт переоснащения СВ на одни только «Тор-М2Э» боевые возможности возрастут 2 – 2,5 раза (по сравнению с рядовым «Тор-М1», у второго канальность по цели увеличена до 4 целей), а максимальная высота перехвата в 1,4 раза (с 6 до 10 км).

За счёт переоснащения на системы «Антей-2500», ПВО Сухопутных получит следующие преимущества:

  1. зона безопасности подразделений сухопутных войск увеличится с 80-100 км до 200 км благодаря применению более дальнобойных ЗУР 9М82М и 9М83М, за счёт этого бригада войсковой ПВО сможет не только оборонять собственные ближние подразделения СВ, но и обеспечивать территориальную ПВО и ПРО (прикрывать стратегически важные экономические или военные объекты), а также создавать зону закрытого воздушного пространства;
  2. высокая помехозащищённость С-300ВМ, а также модернизация электронного оборудования РЛС программного обзора 9С19М2 «Имбирь» и МРЛС 9С32М позволили обнаруживать и захватывать на точное автосопровождение с дальнейшим перехватом цели со скоростями до 4500 м/с (16200 км/ч); обеспечивается возможность борьбы не только с известными гиперзвуковыми средствами воздушного нападения типа ОТБР типа «Lance» или «ATACMS», но и с более опасными, маневренными и быстрыми гиперзвуковыми целями, разрабатываемыми в рамках американской программы «быстрого глобального неядерного удара».

1332820676_DSC_0164

В целом, возможности современных ВВС России выросли до неимоверных показателей всего за несколько лет возрождения, это констатируют не только наши, но и западные специалисты. За счёт слияния в единую структуру с Войсками ПВО СВ эти возможности продолжат расширяться и дальше.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя