Рост на напряжённости в отношениях между Североатлантическим альянсом и Россией продолжает набирать обороты. Происходит активная милитаризация стран Прибалтики и Восточной Европы; всё происходит на фоне начала продолжения Киевом военной операции против Новороссии на Донбассе. Военно-стратегическая обстановка осложняется и тем, что НАТО работает над постоянным совершенствованием своего «северного костяка», пытаясь «подтянуть» в структуру блока Скандинавские государства, что сильно влияет на военное равновесие всего Европейского ТВД.

b_9e44ebff110ba7f9a261e803c4c9b172_1

В таких условиях Генштабу ВС России и Минобороны приходится буквально ежеквартально модернизировать всю структуру оборонительных и наступательных вооружений в Западном военном округе.

О последствиях и угрозах после возможного вступления Швеции в НАТО мы уже писали, но поскольку пока этот процесс происходит лишь на переговорном уровне, стоит попробовать рассмотреть ближние и дальние планы уже постоянного члена НАТО – Дании, которая в течении нескольких лет собирается в разы увеличить свой боевой потенциал.

В действиях по стратегическому усилению ОВС НАТО в Европе альянс принял весьма мудрую схему, в которой, в первую очередь, учитывается географическая ценность того или иного государства в формировании форпоста, который должен противостоять ВС России. Если брать во внимание Северную Европу, то наибольшие ставки обычно делались на Норвегию, Швецию, Литву, Латвию и Эстонию. Государства находятся на важнейшем для России Северо-Западном ОН. Но обстановка, сложившаяся с «арктической гонкой» заставила резко расширить круг таких государств.

Дело в том, что Швеция, Литва, Латвия и Эстония являются внутренними прибалтийскими государствами, и ВМС этих государств имеют наибольшее значение лишь в планах противодействия Балтийскому флоту России, а в свете создания в РФ группировки «арктических сил» НАТО требуется новый форпост, который мог бы действовать наиболее оперативно как в Прибалтике, так и Арктическом ТВД, при этом приоритетным является государство, которое рассматривает РФ как основного конкурента в «арктической гонке».

Королевство Дания в этом вопросе рассматривается наиболее привлекательным кандидатом для создания второго стратегического рубежа НАТО, причём не менее важного чем страны Скандинавского полуострова. Именно Дания владеет и обладает крупнейшей среди европейских стран автономной территорией – Гренландией, которая наиболее близка к Северному Полюсу, и является крупнейшим атлантическим островом, на котором размещается американская РЛС системы предупреждения о ракетном нападении AN/FPS-132 EWR, а также другие вспомогательные военные объекты.

Американская РЛС СПРН в Туле (Гренландия)
Американская РЛС СПРН в Туле (Гренландия)

8 августа, министр обороны Дании Карл Хольст заявил о планах 67%го увеличения военного бюджета государства. Он также отметил, что НАТО желает ещё более высокого инвестирования датской армии, что будет сложной и длительной процедурой. Военная политика Дании, в отличии, например, от немецкой, достаточно агрессивная. Так, во время проведения воздушной операции в Ливии, ВВС Дании стали одним из основных участников: боевая авиация королевства выполнила около 600 вылетов и сбросила на военные объекты «джамахирии» 923 УАБ. Хольст подчеркнул военные амбиции скандинавского королевства как в Прибалтике, так и в Арктике, что для нынешнего состояния армии не так то просто.

Новость о планах увеличения военного бюджета Дании появилась сразу после информации о том, что датская сторона не собирается менять свою заявку о принадлежности 900 км2 арктической территории континентального шельфа, которая «захватывает» территорию, указанную в аналогичной заявке российской стороной. Т.е., Дания намерено жёстко диктовать свою позицию в Арктике, ведь на кону более 5 млрд. тонн условных залежей энергоносителей, который сейчас практически не изведаны.

Читайте также  Армия США получит новые пластиковые каски

Дания расположена на наиболее важной условной линии разграничения между территорией контроля Балтийским флотом ВМФ России, а также морской и океанской зонах, закреплённых за ОВМС НАТО в Северном море и Атлантическом океане. Это сильно увеличивает значимость Дании в глазах как США, так и НАТО в целом.

Увеличение военного бюджета королевства является сейчас основным этапом будущего развития ВС, доктрина деятельности которых предусматривает ведение боевых действий как в арктической зоне, так и в Балтийском море. Военная доктрина Дании является очень податливым и ведомым документом, который может видоизменяться буквально по любой просьбе командования альянса или даже небольшому изменению военно-стратегической обстановки на Северо-Европейском ТВД.

Так, в начале 1996 года датский парламент разрешил размещение тактической авиации ОВВС НАТО и боевых кораблей ОВМС блока на ВПП аэродрома и в морском порту города Ренне, который находится на самом восточном датском острове Бронхольм. Сам остров Бронхольм является одним из важнейших стратегических военно-морских объектов НАТО в Прибалтике. Он расположен всего в 308 км от города Балтийск (Калининградская обл.) в юго-западной части моря, между побережьями Швеции и Польши и позволяет неплохо контролировать морские рубежи подхода к Дании ещё за 140 км до острова Зеландия.

Авиабаза ВВС НАТО в Ренне является основной базой в Прибалтике, где может использоваться противолодочная авиация, а также может быть развёрнута морская и наземная системы ПВО-ПРО на базе корабельных «Иджисов» и наземных ЗРК «Patriot PAC-2/3» с поддержкой ВВС Польши и Швеции, способных сильно осложнять задачи морской и тактической авиации ВМФ и ВВС России в случае возникновения кризисной ситуации.

ВМС Дании имеют достаточно обширную зону контроля североатлантической зоны, расположенной между Великобританией и Гренландией, основу которой составляет Фарерское и Гренландское оперативные командования, и нынешнего состава ВМС Дании абсолютно не достаточно, чтобы проконтролировать такие пространства, а на Фарерских островах находятся основные радиолокационные комплексы обнаружения командования воздушно-космической обороны Североамериканского континента «NORAD», которые по логике вещей должны быть неплохо прикрыты как с воздуха, так и с океана. Дания является в этом плане очень слабым звеном, ведь боеспособность её ВС совсем не соответствует географической важности территории.

Вооружённые силы Дании представлены небольшим количеством современного вооружения, большая часть которого находится исключительно в ВМС. На вооружении флота находится: 4 океанских СК класса «Тетис», 3 фрегата ПВО типа «Ивер Хюитфельд», 3 командно-штабных корабля типа «Абсалон», 3 корвета «Нильс Юэль» и 10 сторожевых ракетных катеров типа «Флювефискен».

Все корабли оснащены КЗРК самообороны средней дальности «Sea Sperrow», либо его модифицированной версией «ESSM», благодаря чему заметны неплохие оборонительные способности от ПКР. КЗРК «ESSM» установлен на наиболее совершенные корабли флота «Абсалон», способные управлять действиями флота в сложной помеховой и тактической обстановке. Данные возможности реализованы благодаря совершенному радиоэлектронному оборудованию, в частности, обзорной РЛС фирмы «Thales» «SMART-S Mk. 2 3D», которая способна обнаруживать приближающие противорадиолокационные ракеты и различное ВТО в радиусе 40-50 км, а истребители – 120–130 км.

Читайте также  Китайский авианосец оказался не готов к боевому применению

Основная функция ПВО и ПРО возложена на 3 фрегата класса «Ивар Хуитфельдт», вооружение которого унифицировано с немецкими фрегатами «Саксония» и голландскими «Де Зевен Првинсиен». В частности, установлена МРЛС “APAR” — многоканальная четырёхсторонняя РЛС с АФАР, способная одновременно обстреливать 16 воздушных целей ЗУР RIM-162 “ESSM” или RIM-67D (SM-2ER Block IIIA) и поддерживать в воздухе полёт ещё 30 подобных ЗУР, корабли оснащены УВПУ типов Mk41 и Mk56.

Ударные возможности флота ограничиваются установкой ПКР «Harpoon» на все боевые корабли ВМС Дании. Флот способен проводить ограниченные противокорабельные операции, осуществлять позиционную ПВО-ПРО определённого участка островных архипелагов Дании, выполнять локальные противолодочные операции, но абсолютно не подготовлен для удержания господства на морском ТВД, а тем более в Арктике.

Фрегат F362 "Peter Willemoes" ВМС Дании
Фрегат F362 «Peter Willemoes» ВМС Дании

Военно-морские силы Дании не имеют подводной компоненты флота. Видимо, в этом моменте они опираются на значительный потенциал британских, немецких и шведских атомных, дизельных и дизель-стирлинг-электрических многоцелевых субмарин типа «Астут», «Тип 212» и «Готлэнд». Тем не менее, один только факт их отсутствия у морской державы Дании говорит о невозможности какой-либо арктической гонки.

Королевские ВВС Дании вообще известны крайне низким боевым потенциалом, ведь на вооружении находится всего 45 многоцелевых истребителей F-16AM (Block 15) ранних версий. Эти машины по ЛТХ и БРЭО и близко не стоят с такими истребителями как МиГ-29СМТ или Су-27СМ. В военно-транспортной авиации применяются 4 C-130-J30 «Геркулес», несколько учебно-боевых и учебно-тренировочных самолёта.

Сухопутные войска представлены стандартным для стран НАТО в Европе американским и европейским вооружениями: РСЗО “MRLS”, САУ М-109 «Палладин», ОБТ «Леопард-1/2», большим количеством ПЗРК и противотанковых ракетных комплексов. Военная концепция ВС Дании не предусматривает использования сухопутных войск в качестве основной ударной или оборонительной силы, и полагается здесь на своих союзников в Северной и Западной Европе.

Одной из программ по модернизации ВВС Дании является закупка современных тактических истребителей поколения «4+» или «5», где основными претендентами стали F-35A и F/A-18E/F «Супер Хорнет». Пока неизвестно, какую версию выберет командование ВВС скандинавской страны, но всё склоняется в пользу более функционального F/A-18E/F, так как он более маневренный, двухместная модификация более подходит для длительного патрулирования над арктическими просторами, F-35A более подходит для кратковременных малозаметных ударных операций или территориального завоевания господства в воздухе, причём лишь в дальнем бою. Не секрет, что «Хорнеты» чаще стоят на вооружении именно морских государств, исключением является лишь Швейцария.

Заметное перевооружение ВС Дании ожидается не ранее 2020 года; поэтому до этого момента в «арктической» гонке продолжат участвовать лишь Россия, США, Канада, Германия, Великобритания и Норвегия, чьи флоты и ВВС имеют достаточный технический радиус действия. Дания же ещё побудет в качестве военного плацдарма для ключевых «игроков» ОВС НАТО.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Не ужели, правительство Дании в случае не штатной обстановки, собирается отсидеться за спиной могущественного заокеанского сюзерена? Считаю, играть в войнушку — это не тоже самое, что безнаказанно бомбить «джамахирию». Отвечать придётся, как говорится:»…по полной боевой».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя