С «Гранатами» на «Томагавки»

В последнее время зарубежная печать изобилует статьями о якобы нарушениях российской стороной Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности и готовности США в ответ выйти из РСМД, разместив в Европе КР средней дальности в ядерном оснащении. Это обоюдное желание явно говорит о том, что договор себя изжил и, наверное, действительно пришло время его похоронить.

Научно-технический прогресс, стимулированный Второй мировой войной, подтолкнул таких креативных инженеров-конструкторов, как Роберт Луссер и Вернер фон Браун (Германия), Владимир Челомей и Сергей Королев (СССР), Глен Мартин и Джеймс С. Макдоннелл (США), к созданию новых видов оружия. Наибольших успехов в этом направлении достигла Германия. Появление управляемых крылатых ракет (КР) раз и навсегда изменило военное дело. Фау-1, обладая относительно невысокой боевой эффективностью, произвела чрезвычайно сильное психологическое воздействие на противника, став вожделенным предметом для копирования.

Проблемы с точностью

После окончания Второй мировой США и СССР создают по остаткам германских ракет их точные копии – ракеты JB-2 Loon и 10Х. Разочарование наступило практически сразу, когда стало очевидно, что изначально блестящая идея не могла быть успешно реализована в технологически отсталой фашистской Германии. Ракеты имели крайне низкие тактико-технические характеристики. Военных двух сверхдержав не устраивали ни малая дальность полета – 250 км, ни низкая точность кругового вероятного отклонения (КВО) – 15 000 метров. О том, чтобы принять на вооружение ракеты в таком виде, не могло быть и речи.

Американская КР Loon, усовершенствованная и тщательно изготовленная копия Фау-1, создавалась с участием достаточного количества подготовленных инженерных кадров. Ее основное отличие от Фау-1 – управление: вместо примитивной инерциальной системы применена радиокомандная с управлением с борта переоборудованной дизельной подводной лодки (ПЛ). Позиция ракеты в текущий момент времени определялась принимаемым сигналом бортового радиомаяка. В идеальных обстоятельствах точность системы давала отклонение 400 метров на дальности 160 км.

С «Гранатами» на «Томагавки»Американская AGM-86 ALCM, аналогом которой стала советская крылатая ракета воздушного базирования Х-55

В октябре 1945 года ВВС США запустили амбициозную и долгосрочную программу по разработке большого семейства управляемых крылатых ракет. В числе тех, что были доведены до серийного производства и приняты на вооружение, – MGM-1 Matador, SSM-N-9 Regulus, AGM-28 Hound Dog, MGM-13 Mace. Наиболее заметным и дорогостоящим стал проект стратегической дозвуковой межконтинентальной КР, получившей вначале индекс MX775A, «Снарк» (Snark). Первая в своем классе ракета рождалась долго и в муках: летные испытания проходили с 6 августа 1953 по 5 декабря 1960 года. За это время осуществлено 76 пусков и создано шесть модификаций. Первые четыре – с N-69A по N-69D – оснащались инерциальной навигационной системой наведения N5A. 33 тестовых пуска проводились до 20 ноября 1957 года.

Летные испытания поначалу давали крайне неудовлетворительные результаты. Среднее КВО ракеты оказалось равным 20 милям (32 км). Проблему удалось решить в модификации N-69E, дополнив инерциальную навигационную систему (ИНС) астрокоррекцией KS-120 компании Collsman, что позволило значительно улучшить точность. Наиболее удачный испытательный пуск проведен 25 сентября 1959 года (отклонение от точки прицеливания влево – 7,7 километра, недолет – 550 метров).

Проблемы с точностью еще долго будут негативно сказываться на судьбе многих удачных советских и американских разработок КР. К их числу относится и проект советской стратегической КР морского базирования П-5. На дальности 1000 километров точность ее вывода к цели была настолько низкой, что цель не попадала даже в зону слабых разрушений при подрыве ядерной боевой части (БЧ). На ракете установлен аналоговый автопилот АП-70А с прецизионным автоматом курса и гировертикалью.

После модернизации 1958–1962 годов (П-5Д) введен доплеровский измеритель угла сноса по курсу и радиовысотомер РВ-5М. Но даже после этого КВО составляло еще значительную величину – 3000 метров. Операционная дальность полета была намеренно ограничена половиной от максимальной дальности. Американские и советские ракетостроители низкую точность своих изделий компенсировали единственно доступным в то время техническим решением – повышенной мощностью термоядерной БЧ.

Условно история развития стратегических КР делится на два этапа. Первый (поколение Фау) длился с 1944 по 1962 год, и к нему относятся все вышеперечисленные ракеты, после чего наступил второй этап, который можно назвать эпохой «Томагавков». Одной из последних ракет первого поколения стала американская крылатая ракета воздушного базирования (КРВБ) AGM-28 «Хаунд Дог» (Hound Dog), производство которой продолжалось некоторое время по инерции. 744 стратегических бомбардировщика Boeing B-52 (выпуск прекращен в 1962 году) ничего, кроме бомб свободного падения, не имели и должны были получить хоть какое-то более или менее эффективное оружие.

Старт Sea-Launched Cruise Missile

Между 1962 и 1972 годом работы по стратегическим КР класса «земля-земля» и в США, и в СССР практически полностью остановились и не велись даже на уровне НИОКР.

17 декабря 1971-го руководство американского морского флота инициировало программу создания стратегической КР для АПЛ. Ведущие американские фирмы – производители ракетной техники вернулись к теме, опираясь на достижения научно-технической революции 60-х, наработки в области миниатюрных и экономичных турбовентиляторных двигателей, а также внедрение в военную и гражданскую электронику интегральных микросхем (вместо старой элементной базы, основанной на транзисторах и лампах). Такие компании, как General Dynamics, Boeing и LTV, приступили к разработке малоразмерных дозвуковых КР воздушного и морского базирования.

С «Гранатами» на «Томагавки»Ракета Х55СМ на авиабазе «Энгельс»

В июне 1972-го соответствующая программа получила наименование SLCM (Sea-Launched Cruise Missile). В январе 1973 года отобраны два самых многообещающих проекта для участия в конкурсных испытаниях: ракета UBGM-109A от General Dynamics и UBGM-110A от LTV. В феврале 1976-го начались бросковые испытания макетов. Ракета BGM-109A объявлена победителем еще на начальном этапе конкурса. В марте того же года флотское начальство принимает решение о том, что SLCM должна стать основным оперативно-тактическим и стратегическим оружием надводных кораблей. А в марте 1980-го состоялось первое летное испытание BGM-109A: пуск произведен с борта эсминца ВМС США Merrill (DD-976).

Читайте также  Пентагон откопал «Томагавк» войны

В июне того же года прошли успешные летные испытания лодочного варианта. Это событие стало знаковым в истории ракетного оружия на море – произведен первый в мире пуск стратегической КР с борта подводной лодки ВМС США Guitarro SSN-665. В течение трех лет шли интенсивные летные испытания BGM-109A, произведено более 100 ракетных тестов. В результате в марте 1983-го представитель ВМС США по связям с общественностью объявил, что ракета достигла эксплуатационной готовности и рекомендуется к принятию на вооружение.

Комплекс трёх систем

Система управления и наведения КР «Томагавк» (Tomahawk) представляет собой комплекс трех систем, выстроенных последовательно – так, что каждая следующая исправляет ошибки предыдущей. Первая – основная инерциальная навигационная система управления (ИНСУ) Litton LN-35 P-1000 – работает на протяжении всего маршрута полета (вес – 11 кг). Она включает бортовой компьютер, инерциальную платформу и барометрический высотомер. Инерциальная платформа состоит из трех гироскопов и трех акселерометров. Система обеспечивает ведение ракеты по маршруту с ошибкой полмили на час полета, то есть, пролетев дистанцию на максимальную дальность, ракета отклонилась бы от расчетной точки прицеливания на 2400 метров.

С «Гранатами» на «Томагавки»

Вторая система – корреляционная по контуру рельефа местности McDonnell Douglas AN/DPW-23 TERCOM (Terrain Contour Matching) – работает на среднем и конечном участках полета. Она включает компьютер, радиовысотомер. В компьютере на жестком диске содержится набор эталонных карт районов по маршруту полета. Ширина луча радиовысотомера – 13–15 градусов (диапазон частот – 4–8 ГГц). Принцип работы системы TERCOM основан на сопоставлении рельефа местности конкретного района нахождения ракеты с эталонными картами рельефа местности по маршруту ее полета.

Определение рельефа осуществляется путем сравнения данных радио- и барометрического высотомеров. Первый определяет расстояние до поверхности земли (реальную высоту), второй – высоту относительно уровня моря. Информация о рельефе хранится в памяти бортового компьютера, где сопоставляется с фактическими данными местности, он выдает сигналы коррекции для ИНСУ.

Весь маршрут полета КР над сушей разбивается на 64 района коррекции протяженностью по 8 км и шириной от двух до 48 километров. Система сокращает ошибку ИНСУ до 0,05 мили (80 метров) вне зависимости от дальности.

Третья система – электронно-оптическая корреляционная AN/DXQ-1 DSMAC (Digital Scene Matching Area Correlation) – позволяет существенно повысить точность стрельбы. В ней используются цифровые изображения в оптическом и инфракрасном диапазоне предварительно отснятых районов местности по маршруту полета КР. DSMAC начинает работать на конечном участке траектории после последней коррекции по системе TERCOM. С помощью телевизионного датчика производится осмотр подстилающей поверхности в районе цели. Полученные изображения в цифровой форме вводятся в компьютер, который сравнивает их с эталонами, хранящимися на жестком диске. Любые отклонения приводят к коррекции курса. Система DSMAC сокращает КВО до 50 футов (15 метров), результат также не зависит ни от дальности, ни от времени, в течение которого ракета находится в полете.

Любопытный факт: только на морском «Томагавке» установлена трехмодульная система управления, на аналогах КРНБ BGM-109G и КРВБ AGM-86B (проект компании «Боинг») стоят двухмодульные системы управления, эти ракеты менее точные (КВО – 80 метров). Поэтому «Боинг» оснастил свою модель КРВБ AGM-86B более мощной 200-килотонной модификацией ядерного заряда W-80 Mod 1.

На вооружение поступило несколько модификаций ракеты:

— BGM-109A TLAM-N (Tomahawk Land-Attack Missile – Nuclear), которая также известна как Tomahawk Block 1, для ударов по наземным целям с ядерной БЧ. Оснащена термоядерным зарядным устройством переменной мощности W-80 Mod 0. Мощность заряда изменяема – от пяти до 150 килотонн. Всего до конца 90-х на надводных и подводных боевых кораблях ВМС США планировалось разместить 880 таких ракет.

— BGM-109B – ПКР, позже переименованная в связи с новыми условиями классификации морского ракетного оружия в RGM/UGM-109B TASM (Tomahawk Anti-Ship Missile). Она создавалась одновременно с ядерным вариантом BGM-109A TLAM-N и фактически стала первой, принятой на вооружение. На TASM вместо коррелирующей системы TERCOM, очевидно, бесполезной при полетах над морской поверхностью, установлена активная радиолокационная головка самонаведения AN/DSQ-28 J-диапазона. Ракета оснащена 1000-фунтовой (454 килограммов) полубронебойной головной частью WDU-25B.

— BGM-109C TLAM-C (Tomahawk Land-Attack Missile – Conventional) для ударов по наземным целям в обычном снаряжении, которая более известна под наименованием Tomahawk Block 2.

— BGM-109D TLAM-D (Tomahawk Land-Attack Missile-Dispenser) (она же Tomahawk Block 2B) переименована в RGM/UGM-109D прежде, чем поступила на вооружение американского флота в 1988 году. Эта ракета для ударов по наземным целям оснащена кассетной БЧ и предназначена для борьбы с легкобронированной техникой и живой силой противника. Кассетная боевая часть содержит 166 малокалиберных боеприпасов BLU-97B комбинированного осколочного и кумулятивного действия каждый по полтора килограмма (в 24 пакетах).

Читайте также  ПКР Naval Strike Missile - малоизвестная стелс-ракета Норвегии

— BGM-109E и BGM-109F должны были стать следующим поколением КР «Томагавк», но в конце 80-х программу закрыли по финансовым соображениям. Позже индекс 109E многократно использовался для обозначения модельного ряда ракет Tomahawk Block 4 другой программы – Tactical Tomahawk. BGM-109E предназначалась для замены противокорабельной BGM-109B, а BGM-109F рассматривали как эффективное средство, выводящее из строя аэродромные взлетно-посадочные полосы при помощи кассетной БЧ BLU-106B с бетонобойными суббоеприпасами.

Ракеты TLAM-C и TLAM-D были позже модернизированы в конфигурацию Block 3. Одним из главных отличий Tomahawk Block 3 от предыдущей модификации стало то, что в состав бортовой аппаратуры вошла навигационная система на базе ИНС на кольцевых лазерных гироскопах, интегрированная с пятиканальным приемником NAVSTAR – GPS . Данная система обеспечивает коррекцию местоположения ракеты на всем протяжении маршрута полета до выхода в район цели. Обновление включает также усовершенствованные систему наведения на конечном участке DSMAC 2А и двигатель F107-402 с повышенной топливной эффективностью.

В Block 3 также предусмотрено улучшение поддержки планирования полетной миссии. Программирование системы наведения Tomahawk предыдущих модификаций перед запуском – очень трудоемкий и длительный процесс, который в Block 3 был автоматизирован и тем самым упрощен. Кроме того, Block 3 TLAM-C получил улучшенную облегченную боеголовку WDU-36B весом 320 килограммов (700 фунтов). В ней используется более мощная взрывчатка и легкий титановый корпус полубронебойной БЧ для обеспечения того же разрушительного потенциала, что и у прежней от ракеты «Булл-пап». Все это дало Block 3 TLAM-C дальность до 1600 километров (1000 миль).

Корпус «Томагавков» серий Block 1–3 разделен на шесть отсеков, в которых размещаются боевая часть, двигатель, бортовая электроника и другое оборудование. В четырех отсеках из шести помимо всего прочего расположены мягкие резиновые баковые секции для топлива. Только в модификации TLAM-N установлены все четыре баковые секции в ракетных отсеках со второго по пятый. На противокорабельной версии имеются лишь баковые секции № 3 и № 4. TLAM-C оснащены тремя секциями. Поэтому ядерный «Томагавк» имеет вдвое большую дальность полета, чем остальные.

«Гранат» в ответ

Мероприятия по созданию нового поколения стратегических КР в США в начале 70-х не остались незамеченными руководством СССР. Постановлением Совмина от 8 декабря 1976 года было принято решение о разработке стратегических крылатых ракет воздушного, морского и наземного базирования. При этом предполагалось разработать морские КР двух типов – малоразмерные дозвуковые, отстреливаемые из торпедных аппаратов (ТА) подводных лодок, и более крупные сверхзвуковые, стартующие из специальных вертикальных пусковых установок (ПУ).

Создание дозвуковой КР было поручено свердловскому НПО «Новатор», возглавляемому Львом Люльевым. Разработка КР, являющейся аналогом американского «Томагавка», началась в 1976 году. Параллельно в МКБ «Радуга» стартовали работы над проектом КРВБ Х-55 (РКВ-500), являющейся аналогом американской AGM-86B ALCM. В 1984-м, на год позже американского «Томагавка», ракету 3К10 «Гранат» официально приняли на вооружение.

3М-10 или РК-55 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом относительно большого удлинения. Оперение трехперьевое, цельноповоротное. В транспортном положении крыло и мотогондола убираются в фюзеляж, а оперение складывается.

Двухконтурный одновальный турбореактивный двигатель Р-95-300 с кольцевой камерой сгорания, разработанный под руководством главного конструктора Олега Фаворского, расположен на выдвижном подфюзеляжном пилоне. Р-95-300 развивает статическую взлетную тягу 4,0 kN, обладает поперечным размером 315 мм и длиной 850 мм при собственной массе 95 кг. Расход горючего Р-95-300 составляет 0,65 кг/кгс-ч – на уровне и даже чуть лучше своего американского аналога двухконтурного турбореактивного двигателя (ДТРД) Williams F-107 – WR-400 (0,685 кг/кгс-ч).

Р-95-300 создавался с учетом достаточно широкого полетного диапазона, свойственного КР, с возможностью маневра по высоте и скорости. Запуск двигателя осуществляется пиростартером, размещенным в хвостовом коке ротора. В полете при выпуске мотогондолы для снижения сопротивления происходит удлинение хвостового кока фюзеляжа. Для выполнения полетной программы и регулирования Р-95-300 оборудован современной автоматической электронно-гидромеханической системой управления и встроенным электрическим генератором мощностью 4кВт.

Помимо обычных сортов топлива (авиационного керосина Т-1, ТС-1 и других) для Р-95-300 разработали специальное синтетическое топливо Т-10 – децилин. Это высококалорийное токсичное соединение, с которым достигались максимальные характеристики ракеты. Особенностью Т-10 является его высокая текучесть, требующая тщательной герметизации и уплотнения всей топливной системы.

Центральную часть ракеты занимает огромный отсек – бак кессонного типа, внутри которого в герметичных проемах размещаются крыло, боевая часть, арматура и ряд других агрегатов. Объем бака – около 1000 литров. Плоскости крыла складываются в фюзеляж, помещаясь одна над другой. При выпуске плоскости оказываются на разной высоте относительно конструктивной горизонтали изделия, фиксируясь с разными углами установки, из-за чего в полетной конфигурации РК-55 становится асимметричной.

Складным выполнено и хвостовое оперение, все поверхности которого являются рулевыми, причем консоли шарнирно ломаются дважды. Фюзеляж ракеты полностью цельнометаллический (из сплава АМГ-6).

В конструкции реализованы мероприятия по снижению радиолокационной и тепловой заметности. За счет небольшого миделя и чистоты обводов ракета имеет минимальную эффективную площадь рассеяния, что затрудняет ее обнаружение средствами ПВО. В поверхности корпуса нет контрастных щелей и острых кромок, двигатель укрыт фюзеляжем, широко использованы конструкционные и радиопоглощающие материалы. Обшивка носовой части фюзеляжа, крыла и оперения изготовлена из специальных радиопоглощающих материалов на основе кремнийорганического композита.

Окончание следует…

/Сергей Кетонов, vpk-news.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя