В небе - «Катран», который способен на все

В небе — летающая «акула»

Рассказывают, что одного известного отечественного авиаконструктора как-то спросили: «Что нужно, чтобы самолет полетел?» И тот ответил: «Самое главное, чтобы он был красивым».

Вертолеты семейства Ка-52 именно красивы. Их грациозный внешний контур, изящные обводки носовой части, дерзкий «выпад» фюзеляжа, броская «глазастая» кабина никого не оставляют равнодушными. На эту машину просто приятно смотреть, даже когда она стоит на земле. Что уж говорить о поведении вертолета в воздухе: смелые маневры Ка-52 впечатляют и завораживают.

В небе - «Катран», который способен на все

Соосная схема расположения винтов и отсутствие рулевого винта дают этой машине более уверенные ходовые характеристики, позволяют выполнять несколько иное, чем у обычных вертолетов, маневрирование. Например, этой машине не нужно, как, к примеру, Ми-8 наклонять корпус вперед, чтобы набрать скорость для движения прямо. Машина, поднявшись в воздух, стартует и продолжает движение в том же положении, в каком и висела.

Говорят, что имя «Катран» выбрал для нового вертолета лично генеральный конструктор ОКБ «Камов» — Герой России Сергей Михеев. На его суд представили около трех десятков названий. Когда потребовалось выбрать более звучную, чем просто «Корабельный», расшифровку литеры «К» в наименовании Ка-52 в варианте палубного базирования. Остановились на двух — «Каймане» и «Катране», но в итоге утвердили именно последнее.

Как признался позже Сергей Михеев, «Катран» (название одного из видов акул), звучит лучше, тверже. К тому же, это имя легко записывается английскими буквами. Интересно, что созданный в этом же ОКБ вертолет Ка-50 когда-то носил имя «Черная акула». «Катран» продолжил серию летающих «морских хищников».

В небе - «Катран», который способен на все

Океанский «Аллигатор»

По сути своей, Ка-52К — это тот же «Аллигатор», только доведенный для корабельного базирования. От основной модели он отличается наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей, а также усилением стоек шасси (что важно при посадке на неустойчивую в штормовую погоду палубу корабля) и дополнительной антикоррозийной обработкой. Первые посадки Ка-52 в Баренцевом море на кормовую вертолетную площадку БПК «Вице-адмирал Кулаков», выполненные еще в 2011 году, показали неплохие возможности машины по работе в море.

Характеристики «Катран» также унаследовал от базовой модели. Два его мощных двигателя (по 2,7 тысяч сил каждый) могут разогнать винтокрылую машину до скорости в 350 километров в час. Вертолет способен подниматься на высоту 5,5 км и преодолевать по воздуху 460 км.

Читайте также  Палубные «Аллигаторы» Ка-52К появятся к 2014 году

Впечатляют и системы вооружения. Здесь и авиационная пушка 2А42-1 калибра 30 мм с боезапасом 460 снарядов, и ракетный комплекс «Стрелец», и пусковые установки для управляемых ракет типа «Атака» и «Вихрь-1» с лазерно-лучевым каналом управления, и пусковое устройство для неуправляемых ракет типа С-8 (80 выстрелов). Общая боевая нагрузка «Катрана» превышает две тонны — это поистине летающий арсенал! Не зря же основным предназначением вертолета была названа огневая поддержка действий морского десанта при захвате прибрежной полосы.

Добавьте сюда бронированную кабину экипажа и катапультно-амортизационную систему, позволяющую летчикам безопасно покидать вертолет даже на этапе старта, то есть прямо с земли. Ведение огня и управление вертолетом могут вести оба члена экипажа — как командир, так и оператор систем вооружения, в том числе одновременно.

В небе - «Катран», который способен на все

Летающий ракетоносец

Консоли у Ка-52К не просто складывающиеся. Они сделаны чуть короче, что позволило разместить на них более весомую боевую нагрузку — по тонне с каждой стороны. Именно возможность выдерживать такой груз подсказала идею попробовать разместить на «Катране» ракеты противокорабельных ударных комплексов Х-31 и Х-35.

Такое мощное оружие, способное парой выстрелов уничтожить авианосец, предполагает использование и с вертолетов. Однако ранее их практическое применение с винтокрылых машин было затруднено отсутствием загоризонтной радиолокации. В Ка-52 эта проблема устранена. Здесь применена РЛС «Арбалет», которая обеспечивает дальность гарантированного обнаружения целей в 25 км. В связке с гиростабилизированной оптико-электронной станцией ГОЭС-451 «Катран», по сути, становится береговым ракетным комплексом «Бал», только в воздушном исполнении. При этом, в отличие от своего наземного «собрата», вертолет не привязан к дорогам, не ограничен в мобильности.

Но и это еще не все. Уже есть задумки оснастить корабельные вертолеты еще более мощной радиолокацией, позволяющей вскрывать цели практически на максимальной дальности пуска Х-35 — 200 километров. Есть мнение, что Ка-52К в этом случае может выступить в качестве самостоятельного средства дальнего радиолокационного обнаружения, давать целеуказания ракетным комплексам берегового базирования и корректировать их огонь с воздуха.

В небе - «Катран», который способен на все

Есть ли жизнь после «Мистраля»?

Сегодня ни для кого не секрет, что «Аллигаторы» трансформировали в «Катраны» специально для будущего размещения на вертолетоносцах «Мистраль». Но судьба контракта с капризными французами оказалась довольно прозаичной. Что же делать с винтокрылыми машинами, создаваемыми для этих кораблей? Неужели пустить в утиль или снова переделать в «сухопутные» винтокрылы?

Читайте также  Вооружение ударных вертолётов

Ни в коем случае, утверждают в российском военно-промышленном комплексе и в Минобороны. Во-первых, Ка-52К могут базироваться не только на «Мистралях», но и на больших противолодочных кораблях проекта 1155, где «Катран» вполне способен уместиться в ангаре БПК.

А во-вторых, уже решено, что Россия создаст собственный универсальный десантный вертолетоносец, который и станет базой для «Катранов». Будущему кораблю уже дано имя — «Прибой». По своим характеристикам вертолетоносец сможет принять до 12 ударных или противолодочных вертолетов, в том числе шесть — на палубе. Это будут Ка-52К, а также Ка-27.

Модель будущего российского вертолетоносца демонстрировалась в ходе недавнего Международного военно-технического форума «Армия-2015». «Прибой» получит водоизмещение в 14 тысяч тонн и будет иметь длину 165 и ширину 25 метров. Помимо вертолетов этот десантный корабль сможет принять до 60 единиц бронетехники и не менее 500 морских пехотинцев. А это, на минуточку, два батальона «черных беретов», мощная ударная сила, способная при поддержке с воздуха сокрушить любую береговую оборону.

Всего на авиастроительном заводе «Прогресс» в Арсеньеве должно быть построено 32 палубных Ка-52К.

«Проект, связанный с «Мистралями», в любом случае имеет важное положительное значение, — подчеркивает генеральный конструктор ОКБ «Камов» Сергей Михеев. — Она продвинула нас в направлении модернизации вертолета Ка-52 и создании нового палубного вертолета Ка-52К. В рамках реализации этого проекта создан целый ряд разработок, которые могут применяться в интересах ВМФ России. Среди них — новая несущая система, которая позволяет увеличить взлетный вес, повысить боевую эффективность машины, раскрывает новые тактические возможности вертолета. Эта система включает, в частности, новую систему крепления лопастей к несущему винту на эластомерных подшипниках».

Кстати, примененная на «Катране» система складывания лопастей может быть применена не только на корабельных вертолетах. По словам Сергея Михеева, это обеспечит удобство эксплуатации машин, например, в Арктике.

/Дмитрий Сергеев, tvzvezda.ru/

46 КОММЕНТАРИИ

  1. Катран довольно мелкая акула, размером со щуку. Питается килькой и шпротами.
    Как мне кажется, не очень удачное название для вертолета, который может потопить авианосец. Хотя бы и теоретически.

    • Видюха есть как эта мелочь мужику в икру вцепилась. Зрелище не для слабонервных скажу я вам.

        • Да, акула наша ( ловил на перемет в 80х годах, пансионат «Изумруд»), верткая и все же кусючая :), когда выхода не видит., сама не нападает на людей.

        • Да кто его знает катран не катран там был. Я про то, что и маленький может быть опасен.

  2. вот когда поставят РЛС на 200 км, и увеличат радиус действия, тогда может будет смысл держать его на корабле, а так проще оникс поставить дальностью до 300 км

    • Тут вертолеты нужны не столько как носители противокорабельных ракет, но больше как противолодочные и для поддержки десанта.

  3. Ударный корабельный вертолет все равно нужен да еще с возможностью дрло для любого корабля будь то корвет, фрегат, эсминец или вертолетоносец.

  4. Я вообще не пойму на какой эти ка-52 сдались?!? Почему нельзя было принять один вертолет на вооружение ми-28 и сделать модификацию для корабля! В итоге у нас теперь ми-35 ми-28 и ка 52 еще парочка ка-50 и совсем старенькие 24-ки унификация вообще отсутствует! Ладно хоть ми-24,35,28 сделаны на одной базе ми-8 но все ровно -это не есть хорошо! Тем более ка-52 во многом уступает ми-28!

        • Это не показатель — если другие страны не могут ее создать и обслуживать, это не значит, что мы не должны ее развивать.

          • Другие страны создали вертолеты с соосной системой уже давно, если не ошибаюсь один американец построил один из вертолетов еще во время ВОВ! Всем не понравилось сложность и дороговизна, не дающая ни каких преимуществ кроме маневренности которая уж кому кому но вертолетам точно не нужна!
            Ладно если вертолет был бы без минусов! Так еще и дебильное размещение пушки, и кабина нестандартная с плохим обзором!

          • А ежели один пиндос скажет-еррор дебил-и еррор с этим согласится без возражений.
            Только где найти такого умного пиндоса?

  5. МИ-28 и КА-52 практически идентичны по характеристикам. И у всех вертолетов один двигатель или его модификации. Авионика скорее всего тоже однотипная. Так что отличия только в корпусе и винтовой группе по большому счету. Такое разнообразие при сходных характеристиках наводит на мысль, что хотят сохранить обе школы вертолетостроения и конкуренцию между ними. Вот и поддерживают их заказами.

    • В ка-52 много дебильных ошибок! Не понятное размещение пилотов, при том , что есть модификация ка-50-2 где пилоты размещены друг за другом! Пушка расположенная с правого борта, что не позволяет вести круговой обстрел! Сама соостная система сложна и дорога в обслуживании и по этой причине на нее не кто не перешел на западе!

      • Соосная схема имеет серьёзные преимущества перед классической. Она более компактна, по причине отсутствия трансмиссии рулевого винта, более живуча, по той-же причине, нет потерь мощности, может выполнять полёт боком до 160км/ч, аэродинамически симметрична. Способность Ка-52 летать боком позволила установить пушку в оптимальном месте, почти в центре масс, что уменьшило моменты, воздействующие на конструкцию вертолёта. Схема посадки пилотов рядом позволила уменьшить вес кабины и улучшить взаимодействие. А на западе просто в своё время кишка оказалась тонка взяться за эту схему.

        • Оооой как все сложно с вами «Патриотами» вам какашку дай с надписью «сделано в России» вы будете доказывать что она лучше Айфона!
          Соосная система дает только одно преимущество это маневренность! В 21 веке под вопросом стоит, нужна ли эта маневренность истребителям? А уж вертолетам она точно не нужна! Соосная система дороже и сложнее в производстве и в обслуживании!
          Расположение пилотов друг около друга дает только ограниченный обзор, и все не удобства связанные с этим и больше ни чего! Тем более когда оператор держит на цели лазерный луч то пилот может наблюдать только за своей сторонв, а за другой стороной вообще не кто не наблюдает! И самое интересное , что с такой же ошибкой столкнулись мы когда создали ми-24! Напомню что в первых мишках пилоты сидели дуг около друга, что вызывало кучу проблем! Как говорится наступаем на одни грабли! И это при том что есть ка-50-2 где пилоты сидят друг за другом!
          Про пушку даже писать не буду- это просто бред не видеть всех минусов расположения ее справого боку от вертолета, что позволяет ей вести огонь только вперед!

          • Да я считаю, что наши вертолёты имеют преимущества перед западными и прежде всего по ЛТХ. А маневренность те-же амеры пытаются хоронить периодически и каждый раз нарываются, так-что она будет актуальна ещё очень долго и для самолётов и для вертолётов. Далее: Ка-52 полностью свободен в манёвре после захвата цели, система сопровождает её автоматически. И я в свою очередь напомню, что на Ми-28А пилоты хоть и сидели параллельно, но были по сути в разных кабинах, а у Ка-52 пилоты сидят в одной кабине и лучшее взаимодействие компенсирует ограничение обзора. Про пушку тоже писать не буду, я всё объяснил в предыдущем посте.
            П.С. Я не пойму этого преклонения перед западом. Просто сектантская вера какая-то. «На западе так не делают». Ну и пускай не делают, их проблемы.

          • Да чего тут понимать, типичный пиндос, который за бакс и гейропейские ценности в церкви нужду справит.

          • Блин даже у нас в стране в конкурсе выиграл ми-28 имеющий классическую кабину пилотов, и нормальное расположение пулемета, а ка-52 закупают в количестве 1 — 2 десятков и то непонятно зачем ( скорее всего для сохранения школы, и чтобы не увеличивать число безработных)! И ведь нет школота все равно будет продолжать нести хрень!! Когда вышел ка-50 многие говорили , что 1 пилот не будет справляться с таким вертолетом, очень трудно одновременно управлять вертолетом вооружением да еще и наблюдать за обстановкой! И такие же «патриоты» кричали да нет автоматика заменит одного пилота, зачем смотреть на пиндосов мы лучше изобретем свой велосипед! Итог через пару лет использования ка-50 выходит ка-52 с двумя пилотами!

          • Как всегда свалить всё в кучу, а на каких американских кораблях базируются АПАЧИ? Только пиндосы считают себя самыми умными.
            И с каких пор наша техника стала для америкоса своей?

          • Ка-52 создавался не для замены Ка-50, а в качестве дополнения к нему. Ка-52 это, в сущности, командирская машина. Почему от концепции их совместного использования отказались- непонятно.

          • На авианосцах базируются кобры с классической кабиной друг за другом и с классическим размещением пушки!

          • Насколько я помню, ка-52 создавался, как машина целеуказания, т.е. был принцип такой: летит впереди группы всей ка-52 облучает всех и вся, а позади него летит шайка ка-50 с подарками.
            А отказались по причинам: хочется универсальную машину, которая может все сама и денег мало.
            Эрору — камовцы создавали, вертолет с кабиной с расположением пилотов, как у ми-28, только для тендера, то ли туркам пытались пихнуть, то ли индусам, но просрали тендер. Но никак не из-за неудобного расположения. Был в кабине и того и того, я не летчик, но как по мне — не понравилось и не там и не там (:, но если выбирать, то у ка-52 мне обзор нравился больше. Зато в ми-28 реально чувствуешь себя как в танке. У каждого расположения есть минусы и плюсы. Визуально ка-52 конечно красивей смотрится.

          • Завидуешь моим ёмким аргументированным ответам, ущербный раб пиндосии.

          • Парни ну хорош уже нести бред! Про плохой обзор кабины говорят все и летчики и специалисты, и эта одна из причин принятия Ми-28 на вооружение, а не ка-52!
            Если бомбардировщик летит на дальнюю дистанцию и на большой высоте — ему действительно удобней чтобы пилоты сидели друг с другом, так взаимодействовать удобней! Но когда ты летишь на низких высотах тебе надо огибать горы и т.д. так еще и вести огонь с пушки и пускать ракеты, то ты должен видеть все вокруг тебя! А пилот на ка-52 видит только то что находится от 9 до 12 часов от него , а все остальное находится в мертвой зоне! Тоже самое касается и оператора вооружения!
            Ну и если Турки поставили условия с классической кабиной- это тоже говорит о том , что она лучше!

          • «и эта одна из причин принятия Ми-28 на вооружение, а не ка-52!» У нас на вооружение ка-52 не стоит?))
            «А пилот на ка-52 видит только то что находится от 9 до 12 часов от него » — ЧТО??!?!?!?!? угол обзора у пилота 90 градусов?! бедняги как же они вообще летают, видимо по приборам. Хотя бы фото посмотри кабины, потом заливай. А лучше на выставку сходи, еще больше убедишься, что там вск ок с обзором.
            «Ну и если Турки поставили условия с классической кабиной- это тоже говорит о том , что она лучше!» — ну раз сами турки поставили, то да, естественно лучше. (: Только ты почитай почему вообще камовцы начали делать такую кабину, потом говори.
            Не надоело гнобить все русское?)) Видимо тебе тяжело живется в этой стране, раз ты так все ненавидишь.
            Сушки гавно, миг вобоще уныл, камов недовертолет, ми-28 пушка не стреляет, ярсы в грязи застрянут и не выстрелят, через пыль со путников засекут )))
            Ерор что тебе в нашем вооружение вообще нравится?
            Я сам лично не люблю кричать «Ура наше все лучшее», но ты прям вообще кипишь ненавистью)

          • «У нас на вооружение ка-52 не стоит?))»— стоит в количестве 12 шт. И то не понятно с кокой целью их принимали, в начали мин обороны объявило о победе ми-28!?!
            «А лучше на выставку сходи, еще больше убедишься, что там все ок с обзором.» — лучше всего почитать или полетать, но не сходить на выставку! В кабине ка-52 я бывал и общался с пилотами! И знаю про проблемы с кабиной ка-52, про это написано тонны литературы! В в отличие от вас я понимаю что пилотам нужен обзор слева снизу, спереди снизу и справа снизу!! А вы на вертолете ка-52 стоящем на земле увидели справа находящийся экспонат и говорите про обзор! ВЕРТОЛЕТЧИКИ РАБОТАЮТ ПО ЗЕМЛЕ!!!!!!!!!! Опишите мне пожалуйста как это пилот видит обстановку находящуюся от него справа на земле через пилота и широкую кабину???? Так что лучше начинайте читать, а не рассказывать свои байки как вы бывали на выставке!!
            ««Ну и если Турки поставили условия с классической кабиной- это тоже говорит о том , что она лучше!» — ну раз сами турки поставили, то да, естественно лучше. (: «— ну да если турки поставили, сша поставили, вообще все боевые вертолеты с классической кабиной по всему миру!— это ни о чем не говорит))))) мы же самые умные, не то что весь оставшийся мир, и уж куда всему оставшемуся миру до наших патриотов — школьников , они у нас самые умные))))
            И при чем здесь ненависть к русской технике?!?! Я еще раз повторяю— это не ненависть , а факты!! Если я буду говорить что йотафон и лада гранта говно- это тоже ненависть?
            Блин надо быть или не далеким или просто фанатичным патриотом чтобы биться лбом доказывая, что на ка-52 конструкторы не совершили ошибки, нет это весь мир включая нас совершил ошибку используя классическую кабину!))))
            А про пушку на ми-28 ну тут или ты хочешь хорошую лёгкую пушку с боекомплектом в 1200 выстрелов не имеющую сильной отдачи с лучшей скорострельностью и кучностью ну или ты имеешь пушку от бмп-2 с боекомплектом в 300 выстрелов точно стреляющую только одиночными выстрелами и посылающую сильную вибрацию по всему вертолету))) про пушку ка-50,52 даже говорить не стоит там не понятно только одно почему она не направлена дулом назад?!?)))

          • «стоит в количестве 12 шт. И то не понятно с кокой целью их принимали, в начали мин обороны объявило о победе ми-28!?!» — у Вас явно устаревшая информация :
            Всего: 72 Ка-52 — по состоянию на январь 2015 года
            Торжокский центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации — 8 Ка-52
            575-я авиабаза армейской авиации (Черниговка) — 20 Ка-52
            393-я авиабаза армейской авиации (Кореновск) — 16 Ка-52
            15-я бригада армейской авиации (Остров) — 16 Ка-52
            573-я авиационная база армейской авиации (Хабаровск) — 12 Ка-52
            Выставка?)) Я был в Кореновке и не 1 раз и на выставках приходилось бывать. видимо мы с Вами общались с каким-то принципиально разными летчиками, которые учились на разных континетах. Я в жизни еще не видил летчика, который обсирал бы свою машину. После обновления авиапарка лица у людей сверкали от радости. Своим друзьям рассказывай про убогость камова. (: Отличная машина!

            «ну да если турки поставили, сша поставили, вообще все боевые вертолеты с классической кабиной по всему миру!— это ни о чем не говорит))))) мы же самые умные, не то что весь оставшийся мир, и уж куда всему оставшемуся миру до наших патриотов — школьников , они у нас самые умные))))» — да мы самые умные, наше оружие одно из самых эффективных, самых дешевых и качественных, не раз доказывающих свой уровень! дело не в у «УРА патриотах» это факт, исторический проверенный.
            «Блин надо быть или не далеким или просто фанатичным патриотом чтобы биться лбом доказывая, что на ка-52 конструкторы не совершили ошибки, нет это весь мир включая нас совершил ошибку используя классическую кабину!))))» — куда мне до Вас далекого? Куда Нашим инженерам и разработчикам до Вас далекого?) Все тупые в этом убогом государстве, а вы один умный!) Вообще в КБ Камова круглые необразованные дураки собрались. так и думают, чтобы такое убогое изобрести.

          • Ну вообще-то число 12 было сарказмом- я имел в виду , что их по сравнению с ми-28н (которого уже выпущено больше 100 единиц и еще выпустят столько же) ка-52 выпускают в малом количестве, из 72 едениц 10 учебных , 9 предсерийных, 12 корабельных! А план на 140 единиц видимо так и не выполнят, что по мне к лучшему!
            «Я в жизни еще не видил летчика, который обсирал бы свою машину. После обновления авиапарка лица у людей сверкали от радости» — я тоже в жизни не видел летчиков на выставках, задачи которых рекламировать свою технику , которые бы плохо отзывались про свой товар))) а про то, что летчики радовались обновлению парка, ну так это естественно после ми-24 получить ка-52 я бы тоже радовался, но если выбирать между ми-28 и ка 52—- 100% за ми-28н!
            И на последок кто-то как-то писал про то , что «МИ-28 и КА-52 практически идентичны по характеристикам. И у всех вертолетов один двигатель или его модификации. Авионика скорее всего тоже однотипная. Так что отличия только в корпусе и винтовой группе по большому счету.» И оба вертолета были претендентами на поставку заграницу! При — этом МИ-28 — закупают заграницей , а КА-52 -нет!

          • «да мы самые умные, наше оружие одно из самых эффективных, самых дешевых и качественных, не раз доказывающих свой уровень!» — это было при СССР тогда наша техника может где-то и превосходила, где-то не уступала, а где-то уступала! Сейчас та техника морально устарела, а все новое сильно уступает! И все из-за экономического отставания, если страна не может произвести конкурентоспособные товары в гражданском секторе, то что говорить про ВПК !!!

          • Да-да-да, а ещё в России бананы не растут.
            Скажи своим пиндо-хозяеаам, пусть придумают что нибудь новое.

      • В своё время, Советский бомбандировщик ПЕ-8, критиковался за расположение пилотов друг за другом.

        • Разницу между вертолетом и бомбардировщиком не чувствуете?
          В итоге критика пошла нам на пользу! сколько бомбардировщиков сейчас у на с кабиной где пилоты друг за другом сидят??

          • О начал разницу чувствовать, глядишь скоро в различиях начнёт разбираться.

          • Завидуешь моим аргументированным ответам, ущербный раб пиндосии.

      • а у нас много чего, что не так как на западе. И в основном по этому люлей им и отписывали.

  6. Опять вылезла это обезьяна Кот-333. Тупой, еще тупее. Нет бы его мамке аборт сделать в свое время. Пиндос обамовский.

    • Эй жертва бракованной резины, придумай что-нибудь более изящное, а то одни колхозные штампы.

  7. Этот Error видно настоящий идиот. Пишет наверху что Ка-50 двухместный вертолёт, что произведено 12 штук, что он хуже Ми-28. Да он х*р мажорный. Видно или укроп или Америка пи**рас, не знает ни фига. Почти каждый коммент бред.

  8. Полностью согласен с error. И еще одно: как все-таки много у нас отмороженных дебилов котов, xmg7, виталий, артем. Ясно же, что это белое — нет у них это черное. Вот и живите в анале.

  9. Аркадий, это безмозглый тупица, который защищает error, который сам ничего о Ка-52 не знает. Это значит, что Аркадий из этой серии. Откройте клуб вместе.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя