Согласно важнейшим поправкам к Закону «Об обороне» Российской Федерации, инициированным Дмитрием Медведем и принятым Госдумой в октябре 2009 года, Вооружённые Силы РФ могут применяться за пределами территории государства для защиты своих граждан, защиты союзнических государств (членов ОДКБ и других) от агрессии со стороны стран и военных коалиций противника, для защиты судоходства и т.д.
С военно-стратегической точки зрения, данная поправка является важнейшим пунктом, определяющим дальнейший геополитический вектор государства, где сдерживающий военный фактор со стороны главной евразийской сверхдержавы стал иметь первостепенное значении в концепции формирования многополярного мироустройства. Вопрос использования вооружённых сил в дали от собственных границ является очень сложной военно-технической процедурой и включает в себя огромный список мероприятий тактического и технического характера.
Когда речь заходит об оперативном использовании стратегической и тактической военной авиации ВВС государства, а также о её длительном пребывании на удалённом театре военных действий, ведущую роль здесь играют самолёты заправщики. В обязанности экипажей воздушных танкеров входит своевременная доставка в к определённой точке на ТВД необходимого количества авиатоплива для заправки тактической и стратегической авиации, для дальнейшего продолжения военной операции, либо доставка топлива до определённой точки встречи с дружественной стратегической авиацией, следующей к месту боевого применения (для обеспечения выхода авиации на рубежи пуска крылатых ракет и их возврата после выполнения боевой операции, с учётом возможной необходимости выполнения противозенитных манёвров в зоне ПВО противника).
Серьёзное отставание ВВС России в плане оснащения современными стратегическими топливозаправщиками наметилось ещё во времена Советского Союза. В начале 80-х гг. на вооружение ВВС США поступил стратегический воздушный танкер KC-10A «Extender», который по основным ТТХ значительно превосходил имеющийся ВВС СССР Ил-78, а затем и его доработанную модификацию Ил-78М. Но данный самолёт имел и ещё одну важнейшую особенность, которая на данный момент является основным преимуществом в данном направлении самолётостроения, — способность транспортировать крупногабаритные грузы, включая военную технику. Такие самолёты называются конвертируемыми транспортно-заправочными (ТЗС), аналогично KC-10A, такими способностями обладают современные европейские воздушные танкеры A330 «MRTT» («Multi Role Tanker/Transport»), американские KC-767С2 и KC-46A “Pegasus”.
KC-10A имеет гибридную систему дозаправки, включающую как оборудование стандартной американской схемы «штанага-заправочный узел», так и модуль «шланг-конус», предназначенный для дозаправки тактической боевой авиации ОВВС НАТО в Европе (например, многоцелевые истребители «Рафаль» и «Мираж-2000-5/9»). При сравнении нашего Ил-78М с западными заправщиками заметно значительное отставание в эффективном радиусе действия, а также количестве отдаваемого топлива для дозаправки.
Ил-78М имеет примерно на 7-8 метров меньшую, чем у «Экстендера», эффективную длину фюзеляжа, а соответственно и внутреннего объёма под топливные резервуары. Суммарная масса топлива Ил-78М составляет 118 тонн, KC-10A – 161,5 тонн; для дозаправки авиации (отдачи) KC-10A может перекачать около 100 тонн, Ил-78М – не более 85 тонн.
Известно, что новая модификация Ил-78М-90 с более экономичными турбовентиляторными двигателями ПС-90А-76 способна будет осуществить дозаправку неполного звена из двух Су-34 или Су-35С на удалении около 5000 км, но факт остаётся фактом, — KC-10A сможет выполнить заправку трёх F-15E на дальности около 7000 км, а ещё и перебросить на ТВД важный военный груз в виде нескольких ПУ ракетного комплекса XM-501 «NLOS-LS» с десятками компактных тактических крылатых ракет — более универсально, не так ли?
Дело в том, что изначально принятая база для воздушного танкера в ВВС СССР в виде транспортного Ил-76М не имеет достаточных объёмов для размещения свыше 110 тонн топлива, из-за чего Ил-78М редко классифицируется как «стратегический заправщик». Он обеспечивает стабильное боевое дежурство российской морской и стратегической авиации в самых удалённых участках планеты: позволяет «Блэкджекам» патрулировать тихоокеанские и атлантические прибрежные воды вокруг США и Канады, а также Западной Европы; но не позволяет тактической ударной авиации проводить дальние операции (свыше 2500 – 3000 км) по завоеванию превосходства воздухе, подавлению ПВО и т.д., потому что эти мероприятия, проводимые в зоне доминирования противника, требуют большого количества самолётов, а как следствие,- большей способности отдачи топлива и дальности воздушных топливозаправщиков.
Перспектива создания нового воздушного танкера для ВВС России рассматривалась специалистами Министерства обороны ещё с начала 2008 года. За основу брался грузовой вариант дальнемагистрального широкофюзеляжного авиалайнера Ил-96М, который впервые поднялся в воздух в 1993 году. Американцы увидели перспективы дальнемагистральных пассажирских самолётов DC-10 для переоборудования в танкеры/транспортники KC-10A ещё в 1977 году. Весьма большие внутренние объёмы крупного фюзеляжа и более компактные, по сравнению с «Боингом 747-400» размеры, определили большое будущее этого самолёта в ВВССША. Та же история повторяется и у нас.
О планах по производству топливозаправщиков Ил-96-400ТЗ стало официально известно из слов вице-премьера правительства России Д. Рогозина, а также главкома Военно-воздушных сил РФ Виктора Бондарева. Новые самолёты будут серийно производиться «Воронежским акционерным самолётостроительным обществом» («ВАСО»). Первые цеха данного предприятия начали строиться ещё в 1930 году, и за 85 лет истории предприятием были освоены такие замечательные машины как бомбардировщик ТБ-3, легендарный штурмовик Ил-2, опытный пассажирский Ту-144, первый широкофюзеляжный авиалайнер Ил-86, а также различные версии Ил-96-300/400.
Сейчас «ВАСО» показывает отличные темпы производства новых машин, кроме того, их качество соответствует, а иногда и превосходит зарубежные аналоги. Так, за всё время эксплуатации Ил-96, не было зарегистрировано ни одного факта авиакатастрофы этих самолётов. В. Бондарев сообщил, что именно эти самолёты наиболее подходят на роль военно-транспортных самолётов/танкеров для ВВС.
Ил-96-400ТЗ является 4-х двигательным широкофюзеляжным самолётом длиной 64 м и с размахом крыла 60,1 м. В качестве силовой установки используется 4 наиболее современных российских турбовентеляторных двигателя ПС-90А-1 с тягой по 17400 кгс. Двигатели устанавливаются на большинстве типов современных российских пассажирских и военных самолётов (Ил-76, Ил-476, А-50У, Ту-204, Ту-214, Ил-96-300/400 и т.д.). ПС-90А и модификации отличаются огромным ресурсом работы без съёма с крыла, а также повышенной экономичностью и надёжностью, благодаря чему резко снижаются затраты на обслуживание и повышается безопасность экипажа и груза. Лопатки компрессора выполняются методом изотермической штамповки.
Ил-96-400ТЗ откроет совершенно новые возможности именно для истребительной и ударной тактической авиации. Уникальность самолёта состоит в суммарном количестве принимаемого на борт топлива, которое будет приближаться к 143 тоннам, т.е., на 35 тонн больше, чем у Ил-78М и почти столько же, как у KC-10A. Практическая дальность KC-10A с 3 ТРДД General Electric CF6-50C2 по 23815 кгс составляет около 18,5 тыс. км, у Ил-96-400ТЗ – около 18000 км (пассажирский Ил-96-400 с 85 тоннами топлива имеет дальность 13000 км).
Как видите, показатели дальности самолётов одинаковые, с той разницей, что наша машина несёт на 18,5 тонн топлива меньше, чем «американец». Много это или мало? Заправка 2-х Су-35. Но это не такое отставание, как в случае с Ил-78М, который далее, чем 4000 км, самолёты заправлять не может из-за ограниченности остатка топлива, необходимого на возврат самого заправщика.
Ил-96-400ТЗ может передать при дозаправке 65 тонн топлива на удалении 3500 км и 35 тонн топлива на удалении свыше 7300 км с получасовым барражированием над точкой контакта с дозаправляемыми самолётами. 35 тонн достаточно для полной заправки 3-х Су-35С или Т-50 ПАК-ФА или 4-х МиГ-29СМТ на дальности до 7,5 тыс. км. Десяток Ил-96-400ТЗ смогут длительно поддерживать боеспособность целого истребительного авиаполка Су-35С даже в районе Передней Азии и Индийского океана без необходимости посадки на авиабазы в таких государствах как Иран, Индия или Вьетнам, не говоря уже об обеспечении топливом боевой авиации «арктических сил».
Ил-78М не получит таких способностей даже при модернизации, а поэтому именно Ил-96 станет основным воздушным танкером в задачах межконтинентального характера.
Старый DC-10, которому сто лет в обед, лучше нашего новейшего ИЛ-96. 🙁
Обидно %№@$&
У Американцев есть привычка завышать технические данные, у нас данные обычно занижают)
Все дело в том, что наши двигатели «жрут» процентов на 30 больше горючки при других равных характеристиках. Отсюда и проблемы. Кстати, они и более шумные, т.е. часть мощности уходит на сотрясание воздуха.
Молодой человек, не принижайте возможности нашей техники! тем более учитывая что американец был сделан в 1975 году, а наш двигатель 2007 году ! Наш, в этой дуэли значительно кручи, учитывая высокие ресурсные показатели, показатели повышение надёжности в 1,5-2 раза
снижение стоимости жизненного цикла на 37 %
уменьшение трудоемкости обслуживания в эксплуатации в 2 раза, от предыдущих образцов!
Турбовентиляторный двигатель General Electric CF6-50-C2—Удельный расход топлива, (кг/ч)/кгс 0,630
ПС-90А(Е)1—Уд. расх. топлива на крейс. режиме (H=11 км, M=0,8), кг/кгс·час: 0,595
Вот почему по самолету, вылазите 11,5 тон больше груза у нас чем у американца!
автор заблуждается Ил-96-400ТЗ по всем характеристикам превосходит американца,
Двигатели:
4 х ТВРД ПС-90А-1 с тягой по 17400 кг
ТТХ самолета (по умолчанию данные Ил-96-400Т):
Экипаж — 3 чел
Длина — 63,939 м
Размах крыла — 60,105 м
Высота — 15,717 м
Площадь крыла — 391,6 кв.м
Масса взлетная максимальная — 270 т
Масса полезной нагрузки (топлива) — 65 т
Дальность полета максимальная — 14000 км
Дальность полута с максимальной коммерческой нагрузкой (58 т) — 10000 км
Радиус действия — от 3500 км (с максимальной полезной нагрузкой)
Скорость максимальная — 900 км/ч
Скорость крейсерская — 870 км/ч
Потолок эксплуатационный — 12000 м
Разбег — 2550 м (только бетонная ВПП)
ПРОСТО ВОЗЬМИТЕ И САМИ ВЫЧИСЛИТЕ )))
САМОЛЕТ-ЗАПРАВЩИК KC-10A EXTENDER (США)
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж, чел. 4-5
Скорость, км/ч:
максимальная на высоте около 10 км 988
крейсерская 908
Дальность, км:
перегоночная 18510
действия 1850—7030
Масса, кг:
максимальная взлетная 267620
нормальная взлетная 110962
пустого самолета 108890
Максимальная полезная нагрузка (топливо), кг 53298
Габариты самолета, м:
размах крыла 47,34
длина 55,35
высота 17,70
Двигатель: ТРД General Electric CF6-50C2, кгс 3 по 23814
У НАШЕГО САМОЛЕТА максимальная полезная нагрузка более чем на 11,5 тон больше!!!!