«Адмирал Нахимов»: линейный крейсер по цене пяти корветов

Государственный контракт с ПО «Севмаш» №Р/1/1/0122/ГК-13-ДГОЗ на выполнение работ по среднему ремонту с модернизацией ТАРКР «Адмирал Нахимов» был заключён ещё 15.05.2013 (ссылка 1), но до сих пор вокруг него не утихают споры. Главным аргументом противников «кораблей-монстров» пр. 11442М являются чрезмерные («астрономические») расходы, которые, по их мнению, можно было бы перераспределить с гораздо большей пользой для обороноспособности страны.

«Адмирал Нахимов»: линейный крейсер по цене пяти корветов

Однако, достаточно одного взгляда на приведённую ниже иллюстрацию, чтобы понять несоизмеримость военно-политического эффекта от появления в составе ВМФ модернизированного «Орлана» в сравнении с альтернативными вариантами расходования бюджетных средств.

Количество УВП и наклонных ПУ, размещённых на корвете пр. 20380 – 20 единиц,. на пяти корветах – 100. На фрегате пр. 22350 – 48 УВП, на трёх фрегатах – 144. Эсминец пр. «Лидер», судя по всему, будет оснащён примерно 136 УВП (согласно концепт-проекту КГНЦ, который можно критиковать за что угодно, кроме состава вооружения, с большой вероятностью согласованного с ВМФ).

По ТАРКР пр. 11442М точных данных пока нет, но если предположить, что число УВП будет соответствовать ракетному боезапасу по первоначальному проекту 11442 (с 2х8х8 ЗРК «Кинжал»), то их будет 244, а при 80 ударных ракетах (из «дешифрованного» заявления главкома ВМФ) – 304 – двойное-тройное количество аналогичного и более мощного оружия за те же деньги плюс возможность его использования в любой точке Мирового океана.

«Адмирал Нахимов»: линейный крейсер по цене пяти корветов

Политический эффект

Несмотря на то, что после возвращения в строй «Адмирала Нахимова», положение ВМФ РФ в мировом табеле о рангах останется прежним (твёрдое второе место, которое мы никому не должны уступать), психологическое воздействие этого события не следует недооценивать. Ракетных крейсеров, которым нет равных ни по водоизмещению, ни по огневой мощи, у России станет ПЯТЬ (два тяжёлых и три лёгких), что ещё больше укрепит её в статусе великой морской державы.

Читайте также  Опасности морских глубин и борьба с ними

Демонстрация флага на флагштоках таких кораблей будет способствовать росту притягательности РФ в качестве альтернативного полюса силы. Наконец, осознание того, что мы можем строить для себя не только «Грачат» и «Буянов», но и по-настоящему большие корабли, должно повысить уровень нашей самооценки.

Временной эффект

В случае принятия гипотетического (немыслимого) решения о строительстве пяти корветов пр. 20380 вместо модернизации ТАРКР пр. 11442, при сегодняшних темпах постройки БНК на Северной верфи флот получит их не ранее 2023 г. (если корветы будут закладываться парами раз в два года и строиться по 4 года, что далеко не факт).

В случае с 2,5 (тремя) фрегатам результат, скорее всего, будет тот же самый. Головной «Лидер», планируемый к закладке в 2019 г., передадут ВМФ в лучшем случае .в 2026 г.. Модернизация ТАРКР «Адмирал Нахимов» – дело чести вице-премьера Рогозина, ОСК и Севмаша – должна быть закончена в 2018-2019 г.г.

Производственный эффект

На модернизации «Адмирала Нахимова» Севмаш наберётся бесценного опыта строительства боевых надводных кораблей 1-го ранга с атомной ГЭУ и самыми современными системам морских вооружений. Приобретённые навыки позволят СМП строить в дальнейшем не только перспективные авианосцы,. но и эсминцы пр. «Лидер», создав здоровую конкуренцию Северной верфи и, возможно, «Янтарю».

Примечание. Стоимость модернизации «Нахимова» была озвучена 26.09.2012 руководителем департамента гособоронзаказа ОСК А. Шлемовым (контр-адмиралом в отставке, бывшим начальником Управления кораблестроения ВМФ) – около 50 млрд. руб., из которых 30 млрд. пойдёт на перестройку и ремонт самого корабля, и 20 млрд. – на новое вооружение (ссылка 3). Стоимость кораблей 20380 и 22350 взяты из материала автора блога с округлением цены фрегата до 20 млрд. руб..

Читайте также  Минобороны России споткнулось о «Мистраль»

/По материалам navy-korabel.livejournal.com/

15 КОММЕНТАРИИ

  1. «Тебе мёду, или того и другого? И того, и другого!.. И можно без хлеба!»
    Я думаю, лучше модернизировать ТАРКР. А еще лучше построить пару новых вместо гипотетического авианосца. Вскоре грядет «битва за Арктику» и было бы неплохо иметь большую дубину.
    «Лидер» вроде неплохой корабль, но оценочная стоимость 100-130 млрд. руб. В смету не укладывается. Да и вроде принято решение по закладке эсминца. Так что и то, и другое будет. Пусть и без хлеба.

  2. нужно вернуть в строй все орланы, даже киров. не думаю, что его корпус сильно изношен, а паровые турбины россия производит сама. к тому же на данный момент существует дефицит газовых турбин для корветов и фрегатов из-за украины, а потому атомные корабли с паровыми турбинами намного оптимальнее выглядят. И самое главное- ОНИ УЖЕ ЕСТЬ! их просто нужно отремонтировать!

    • Думаю, это тот самый случай, когда ремонт обойдётся не на много дешевле постройки нового корабля. Ведь нужно не только отремонтировать пришедшее в негодность за столько лет бездействия, но и модернизировать механизмы, оборудование и вооружение, при этом нужно учитывать габариты и прочие не очевидные параметры. Поставить новое вооружение на новый же корабль ещё на стадии проектирования последнего не в пример дешевле, быстрее и проще.
      Но строительство нового корабля — это половина дела. До этого нужно ещё провести комплекс испытаний и проектирование. Это занимает чуть ли не больше всего времени и средств.

      • Думаю, ремонт раза в 4 дешевле нового обойдется. Но новые все-таки нужно строить.
        Да и жалко такой корабль списывать, он уже есть, а на новый лет 5 уйдет, даже если его завтра заложить.

        • Ремонт корабля дело затратное, порой легче построить новый. В остальном, полностью согласен с Серым.

  3. на сегодняшний день в россии просто нет свободных стапелей такого размера, чтобы быстро сформировать три таких больших новых корпуса. Так что само наличие готовых корпусов- это огромный плюс, а их вместительность даёт огромные возможности для модернизации. Нужно возвращать в строй все четыре орлана, а параллельно строить новый крейсер (или эсминец) тип «лидер». К тому же при модернизации можно опробовать на орланах начинку для будущего «лидера».

  4. никакой Орлан не сможет скрытно подойти к авианосцу , только многоцелевые апл смогут, поэтому лучше сделать фрегаты, для охраны берегов, а для контроля океана надо делать многоцелевые подлодки типа Ясеня

    • Но его водоизмещение позволяет нести оружие, которое способно эффективно атаковать авианосец, и отразить ответную атаку.
      При том Орланы, так же будут в составе соединения кораблей.
      И ежели строить флот, так ОКЕАНСКИЙ, а не берегами охраняемый.

  5. и кто прикроет ваши ясени от атаки с воздуха? только орлан с его мощнейшей пво! Благодаря отсутствию угрозы с воздуха, лодки смогут подойти на дистанцию пуска ракет, а если повезёт, то и торпед.

  6. а примерный сценарий поединка орлана с ауг люди моделировали и выглядит он примерно так:

    1)Может ли наш крейсер, исходя из условий задачи, нанести хоть какое-то поражение американскому авианосцу (как кораблю) и если может, то КАК.\\\ Продолжим рассматривать наш веселый «школьный» курс; «Орлан» VS «Нимиц»… Что-ж, как было сказанно ранее, радиус F/A-18C Хорнет (бол-мал-бол высота, ударная конфигурация) 540км., A-6E Интрудер с парой ПКР более 800км., S-3B Викинг мин. 850км. Данную орду (45 машин) в небо надо еще поднять; арифметика 4 «катапульты типа С13-1 дл.92.1м (на CVN71 94.5м) массой 180т, обеспечивают последовательный (мин. интервал 20сек) взлет ЛА массой до 43т со скоростью при отрыве ок.300км/ч» (журнал Зарубежное военное обозрение №10 95г «АВМА типа «Нимиц»»стр 46) стартовать можно почти моментально, правда, самолет надо подкатить к каретке катапульты, закрепить к ней и.т.д. в сумме от 2х (почти фантастика)- до 5и минут (более вероятно). Потребуется 12 стартов для подъема в воздух всех ударных машин 12х3=36 минут на все про все. Согласно моим знаниям (статья из ЗВО 80-х «применение палубной авиации»), уже упоминавшимся, далее дело будет происходить так; взлетающие самолеты набирают высоту указанную диспетчером полетов, и занимают т.н. «зону ожидания» (прибл. 12км от авианосца), определенный эшелон в ней, до подхода оставшихся. После сбора всей группы, та направляется на маршрут. Вот в этом то месте у нашего крейсера и появляются необходимые возможности. Как? Очень просто — конечно все 45 наших «героев» друг-друга ждать не станут… 1ми уйдут ДРЛО, РЭБ и «демонстраторы» (см. предыдущий пост); скорее всего F-14. Почему они? Да им делать больше нечего (снова см. предыдущий пост), «Томкет» даже «Феникс» (455кг) утянуть не может (ВСЕ КАДРЫ с УР «Феникс» под крылом — РЕКЛАМА), а уж «Гарпун» (600 с гаком)… трещат — трещат корневые части крыльев (впрочем на МИГ-23 те-же проблемы), F-14 и без того легенда аварийности ВМФ США. В общем ловить ракеты, им самое оно, благо маневренность позволяет. Далее полетят Штурмовики с S-3ми, замыкают «Хорнет». Зачем я это говорю? Да потому, что в воздухе им некоторое время (порядка 30и минут) провести придется. Даже в режиме радиомолчания (без включения РЛС) по командам от «Хокая» и с «материнского» корабля, придется вести радиообмен. На практике погрешность у «Ястребинного глаза» будет великовата, а что такое даже 100м для современного самолета — правильно, пара секунд до столкновения ;((( Так, что станции будут включены. Когда в небе столько машин в относительно ограниченном пространстве «не до жиру» как говориться… Зная тактику действия палубной авиации (а я думаю неуча, на офицерскую должность, тем паче — капитаном крейсера не назначат), с помощью метода триангуляции, (пару вертушек можно в воздух поднять), определить район нахождения авианосца пассивной пеленгацией РЛС самолетов можно. Сигналов там много, высота тоже приличная, выше горизонта, уж «Хокай» точно впалится… Скорость означенного «Нимица» 30уз никак не выше, чем у «Орлана» 30-32уз по источникам, в худшем случае равная, а вот циркуляция гораздо медленнее (даже при равном кол-ве длинн корпусов крейсер меньше). Причем тут это!! Воскликнет критик и будет не прав, обьясняю: для старта с авианосца F/A-18C Хорнет «минимально допустимая скорость авианосца при полном штиле для взлета 35уз!!!, посадки 19» (В.Ильин, М.Левин «Истребители» Москва Виктория-АСТ 1996 стр.210). 35 УЗЛОВ — КАК ее наберет АВМА с максимумом в 30?!!!… Правильно, (реплика из зала) против ветра, и американскому кэптену молиться надо, чтобы ветер дул не со стороны нашего корабля, или ему придется идти ему на встречу… 30уз порядка 60км/ч, делим пополам (нам пол-часа надо), но и крейсер ждать не будет, значит они сблизятся километров на 60… Кроме того, я уже упоминал про радиус 18х, пока взлетят, соберутся, надо их запускать начинать км с 500от, или, потребуется дозаправка, для 19 машин не быстрая операция. Получается расстояние, где-то 440км между противниками, «смертником» подняв вертолет можно попробовать пальнуть. Наконец маневренность, циркуляция «Нимица» от 1.5км + время на разгон, крейсер продолжит пилить по прямой на «самом полном» еще км 40 съедается. Вполне, вполне можно рискнуть. Таким образом: «исходя из условий задачи» Одинокий «Орлан» вполне может накрыть одинокий «Нимиц». Более того, как я упоминал разовый пуск всех ПКР нереальная задача, а залпы ракет по 12 — «1144» может и отбить, даже 90 шт. в сумме. Тогда американцу придется спешно сажать на палубу свои самолеты, перевооружать их по резкому и… И!!! ВНОВЬ РАЗВОРАЧИВАТСЯ, для их старта, И ВНОВЬ ИДТИ НА ВСТРЕЧУ «орлану»!!! При и без того опасном сближении (ок. 400км) кораблей, даже при ограниченных повреждениях (1н налет уже был) крейсера (ну кто-то да попадет), его атака с 300-250км для авианосца будет Фатальной. Все — занавес — спасибо всем.
    По- моему довольно правдоподобно и логично (и это без учёта модернизации).

  7. Орлан обнаружат со спутника и вся авиация амеров загодя будет в воздухе, одномоментно запустят КР с тактическим ЯО и Орлан пойдет топором на дно, только подлодка сможет подойти скрытно и нанести удар, и если повезет сможет уйти. выход один — это оснастить Орлан более длинной рукой ( длиннее радиуса авиации ауг) — баллистической ракетой , с гиперзвуковыми маневрирущими боеголовками, которые по слухам уже есть у китайцев

  8. в данном сценарии пофиг обнаружили орлана или нет! про авиацию вам было всё доходчиво расписано, быстрый взлёт невозможен, а заблаговременный приведёт к преждевременному исчерпанию топлива у самолётов! одновременный пуск самонаводящихся ракет более 10-12 штук невозможен, так как их головы забьют друг друга собственным излучением (и гарпуны и томагавки в верианте пкр имеют активную голову)!
    удар пассивным томагавком (а только он бывает ядерным) не имеет смысла, так как он бьёт в заданную точку, а крейсер за его подлётное время пройдёт не меньше 40 км. Что бы Вы знали, американцы тоже проводили моделирование и вот результат:
    НАТО рассматривало советские эскадры во главе с крейсерами проекта «1144 Орлан» как весьма опасных соперников для своих авианосных соединений. На теоретических учениях для уничтожения такой эскадры выставлялись группировки из четырёх авианосцев, из которых предполагалось оставаться на плаву только одному. Авиагруппы трёх авианосцев предполагалось почти полностью потерять.

  9. кстати про орлановское пво:
    КАК отразить ОДНОВРЕМЕННУЮ атаку, например, порядка минимум 56шт. ракет Гарпун средствами ПВО крейсера. Честно — НИКАК. Даже, широко разрекламированная «Иджис», как бы это помягче выразиться, бзикнется от такого количества целей. Практическая математика; ПКР — 56шт. (по паре на самолет, больше не утянут) = 56/2 выходит 28 ЛА + группа демонстрационных действий ок. 9 ЛА и группа РЭБ, где-то 4 «Проулера»… Итого 56+28+9+4=97 — вроде не так много, однако РЭБ мы пока не учитываем, как и Истребители прикрытия (типа янки осмелели и без них в атаку пошли ;)))… Теперь. ПВО не оперирует километрами — дело на секунды идет. Значит 1час = 60мин, 1 мин = 60сек 60*60=3600 и 1км = 1000м 3600/1000=3,6. Скорость «Гарпуна» 855км/ч /3,6 = 237,5 м/сек. Дальность поражения для «Форта» (практическая) 90км (по данным на С-300 низковысотный обнаружитель берет цель (крылатая ракета 0,1м квадрат) с 38км, но ладно…) 90000/237,5= 378,9473684210526сек. /60 — прибл. 6 мин. Канальность ЗРК 6 целей, скорость ЗУР 2100м/сек. т.е. около 43сек. полет на максимальную дальность поражения, реакция 8-10сек. Получается, до старта 2й волны ЗУР ок.50сек. ПКР пройдут 1/6 расстояния до цели, соответственно пальнуть успеют 7, ладно 8 раз, 6*8=48шт ПКР собьет только 1н ЗРК, а ведь еще и «кортик», и «кинжал» есть. На бумаге гладко… НО!!! Система управления С-300ПМУ1 — 83М6Е; 300 обнаруживаемых целей, 100 сопровождаемых трасс целей и 36!!! выдаваемых целеуказаний!!! Вряд-ли на корабле больше, «Форт», к сожалению, просто НЕ СМОЖЕТ обработать столько целей за раз. Даже с учетом остальных ЗРС — МАКСИМУМ «Орлан» перехватит ракет 40. Впрочем, ОДИНОКИЙ «Тикондерога» (бред конечно, они поштучно не ходят) где-то столько-же. Теперь добавим еще «реализма» и прикинем, что может РЭБ. «Проулер» конечно не задавит «Орелика», система AN/ALQ-99 D/F ICAP; 3-5 контейнеров по 2а передатчика помех выходной мощностью 1кВт в каждом, но, для шумовых и заградительных помех этого хватит. Дезинформировать РЛС корабля можно так, что от количества целей у компьютеров крыша съедет напрочь, однако, это в обе стороны действует, на корабле тоже станции помех имеются… Самое же прикольное в том, что 56 «Гарпунов» в одной волне ПРОСТО НЕВОЗМОЖНО ЗАПУСТИТЬ ;))))) Активная РЛ ГСН будет так фонить сигналами наведения, что ПКР забьют друг друга почище чем намеренная РЭБ, да и места в «небе» такой орде будет «немного» не хватать (правда вопрос решается запуском с различных ракурсов, но ГСН все равно будут «гасить» друг друга, даже еще сильнее). Вот такая вот музыка ;))))

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя