Второе десятилетие XXI века отметилось резким «моральным» и техническим устареванием многоцелевых истребителей с установленными бортовыми РЛС со щелевой антенной решёткой (ЩАР), а также АР Кассегрена.

Несмотря на то, что существует целый ряд моделей данных радиолокаторов с повышенным энергетическим потенциалом, например, американская AN/APG-70 (F-15E), европейская ECR-90 “CAPTOR” («Тайфун»), российская Н001 (Су-27) или «Жук-М» (МиГ-29СМТ), которые способны работать по воздушным целям на дальности более 115 км, тип их апертуры не позволяет реализовать сложных многочастотных и многоканальных режимов работы, а также режима синтезированной апертуры при работе по целям на земной поверхности. Они имеют от 2-х до 4-х целевых канала и весьма посредственную помехозащищённость перед средствами РЭБ противника. Не реализуется и режим пониженной степени обнаружения (LPI), который достаточно важен в современном воздушном бое.

5916033049_1fe840edaf_b

По этой причине большинство производителей сейчас заняты модернизацией таких самолётов более совершенными радарами с ПФАР и АФАР. В России стартовала программа модернизации палубных истребителей Су-33 для 279-го КИАП, базирующегося на единственном российском тяжёлом авианесущем ракетном крейсере «Адмирал Кузнецов», в Европе же ведутся проектные работы по сохранению боевого потенциала истребителей поколения «4+» EF-2000 “Typhoon”.

Консорциум «Euroradar», в который входят компании «Selex Galileo», «Indra Sistemas» и «EADS Defense Electronics», ускоряет темпы разработки перспективной БРЛС «CAPTORE» для оснащения «Тайфунов» ввиду заключения крупных контрактов по закупке американских истребителей F-35A/B странами Евросоюза и Передней Азии.

На американских истребителях F-35 устанавливается уже «обкатанная» РЛС с АФАР AN/APG-81. Она имеет «рабочую» синтезированную апертуру, именно поэтому «Локхид Мартин» получила столь много заказов от европейских и азиатских государств, но такой ажиотаж на данные самолёты временный. Ведь синтезированная апертура и дальность действия всего 180-200 км не делают AN/APG-81 уникальным образцом радиолокационной промышленности, а сами F-35A/B демонстрируют в некоторой степени «отвратительные» лётно-технические качества даже перед такими самолётами как F-16C и F-15E.

Стоит лишь вспомнить жалобы американских пилотов о «вялости» и «вязкости» угловых разворотов F-35 в БВБ (самолёт проигрывает ближний бой даже тяжёлому тактическому «Страйк Иглу», не говоря уже о «Сушках», «МиГах», «Рафалях» и «Еврофайтерах»). В ту же очередь, продемонстрированный весной в «Youtube» оправдывающий видеоролик от «Локхид Мартин» об уникальных сверхманевренных возможностях F-35 подтверждает что выход на запредельные углы атаки на «животе» и «спине» фюзеляжа происходит очень «вязко» и медленно, в отличии от куда более шустрого «Раптора».

Если планер и РЛС версий F-35A/B (кроме «С») уже никто изменять и дорабатывать не будет, то «Тайфун» продолжит своё совершенствование и в итоге будет более приоритетный в небе Европы, нежели американские «Лайтнинги».

На такое будущее обновлённого «Тайфуна» указывает июльская публикация от ресурса «bloomberg.com», где говорится о сохранении EF-2000 в передовой компоненте обороны Западной Европы.

Статья сообщает, что «Тайфуны» будут оперировать в ударном эшелоне «второй волны», т. е. они будут выполнять функции основного тактического ударного истребителя на ТВД. «Первую волну» составят закупаемые сейчас СКВВП F-35BSTOVL”, которые ввиду своей малозаметности, низкой маневренности и ограниченной внутренней подвески станут на Европейском ТВД узкоспециализированными тактическими самолётами лишь для прорыва ПВО и нанесения первых ударов по объектам противника. Всю остальную ношу, включая завоевание господства в воздухе, возьмут на себя именно «Тайфуны».

Установка на EF-2000 модернизированной версии БРЛС «CAPTORE» позволит им вырваться резко вперёд на фоне F-35B. Новая РЛС от «Selex» будет включать в себя сразу несколько перспективных мировых методик, одна из которых вообще мало где практикуется. Во-первых, это оснащение РЛК с АФАР режимом синтезированной апертуры, во-вторых, — азимутальный механический привод, который позволит довести зону обзора «CAPTORE» до 200 градусов (+/- 100 град. продольной оси самолёта и до 10 град. в заднюю полусферу, такой же подход воплощён в российском Н035 «Ирбис-Э», в этом локаторе зона обзора доходит до 240 градусов), в третьих, — увеличение мощности ППМ позволит довести дальность обнаружения цели типа «истребитель» до 220-240 км.

Американская БРЛС AN/APG-81 имеет дальность обнаружения 180 км и не имеет механического доворота антенны, из-за чего зона обзора ограничивается 120 градусами (на 40% худший показатель). Таким образом «Тайфуны» будут иметь значительно лучшее самостоятельное информационное обеспечение (пилот будет видеть гораздо больше воздушного пространства вокруг самолёта).

Зона обзора БРЛС "CAPTOR-E" в 200 градусов по азимуту делает этот локатор одним из самых совершенных среди всех западных разработок
Зона обзора БРЛС «CAPTOR-E» в 200 градусов по азимуту делает этот локатор одним из самых совершенных среди всех западных разработок

Оснащение всех «Еврофайтеров» дальнобойной ракетой «воздух-воздух» MBDAMeteor” (дальность 140 – 160 км с низкой степенью замедления на конечном участке траектории за счёт ПВРД), поставит окончательную точку в соревновании «Тайфуна» и F-35B в отношении господства в воздухе. EF-2000 имеет боевой радиус 1390 км (в 1,35 раза больше, чем у F-35B), практический потолок почти 20000 метров, лучшую тяговооружённость (коэффициент 1,05 – 1,15), лучшие разгонные и маневренные возможности за счёт мощных двигателей «Eurojet» EJ-200, подвижного ПГО и более низкой нагрузки на большое крыло (340 кг/м2), начинающееся от кабины пилотов. Заметность самолёта конечно выше, чем у F-35B, но «CAPTORE» полностью компенсирует этот момент, доставшийся от 4-го поколения. Только F-35C с большим крылом сможет соперничать с «Тайфуном», но на экспорт он пока не пойдёт.

Есть у «Тайфунов» и мощный оптико-электронный прицельный комплекс «Pirate IRST», который способен в пассивном ИК-диапазоне обнаруживать теплоконтрастные воздушные цели в ЗПС на дальности до 150 км и сопровождать 200 таких объектов.

Typhoon_F2_ZJ700_33695

Оснащение «Тайфунов» радиолокаторами «CAPTORE» станет моментом, когда американский F-35 значительно потеряет свою привлекательность на европейском рынке вооружений.

 

8 КОММЕНТАРИИ

  1. «Первую волну» составят закупаемые сейчас СКВВП F-35B “STOVL”, которые ввиду своей малозаметности, низкой маневренности и ограниченной внутренней подвески станут на Европейском ТВД узкоспециализированными тактическими самолётами лишь для прорыва ПВО и нанесения первых ударов по объектам противника. Всю остальную ношу, включая завоевание господства в воздухе, возьмут на себя именно «Тайфуны».

    Хорошая стратегия. Покрайне мере на бумаге.

  2. «Ведь синтезированная апертура и дальность действия всего 180-200 км не делают AN/APG-81 уникальным образцом радиолокационной промышленности»—— только почему то не упоминается, что AN/APG-81 обнаружение целей с эпр меньше 1м, а «CAPTOR—E» обнаруживает цели с эпр больше 1м!
    «увеличение мощности ППМ позволит довести дальность обнаружения цели типа «истребитель» до 220-240 км.»— опять не упоменяют, что все истребители кроме ф-22 и ф-35 с полным боекомплектом имеют эпр равную 10м , и их он и увидет за 220-240 км, а вот ф-22 и ф-35 имеют эпр равную 0.1м и их он будет видеть только до 70-90 км!

  3. ну эпр раптора и лайтнинга пока никто всеръёз не мерял (имею в виду оппонентов, а не создателей), а потому, скорее всего, не всё у них так гладко, как в рекламных проспектах.

  4. Очень сомневаюсь! Европейские истребители по своим боевым возможностям,на мой взгляд, всегда были есть и будут хуже своих американских и российских аналогов.

  5. Специалист
    Справка для errorа все дело в том что самолет Еврофайтер Тайфун имеет несколько разновидностей и модификаций самого самолета и радаров это первое что нужно заметить, и здесь они все не указанны.
    И наконец еще один фактор различные АФАР и ФАР имеют еще и разные возможности в режиме РЭБ и последняя станция самолета Тайфун CAPTOR ЕS и E-2 значительно опережает по возможностям радары AN/APG-81серии 2 для самолетов как в экспортном исполнении так и для других членов по блоку так и только американские исключительно для самолетов F-35 ВВС и ВМС США и морской пехоты в режиме РЭБ. Таким образом недостаток малозаметности Еврофайтера Тайфуна компенсируется возможностями более высокими показателе ми в условиях когда самолеты будут ставить друг другу помехи. И наконец самолет Еврофайтер Тайфун модификации Block 15 и модификации Block 20 и Block 25 имеют в разы меньшую ЭПР в отличие от самолетов серии Тайфун Block 1 или Block 5. Самолет имеет так же умную обшивку подобную той что имеют истребители F-22 Block 20 и F-35 Block 1 и значительно более сложную сравнивая ее с первыми модификациями. Самолет Еврофайтер тайфун к тому же имеет еще и очень высокие разгонные характеристики на сверхзвуке что дает возможность занять первым выгодную позицию относительно противника. Все эти характеристики делают самолет достаточно боеспособным со многими современными самолетами которые находятся на вооружении различных стран.

  6. Cтоп. А разве у ЕF 2000 есть АФАР? И много было нареканий на планер. Там множество литиевых сплавов, очень хрупкие надо заметить. Двигатели очень не надёжные.

    F 35 над этой разработкой ваще часами хохотать можно. Малозаметный маломанёвренный кукурузник 21 века. Даром,что сейчас пытаются увеличить боевую нагрузку, обещают часть БРЭО заменить, двигло другое засунуть ему в зад.

    Мне другое интересно, неужели кто-то реально верит, что F 35 очень незаметен, поэтому С-400 это прошлый век, и F 35 свободно за счёт своей невидимости будет ПВО прорывать? Ой не смешите меня, как бы вы (Локхид) «ЖИРНОГО ПИНГВИНА» не модернизировали толку не будет никакого.
    1. Он слишком тяжёлый.
    2. Он слишком маломанёвренный
    3. Аэродинамика испорчена 2-х метровым вентилятором позади кабины пилота
    4. Нет уверенности, что у Пентагона хватит бабла.
    5. Русские всё таки принимают на вооружение Т-50, а против Т-50 пингвин просто уродец, которого завалить проще простого, если бы не стелс.

  7. Специалист
    У ЕF 2000 есть АФАР и ФАР, вообще на самолетах ставятся несколько модификаций различных РЛС.

  8. ЕF 2000 очень прочный самолет, это пожалуй единственный самолет который на сверхзвуке способен совершать большие перегрузки, благодаря этому, самолет имеет хорошую маневренность, а именно не только на малых, но и на больших скоростях.
    Хотя у каждого современного самолета как правило есть свои плюсы и свои минусы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя