Гарантированное государством право на жилище является важнейшей социальной гарантией, предоставляемой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Его реализация оказывает существенное влияние на морально-психологическое состояние войск, отражается на их боеготовности и определяет оценку обществом принимаемых мер по повышению привлекательности военной службы.
Для решения этой задачи в последние годы принимаются беспрецедентные меры. Динамично развивается законодательство, вводятся новые, более совершенные механизмы обеспечения жильем военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей.
С 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 405-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» введена в действие принципиально новая форма жилищного обеспечения военнослужащих – субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее – жилищная субсидия).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года № 76 «Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим – гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих»» утверждены правила расчета жилищной субсидии, в соответствии с которыми ее размер определяется исходя из нормативов общей площади, стоимости одного квадратного метра жилого помещения по Российской Федерации, а также общей продолжительности военной службы (поправочный коэффициент). Учитывается также право военнослужащего на дополнительную общую площадь жилого помещения.
Установлены следующие нормативы общей площади жилого помещения:
— на одиноко проживающего военнослужащего – 33 кв. метра;
— на семью из 2 человек – 42 кв. метра;
— на семью из 3 и более человек – 18 кв. метров на каждого члена семьи.
При этом вышеупомянутый норматив увеличивается на 15 кв. метров при наличии у военнослужащего права на дополнительную площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». К числу таких граждан отнесены военнослужащие:
— имеющие воинское звание полковника, ему равное и выше;
— командиры воинских частей;
— военнослужащие, имеющие почетное звание Российской Федерации, являющиеся преподавателями военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования, военных кафедр при государственных образовательных организациях высшего образования, научными работниками, имеющими ученую степень и (или) ученое звание.
Поправочный коэффициент для расчета жилищной субсидии определен исходя из общей продолжительности военной службы в размерах:
— от 10 до 16 лет военной службы – 1,85;
— от 16 до 20 лет – 2,25;
— от 20 лет до 21 года – 2,375;
— начиная с 21 года, он (2,45) увеличивается на 0,075 за каждый год военной службы (до 2,75 включительно).
Порядок предоставления жилищной субсидии устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и к настоящему времени определен этими ведомствами (приказы Минобороны России от 21 июля 2014 года № 510, МВД России от 19 ноября 2014 года № 1046, ФСБ России от 15 октября 2014 года № 587 и др.). При этом использовать жилищную субсидию можно исключительно в целях приобретения или строительства жилья на условиях, при которых ее получатель утратит основания для признания его нуждающимся в жилом помещении.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 405-ФЗ установлены и правовые основания предоставления военнослужащим с их согласия жилых помещений общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения (в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» – 18 кв. метров на одного человека).
Определено, что общая площадь жилого помещения, превышающая эту норму, оплачивается за счет собственных средств таких граждан. Правила такой оплаты утверждены постановлением Правительства России от 24 октября 2013 года № 942 «Об утверждении Правил оплаты военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, признанными нуждающимися в жилых помещениях федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»».
Ранее, до их введения, нормативные акты, регламентирующие условия и порядок осуществления военнослужащими подобных платежей, в законодательстве Российской Федерации отсутствовали.
Существенные изменения в законодательство о жилищном обеспечении военнослужащих внесены Федеральным законом от 20 апреля 2015 года № 97-ФЗ «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статью 15 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах следственного комитета Российской Федерации».
По сути, отменен законодательный запрет на увольнение с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащих – граждан, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в «силовых» структурах, без предоставления им жилья или жилищной субсидии при отказе от их получения.
При этом случаи отказа законодательно приравнены к фактам непредъявления в 30-дневный срок по неуважительной причине документов, необходимых для получения жилищной субсидии либо жилого помещения, а последнее должно быть расположено по месту военной службы или избранному месту жительства и соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
К уважительным причинам законодатель отнес периоды временной нетрудоспособности военнослужащих, пребывания их в отпуске, служебной командировке и иные обстоятельства, объективно исключающие возможность представления указанных документов.
Вместе с тем и в этих случаях гарантированное государством право на жилище за такими гражданами сохраняется: они остаются на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе, в котором предусмотрена военная служба, до полного обеспечения их жильем.
/Игорь Сахаров, полковник юстиции, tvzvezda.ru/