Конец 50-х и начало 60-х гг. ознаменовало воистину великую эпоху перехода военной авиации ВВС СССР и НАТО на принципиально новую концепцию тактической истребительной авиации. Появление в 1958 г. многоцелевых истребителей-бомбардировщиков F-4A “Phantom II”, а затем их дальнейшая модернизация до модификаций F-4D и F-4M/FGR.Mark2, а также появление в советском воздушном пространстве высокоскоростных стратегических высотных разведчиков SR-71A “Blackbird” заставило советских советских специалистов ведущих конструкторских бюро спроектировать совершенно иной тип воздушных боевых машин, которые должны были значительно превосходить американскую технику по основным тактическим качествам.

0320-03-2-5

Скорость различных модификаций всем известного «Фантома» достигала 2400 км/ч, а практический потолок 19000 м. Кроме того, самолёты имели солидный на то время радиус действия в 1400-1500 км с подвесными топливными баками и оснащались мощной бортовой РЛС AN/APQ-109A, которая обнаруживала цель типа «МиГ-21» на удалении 57-61 км, и ракетами класса «воздух-воздух» с полуактивными радиолокационными головками самонаведения AIM-7E2/F “Sparrow”, которые обладали дальностью перехвата 50-70 км. Данные версии ракет имели относительно высокую маневренность (перегрузки могли доходить до 20 единиц) и обладали наибольшей эффективностью на дальности от 15 до 35 км, где тогда далеко не все советские ракеты «воздух-воздух» имели достойные показатели.

Осложняло ситуацию и появление в номенклатуре применяемого «Фантомами» вооружения противорадиолокационных ракет AGM-45 “Shrike”; на то время эти ракеты могли поражать все существующие средства ПВО (зенитные ракетные комплексы С-75 и С-125, а в некоторых случаях и дальнобойные С-200В), многофункциональные РЛС подсвета данных комплексов не могли обнаружить столь малые воздушные объекты, тем более, системы отличались одним целевым каналом.

Для эффективного противостояния таким угрозам требовался современный высотный перехватчик, способный перехватить американскую авиацию ещё на дальних рубежах, до возможности применения их ракетного вооружения. Наиболее креативно к проектированию перспективного самолёта подошли в ОКБ А.И. Микояна, где уже имелся солидный опыт создания фронтовой истребительной авиации. К тому же, ещё в конце 50-х гг. были разработаны такие проекты средних перехватчиков как Е-150 и Е-152. Конструкция их планера повторяла планер истребителя МиГ-21, но более мощный двигатель Р-15-300 с тягой 10,21 тонны разгонял Е-152 до скорости 2,85 М, в то время как «Двадцать первый» разгонялся до 2,1 М.

Данные перехватчики имели небольшие внутренние ПТБ, из-за чего их максимальный радиус действия едва ли достигал 650 км. Требовалась тяжёлая машина с радиусом в 800-900 км, «дальнозоркой» бортовой РЛС и скоростью в 2,85-3 скорости звука. Ведь тогда всё бортовое радиоэлектронное оборудование с требуемыми параметрами являлось весьма крупным и тяжёлым, что не позволяло размещать его в радиопрозрачном конусовидном теле лобового воздухозаборника Е-152.

В 1961 году начались проектные работы по перехватчику Е-155, а уже в следующем году первые наработки были одобрены в Министерстве обороны и Совете Министров Советского Союза. По программе было решено спроектировать два типа боевых самолётов — высотный скоростной истребитель-перехватчик Е-155П (будущий МиГ-25П) и высотный тактический разведчик Е-155Р (МиГ-25Р). Эти «стратосферные воины», впервые в СССР, стали представлять совершенно новое поколение истребителей с боковым расположением воздухозаборников, в котором мы и по сей день наблюдаем концепцию тактической авиации поколений «4» и «4+».

Применение МиГ-25П и МиГ-25РБ в Ираке и на Ближнем Востоке показало огромный потенциал, заложенный нашими конструкторами в данный самолёт. Во время начала операции «Буря в пустыне» пилот МиГ-25П ВВС Ирака смог сбить F/A-18C ВМС США, в последующих операциях в Ираке был зафиксирован случай перехвата американского беспилотного летательного аппарата «Predator» иракским МиГ-25ПДС.

Читайте также  Согласовано число закупаемых истребителей МиГ-35 для ВКС России

Два этих случая уже говорят о достаточном совершенстве перехватчика третьего поколения для ведения воздушных боёв с современной пилотируемой и беспилотной авиацией 4-го поколения, особенно, если МиГ-25ПД пилотируется опытным лётчиком, который получает целеуказание от наземных и воздушных пунктов дальнего радиолокационного обнаружения. Ведь на экспортные МиГ-25ПДС устанавливалась старенькая БРЛС РП-25М «Смерч-А2», которая хоть и не отличалась высокой помехозащищённостью и энергетическим потенциалом, всё равно способна была с расстояния 10-30 км обнаруживать и захватывать малоразмерные летательные аппараты.

Поставленные самолётом рекорды динамического потолка в 37 км с грузом 2000 кг, и максимальной скорости 3200 км/ч позволяют отнести лётно-технические качества перехватчика к поколению «4+», как и у наследника МиГ-25 — дальнего перехватчика МиГ-31БМ. Много можно изложить и относительно материалов конструкции фюзеляжа и планера «Двадцатьпятки», где 80% занимают жаропрочные нержавеющие стали ВНС-2/4/5, 8% — титановый сплав и 11% — сплав с использованием жаропрочного алюминия Д-19. Заложенный потенциал прочности планера расчитан на максимальные перегрузки до 11 – 11,5 единиц, что в общем счёте показывает хорошее будущее для концепции этого планера и в новом веке.

10

Сейчас ВВС России ушли далеко вперёд по инновационным разработкам воздушно-космического направления: на первый план вышли такие истребители и перехватчики как МиГ-31БМ, Су-35С, МиГ-35 и Т-50 «ПАК-ФА». МиГ-31БМ в полной степени заменил «Дадцатьпятые», являясь его радикальной модернизацией, МиГ-31БМ получил перспектиный бортовой радиолокационный комплекс «Заслон-БМ» с РЛС на основе пассивной фазированной антенной решётки Б004, оборудование передачи тактической информации в звене/эскадрильи, а также унификацию с ракетами дальнего воздушного боя Р-37 (дальность около 290 км). МиГ-25 были постепенно списаны: часть их отправлена на консервацию, остальная — на «вечную» стоянку в ангарах и ремонтных базах ВВС.

Между тем, двадцать первый век, демонстрирующий переход Мира на многополярную геополитическую систему, доказывает, что даже небольшие и развивающиеся государства нуждаются перспективной высокоскоростной истребительной авиации, которая будет способна заранее отражать удары западных военно-воздушных сил в случае эскалации грядущих военных конфликтов в Азии и на Ближнем Востоке. Американцы сейчас возложили все надежды на концепцию «быстрого глобального неядерного удара» с помощью стратегических гиперзвуковых ракетных систем, поэтому для защиты от такой воздушно-космической наступательной операции Запада дружественным России странам может потребоваться именно высокоскоростной высотный перехватчик поколения «4++». Но существует серьёзная проблема, связанная ценами на рынке военной авиации, а также с разрешениями на её продажу иностранным покупателям.

Перехватчики МиГ-31Б/БМ поставляются лишь в военно-воздушные силы стран ОДКБ (Казахстан). Да и их стоимость уж очень «кусается» по меркам рядовой тактической авиации поколения «4+». Так, один МиГ-31Б стоит порядка 50-55 млн. долларов, в отличии от того же МиГ-29СМТ (порядка 30-35 млн. долл.). Но МиГ-29 не обладает скоростными и параметрами радиолокационного комплекса, которые позволяют вести высокоскоростной перехват сложных средств воздушного нападения(высокоточного оружия, гиперзвуковых БПЛА).

Единственным неплохим решением могла бы стать комплексная модернизация системы управления вооружением истребителя-бомбардировщика МиГ-25П/ПДС, тем более, что габаритные размеры фюзеляжа и неплохая тяговооружённость самолёта (при использовании мощных ТРДДФ Д-30Ф-6 с суммарной тягой 31000 кг) позволяют это реализовать. Стоимость работ по усовершенствованию МиГ-25 более современным бортовым радиолокационным комплексом будет гораздо меньше, нежели обходится новенький МиГ-31Б/БМ. А параметры улучшенного «Фоксбэта» будут приближаться к МиГ-31.

Читайте также  Ту-95: из истории «Русского медведя»

Носовой радиопрозрачный обтекатель МиГ-25ПД имеет приличный диаметр порядка 1,1 м, поскольку конструктивно предназначен для мощной БРЛС «Сапфир-25». Вместо «Сапфира» может быть установлен целый ряд более лёгких и современных версий радиолокационных станций семейства «Жук-М» или Н011М «Барс». Также может быть усовершенствована индикационная часть информационного поля лётчика по примеру «кокпита» МиГ-35 или Су-30МК. Данные радиолокаторы основаны на технологии ПФАР, а их ТТХ превосходят показатели первой серийной версии БРЛК «Заслон» на перехватчиках МиГ-31Б.

Таким образом, новый МиГ-25 «ХХ» будет полностью соответствовать реалиям времени. Бортовая РЛС Н011М способна также эффективно работать по наземным и морским целям, благодаря чему МиГ-25ХХ может быть применён и в качестве скоростного тактического бомбардировщика, а также самолёта преодоления ПРО.

Модернизация МиГ-25ПД радиолокационной станцией «Барс» может вызвать критику некоторых военных специалистов, но думаю, что такое обновление может сыграть огромную роль в усилении оборонительного потенциала дружественных государств (Вьетнама, Ирана, Венесуэлы и т.д.) от непрекращающейся агрессии со стороны стран Запада.

«Барс» способен обнаруживать воздушные цели с ЭПР 3 м2 на удалении 165-170 км, сопровождать 15 и захватывать на подсвет 4; разрешение РЛС составляет 10 м, благодаря чему появляется способность селекционировать малоразмерные крылатые ракеты типа «Томагавк», летящие тесным роем на дальности 70-75 км даже на фоне земной или водной поверхности. Количество подкрыльевых точек подвески может быть увеличено до 6 + добавлено 4 подфюзеляжных узла подвески, на которые будут устанавливаться уже не устаревшие ракеты «воздух-воздух» Р-40РД и Р-40ТД, а современные ракеты Р-27ЭМ, РВВ-АЕ-ПВРД, Р-33С или более новые РВВ-СД.

Также могут быть применены современные ПРЛР Х-58 УШКЭ и до 4-х тактических ракет большой дальности Х-59МК. По «прорыву» ПВО/ПРО такой МиГ-25ХХ мог бы посоперничать даже с Су-30СМ, двигатели Д-30Ф-6 позволили бы добиться более высоких скоростных и разгонных возможностей, а заложенная жёсткость планера – увеличить массу полезной нагрузки с 2000 до 4000-5000 кг на 10 узлах подвески. «Барс» позволил бы летать новому «МиГу» и в качестве тактического ударного самолёта в режиме «следования рельефу местности», преодолевая ПВО противника. Конечно имеется проблема с приличной ЭПР самолёта (порядка 9 м2), но и она вполне решаема методом нанесения на некоторые конструктивные элементы планера радиопоглощающих покрытий, снижающих эту цифру до 4-5 м2.

180935

Сейчас информации относительно применения МиГ-25 в ВВС стран мира не так много. Большая их часть законсервирована или утилизирована в России, часть всё ещё применяется в Ливии и Сирии. Оценочная стоимость самолёта по расконсервированию может составить порядка 12-20 млн. долларов, ещё 10-15 млн. на модернизацию новым БРЛК и СУО, итого, около 27-35 млн. долларов. Цена не мала, но и не заоблачна. Такие самолёты могли бы себе позволить Министерства обороны развивающихся стран-партнёров Российской Федерации. Укрепление боеспособности модернизацией имеющихся или вновь построенных МиГ-25ХХ будет полностью соответствовать новой эре «умного ракетного оружия», где угрожающие гиперзвуковые «дроны» диктуют свои правила игры.

20 КОММЕНТАРИИ

  1. во- первых предельная перегрузка миг25 равна 5же (был случай выхода на 10 с половиной, так самолёт потом списали); во- вторых, что это за невменяемая стоимость расконсервации (если столько стоит расконсервация и других самолётов, то можно забыть о резерве); в третьих, его цельносварной планер может разрушаться от усталости и это факт; в четвёртых, чем тратить такие деньги и силы на миг25, лучше восстановить полноценный конвейер миг31 и его себестоимость очень сильно упадёт, тем более, что всё равно нужно срочно восстанавливать конвейер движков (это уже делают, по- моему). Более того, ливия больше не государство и сложно представить, что кто- то там эксплуатирует миг25 (ливийский уровень- это пикап с пулемётом)))))). А сирии теперь вообще не до того, это подтверждается их уклоном в зрк и модернизацию миг29. В общем миг25 аппарат классный, но миг31 гораздо лучше и не надо их скрещивать.

  2. Это чё шутка что-ли, видать у вас по календарю 1 апреля 2088 года? Психушку вам вызвать??? у вас на сайте такие материалы можно найти всю ночь спать не будешь. Это же 3 поколение, вы вообще в курсе? Из него хотят сделать 3++, у виска пальцем крутить не пробовали? Сейчас разрабатывают МиГ 41 вот он и станет «отпугивать» все эти F 22, и подавно F 35. Единственным вариантом «расконсервации может служить очень сложная обстановка у границ России» и больше никаких причин кроме выше названной. Во времена настали в 21 веке самолёты 3++ применять вынуждены. Бардак полный.

    • Эй срамата, я тебе уже сказал что делать,но для такого непонятливого повторюсь; совокупись с своей подружкой, чтобы содержимое нижней части туловища не давило на содержимое твоей черепной коробки. И тогда;может избавишься от нездоровой мысли,-что ты умнее всех.

  3. кстати, забыл упомянуть: очень сложно снизить эпр самолёта, который для улучшения теплоотдачи на махе 2,83 (боевой режим) покрыт чистым серебром (это факт, 5 кг на один планер, гальваника). он всё равно будет светиться на радаре, его главный фактор безопасности- огромная скорость плюс большая высота!

  4. Старичкам уже не один десяток лет, смысл этого перехватчика в высокой скорости, как правильно замечено, что будет со старыми швами дай на нём газу-подумать страшно, короче, ппц лётчику. Даже на новой 25-ке полный газ-практически предельный режим для него. Оставили бы его лучше для специфического обучения что-ли, если жалко, и не занимались бы хернёй. Лётчик стоит куда дороже, как раз тот случай, когда скупой заплатит дважды, а ещё горе в семьях… ни за что.

  5. P.S. конечно, состояние каждой конкретной единицы сильно зависит от грамотности эксплуатации и хранения, но старость есть старость.

  6. Люблю этот самолёт ,если он ещё полетает на службе пусть даже и не у России я буду рад. Может кому модернизированный и пригодиться но вероятность конечно мала…

  7. Кот-333, наверное тебе надо в 5 000-й раз повторить. Использование МиГ 25 продиктовано в первую очередь ОСТРОЙ НЕХВАТКОЙ истребителей-перехватчиков, потому шта у наших границ скопилось очень много истребителей НАТО. Именно перехватчики бьют все воздушные цели, но МиГ 25 слишком старый, что можно «модернизировать» в конструкции без малого полувековой давности? Так вот, истребитель Т-50 будут «исцелять» от болячек, его место временно займут: Су 30См, Су 35С, МиГ 35С, вот именно их и надо использовать, правда им скорости не хватит, но это можно «компенсировать» гиперзвуковыми ракетами, вроде бы Р-33, но она применяется на МиГ 31. Так думайте головами люди, а не тем местом на котором сидите.

    • А если бы 50 млрд баксов истратили на новые боевые самолеты вместо олимпиады, не пришлось бы нынче думать о том как допотопный МиГ-25 расконсервировать.

  8. Я не знаю какие причины побуждают МО на расконсервацию МиГ 25, но ситуация будет осложняться следующими факторами: Двигатели Р 15Б-300 давным давно не производятся, на их место хотят «водрузить» Д30Ф6 от МиГ 31, но Д30Ф6 длинее чем Р 15Б-300 на целых 385мм. Это же центровку менять надо, балансировку, применять ЭДСУ, для самолёта, FADEC для двигателей, усиление стоек шасси, новое вооружение, и хотя бы ПФАР от МиГ 31, если эта ПФАР встанет на место, старой ламповой, хотя это большой вопрос. Не исключено при возросшей массе надо будет увеличить площадь крыла. Далее штатные тормоза надо заменить, поскольку возросшая скорость, и масса не позволят штатным тормозам остановить эту машину в пределах ВПП. Да там есть «реверс» но реверс включают если не ошибаюсь на 1 минуту. Короче: Переделок столько, что легче пол самолёта заново спроектировать. Наше МО конечно контора странноватая, какие там тараканы в голове у них бегают понять невозможно в принципе, в общем если получим приказ из дельтоплана сделать космический дельтаплан перехватчик, убийцу авианосцев на расстоянии 7000км, будем делать, да ещё с брезентовыми крыльями, это самое главное для МО экономия прежде всего. Для дополнительного удешевления мы его снабдим лётчиком камикадзе, кабину нахрен выкинем, так ещё дешевле будет, и лётчик при температуре -55 градусов будет прицеливаться из рогатки (для удешевления) на авианосец. У нашего МО тенденция последних двух десятилетий, неважно где и из каких архивов, сделайте нам лучше, мы посмотрим, не понравится, откажемся, а то что 1000 инженеров двадцать лет работали,так это никого не колышит. Маразм крепчает. И самое главное: были перспективные разработки, щаз кризис, разработки заморозили, с чем мы останемся через 20 лет? Нам опыта 90-х годов прошлого века мало?

  9. Я не понимаю смысла и необходимости, таких переделок. У минобороны будет же новейший Т-50 который не такой скоростной, но несущий гиперзвуковые ракеты. В Минобороны должны гордиться новейшим пепелацем Т-50. Он же и перехватчик, и бомбардировщик, он же и чтец, и жнец, и на дуде игрец. И это на ближайшие 30 лет. Или об этом в Минобороны забыли?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя