Сколько бы не твердили специалисты компании «Локхид Мартин» о лучших в мире боевых качествах своего истребителя для завоевания господства в воздухе 5-го поколения F-22A “Raptor”, наблюдаемая программа модернизации передового истребителя Военно-воздушными силами США говорит о наличии некоторых существенных недостатков в системе управления вооружением F-22.
Ещё с начала 80-х гг., когда в составе БРЭО советских истребителей Су-27 и МиГ-29А появились нашлемные системы целеуказания «Щель-ЗУМ» и сопряжённые с ними оптико-локационные прицельные комплексы ОЛС-27 ОЭПС-29, западные военные специалисты увидели явное отставание своей истребительной авиации от боевых машин ВВС СССР, которое наиболее ярко выражалось в способностях ведения ближнего воздушного боя.
Не мало опасений у англосаксов вызывала и совершенно новая сверхманевренная управляемая ракета класса «воздух-воздух» малой дальности Р-73, которая на голову превосходила американские AIM-9L “Sidewinder”. Боялись американцы и европейцы этого не зря, ведь полноценной и отработанной системы целеуказания, аналогичной «Щель-ЗУМ», у них нет и по сей день, по крайней мере, установлена она пока на ограниченном количестве тактических истребителей F-15E “Strike Eagle” и F-16D Block 50+ и Block 60. Причём данные истребители не имеют системы отклонения вектора тяги двигателей, что не позволяет добиться превосходства над современными модификациями «МиГов» и «Сушек» даже при наличии НСЦ.
Статья, опубликованная в предновогоднем номере журнала «Military technology» за декабрь 1995 года, стала отчасти пророческой для западной оборонки. В ней наиболее расширено обсуждаются вопросы, связанные с превосходством МиГ-29А в ближнем бою за счёт установленной ОЛС и НСЦ, а также ракеты Р-73. Научной основой для написания данной статьи стали учебные воздушные бои, проведенные между истребителями F-16C Block 52 ВВС США и МиГ-29А «Люфтваффе», оставшихся немцам от ГДР; также был проведён ряд научных анализов и исследований южноафриканскими, НАТОвскими и израильскими экспертами в области боевых прицельных комплексов воздушного базирования. В статье говорилось, что пройдёт ещё не менее, чем 20 лет, прежде чем западная боевая авиация получит подобные прицельные системы. В итоге, так и произошло.
Публикация интернет-ресурса «flightglobal.com» за 24 июня 2015 года сообщает о готовящейся модернизации авиапарка малозаметных истребителей F-22A. Модернизация заключается в интеграции в СУО самолётов новейшей нашлемной системы целеуказания, которая позволит улучшит потенциал «Раптора» в БВБ, такое решение принято руководством ВВС США спустя ровно 20 лет после написания статьи «Учиться трудно» в журнале «Military technology».
Первые серьёзные размышления американских ВВС по поводу установки системы ближнего воздушного целеуказания на «Рапторы» появились ещё в январе 2013 года. Тогда было два варианта: первый, «Scorpion HMCS», представлял собой упрощённую и «быструю» НСЦ, где осуществлялось стандартное наложение «фигуры захвата» на цель, как это сделано в «Щель-ЗУМ», второй, «JHMCS II», — более продвинутую систему визирования и захвата, которая имеет более широкоформатный прозрачный нашлемный индикатор, на который помимо строба захвата выводятся праметры удаления цели, а также расстояние до неё и собственные параметры высоты, скорости полёта, перегрузки и направления, продублированные с индикатора на лобовом стекле (ИЛС). Система «JHMCS II» рассматривается в качестве наиболее подходящей для установки на F-22A, поскольку уже рекомендована для оснащения авиапарка многоцелевых истребителей F-35A/B/C.
Какие возможности откроет НСЦ «JHMCS II» перед пилотами F-22A?
Мы уже не раз рассматривали тему боевых качеств «Раптора», и знаем, что в штатном оснащении машина в дальнем бою превосходит большинство других многоцелевых истребителей, исключением являются лишь Су-35С, Су-30СМ/МКИ, МиГ-31БМ с перспективными ракетами «В-В» и разрабатываемый Т-50 ПАК-ФА; в бою средней дальности (до 70 км) соперничать с ним могут все истребители-бомбардировщики поколения «4+» и «4++». Нашлемное целеуказание расширяет возможности самолёта исключительно в ближнем бою.
Из видео учебного боя, сделанного с борта французского истребителя «Rafale» видно, что французский пилот прилагает не мало усилий, чтобы «перекрутить» «Раптора», сделать это весьма непросто, поскольку F-22A имеет вертикальную систему отклонения вектора тяги, позволяющую реализовать угловую скорость разворота более 35 град/с, на что «Рафаль» не способен, очевидно, что F-22A не раскрывал полный потенциал ОВТ, иначе «француз» мог бы и не выйти в спину «Раптора»(на видео, сделанном на различных авиашоу, видно, что «Рапторы» уже даже освоили нечто вроде упрощённого «Колокола» и «Кобры Пугачёва» с разворотом по тангажу на 60-70 град.).
Т.е., маневренность F-22A на уровне лучших западноевропейских машин, которые достигают хорошей маневренности за счёт быстрой скорости устоявшегося разворота и отличных лётных качеств «бесхвостки», тяговооружённость 1,15 – 1,2 также не уступает им. Нашлемная же система целеуказания «JHMCS II» дополнит хорошие лётные качества самолёта F-22A в ближнем бою.
Одной из самых перспективных американских разработок для ВВС является ракета малой дальности AIM-9X «Sidewinder», в которой учтено большинство прогрессивных наработок в области инфракрасного самонаведения и полётной навигации при ближнем воздушном противостоянии, именуемом в США «собачьей свалкой».
Американские ВВС возлагают много надежд на AIM-9X и на данный тип воздушного боя, поскольку остаются уверенными, что ещё не менее 10 лет противостоять ему будут лишь истребители поколения «4» и «4+», которые врядли смогут успешно противостоять «Раптору» с ЭПР 0,07 м2 на дистанциях свыше 60 км, а опасные Су-30СМ и Су-35С в бой с ним в ближайшее время не вступят, так как США не пойдёт в прямой конфликт с РФ и нашими союзниками. Практически всему 4-у поколению F-22A способен навязывать ближний бой.
F-22A, оснащённый ракетой AIM-9X, но не имеющий нашлемной системы целеуказания имеет весьма ограниченные возможности в БВБ, сравнимые с последними версиями «Мираж-2000-5/9» и «Рафаль». Пилот может полагаться лишь на возможности инфракрасной ГСН ракеты AIM-9X, которые не безграничны. ИКГСН представляет собой высокочувствительную матрицу разрешением 128х128 пикселей, охлаждаемую хладагентом, способна захватывать цели с низким тепловым контрастом (в т.ч. в переднюю полусферу при выключенном форсаже, эффективная дальность при этом снижается до 8-10 км на фоне воздушного пространства и 5-6 на фоне земли).
В БВБ зачастую используется форосаж, поэтому и эффективность ракеты высока. Но если пилот F-22A без НСЦ будет действовать самостоятельно, без сторонних средств целеуказания, ИКГСН позволяет автоматически захватывать цели, находящиеся в телесном угле сканирования лишь до 45 град, поскольку угол прокачки координатора +/- 90 град требует наличия НСЦ «JHMCS II», по координатам которой ГСН будет наводится на полный угол. ИНС ракеты, а также система отклонения вектора тяги позволяет запускать её даже в заднюю полусферу, но при всё том же целеуказании НСЦ или других самолётов целеуказания в воздушных полках.
«JHMCS II» позволит пилоту «Раптора» атаковать цели находящиеся в боковых полусферах практически мгновенно («по одному взгляду») при углах до 90 град, поэтому будет обеспечено полное превосходство над истребителями французского, шведского и европейского производства, не оснащёнными даже вектором тяги. Достойными противниками F-22A по-прежнему останутся наши истребители Су-30/35, а также всё семейство МиГ-29, оснащённое оптико-электронными и нашлемными прицельными комплексами. Оснащение его «JHMCS II» выведет качество ближнего боя F-22A на второе место в мире, сразу после российских самолётов.
При этом, серийный и экспортный F-35A продолжит значительно отставать в этом плане не только от F-22A, но и от F-15SE и F/A-18E/F, поскольку низкие подъёмные качества крыла малого размаха и фюзеляжа не позволяют осуществлять высокую скорость разворота самолёта, а более совершенный и аэродинамически развитый F-35C будет поставлен лишь в ВМС и КМП США в количестве 340 самолётов. Кроме модернизации «Раптора» у американцев стоящей альтернативы пока что нет.
Ну вот, теперь этот супер летаг учат ближнему воздушному бою, интересно а чему его ещё учить будут, и чему до этого учили?
Получается что амеры, наклепали сырые аэропланы, и сразу принялись за их модернизацию, то есть взялись за подтягивание фактических ТТХ, до рекламных.
Всё просто. Изначально расчитывали колотить всех из далека, а теперь поняли, что без ближнего боя не обойтись. Вот и суетятся теперь.
Кажется тут дело в другом. Штудируя литературу, я наткнулся на одну особенность свойственную ВПК США. Суть сей особенности заключается в следующем; вначале клепается энное количество образцов вооружения, которое сразу отправляется в артель, для проведения коренной модернизации. Пример; Абрамс-ведь не секрет что первые модификации Абрамса уступали по всем статьям самым первым модификациям Т-72.как по вооружению так и по защите, хотя ТТХ Т-72 для американцев особым секретом не были,но всё равно они поставили на поток Абрамса, типовой целью которого, был Т-62.
И это очень удобно, что бы тянуть бабки:)
Это же их маркетинг, выбрал себе зубную щётку тебе тут же-вот вам как раз самая клёвая паста-как раз ооочень именно к этой щётке подходит, а вот вам надёжный резиновый коврик, что бы вы ненароком не поскользнулись на нашей замечательной пасте и не разбили бы себе бошку, вот вам мобильник до кучи врача себе вызвать если уж вам не повезло и вы её себе расколотили. Сильно разбили-можем и место заранее на кладбище подобрать, мы работаем с отличным бюро похоронных услуг, вам в каком ряду больше нравится лежать?:))) Похоже и туда проникло нечто подобное…
У «Хряптора» появилась дополнительная возможность вырваться вперёд. Он же «сливал» практически все учебно-боевые схватки, но цена естественно вырастет. Теперь стоимость «Хряптора» немного но подрастет, мало было $ 412 000 000. щас больше станет. Учитывая что у F 35 каждый божий день выскакивают всё новые проблемы, можно сказать единственным серийным 5 поколением будет Хряптор. Но в ближайшие годы у F 22 будет конкурентов, как огоньков на новогодней ёлке. Меня сильно раздражает, что наши сильно «откатились» назад (трудные годы в экономике), сильная нехватка специалистов. Если честно, надо проектировать 6 поколение, пятое поколение можно «поставить в войска в 2020 году»,(предположительно это будет 5++), а F22 можно «списывать на вечный покой » в 2025 году, в 2030 году первый полёт истребителя 6 поколения, кто не успел, тот опоздал.
Нет, Раптор это уже вчерашний день. Тут доказательств не надо. Вон они вдоль Российско-финской границы летали, их видели, контролировали, но дело было зимой, и в мороз при -30 градусах это невыносимо тяжело для Раптора. Судя по инсайду, эти два Раптора встали на капремонт. Русская зима оказалась непосильной ношей, особенно для F 119, он и так проблемный, то перегревается, то останавливается, тут мороз жуткий, в общем хана «Хряптору», быстрее спишут за низкую эффективность.