Глава Украины подписал поправки в закон «О порядке допуска и условиях пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины». Этот документ расширяет основания для «проведения международной операции по поддержанию мира и безопасности» в Донбассе. 3-я статья закона дополнена положением, предусматривающим, что целью пребывания иностранных солдат на Украине может быть «предоставление Украине, по ее просьбе, помощи в виде проведения на ее территории международной операции по поддержанию мира и безопасности на основании решения ООН или ЕС».
В законе специально прописан пункт, запрещающий участие в таких операциях вооруженных сил государств, «которые развязывают против Украины вооруженную агрессию» (в чём Запад неустанно, хотя и бездоказательно обвиняет Россию).
Кроме того, ещё 5 июня Порошенко заявил, что настаивает на размещении миротворцев не только на линии разделения враждующих сторон, но и вдоль границы с Россией. «Или мы приглашаем миротворцев на линию столкновения и линию украинско-российской границы, что нужно, чтобы не было провокаций. Или это будет миссия Европейского Союза, который на сегодняшний день также готов взять на себя ответственность», — сказал Порошенко.
Очевидно, что в таком формате предполагаемая миротворческая миссия превратится, скорее, усмирением восставшего Донбасса при помощи военной силы Запада. Что абсолютно неприемлемо для непризнанных республик, которые в таком случае окажутся во враждебном «миротворческом котле». Судя по первой реакции российской дипломатии, для Москвы такой вариант также исключается.
Позиция российской стороны заключается в том, что единственным основанием, необходимым для введения миротворческого контингента, может быть только согласие обеих сторон конфликта — Киева и республик Донбасса. Учитывая, что решение о вводе иностранных военных должно быть одобрено постоянными членами Совбеза ООН, в том числе Россией, которая обладает правом вето, нетрудно предположить, что любая попытка Киева превратить Донбасс в Косово времён пребывания там полицейской миссии ЕС (KFOR) будет заблокирована. Подобное действие будет квалифицировано мировым сообществом в лице ООН как незаконный выход за рамки существующего международно-правового поля.
Отдельно взятая страна не может инициировать проведение миротворческих операций на своей территории, отмечает президент Межрегиональной общественной организации ветеранов миротворческих миссий ООН Сергей Лавров.
— Поскольку под миротворчеством понимаются объединённые усилия мирового сообщества. В частности, есть две модели проведения подобных операций. Первая — классическое миротворчество под эгидой ООН. Вторая — миротворчество под эгидой региональных организаций. Таких как Африканский союз, ОДКБ, НАТО, ЕС.
— Имеет ли значение то, что Украина не входит в Евросоюз и НАТО?
— По классической схеме имеет. Потому что решение об отправке миротворцев в этом случае принимает Совбез ООН, где у России право вето. При этом следует признать, что миротворчество превратилось в инструмент политики «двойных стандартов». Мы знаем, как западные юристы-международники подгоняют под нужную модель «миротворчества» теоретическую базу. В данном случае речь идёт об обосновании введения на Украину воинских подразделений под эгидой ЕС или даже под эгидой НАТО (как это уже было в Югославии).
Здесь можно разыграть сценарий, который международное сообщество под давлением США и их союзников «проглотит», несмотря возражения России и ополченцев. Поэтому исключать такую возможность нельзя.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по международным делам Леонид Калашников считает, что план киевских властей легитимировать участие стран Запада в силовом подавлении сопротивления в Донбассе под видом миротворческой операции, не пройдёт.
— Потому что ни ДНР, ни ЛНР на это не пойдут. Как и Россия. Памятуя об опыте «миротворчества» ЕС в Югославии. А без согласия обеих сторон участие в разрешении конфликта миротворцев из третьих стран невозможно.
— Киев занимает двойственную позицию в отношении признания ополченцев стороной конфликта, больше упирая на то, что он якобы противостоит российским «агрессорам».
— Даже если Порошенко отказывается признавать ДНР и ЛНР одной из конфликтующих сторон, это ничего не меняет. Киев уже больше года воюет с республиками, используя свои вооружённые силы, тяжелую технику. А представители ополченцев подписывали оба Минских соглашения именно в качестве стороны конфликта.
— В чём состоит план Порошенко, когда он приглашает иностранных военных на территорию Украины? Устроить «миротворческий котёл» жителям Донбасса и заставить их капитулировать?
— Замысел Киева, по-моему, лежит на поверхности: окружить ДНР и ЛНР с помощью подразделений стран НАТО, а дальше задушить (либо в плотных «силовых объятьях», либо голодной смертью посредством блокады).
— Россия могла бы выйти с миротворческой альтернативой? Если присутствие российских военных среди миротворцев для украинских властей неприемлемо, в миссии могли бы принять участие страны ОДКБ. Например, Белоруссия или Казахстан.
— Россия вполне могла бы. Всё-таки, если по ту сторону российско-украинской границы будут белорусы, а не натовцы, это совсем другой расклад. Другое дело, что вопрос о контроле над границей нельзя решать за ДНР и ЛНР. Потому что они сегодня занимаются этим.
Порошенко не хочет выполнять минские договорённости. Вместо этого он выступает с инициативами, которые заведомо неприемлемы ни для России, ни для республик Донбасса. Это такой имиджевый ход, работа на публику. Дескать, видите, враждебная сторона занимает неконструктивную позицию, не соглашаясь на миротворческий формат урегулирования конфликта.
Профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин подчёркивает, что любая миротворческая деятельность возможна только в случае правового обеспечения со стороны Совета Безопасности ООН.
— Кстати говоря, полицейская миссия Евросоюза в Косово, на которую принято ссылаться (KFOR) была создана в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 1244. Правда, есть прецедент военной операции США в Ираке, которая была осуществлена в обход ООН.
Позже американцы нашли формулу, «притянутую за уши», с точки зрения международного права. «Миротворцев» назвали «многонациональными силами», которые задним числом получили одобрение со стороны Совбеза ООН.
Однако, если оценивать с формально-юридической позиции, Вашингтон тогда нарушил международное право.
— То есть, региональные организации не могут в обход ООН осуществлять миротворчество, даже при условии, если их попросили об этом стороны конфликта?
— Международное право достаточно гибкая вещь. Гораздо больше зависит от обоюдного согласия. В таком случае можно использовать любой инструмент миротворчества. Главное, чтобы это было именно примирение, а не участие в конфликте на чьей-либо стороне.
Мотивацию проведения миротворческой операции на Украине понять можно — представители мониторинговой группы ОБСЕ безоружны и даже не имеют возможности защищаться от обстрелов. В этом плане миротворческая миссия — более жёсткое принуждение к миру. Её участники имеют право применять оружие в качестве средства самообороны.
Впрочем, отбивая нападение, в миротворческих усилиях можно зайти достаточно далеко. В этом плане уместно вспомнить события августа 2008 года, когда российским миротворцам пришлось вступить в прямой боевой контакт с грузинской армией на территории Южной Осетии.
— Получается, если Киев организует провокацию, традиционно обвинит в ней ополченцев, то лояльные ему западные «миротворцы» в своём «примирительном» рвении вполне могут дойти до российской границы? Попутно взяв под контроль территории ДНР и ЛНР?
— Такой попытки нельзя исключать, если у «миротворцев», конечно, хватит на это сил. Россия, наверняка, не останется в стороне.
По мнению члена Совета по межнациональным отношениями при президенте РФ Богдана Безпалько, главная цель подписанного Петром Порошенко закона — легализация наёмников.
— Как тех, которые уже воюют на территории Украины, так и тех, которые туда прибудут в будущем (уже в легальном статусе). Европейский Союз не принимает решения о направлении миротворцев. Поэтому такого рода размещение войск может считаться законным только в воображении Порошенко и депутатов Рады, которые проголосовали за этот документ.
Я рассматриваю эту инициативу как констатацию факта полного провала украинской политики. А именно — как доказательство неспособности нынешнего режима сформировать дееспособные вооружённые силы. Соответственно, режим будет и дальше делать ставку на иностранных наёмников и военных инструкторов. Как говорится, вот сейчас к нам придут бравые ребята с нашивками НАТО под видом миротворцев и наведут порядок в Донбассе.
Или, альтернативный вариант: пригласим иностранных инструкторов, которые будут обучать нас 4−5 лет. А по окончании «курсов молодого бойца» мы, как хорваты, в 1995 году уничтожившие Сербскую Краину, проведём свою операцию «Буря» и разобьём этих «проклятых сепаратистов».
Развитие событий также очень напоминает происходившее в Южном Вьетнаме, правительство которого пригласило американских инструкторов. Затем те втянулись в боевые действия против Северного Вьетнама и партизан Вьетконга. В результате это привело к втягивании американцев во Вьетнамскую войну.
— Россия готова ответить в случае подобного развития событий как в своё время Советский Союз?
— Мы можем заблокировать решение ООН, легализующее подобного рода действия. В таком случае Киев и Вашингтон окажутся вне рамок международного правового поля.
Помимо силового варианта, существует много способов противодействовать Западу и Украине. Например, значительное число граждан Украины сейчас по-прежнему на территории России. Украинские гастарбайтеры переправляют домой огромные суммы денег, заработанные в РФ. Если даже не перекрыть этот канал полностью, то можно, допустим, обложить его 10−20% налогом в пользу российской казны. Немалые суммы получатся. Ведь в 2014 году этот поток в целом составил $3,9 млрд. долларов.
Несмотря на объявленную санкционную войну, наша страна серьёзных козырей пока ещё не предъявляла. «Первым звонком» для Киева может послужить отмена скидки на газ. В конце концов, Украина должна нам более $3 млрд. по облигациям. Наше правительство может хоть сегодня предъявить их к погашению. С учётом того, что общий госдолг Украины уже давно перевалил за 60% к ВВП, как было прописано в соглашении о приобретении выпущенных ею евробондов.
Наконец, Россия может полностью закрыть свой рынок для украинских товаров. Украина будет вынуждена объявить дефолт. Не думаю, что у неё в таком случае найдутся средства, чтобы расплачиваться за российский газ. Тогда перекрываем вентиль. Точнее, запускаем в украинскую трубу только те объемы «голубого топлива», которые предназначены для европейских потребителей.
— С США понятно, им не впервой? А европейцы готовы принимать участие в авантюре — вводить «европолицейских» в обход резолюции ООН?
— Не думаю. Слишком большие издержки. Европейцы и режим экономических санкций выдерживают не без ропота. Особенно на фоне недавних обращений парламентов Италии, Франции с требованием ко всем сторонам (включая Киев) исполнять минские соглашения. А итальянские депутаты конкретизировали их призывом придать особый статус Донбассу.
В разговоре с «СП» сопредседатель Комитета госстроительства Новороссии, лидер «Славянской гвардии» Владимир Рогов согласился с тем, что главная цель, которую преследует Порошенко, это легализация оккупации Украины внешними силами.
— Помимо предложения ввести мнимых «миротворцев», в Киеве в указанном законе прописана возможность размещения на территории страны оружия массового уничтожения. С ничего не решающей поправкой «под контролем Министерства обороны, СБУ и т. д.». Очевидно, что украинские госорганы не выполняют свои функции самостоятельно.
С другой стороны, мы видим маниакальное стремление сорвать выполнение минских договорённостей. Поскольку в минских соглашениях ни слова нет о введении миротворцев.
Второй важный момент — на их присутствие должны согласиться обе стороны конфликта. При этом Порошенко упорно отказывается вести напрямую переговоры с лидерами ДНР и ЛНР. Вместо этого он выставляет переговорные «прокладки» в виде бывшего президента Кучмы и других неофициальных лиц. Более того, по версии Порошенко, главы республик — это уголовники, которые окажутся за решёткой, как только минский процесс завершится в выгодном для Киева ключе.
— Зато Россия объявляется «государством-агрессором». Спрашивается, против кого на самом деле будет направлена миротворческая операция?
— Ещё в феврале генералы Генштаба ВСУ высказывались в том духе, что лучший пример — это Хорватия. Куда в своё время тоже были введены миротворцы, а когда через несколько лет режим Туджмана окреп, «голубые каски» ООН, размещённые в Краине, таинственно испарились. Тогда хорватская армия вошла в анклав и подавила сопротивление сербов. На фоне подобных разговоров становится понятно, что минские соглашения (датируемые этим же месяцем), с точки зрения Киева, это всё «от лукавого».
Майданные власти всегда использовали перемирия с ополченцами для перегруппировки и мобилизации войск. С другой стороны, Порошенко приходится играть на повышение градуса эскалации, чтобы выделяться в этом плане перед своими соратниками. Как только он снизит накал напряженности в Донбассе, его тут же сметут радикалы. С этим связано и увольнение Наливайченко с поста главы СБУ. Последний дал понять, что не был, в принципе, против отставки. Потому что готов в перспективе замахнуться на более высокий пост. Налицо подготовка к кадровой пересменке на Украине.
Порошенко дают возможность «слить» минские соглашения, пустить в страну воинские подразделения НАТО под видом миротворцев.
/Василий Ваньков, svpressa.ru/