Окончание статьи, начало читайте здесь.
В искусстве снайпинга нет места мелочам. Российские снайперы подразделений специального назначения рассказали «Военно-промышленному курьеру» о вещах, без которых немыслима снайперская работа.
Большое внимание снайперы уделяют не только «болтовым» винтовкам, но и самозарядным СВД. «Вообще у снайперов считается, что из хромированного ствола точно выстрелить не получится. А как раз такой ствол стоит на СВД. Но, несмотря на это, для своих задач снайперская винтовка Драгунова хороша», – отмечает снайпер из внутренних войск.
Винтовки системы «лего»
По словам всех собеседников «ВПК», для того чтобы СВД отвечала современным требованиям, на нее необходимо ставить новые прицелы, сошки, планки Пиккатини и Виверы и т. д. «Самое оптимальное положение для стрельбы из любой снайперской винтовки, включая СВД, – лежа с упора или лежа с сошек. Поэтому для наших драгуновых мы покупаем сошки фирмы «Харрис» с поворотной базой, а на приклад ставим «затыльник» для уменьшения воздействия отдачи», – рассказывает снайпер-десантник.
Так же дорабатывают СВД и в спецназе ГРУ, внутренних войсках, СОБРе ЦСН. Помимо сошек и «затыльника» меняется и штатный прицел ПСО-1. «Для солдата-снайпера из мотострелкового отделения это отличный прицел, но для нас он не подходит. В нашем подразделении мы меняем его на 5-20 фирмы «Дедал». При стрельбе из СВД на дальности до 500 метров в этот прицел хорошо видна инверсия пули и снайпер без помощи второго номера, оснащенного тактической зрительной трубой, может вносить поправки или изменять точку прицеливания», – говорит снайпер из внутренних войск.
Правда, его коллега из спецназа ГРУ отмечает, что у ПСО-1 имеются и положительные стороны: «На этом прицеле есть шкала-«парабола», позволяющая, если знаешь высоту объекта, по формуле «тысячных» (ее еще называют «дуй в тысячу») измерить дистанцию до цели. Это, конечно, не лазерный дальномер и точность будет не та, но «парабола» всегда под рукой и ей можно в любой момент воспользоваться».
Его сослуживец из ВДВ дополняет: несмотря на то, что сейчас в войска поступают модернизированные ПСО-1М2, снайперы все равно предпочитают заменять эти прицелы на более совершенные, купленные за свой счет: «Берем изделия фирмы Leupold. Но с прицелами для СВД есть один нюанс. Линзы большинства прицелов рассчитаны на то, что отдача винтовки при выстреле идет строго назад. Но СВД – это самозарядная винтовка и при выстреле затвор сначала отходит назад, но потом бьет вперед и такое сотрясение выдерживает не каждый прицел».
По словам собеседника издания, в Воздушно-десантные войска начали поступать новые ночные снайперские прицелы для винтовки Драгунова – ПН-93-4 с электронно-оптическим преобразователем третьего поколения: «Этот прицел ставится на штатное место ПСО-1. Хочу сказать, что для своих задач ПН-93-4 – достаточно хороший прицел». Но, как и в случае с другими образцами стрелкового оружия, стоящими на вооружении Минобороны, внутренних войск и МВД, для новых прицелов на СВД приходится устанавливать переходники под планки Пиккатини и Виверы.
«Еще несколько лет назад найти нужный переходник для СВД было проблематично. Правда, сейчас на рынке достаточно много таких изделий, причем изготовленных не только иностранными, но и российскими компаниями. Однако цены высокие», – сетует снайпер-спецназовец.
Оригинальное решение проблемы с установкой новых прицелов на винтовку Драгунова нашли в спецназе ВВ. «Нам в центр поставляли автоматы Ак-74РМ с пистолетной рукояткой, тактической ручкой, а самое главное – на приливе ствольной коробки, его еще называют «ласточкин хвост», была установлена планка. Крышку мы сняли, переставили на СВД и установили дедаловский прицел 5-20», – делится опытом спецназовец внутренних войск. Доработанная таким образом винтовка Драгунова прекрасно себя показала во время выполнения служебно-боевых задач.
А что у вас, ребята, в рюкзаках?
Как уже говорилось, для точного выстрела снайперу нужно знать дальность до цели, а также иметь данные о температуре, влажности воздуха и т. д. «Наш «джентльменский набор» – это метеостанция, дальномер, а также тактическая зрительная труба (ТЗТ). Правда, Минобороны нам штатно дает только ТЗТ», – рассказывает снайпер из спецназа ГРУ.
По словам его коллеги из ВДВ, все необходимое электронное оборудование приходится покупать за свой счет: «Нам выдают ТЗТ фирмы Zeiss, но она достаточно габаритная и таскать ее в «тылу врага» не очень удобно. Поэтому мы берем трубу М-4 Leupold, она гораздо компактнее и хорошо подходит для наших задач». Он же заметил, что в качестве дальномера предполагается использовать лазерные приборы разведки ЛПР-2 или ЛПР-3. «Но они настолько габаритные, что на настоящую задачу их нет смысла брать. Покупаем за свои деньги Leica Rangemaster 1600, на дальности до 600 метров этот дальномер со своей задачей справляется хорошо. Но на большую дальность ему не хватает мощности.
Есть еще одна проблема: лазерный луч Rangemaster хорошо виден в специальную оптику и поэтому он может демаскировать позицию снайпера. У фирмы Vectronix хорошие дальномеры, способные измерять не только дальность, но и азимут, и даже угол места цели, а самое главное – они компактные. Но цена таких изделий – от 600 тысяч рублей и выше, да и достать их сложно. Rangemaster стоит всего 60 тысяч и его можно свободно купить не только в магазине, но даже на Ebay», – продолжает офицер-десантник.
Лазерный прибор разведки ЛПР-3
Лазерный дальномер Leica Rangemaster 1600
Спецназовец подтверждает, что даже коммерческий лазерный дальномер для многих снайперов до сих пор остается непозволительной роскошью: «Сейчас для нас лазерные дальномеры стали уже обязательными. Но в некоторых снайперских подразделениях, не только в мотострелковых и танковых бригадах, но и в спецназе, дальность измеряют по шкалам-«параболам» в ПСО-1 или в тактических зрительных трубках».
«Нет у нас и штатных метеостанций. Как мы шутим, за данными надо звонить в Гидрометцентр. Поэтому за свои деньги покупаем Kestrol 4500», – рассказывает снайпер из ВДВ. Правда, такая ситуация не во всех подразделениях специального назначения Минобороны. В частности, снайперам Командования специальных операций с недавних пор государство закупает все необходимые изделия.
При этом снайперам спецназа ВВ в качестве тактической зрительной трубы выдают выпущенные еще в Советском Союзе так называемые ЗРТ (зрительные трубы). «Если честно, мы снайперам Минобороны, у которых «цейсовские» и «люполдовские» ТЗТ, завидуем. Наши ЗРТ можно использовать исключительно в учебных целях. Инверсию пули в такую зрительную трубу можно увидеть максимально на 500 метров и то если повезет. Более того, сейчас эти ЗРТ уже не выпускают, а те, что нам выдают, – со складов. Поэтому очень важно, соблюдались ли условия хранения, менялся ли силикагель и т. д.», – говорит снайпер-спецназовец ВВ.
Для внутренних войск штатно поставляются дальномеры фирмы Bushnel. «Они, правда, дальше 600 метров не измеряют. А вот в комплекте с тепловизионным биноклем «Сыч-3», который сейчас закупается для разведывательных подразделений внутренних войск, идет дальномер Vectronix PLRF-10. Это достаточно дорогое изделие, стоящее больше 250 тысяч рублей, но и дальность оно измеряет на две с лишним тысячи метров. Хотя по большому счету этот дальномер нам не подходит. Это скорее прибор наблюдения, который показывает только дальность и азимут. А нам еще нужен угол места цели. Отличный комбинированный тепловизионный и ночной дальномер Vectronix-21 есть у ФСО. Но он стоит больше двух миллионов рублей и нам не по карману», – сожалеет снайпер ВВ МВД.
В арсенале снайперов имеются и так называемые активные наушники, приглушающие громкие звуки, в частности выстрелы и взрывы, и усиливающие слабые. Но наушники не всегда пользуются популярностью у снайперов. «Простые активные наушники мне не нужны. Нужны «уши», совместимые с радиостанциями. Но они не всегда соединяются с нашими штатными средствами связи», – поясняет снайпер из спецназа ГРУ.
Его коллега из ВДВ предпочитает наушникам простую гарнитуру: «У нас есть активные наушники, но мы их используем в основном на соревнованиях, лишь иногда в боевой работе. В лесу надо постоянно прислушиваться, поэтому используем эти изделия только на адресных мероприятиях. Но с нашими средствами связи они несовместимы».
Техника обживания
«Для переноски снайперских винтовок мы используем рюкзаки со специальным отсеком, в частности Eberlystock Operator G-4 или Terminator этой же фирмы. Так же у нас есть специальные чехлы фирмы BlackHawk. Но чехол подходит скорее для соревнований и стрельбища. «На задачу» берем только рюкзаки. Сейчас российская компания «Группа-99» предлагает интересное решение для снайперов – специальная грузовая рама, на которую в зависимости от задачи можно закрепить одновременно и чехол для снайперской винтовки, и грузовой мешок», – разъясняет офицер-десантник.
А вот его коллега из спецназа ГРУ сетует, что вынужден довольствоваться штатными рюкзаками: «В них нет специального отсека, приходится заворачивать винтовку в защитную ткань и закреплять на наружные боковые крепления. Понятно, что так не совсем удобно. Если зацепишься, то легко можно сбить прицел. Но других вариантов пока нет».
Во внутренних войсках также предпочитают рюкзаки со специальными отсеками. «У нас несколько вариантов чехлов, в основном изделия для охотников, часть закуплена у российской фирмы «Корпус выживания». Но сейчас мы присматриваемся к рюкзакам», – рассказывает сотрудник СОБРа ЦСН.
Важный элемент снаряжения снайпера – теплоизолирующий коврик, позволяющий лежать на земле длительное время. Все собеседники издания заявили, что штатно поставляемые изделия не только не защищают от переохлаждения, но и опасны для здоровья.
«Раньше давали коврики из полиуретана. Хватало их ненадолго, да и на холоде лежать на них было не только неудобно, но и опасно, легко можно было получить переохлаждение или застудить почки. Сейчас дают коврики в специальном чехле из комплекта «Ратник». По теплоизолирующим свойствам он такой же, как и старый, но габариты почему-то в два раза больше. И поставляется он в чехле размером с рюкзак», – поясняет снайпер-спецназовец ГРУ.
По словам собеседника, в его подразделение коврики каждый выбирает индивидуально: «Берем в спортивных магазинах. Выбор там хороший. Но вот самонадувающиеся у нас в условиях гор долго не живут. Малейший прокол и он уже бесполезен».
Еще один важный элемент экипировки снайпера – саперная лопатка. «Это только так кажется, что на земле легко лежать. Даже на коврике через несколько часов начинают ныть и затекать мышцы. Поэтому в зависимости от того, сколько времени есть, лучше вырыть окоп для стрельбы лежа, а лучше – для стрельбы с колена. В таком окопе можно присесть и отдохнуть. Я лично предпочитаю обычную малую саперную, а складные американские лопатки очень быстро ломаются, и выкопать ими окоп довольно проблематично», – говорит офицер-десантник.
Его коллега из спецназа ГРУ утверждает, что саперная лопатка – лучший друг разведчика и снайпера. «Лопатки у нас не у каждого. Но в «четверке» одна лопатка есть обязательно. Хотя, если честно, не везде быстро выкопаешь позицию. К примеру, в районах, где мы выполняем служебно-боевые задачи, есть такие участки, где земля, как гранулы. Американская складная сломается, а после работы нашей МПЛ все руки будут в мозолях. И как тогда стрелять?! Я лично считаю, что лучше потратить время на поиски, но найти нормальную позицию», – объясняет снайпер из спецназа ВВ МВД.
Для снайпера важно не только подготовить позицию, но и замаскироваться. У всех собеседников издания в качестве маскировочных костюмов используются так называемые костюмы «Гили» (штаны и куртка, обшитые специальными полосками ткани) или их российский аналог – «Леший». «У нас есть летний «Леший» и зимний «Леший». Но мы предлагаем другой вариант – костюм, на котором не только уже нашиты полоски ткани, но есть и крепления, куда можно прикрепить другие маскировочные элементы. Так можно лучше адаптировать костюмы к местности, прикрепляя подходящие по цвету лоскуты», – говорит снайпер из ВВ МВД.
Я снайпера узнаю по одежке
«Нам штатно дают полевую форму «Излом», но она до такой степени печальная, что даже говорить не хочется. Из термобелья у нас только хлопчатобумажное «офицерское» исподнее. Нет ни современных мембранных костюмов, ни «софтшеллов» (непродуваемая и непромокаемая ткань, быстро выводящая пот), ни тем более «тепляков» (теплая куртка с утеплителем Primaloft), – рассказывает офицер внутренних войск. – Все приходится закупать за свои деньги. Термобелье мы берем российское, в частности изготовленное «Корпусом выживания». Сейчас начали покупать итальянское фирмы X-bionics. Производители идут нам навстречу и продают практически по закупочной цене. Неплохие изделия у белорусской фирмы «Гарсинг». Для последней командировки мы взяли у них полевые костюмы со вшитыми наколенниками и мембранные костюмы».
Его коллеги из СОБРа МВД штатно получают летний камуфляж в расцветке «Кукла», а также утепленные куртки и штаны из укладки СОБР-2000, под которые при выполнении задачи поддевают костюмы из ткани полартек или флис. Понятно, что бойцов СОБРа эти комплекты во многом не устраивают.
«Термобелье мы берем у фирм СПЛАВ и BASK, а вот итальянское X-bionics очень дорогое и поэтому покупаем его достаточно редко. Мембранные костюмы у нас фирмы «Корпус выживания», а костюмами из «софтшелла» мы почти не пользуемся, наши снайперы в основном лежат на позициях, а не бегают с рюкзаками по горам. В качестве «тепляка» испытывали так называемые 7-е слои американских комплектов PCU и ECWCS. Но для нас они оказались неудобными. В частности, у этих костюмов большой открытый ворот, через который быстро выходит все тепло», – объясняет сотрудник СОБРа.
Военнослужащие Минобороны в настоящее время получили новый многослойный комплект ВКПО производства БТК-групп. «Сейчас ВКПО критикуют, но лично мне он нравится. Ведь еще недавно мы «на все задачи» носили «горки» или так называемый горный комплект с моментально рвущимся демисезонным полевым костюмом, меховыми носками с завязками и прочими бессмысленными вещами. Хочу отметить, что и так называемый 5-й слой, он же штаны и куртка из «софтшелла» американской PCU, при выходе «на задачу» в горах рвется буквально за сутки. Хороший костюм из «софтшелла» предлагала российская компания «Группа-99», но, к сожалению, сейчас он не выпускается», – рассказывает снайпер из спецназа ГРУ.
Его коллега из Воздушно-десантных войск считает, что из ВКПО стоит использовать только термобелье и куртку из полартека: «Если честно, все остальные элементы комплекта низкого качества. Поэтому за свои деньги берем элементы американского PCU для спецназа и общевойскового ECWCS в расцветке «койот» или «мультикам». Берем теплые перчатки в «Альпиндустрии», специальные утепленные бахилы, как надевающиеся на стоянке вместо ботинок, так и те, что носятся поверх обуви, они необходимы при длительном лежании в очень холодную погоду».
Еще одна проблема – подбор обуви, так как штатно поставляемые изделия в большинстве непригодны для ношения. «В наших форменных ботинках-«крокодилах» под действием нагрузок быстро рвутся швы, отваливается подошва. Да и нога сильно преет», – говорит снайпер из внутренних войск.
Такие же проблемы и у его коллеги из бригады СпН ГРУ: «Я присматриваюсь к Salomon Quest. Подкупает, что их используют многие западные спецподразделения, но останавливает цена – почти 14 тысяч рублей. Неплохой вариант изделия фирмы «Фарадей». Конечно, и у них есть проблемы, но по цене-качеству они для меня пока лучший вариант, особенно модели с мембраной».
Растем!
Снайперское искусство в российских силовых ведомствах развивается очень динамично. Есть и проблемы, но все же можно надеяться, что они вызваны не системными ошибками и просчетами, а скорее стали «болезнями роста». Нельзя не признать, что за несколько лет российские силовики совершили в снайпинге резкий качественный рывок.
Из первых рук
По просьбе издания «ВПК» снайпер из бригады специального назначения прокомментировал несколько популярных фильмов, показывающих работу снайперов.
Старый «Снайпер» с Томом Беринджером в главной роли очень неплохой фильм. Конечно, работа снайпера там показывается не в полном объеме, но очень хорошо видны особенности маскировки, скрытного передвижения.
А вот недавний «Стрелок» с Майклом Уолбергом – это вообще полный бред, хотя авторы и пытались показать работу снайпера. В частности, видно, как важно учитывать погоду, особенности оружия и т. д. Но все это тонет в бессмысленном и беспощадном «экшене». Главный герой стреляет 10-мм пулей из винтовки CheyTac по консервной банке, а потом эту же деформированную пулю выстреливают из винтовки калибра .50. Ну и как авторы представляют себе полет разбитой пули, выпущенной из винтовки другого калибра да еще и на 1,5 километра?
А номинированный на премию «Оскар» «Американский снайпер», если честно, больше смахивает на халтуру. Главный герой работает не в паре, а один, в лучшем случае его просто охраняет морской пехотинец. Только что лежал со снайперской винтовкой, но тут же ее бросил и побежал штурмовать здание.
Неплохой фильм – недавно вышедший «Битва за Севастополь». Конечно, это не про современных снайперов. В Великую Отечественную многое было по-другому, да и сам фильм скорее про личную драму и любовь, но пара интересных мест все же есть.
/Алексей Михайлов, vpk-news.ru/
Директора школ вместе с учителями сами ремонтируют школу, докупают недостающие принадлежности и оборудование, а солдаты сами докупают обмундирование и оружие. Ребята, мы с вами в одном говне варимся. Причина в одном — неизлечимая болезнь власти. Высшее и среднее начальство и у вас, и у нас никогда в рядовой шкуре не бывало и понятия о ней смутные. Всё исправит большая война. До встречи в аду!