Авианосная ударная группировка всегда нуждалась в мощном и многофункциональном авиакрыле, способном решать задачи прикрытия авианосца, кораблей сопровождения от ракетно-бомбовых ударов авиации противника и массированных ударов ПКР ещё на дальних рубежах их подхода, а также способных наносить упреждающие цели по наземным объектам противника.
Наиболее остро такой вопрос встаёт, когда существует лишь одно военно-морское соединение, на вооружении которого есть крупный авианесущий корабль, в нашем случае, ТАКР «Адмирал Кузнецов».
Тяжёлый авианесущий ракетный крейсер «Адмирал Кузнецов» является крупнейшим и наиболее функциональным боевым кораблём российского флота вместе с крейсером пр. 1144.2 «Пётр Великий». На авианесущем крейсере базируется 279-й корабельный истребительный авиаполк, на вооружении которого находятся палубные истребители-перехватчики Су-33 и МиГ-29К/КУБ.
Су-33 является модернизированной версией Су-27 (имеется ПГО, усиленные стойки шасси, улучшенная модификация ОЛПК — ОЭПС-27К и НСЦ «Щель-ЗУМ-1»). БРЛС Н001К с АР Кассегрена работает в режиме «воздух-воздух» и не является многорежимной, что делает самолёт исключительно машиной для перехвата и завоевания господства в воздухе. Сейчас принято решение модернизировать БРЭО Су-33 для дальнейшей службы уникальной боевой машины, о том, как это происходило, мы узнаем позже, а сейчас о судьбе его «младшего брата» — МиГ-29К/КУБ.
Первый опытный МиГ-29К поднялся в воздух ещё в 1988 году. Изначально самолёт, как и вся «29-я» серия, разрабатывался в качестве лёгкого палубного истребителя-перехватчика, но решения, воплощаемые в сухопутном варианте МиГ-29М, не могли обойти стороной лёгкую палубную машину. В итоге, получился полноценный многоцелевой палубный истребитель-бомбардировщик, который по ТТХ оборудования на десятки лет превзошёл Су-33.
Сейчас МиГ-29К считается истребителем поколения «4+», двухместный МиГ-29КУБ – «4++». МиГ-29К имеет СУВ, основанную на базе мощной БРЛС с ЩАР «Жук-М», которая позволяет в режиме «сопровождения на проходе» отслеживать 20 воздушных целей, обнаруживать их на расстоянии 120 км (ЭПР 3-4 м2). Т.е., РЛС «Жук-М» абсолютно не уступает Н001К, которая установлена на Су-33. Она способна работать и в режиме «воздух-земя (море)», обнаруживая ЭМ типа «Арли Бёрк» с дистанции 250-270 км. МиГ-29К по интерфейсу БРЭО и подвескам унифицирован с широкой номенклатурой ракет «воздух-земля-корабль» (Х-29Т/Л, Х-31А/П, Х-59МК), а также ракетами воздушного боя Р-77.
Маневренность и скорость самолёта обеспечиваются двумя мощными ТРДДФ РД-33МК тягой по 9000 кгс (форсаж), 9400 кгс (чрезвычайный режим), большой общей площадью крыла и «несущего» фюзеляжа с большими крыльевыми наплывами. Тяговооружённость колеблеться в пределах от 1,05 до 1,15 при нормальной взлётной массе.
Главными недостатками считается малый боевой радиус действия 800-900 км и высокий расход топлива на форсажном режиме 1,86 (кг/ч)/кгс, что почти соответствует более мощному ТРДДФ АЛ-31Ф (Су-27), износостойкость серии РД-33 также была не столь высока и Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) предложила доработку систем двигателя с использованием новых материалов при изготовлении газогенератора и др. узлов.
Планируется, что ресурс двигателя перешагнёт отметку в 1000 часов, в скором будущем двигатель сможет превзойти американских ТРДДФ General Electric F414-GE-400 (F/A-18E/F) и относится к 5 поколению. Модернизация РД-33МК позволит сохранить высокую рыночную конкурентоспособность целой серии самолётов – МиГ-29К/КУБ и МиГ-35, а также остаться одним из лучших лёгких фронтовых истребителей переходного поколения в XXI веке.
/Евгений Даманцев/
Когда же уже начнут разработку легкого истребителя 5го поколения по типу f-35. Миг 29 же тоже не вечный и постоянно модернизировать не получиться. Миг-35 пока использовать как переходный образец, хотя лично меня он не впечатляет, тот же миг-29 глубокой модернизации. Отдали бы МИГу эту разработку, как раз финансово поддержали бы производство. Тех же индусов можно заинтересовать разработкой, как и с ПАКФА было. Не все же СУхому отдавать.
С языка сняли. Добавлю только, что двигатель для ЛФИ нужно отдать климовцам. Надо сохранить школу.
Когда же уже начнут разработку легкого истребителя 5го поколения по типу f-35. Миг 29 же тоже не вечный и постоянно модернизировать не получиться. Миг-35 пока использовать как переходный образец, хотя лично меня он не впечатляет, тот же миг-29 глубокой модернизации. Отдали бы МИГу эту разработку, как раз финансово поддержали бы производство. От себя добавлю: Меня МиГ 35 тоже не по всем параметрам впечатляет, однако это вопрос относительно привлекательной цены Для наших ВВС это $45 000 000, на экспорт $70 000 000. А что касается ЛФИ именно 5 поколения, то есть задача «спроектировать ЛФИ следующего поколения и деньги заложены в ГПВ 2016-2025 годах». Иными словами с 2016 года «развернётся» полномасштабные ОКР. В 2016 скорее всего «поднимут» лёгкий одномоторный МиГ 5 поколения, (штурмовик, истребитель-бомбардировщик, истребитель-перехватчик, СВВП самолёт вертикального взлёта и посадки). В начале нулевых медленно шла разработка «приемника МиГ 29», последнее упоминание о проекте 2010 год, далее следы теряются. Схема «бесхвостка» нормальный вес 19 000 кг, двухмоторная компоновка (РД-43, НПО Климова), это всё что известно, хотя двигатели уже готовы. Так что не спеша (денег не хватает) но чего то там всё таки делают. И ещё МиГ 41 делают. Это будет «термоядерная бомба» для F-35, F-22, еврофайтеров разных. Если МиГ 41 увидят «супостаты» будут удерать до самой Аляски, я не шучу, иначе их превратят в «сказочно дорогой металлолом».