Охрана ближней морской зоны является одной из наиболее важных задач, возложенных на все подразделения военно-морских сил любого морского государства. Задача эта встаёт наиболее остро в момент, когда основной корабельный состав флота покидает военно-морские базы и уходит в дальнюю морскую зону для проведения различных операций позиционного или регионального значения (от различных учений, до несения боевого дежурства в зонах нестабильной военной ситуации, которая влияет на интересы страны или военной коалиции).

Головной корабль пр. 22100 "Полярная Звезда"
Головной корабль пр. 22100 «Полярная Звезда»

Например, сейчас начался «разгар» военно-морских учений ВМФ России и ВМС Египта в Средиземном море «Мост дружбы — 2015», которые направлены на укрепление взаимодействия и отработки навыков координации между флотами двух государств в различных конфликтных ситуациях на морском ТВД. В составе российской корабельной группировки участвует гвардейский РКр «Москва» в роли командно-штабной единицы, в результате чего Черноморский флот остаётся без корабля-флагмана и основного РКр ПВО КУГ ЧФ, который пока что «страдает» от недостаточности перспективных кораблей УРО классов фрегат/эсминец.

Ситуация в Приднестровье между тем усугубилась и просветлений не наблюдается: в любую минуту может потребоваться «закрытое воздушное пространство» над территорией для более свободных действий тактической авиации ВВС России с целью радиоэлектронного подавления украинских С-300ПС и дальнейшего «прорыва» коридора снабжения нашей ОГРВ в республике. Кроме крейсера «Москва», в противовоздушном плане, способен действовать и БПК пр. 1134Б «Азов», но возможности его ЗРК «Форт» сильно ограничены из-за малого боезапаса ЗУР 5В55Р.

Такие жёсткие условия диктуют дальнейшие работы в области производства недорогих и достойно оснащённых кораблей береговой зоны, которые смогли бы автономно действовать на протяжённых участках ближней морской зоны, а также оказывать собственную ПВО, либо даже создавать ПВО над театром военных действий. В нашем флоте, который пока что испытывает большую недостаточность кораблей основных классов, насыщение небольшими и мощными сторожевики должно стать одной из важнейших задач.

Одним из примеров такого рода кораблей считаются модернизированные корветы проекта 20380/85 «Сообразительный», «Бойкий», «Стойкий», Гремящий, на борту которых предусмотрено размещения КЗРК средней-большой дальности «Редут» для обеспечения автономных действий в отсутствии флагманских кораблей ПВО в условиях сильной авиационной и морской противокорабельной компонент. Сейчас количество действующих корветов данного проекта составляет всего 3 единицы, остальные 6 находятся в постройке и доводке. 9 кораблей этого класса будет очень мало для усиления всех флотов ВМФ России, тем более, для пополнения «арктических сил», где необходимы другие корабли так называемого «ледового класса».

Целесообразность строительства «ледовых» сторожевых кораблей рассматривалась ещё с начала нового тысячелетия, когда ситуация вокруг принадлежности континентального шельфа между северными странами сильно накалилась. Российскому Северному флоту требовалось судно, которое способно оперативно «идти» к поставленным целям через льды более, чем метровой толщины. Сейчас с этой целью используются морально и технически устаревшие ПСКР проекта 97П и 11351, вооружение которых абсолютно не соответствует существующим и грядущим геостратегическим угрозам, и, судя по всему, даже перспективный состав кораблей «полярного» класса не будет оборудован должным образом.

Патрульный СК ближней морской зоны в Арктике пр. 97П безнадёжно устаревает, но пока ещё остаётся на дежурстве
Патрульный СК ближней морской зоны в Арктике пр. 97П безнадёжно устаревает, но пока ещё остаётся на дежурстве

Даже при мощной авиационной группировке «арктических сил», все корабли в зоне должны обладать высокой автономностью и живучестью. Корабли нового проекта 22100 «Океан» были разработаны в ЦМКБ «Алмаз» для Пограничной службы ФСБ России с целью контроля за российской частью континентального шельф в Арктике, способного действовать в дальних зонах Северного ледовитого океана и северных морях.

Корабли проекта 22100 «Океан» относятся к усиленному ледовому классу и по ледокольным качествам не уступают транспортным кораблям с ледовым усилением. Постройка кораблей проекта «Поручена» предприятию ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького». Закладка первого корабля серии «Океан» планируется на 15 июня текущего года. Два корабля серии планируется передать «арктическим» пограничникам ФСБ уже в 2019 году, неизвестно смогут ли «горьковцы» построит данные корабли в столь быстрые сроки в условиях нынешней сложной экономической обстановки и существования других предприятий с важными заказами, но первые недостатки проекта сильно кидаются в глаза даже сейчас.

Читайте также  ОСК покажет Минобороны новый авианосец

23-3842842-3

Каждый корабль проекта «Океан» имеет среднюю стоимость в 300 млн. долларов и предназначен для решения целого круга задач в Заполярье: от поисково-спасательных задач, до контроля контробанды наркотиков, незаконной эмиграции, охраны пунктов базирования пограничных СК, а также контроля континентального шельфа и охраны экономической зоны России в северных регионах.

Корабли проекта «Океан» имеют водоизмещение порядка 2700 тонн, скорость полного хода не менее 20 узлов, автономность нахождения в море – не менее 2 месяцев и дальность плавания на крейсерском ходе – 12000 миль. Имеется способность преодолевать метровый ледовый покров. Казалось, бы просто шикарное изделие, которое имеет всё необходимое для применения в жёсткой и хитрой «арктической гонке», где в ход пойдут все средства и достижения гидроакустики и радиоэлектроники. Но, увы, этого в данном проекте мы ещё не увидели.

Большой 104-метровый патрульный корабль имеет очень и очень посредственное вооружение, представленное одной артиллерийской установкой АК-176М, а также двумя 14,5-мм крупнокалиберными пулемётами МТПУ. В надстройке имеется достаточно просторный ангар для базирования вертолёта типа Ка-27ПС и БПЛА «Gorizont G-Air S-100» австрийского производства. Головной корабль «Полярная Звезда» быль спущен на воду ещё 21 мая 2014 года.

Вооружение кораблей проекта 22100 «Океан» абсолютно не готово к ведению каких-либо серьёзных боевых действий, а тем более, автономно и арктических условиях: для поражения корабля достаточно 1-2 ПКР «Гарпун» или 1-й «LRASM-A». Многие могут посчитать такую критическую оценку данного класса кораблей полным бредом, но тем не менее, военная обстановка говорит абсолютно об обратном, что подтверждает американская концепция сторожевого многоцелевого корабля ближней морской зоны, или т.н. «литерального» класса кораблей.

USS LCS-1 "Freedom"
USS LCS-1 «Freedom»

В ВМС США с этой целью используются корабли проектов LCS-2 USS “Independence” и LCS-1 USS «Freedom», данные корабли оснащаются мощным набором радиоэлектронного оборудования, включая оборонительные КЗРК, высокоточные обзорные РЛС и даже автоматизированный автономный и телеметрически управляемый подводный снаряд с камерой высокого разрешения и активным ГАК для поиска морских мин. Так LCS-2 оснащается шведским радиолокационным обнаружителем «Sea Giraffe AMB», который известен ещё со времён испытаний закрытого проекта ЗРК RBS-23 BAMSE.

Компактный радиолокатор высокого разрешения работает на частоте до 5900 МГц и способен обнаруживать воздушные цели типа «истребитель» на высоте 20 км и дальности 110 км, при этом способен одновременно сопровождать около 150 воздушных объектов. Применение переходного сантиметрового G-диапазона позволяет данной РЛС осуществлять целеуказание зенитным ракетам с АРГСН, что даёт основания причислить РЛК корабля «Индепенденс» к ещё более многофункциональной единице американского флота.

Корабль LCS-2 оснащается неплохим оборонительным ЗРК RIM-116 c одной поворотной ПУ на 21 ЗУР, который хоть и уступает нашему «Кортику», ПВО организовать может, в то время как на пр. 22100 «Океан» вообще отсутствует какое-либо ракетное и зенитно-ракетное вооружение, способное противостоять ПКР. Из 14,5-мм пулемётов и АУ АК-176М от подлетающих ударных вертолётов и беспилотников начального уровня едва ли отобьёшься.

Второй, не менеее интересный боевой корабль – LCS-1 USS «Фридом». Это конечно не тримаран, но есть свои интересности. «Фридом» является литеральным кораблём однокорпусной конструкции, который также построен для дежурства близ береговой зоны. Помимо конструкции, отличается от LCA-2 ещё более навороченной РЛС обзора и целеуказания TRS-3D. Данный радиолокатор представлен компактной фазированной антенной решёткой, использующей аналогичный сантиметровый G-диапазон. Разработана немецкой корпорацией Daimler-Benz Aerospace AG и производится концерном «Эйрбас». РЛС создана специально для обнаружения и сопровождения малоразмерных средств воздушного нападения и способна одновременно отслеживать до 400 целей в радиусе до 200 км.

Читайте также  «Мистраль» не готов к бою. История одной фотографии

Пропускная способность станции даже лучше, чем у «иджисовской» AN/SPY-1A. Корабль способен полноценно действовать в одиночку, а водоизмещение в 2800 тонн позволяет модернизировать борт более современными системами ПВО. LCS-1 имеет и специализированный противокорабельный комплекс NLOS-LS NETFIRES, который основан на компактном 16-ячеистом ТПК CLU, в 15 из которых размещается небольшая многоцелевая тактическая ракета двух модификаций с дальностью 40 км (PAM и LAM, точечная и барражирующая соответственно). Данные средства относятся к ударному вооружению следующего поколения, поскольку обладают гибридными комбинированными ГСН с применением ИК/ТВ и лазерного каналов наведения и ретрансляции.

Кроме того, последняя модификация LAM, с телеметрическим радиоканалом коррекции и ТВГСН, оснащается турбореактивным двигателем и может дежурить в воздухе около 30 минут, а операторы соберут разведданные и выберут более приоритетную цель. Дальность полёта LAM в режиме «точечного удара» -200 км, «барражирования» — 70 км.

Контейнеры перспективного РК NLOS-LS могут быть установлены где угодно: и на НК, и на суше. Комплекс не требует длительной подготовки и развёртывания...
Контейнеры перспективного РК NLOS-LS могут быть установлены где угодно: и на НК, и на суше. Комплекс не требует длительной подготовки и развёртывания…

Ракеты имеют длину около 1,6 м и диаметр около 20 см, поэтому ЭПР не более 0,05 м2, и отследить такую цель можно только лучшими системами ПВО. Литеральные корабли типа LCS-1 и LCS-2 пока построены в четырёх экземплярах. Класс «Фридом»: LCS-1 «Фридом» и LCS-3 «Форт Ворф», класс «Индепенденс»: LCS-2 “Индепенденс”и LCS-4 “Коронадо”. Корабли также отличаются в 2 раза более высокой скоростью хода по сравнению с обычными боевыми кораблями (от 45 до 50 узлов), чем обеспечивается превосходная оперативность применения в тысячекилометровых прибрежных водах Североамериканского континента.

Как видите, американцы знают толк обороны ближней морской зоны в современных условиях, а как же действовать нам? Понятно, что ПСКР пр. 22100 «Океан» создаются не для ВМФ, а для Пограничной службы ФСБ, но это абсолютно не аргумент, чтобы корабли не несли никакого зенитного оборонительного вооружения и не имели возможности борьбы с подлодками и кораблями противника, а поэтому модернизация просто необходима, тем более что водоизмещение в 2700 тонн никак это не ограничивает.

Проект ПСКР 21160 - будущее ближней морской зоны России
Проект ПСКР 21160 — будущее ближней морской зоны России

22160_planshet_01

Есть у нас и более перспективная разработка патрульного корабля, относящегося к классу фрегат – пр. 22160, который был спроектирован в Северном проектно-конструкторском бюро Санкт-Петербурга. Данные корабли предназначены уже непосредственно для ВМФ РФ и имеют в составе весь спектр ударного и оборонительного вооружения. Два первых серийных корабля заложены на заводах Зеленодольского ССЗ им. А.М.Горького в 2014 году и получили названия «Василий Быков» и «Дмитрий Рогачёв», их принятие также намечено на 2018 и 2019 гг.

Корабли имеют гораздо меньшее водоизмещение в 1300 тонн, длину 94 м. Дальность хода составляет 6000 миль, а скорость порядка 30 узлов. Корабли имеют боеспособную БИУС и используют многоканальный КЗРК «Штиль-1», который управляется с помощью 4-хсторонней многофункциональной РЛС с АФАР во многогранной пирамидальной надстройке. 24 ЗУР 9М317МЭ в 2х12 ВПУ 3С90Э.1 в носовой части патрульного корабля. Ракеты способны обеспечить ПВО 100-километровой морской зоны и обеспечить прикрытие даже от баллистических целей.

Корабль также оснащается более современной АУ А-220М, ЗРК обороны «Гибка» на 8 ЗУР «Игла» и мощным ПКРК «Калибр-НК» с 8 ПКР 3М54Э или П-800 «Яхонт» с дальностью от 220 до 300 км. Именно по такому принципу должны оснащаться все корабли ближней морской зоны, особенно для состава «арктических сил», включая проект «Океан», на который делаются ставки российского руководства. Пр. 22160 позволит противостоять всем возможным угрозам на протяжении ещё двух десятков лет, и его серийное производство необходимо выдерживать в наиболее продуктивных рамках.

/Евгений Даманцев/

 

10 КОММЕНТАРИИ

  1. пардон! нашёл в таблице маленьким шрифтом (почему не увеличить?) Вот только не пойму , почему автор так боится авиации в заполярье и слабо беспокоится о пло? по- моему всё как раз обстоит наоборот.

  2. По 22100 и согласен и нет. Все таки этот корабль чисто патрульный и относится к классу OPV (offshore patrol vessel), такие корабли достаточно популярны в мире из-за своей дешевизны и как правило не несут какого либо серьезного вооружения. Основная их фишка — дешевизна и способность выполнять так называемую околобоевую или мирную функцию. Цифра названая автором в 300 млн мне кажется завышенной, может это стоимость головного корабля? На пр 22100 предусмотрена возможность установки комплекса Уран,если я не ошибаюсь.. Что же до ПВО то надо понимать что мало мальски хороший ЗРК стоит немерянно денег. А хорошего современного комплекса малой дальности у нас нет. 9М100 пока работает только в составе Редута, если вообще ее отработали до конца. Есть новая ракета 9М338 для Тор-М2 или М3, но когда ее родят окончательно неизвестно. Далее проект 22160 мне очень не понравился. Штиль-1 такому кораблю ненужен. Дорого,и в мирное время излишне. В военное время дальность в 70 км маловато (Редут работает примерно до 130 км), а как комплекс самообороны ДОРОГО. Нужен комплекс самообороны или на базе 9М100 или на базе 9М338. Далее УКСК — в составе всего 8 ракет — дорого и глупо. Толку в военное время будет немного ибо емкость маленькая, применять по браконьерам и пиратам ЖИРНО, а в мирное время он ВООБЩЕ не нужен. Что нужно? Аналог американского XM501, тут я полностью согласен. Малогабаритный ракетный комплекс — можно сделать на базе ракеты Гермес, которую опять же рожают уже более 10 лет. Причем помимо боевой БЧ необходима «нелетальная» БЧ с уменьшенным кол-вом ВВ чтобы можно было выводить из строя небольшие суда и катера на большом удалении с целью задержать нарушителей. Ибо попадание БЧ в 20-25 кг просто разрушит и потопит катер полностью. Да и браконьерская баржа в щепки разлетится. Та модульность о которой разрабы 22160 говорят я не увидел. На мой взгляд необходимо не плодить 100500 проектов, а создать 1 универсальный патрульный корабль. И особенности такого корабля : 1) 100 мм А190М, разработать на базе имеющейся 100 мм ПТУРа для БМП-3, новую УР с дальностью порядка 10 км для этой пушки, чтобы можно было в случае преследования точечно поразить цель,а не лупить сотнями снарядов. Также 100мм позволяет осуществлять обстрел прибрежной зоны на глубину до 18-20км что важно при проведении ограниченых спец операций 2) 2 АК630М-2 «Дуэт» по бортам — всегда пригодиться и как ПВО и против надводных целей , и недорого. 3) 2 пулемета Корд 12,7 мм по бортам вместо кпвт .. корд доработать под корабль, он удобнее чем кпвт. 4) 24-32 ракеты 9М338 или 9М100 с вертикальным стартом в составе ОТДЕЛЬНОГО ЗРК со своими РПН, канальность не менее 8 целей. Это для гарантированной защиты корабля от ударов с воздуха. Опять же такие комплексы намного дешевле чем Редут или что-то типа Форт-М или Штиль-1. Делать из патрульного корабля ПВО систему средней или большой дальности — по мне дурость 5) 2х4 или 2х8 ТА комплекса Пакет-НК , это единственная по-настоящему боевая задача военного времени которую должен решать такой корабль. Поиск и уничтожение ПЛ противника в ближней и дальней морской зоне. ПЛ плавают в том числе и по одиночке, поэтому угроза от надводных кораблей и авиации может и отсутствовать , а вот ПЛ всегда может быть где-то рядом. Так почему же не дать кораблю выполнять эту важную функцию. 6) 32 и более ракеты малогабаритного ракетного комплекса аналога XM501 с дальностью не менее 50 км. Видимо на базе Гермеса, с вертикальным стартом. ГСН — аналог ХМ501 только добавить возможность сторонней подсветки цели. Например с БПЛА или от диверсионных групп. Чтобы они будучи на берегу могли давать подсветку цели для ракет выпущенных с корабля. Это крайне важно при проведении ограниченных спец операций на берегу 7) Вертолет Ка-29/27 модернизированный, спасательные,противолодочные,ударные задачи. С комплексом Витебск желательно. С ударным ракетным комплексом, на данный момент видимо это вихрь-1 или атака. С возможностью нести до 4 торпед МТТ. И всеми атрибутами спасательного вертолета. А также оборудования для поиска ПЛ. Все вместится если будет на современной элементной базе 8) 2-4 БПЛА Горизонт-S100 или их аналогов, с возможностью подсветки цели и наведения ракет выпущенных с корабля. С возможностью автоматизированного поиска терпящих бедствие на море. 9) Мощные дизель-газотурбинные или газо-газотурбинные установки, суммарная мощность не менее 100000 л.с. (у нас ни турбин современных ни дизелей достаточно мощных и надежных нет), полное водоизмещение корабля в районе 3000 тонн, скорость хода до 45 узлов — тут аналог американского LCS-1 только конечно дальность на крейсерском ходе надо довести до 6000 миль хотя бы… И кстати никаких бульб — корабль должен иметь небольшую осадку для действия на мелководье! 10) Такие корабли могли бы решать все «мирные задачи» : погранично-патрульная служба по охране территориальных вод, патрулирование 200 мильной исключительной экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечение браконьерской, контрабандной и пиратской деятельности, поиск и оказание помощи пострадавшим при морских и иных катастрофах, экологический мониторинг окружающей среды. И часть военных задач : обнаружение и уничтожение подводных лодок, борьба с диверсионными группами, в том числе подводными и проведение ограниченных спец операций в прибрежной зоне. Также возможно добавление функции по поиску и уничтожению морских мин. В реальности же то что мы сейчас делаем это либо чисто мирные корабли OVP или недоделки полувоенные полупатрульные типа 22160 за некислые бабки… Тот корабль что я описал — это типичный корвет — лишенный за ненадобностью УКСК и среднего-дальнего ЗРК, при этом имеющий уклон в спасательные задачи и задачи по борьбе с пиратством и браконьерством и т.д. В мирное время ничего лучше не придумать, он сможет делать абсолютно все! В военное время он будет иметь защиту от КР,ПКР,беспилотников,торпед и авиации , а также сможет эффективно искать и топить вражеские ПЛ и мочить диверсионные группы.

    • ИМХО, пограничному кораблю необходимо две вещи: большая скорость хода и хорошие средства обнаружения любых целей (надводных, подводных, воздушных), поскольку у таких кораблей. всё-таки, другие задачи, нежели чем у кораблей ОВР или прочих боевых кораблей.
      Хотя, в принципе,ПСКР, имея свой вертолёт на борту, способен проводить поиск лодок при помощи буёв и уничтожение обнаруженных ПЛ бомбами. В качестве средства ПВО в ближней зоне ПСКР вполне может иметь запас ПЗПК типа «Игла». А больше этому кораблю и не надо. Задачи не те.

  3. Да ну и само собой добавить пару лодок с мощными моторами, навигацией, размером с БЛ-860Р, а то ставят 5 метровые обрубки фаворит-ф500…

  4. не очень статья, по логике автора, северные границы должен охранять корабль-гибрид ледокола «Ленин» и «РК Петр Великий», и что бы их было много, а стоили они как надувная лодка. Это пограничный корабль, не его прерогатива вести боевые действия.

  5. Какого вообще хрена аффтор сравнивает пограничные корабли с кораблями ВМФ? Сдаётся мне, что сия «статья» не более чем предмет самолюбования господина Даманцева.

  6. Действительно не статья, а полнейший бред. Сторожевые корабли пограничных служб всего мира, именно тем и отличаются от сторожевиков ВМФ, что стоимость их заметно ниже, а круг решаемых в рамках базовых патрульных рейдов задач гораздо уже. И именно такие же пограничные сторожевики имеют на вооружении многие страны, в том числе и упомянутые автором США. Стоимость кораблей проекта не 300 миллионов долларов как соврал автор, а 142 775 000 $ и сумма стоимости данных кораблей есть во всех доступных источниках, даже в википедии. Разве что указана она в рублях — 8 600 000 000 рублей, а 300 миллионов будут стоить уже два таких полностью снаряженных и укомплектованных корабля. А излишек вооружения для ведения полномасштабных боевых действий, нужен кораблям такого класса ровно настолько же, насколько нужен боевой модуль «Бахча-У» дооснащённый «ПТУР»-ами и «ЗРК» городским патрульным автомобилям «ППС» или «ДПС».

  7. Вывод изо всех этих заумных дискуссий один: полноценный океанский ВМФ нынешняя «оленьпийско-чУмпионатная» элита РФ — благополучно угробила. Нет ни ударных кораблей первого ранга (крейсеров и эсминцев УРО), ни авианосцев, ни вертолетоносцев, ни десантных транспортов-доков, ни кораблей связи и управления, ни плавучих баз подводных лодок. Да и атомных подлодок исправных и строевых осталось, в лучшем случае, 20… Словом, вся т. н. «военно-кораблестроительная программа» вконец завравшегося и проворовавшегося «ЕдРа» — полностью провалена, проще говоря — является банальным РАСПИЛОМ и ФУФЛОМ…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя