Уникальные и незаменимые способности вертолётной военно-транспортной и ударной авиации известны очень давно. Качества эти наиболее важны при выполнении тактических боевых задач на низкой и сверхнизкой высоте: десантирование групп войск СпН, оптико- и радиоэлектронная разведка, нанесение ракетных у даров по сосредоточениям войск противника, переброска различной лёгкой бронетехники, а также сложно связного и разведывательного радиоэлектронного оборудования, в условиях присутствия на ТВД современной ПВО врага, иногда не под силу даже таким сложным боевым машинам как Су-25ТМ или Су-34, и, тем более крупным военно-транспортным самолётам, которые не имеют способности «замирать» за естественными препятствиями рельефа и вести многочасовое наблюдение за противником с расстояния «вытянутой руки» и оставаясь незамеченными. Винтокрылые машины – совершенно иное дело.
Иногда ударные и ударно-транспортные вертолёты могут коренным образом поменять ход военных действий даже в самой неблагоприятной для дружественной стороны обстановке, что не раз было подтверждено превосходными действиями ударных вертолётов Ка-50 «Чёрная Акула» в Чечне. Уже тогда, в начале 2000-х, «Акулы» активно применяли новую тактику проведения внезапных ударных операций, в которой были использованы приёмы сетецентрической увязки.
Звено Ка-50 вылетало на боевое задание с вертолётом целеуказания Ка-29 ВПНЦУ, а также со знаменитыми ударно-транспортными Ми-24. В первых же операциях, проведенных против чеченских боевиков в январе-феврале 2000 г., «Акулы» проявили все наилучшие боевые качества. Действуя над совершенно незнакомой местностью, пилоты полагались исключительно на спутниковый навигационный комплекс «Абрис», а также на оптико-электронный комплекс «Шквал».
Координаты замаскированных целей получались с бортов самолётов ДРЛО А-50 и вертолёта КА-29ВПНЦ, причём передача уже осуществлялась по радиоканалу передачи тактического изображения на МФИ лётчиков вертолёта, благодаря чему боевики не имели возможности предупредить низковысотный подлёт ударной группы и расставить по направлению операторов ПЗРК «Игла». В ходе тогдашней КТО российские лётчики Ка-50 успешно опробовали всё основное противотанковое ракетное вооружение, включая ПТУР «Вихрь» и НУРС С-8, уничтожая цели противника с первого же захода. Тогда и была подтверждена вся важность применения вертолёта на войне.
Сейчас, на фоне активно развивающегося рынка вооружений, а также «военторга», где самые современные образцы альтернативного высокоточного и зенитного ракетного вооружения могут получать не только надёжные государства и дружественные армии как ВС Новороссии, а и различные прозападные ЧВК и прочие «обезбашенные» батальоны типа украинских «Азов» и «Донбасс», которые совсем недавно поговаривали о возможности проникновения на территорию РФ и создания фактора дестабилизации, укрепление и модернизация вертолётного авиапарка становится одним из первоочередных вопросов, эквивалентных по значимости серии Су-34 или размещению в Крыму модификаций ОТРК «Искандер». И, естественно, основным направлением в развитии данного вида техники становится Юго-Запад Российской Федерации, а точнее Южный военный округ.
Основными нестабильными оперативными направлениями ЮВО на сегодня продолжают оставаться Грузинское, Черноморское и Украинское. Если Донбасс можно считать достойным щитом, поскольку там эффективно действует 60-тысячная армия Новороссии, то другие направления более опасные. События в Приднестровье указывают на вероятность сильного обострения ситуации, которое способно разжечь войну во всём регионе. В конфликт может втянуться значительное количество наёмных армий, при прямой поддержке НАТО (снабжение различными ЗРК, ПТРК и многое др.), из-за чего без вертолётной авиации специального назначения точно не обойтись.
С этой целью, в самом «сердце» Краснодарского края создаётся крупная военная авиабаза многоцелевого назначения, где основой будут считаться многоцелевые и ударные вертолёты для непосредственной поддержки СВ, проведения ударных операций и поддержки Черноморского флота.
Крупная 393-я вертолётная авиабаза в городе Кореновск существует достаточно давно, ранее она была известна как 55-й ОВП (отдельный вертолётный полк). Расположение данной базы было выбрано не случайно, находясь в середине Краснодарского края, база позволяет силами вертолётной боевой авиации контролировать весь южный регион Европейской части России. Средний боевой радиус действия ударных вертолётов Ка-52, Ми-28Н и Ми-35М составляет порядка 450-500 км, что позволяет с полными основными и подвесными топливными баками быстро достигать западного побережья Крыма, а также охватывать всю территорию Южной Осетии, Абхазии и Донбасса, в случае, если агрессия Запада против РФ примет угрожающий характер. В свою очередь, сама база надёжно прикрыта силами ПВО Черноморского флота, 37-го смешанного авиаполка и ЗРДН С-400 «Триумф», развёрнутыми в Новороссийске.
Долгое время авиабаза в Кореновске представляла собой не полностью подготовленный аэродром с грунтовой поверхностью и ограниченным числом площадок для взлёта и посадки современных ударных вертолётов, что не позволяло оперативно получать подкрепление бортами военно-транспортных самолётов Ил-76МД, а также одновременно поднимать на воздушную операцию несколько десятков боевых вертолётов различного назначения.
Модернизационными работами на авиабазе в Кореновске занялись с 14 марта 2013 года во время визита главкома ВВС РФ В. Бондарева. Тогда началось строительство новой ВПП, которая позволит принимать борта тяжёлой ВТА. Основные работы на аэродроме длились более 2 лет, при участии самых высококвалифицированных специалистов. Заливка ВПП, строительство новых вертолётных площадок, установка навигационных посадочных систем, возведение вспомогательной инфраструктуры и новых ангаров обойдётся бюджету почти в 7 млрд. рублей.
8 июня 2015 года стало известно, что большая часть работ выполнена и до сдачи объекта ВВС России осталось не более полугода. Новая ВПП имеет длину 2600 метров, а построенные ангары позволят разместить не менее 70 ударно-транспортных вертолётов Ми-24, Ми-35, Ми-28Н и т.д. Оценочные сроки полного укомплектования авиабазы новыми вертолётами – 1,5 – 2 года. Развёртывание вертолётных подразделений оснащённых Ми-28Н и Ка-52 является очень важной частью усиления мощи ЮВО.
Данные вертолёты могут вести боевые действия против бронетехники Молдавии, Румынии и Украины в Приднестровье, атаковать опорные пункты боевиков «ИГИЛ» на Кавказе, препятствованию проникновения на территорию Абхазии и Южной Осетии незаконных военных формирований с грузинской территории. В данный момент 393-я вертолётная авиабаза имеет на вооружении 16 Ка-52 и 12 Ми-28Н, после введения в строй новой инфраструктуры, общее количество этих машин может превысить 50 ед.
Перспективы по расширению вертолётного состава авиабазы могут предусматривать также переброску более совершенных ударных вертолётов Ка-52К, на которых применена возможность использования противокорабельных ракет Х-31АД и Х-35У, а также установлена более мощная МРЛС Х-диапазона для обнаружения и атаки удалённых наземных и морских целей. Ка-52К могут стать неплохим дополнением для Черноморского флота в плане организации более эффективной противокорабельной обороны, к примеру 20 Ка-52К могут взять на подвески 40 ПКР Х-31АД или 80 ПКР Х-35 «Уран», при необходимости вертолёты могут быть переброшены к Приднестровью всего за 3-5 часов, и установить неприступный рубеж обороны для прорыва наших войск, если дальнейшая «блокада» сохранится.
Одним, из самых заманчивых и экономически целесообразных вариантов модернизации 393-й авиабазы могло бы стать оснащение модернизированными версиями палубного вертолёта ДРЛО Ка-31. Известно, что данный вертолёт появился на вооружении 279-го корабельного ИАП из-за «заморозки» проекта палубного самолёта ДРЛО Як-44. Использование вертолёта в целях радиолокационного дозора имеет как недостатки, связанные с низкой скоростью (220-230 км/ч) и радиусом действия до 400 км, так и плюсы, заключающиеся в меньших затратах на топливо, обслуживание вертолёта, а также способность наблюдать за воздушным пространством с низких высот, где есть возможность уйти из под линии визирования стрельбовыми РЛС противника.
Радиолокационный комплекс Е-801 «Око», установленный на вертолёте, представляет собой крупную 6-метровую прямоугольную ФАР, которая способна обнаружить истребитель типа F/A-18E/F на дальности 140 км, а «катер» — более 270 км. Пока никаких сведений о совершенствовании данного РЛК воздушного базирования не поступало, но техническая возможность имеется. Переоборудование «Ока» на базу АФАР с более мощными ППМ смогло бы увеличить дальность работы по воздушным целям до 300-400 км, со способностью сопровождения не 20 (в нынешнем исполнении), а 200 и более целей.
Такие вертолёты способны в несколько раз увеличить возможности ПВО ЮВО и ЧФ при отражении ударов ВТО, а также способности флота по наблюдению за небольшими надводными целями противника, поскольку тенденции регулярного присутствия ОВМС НАТО в Чёрном море на лицо. Использование же более дорогих в обслуживании самолётов ДРЛО А-50У, находящихся на аэродроме ТАНТК им. Бериева в условиях обычной напряжённости менее актуально и необходимо уже при возникновении широкомасштабных боевых действий.
Авиабаза боевых вертолётов в Кореновске станет одним из самых крупных комплексов ВВС России на юге страны, который основательно расширит оборонительные возможности округа, утраченные в период с середины 90-х до начала 2000-х гг.
/Евгений Даманцев/
ну про применение ка-50 в чечне сказку написали. Как мне рассказывали очевидцы, в боевых действиях участвовали только пара ка-50, и те вылетали только после жесткой зачистки звеном ми-24, которые оставляли парочку объектов для показательных пусков нурами из ка-50. Очковали за них сильно. Но вертолет конечно классный, брутальный :). быстрее бы уже на ка-52 произвели переоснащение.