27 декабря 2017 года исполнится ровно 40 лет с момента спуска на воду первого суперкрейсера ПВО корабельных ударных группировок ТАРКР пр. 1144 «Орлан» («Киров», сейчас «Адмирал Ушаков»). Тяжёлые атомные ракетные крейсера класса «Киров» подтверждают правильность российского подхода к формированию главного ударно-оборонительного звена корабельного ордера.

4 корабля серии: «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов» и «Пётр Великий» отличаются самым большим, среди современных крейсеров, водоизмещением в 25000 тонн, длиной 251 м и «авианосной» осадкой 10,3 м.

754916902

Корабли серии разрабатывались для «радикального» повышения живучести КУГ и АУГ ВМФ СССР/России в условиях активного массированного применения противокорабельного и противорадиолокационного ракетного вооружения авиацией и боевыми кораблями стран НАТО, поэтому вооружение, в первую очередь, основывается на мощном зенитно-ракетном вооружении, представленном двумя модификациями КЗРК С-300 «Форт/Форт-М». Их антенные посты-МРЛС расположены на задней и передней надстройках соответственно, и вместе позволяют обстреливать одновременно 12 воздушных целей в режиме непрерывного подсвета ракетами 5В55РМ (48 ракет) и 48Н6Е (48 ракет) из ВПУ Б-204А; также устанавливаются 6 БМ ЗРАК «Кортик» (192 ЗУР) и 8 ВПУ ЗРК «Кинжал» (64 ЗУР).

Суммарные характеристики систем ПВО корабля значительно более высоки, нежели у американской БИУС «Иджис», и один корабль проекта 1144.2 «Пётр Великий» сможет самостоятельно справиться с массированным ударом ПКР средней интенсивности, перехватить одновременно не менее 20 ПРЛР типа «HARM», а также выполнять задачи ПРО от баллистических ракет малой дальности на высотах до 30-35 км и в радиусе 80-90 км.

В качестве основного ударного вооружения использован мощнейший ПКРК П-700 «Гранит» с 20 ПКР 3М-45 в наклонных подпалубных ПУ; комплекс «Гранит» не подпустит ни одну КУГ противника к нашему ордеру ближе, чем на 550-600 км. Всё в проекте хорошо, но только «хуторная» система функционирования ЗРК разных классов дальности, а также систем противолодочной и противокорабельной обороны, не давала покоя многим нашим специалистам в области военно-морского вооружения на протяжении десятков лет.

Данные БИУС имеют название «Аллея-2М»/«Трон» и отличаются лишь односторонним целеуказанием от общекорабельных радиолокационных средств (РЛС «Восход», «Фрегат-М2») антенным постам ЗРК, из-за чего наблюдается своевременное обнаружение и «захват» целей, но не реализуется мгновенная согласованность действий ЗРК по целераспределению при поражении одной из этих целей, т.е. появляется вероятность т.н. «целевой распутицы» при отражении «звёздного налёта» ПКР и на поражение целей может быть потрачено гораздо больше зенитных ракет, чем могло бы быть при наличии современной БИУС типа «Сигма-22350», а проект предусматривался и в качестве источника снижения темпов иссякания боезапаса в корабельном соединении.

Напрягают и технические моменты, связанные с характеристиками ПКРК «Гранит». 20 ракет П-700 (3М-45) могут быть выпущены по цели в одном залпе, скорость полёта в 2650 км/ч и низкая высота полёта около 20-30 м позволяют с одного направления успешно прорывать ПРО системы «Иджис» с одного направления, особенно, если противостоит комплексу не РКр «Тикондерога», имеющий 4 РЛС подсвета AN/SPG-62, а ЭМ УРО «Арли Бёрк», у которого их только 3. Но сейчас всё уже не так просто.

Читайте также  Французские корабли-невидимки

В ВМС США на вооружение поступают перспективные многоцелевые палубные истребители поколения «4+» F/A-18E/F “Super Hornet”. Они оснащаются мощными бортовыми РЛС AN/APG-79 на основе АФАР, которые способны даже без помощи самолётов ДРЛО E-2D «Хокай» обнаруживать тяжёлую ПКР 3М45 с ЭПР 0,4 м2 с расстояния 95-100 км, вооружение представлено новейшими ракетами AIM-120C-7, которые в пределах низких высот имеют дальность до 35-40 км, больших (110-120 км). Целая эскадрилья таких «Хорнетов» может быть выдвинута американской АУГ на перехват нашего эшелона «Гранитов», естественно, что всего 20 крупных ракет явно не хватит для прорыва ПВО во главе с американским авианосцем.

Последние годы, на завершающем этапе постройки фрегата ПВО пр. 22350 «Адмирал Горшков», построенного с использованием технологии «стелс», в прессе и сети всплывало много вопросов и споров относительно необходимости разработки для ВМФ России проекта крейсера и авианосца нового поколения, для дополнения устаревающих «Адмирала Кузнецова» и «Петра Великого».

И вот, 14 мая 2015 года, популярное интернет-издание «Janes.com» сообщает о начале проектных работ по программе перспективного многоцелевого авианосца и эсминца ПВО дальней морской зоны, проектов 23000Е «Шторм» и 23560Э «Шквал» соответственно. Проекты идут практически нога в ногу в КБ Государственного научного центра имени Крылова в Санкт-Петербурге, причём массово-габаритные параметры кораблей наиболее приближены к показателям нынешних пр. 1143.5 и 1144.2.

Водоизмещение тяжёлого многоцелевого авианосца «Шторм» «переваливает» за 90000 тонн, а длина 330 м, как и у американских авианосцев. Размеры заметно увеличены, поскольку корабль предполагает размещение авиакрыла свыше 70 палубных истребителей, в состав которых будут входить МиГ-29КУБ и, вероятно, палубная версия Т-50 ПАК-ФА.

Такой палубный авиаполк вызывает самый оживлённый интерес, так как впервые в мировой практике авианосец будет укомплектован самым современным и «дальнобойным» малозаметным истребителем 5-го поколения, БРЛС Ш-121 которого способна освещать воздушную обстановку в радиусе 400 км (как известно, морской модификации «Раптора» нет, а F-35A/B/C обладает по сравнению с ПАК-ФА откровенно более «слабыми» показателями РЛК AN/APG-81, которая даже немного слабее, чем у «Супер Хорнета»). МиГ-29КУБ тоже имеет преимущества: высочайшая маневренность в энергетическом БВБ и самое богатое «информационное поле» кабины двух пилотов, как и в МиГ-35, способность надёжно прикрывать ближней рубеж вокруг АУГ, также при помощи палубного самолёта ДРЛО, который будет разработан позже.

Читайте также  Авианосцы России: 6 забытых проектов
Суперавианосец пр. 23000Е "Шквал"
Суперавианосец пр. 23000Е «Шквал»

Говоря о проекте перспективного головного суперэсминца УРО пр. 23560 «Шквал», сразу обращаешь внимание на размеры нового корабля: водоизмещение почти в 2 раза превосходит таковое у первых модификаций американского ЭМ УРО «Арли Бёрк», и приближается к 18000 тонн, поэтому корабль можно классифицировать как тяжёлый крейсер ПВО и ПЛО.

Длина корабля составляет 200 м, ширина — 23 м, а осадка – всего 6,6 м. Меньшая осадка позволит более уверенно, чем «Пётр Великий», маневрировать при выполнении задач на мелководье. «Шквал» планируется оснастить газотурбинной энергетической установкой, которая будет разгонять корабль до 32 узлов на максимальном ходу.

Конструкция макета говорит нам о соблюдении всех правил «малозаметности», уведенных в проекте СК пр.22350 «Адмирал Горшков»: все рёбра и образующие корпуса и надстроек корабля почти не имеют прямых углов (бока корпуса выражены припалубным «изломом» с углами наклона 7-15 град, который рассеивает и ослабляет радиолокационное излучение РЛС противника), в наличии множественные элементы с радиопоглощающими покрытиями.

Передняя 3-пирамидальная надстройка высотой свыше 35 метров с МРЛС с АФАР в верхней и второй «пирамиде», делает возможным более дальнее обнаружение и захват низколетящих ПКР и СВН, чем в 2 раза более низкие антенные посты ЗРК С-300Ф/ФМ, либо американская AN/SPY-1A, которая из-за своего ДМ-диапазона работы очень уязвима перед целями приближающимися на фоне водной поверхности. Именно высокое расположение антенного поста КЗРК (вероятно «Полимент-Редут») качественно отличает «Шквал» в плане лучших параметров ПВО/ПРО, естественно и наличие более перспективной БИУС.

На изображении антенный пост МРЛС 3Р41 "Волна" корабельного ЗРК С-300Ф "Форт", установленного на борт БПК проета 1134Б "Азов". Антенный пост расположен в 1,5 раза ниже, чем будет установлена МРЛС нового ЭМ "Шквал", а поэтому и обзор низковысотных целей сильно ограничен, такая же проблема есть и у РКр пр. 1164 класса "Москва"
На изображении антенный пост МРЛС 3Р41 «Волна» корабельного ЗРК С-300Ф «Форт», установленного на борт БПК проета 1134Б «Азов». Антенный пост расположен в 1,5 раза ниже, чем будет установлена МРЛС нового ЭМ «Шквал», а поэтому и обзор низковысотных целей сильно ограничен, такая же проблема есть и у РКр пр. 1164 класса «Москва»

Количество ЗУР 9М96Е2 будет составлять не менее 128 ракет + перекрытие ближнего рубежа 2 боевыми модулями ЗРАК «Кортик» или более совершенными «оморяченными» БМ «Панцирь-С1». В новом суперэсминце «Шквал» проблема малого боезапаса ПКРК, наблюдавшаяся в пр. 1144, также решена. Предполагается оснащение ВПУ для запуска 60-70 имеющихся более компактных и маневренных ПКР типа 3М-54Э «Калибр-НКЭ» или П-800 «Яхонт», скорость которых также приближается к 3М, а ЭПР составляет всего 0,2-0,3 м2. В 2,5 раза больший арсенал таких ракет позволит гарантированно прорвать ПРО АУГ, которую прикрывает воздушное звено «Супер Хорнетов» и 1-2 «Иджиса».

Ракеты 3М-54Э и П-800, помимо меньшей РЛ-сигнатуры, имеют возможность совершать противозенитные манёвры и летать существенно ниже «Гранитов» (порядка 5-7м на подлёте), поэтому сбить их будет непросто. Оценочный боевой потенциал «Шквала» должен превысить качества «Петра Великого» не менее, чем в 2-2,5 раза, окончательная конфигурация корабля станет известна спустя несколько лет, после закладки нового корабля.

ЭМ УРО пр. 23560 "Шквал"
ЭМ УРО пр. 23560 «Шквал»

Макеты будущих проектов 23000Е и 23560Э будут представлены аудитории на «Международном военно-морском салоне-2015», который будет проходить в Северной столице в начале июля 2015 года.

/Евгений Даманцев/

15 КОММЕНТАРИИ

  1. Люди!!!! Хватит строить китайские пагоды на кораблях, это тупик!!!!!! Просто поднимите антенну рлс на допотопном привязном аэростате над кораблём метров на 500 (типа аэростатов заграждения времён войны). Запитка и связь с антенной по кабелю (желательно оптическому), ни в коем случае не радио. Можно прилепить к аэростату электромоторы с пропеллерами, с запиткой тоже по кабелю от корабельной системы и тогда он даже не будет отходить за корму корабля и натягивать трос (хотя это в общем не проблема). Сделайте это срочно на уже имеющихся кораблях и их возможности пво и про резко возрастут!!!! Даже не надо ставить корабль в док для этого!!!

    • Да, согласен. Пара пропущенных ракет или снарядов в надстройку и половина боевых систем и часть командиров небоеспособна.

        • вот именно. надо работать либо над защитой жизненно важных узлов, включая в них и узлы БИУС, либо над ПВО/ПРО. лучше и то, и другое, конечно. а антенна на аэростате… а если, как в мультике, «…поднялся легкий ветерок, и меня унесло в море…»?! тогда уж вертолетную антенну с направленной микропакетной передачей данных — что, собственно, лет сорок как реализовано)))

    • фантазёр малолетний, грызи гранит науки …
      море-окиЯн…это тебе не в ванне кораблики пускать !
      корабль идёт на скорости 30 узлов = 55 км\ч.
      на море дуют ветра( если тебе это не известно)))
      твой дерижОпль будет болтаться, как…
      и вдобавок мешать пуску ракет ))
      в,общем надёжнее мачты крепления для бортовой РЛС только -палуба ! 😉

  2. А главное, как прикольно будет смотреться эскадра с воздушными шариками. Нужно обязательно разных цветов и со значками пацифистов.

  3. зря смеётесь, во время вов корабли использовали аэростаты заграждения, в том числе и для корректировки огня. к тому же когда антенны корабля посечёт осколками, запасные негде взять, а вот аэростатных антенн можно хранить на корабле несколько.

    • во время ВОВ радар на корабле был редкой диковиной, не на каждом крейсере, а то и линкоре! и то шариков там не болталось. это раз. а два — корректировка какого огня? загоризонтного, или батальонного уровня? думаю, последнее… и кто тебе сказал, уважаемый, что подобная «корректировка» использовалась потому, что самолетов-корректировщиков было завались, но вот хотелось полетать на аэростатах? от бедности, мой юный оппонент, от бедности и безвыходности ситуации… за неимением гербовой пишут на клозетной…

    • да есть они. только называются вертолетами, в нашем флоте Ка-27 в модификациях Ка-27Е, Ка-27М, Ка-27РЭП, а также немножко Ка-31. их и применяют. именно в виде выносных антенн. а таскать воздушный шарик… согласен, еще ракеты попускать разноцветные, чтоб уж точно не промазали…

  4. Ракеты нацелены на корпус корабля, так что антенны пострадают в последнюю очередь.

  5. Кстати аэростаты давно не шарики, хотя шутка смешная)). Они чаще выглядят как небольшой дирижабль. К тому же здесь на сайте буквально недавно обсуждали патрульные дирижабли для флота, так почему бы не пойти этим путем?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя