Как правило в споре о значении Ленд-Лиза для СССР в годы Великой Отечественной войны присутствует лишь две абсолютно «полярных” точки зрения – «патриотическая” и «либеральная”. Суть первой заключается в том, что влияние материальной помощи Союзников было весьма малое и не имело какой-то существенной роли, вторая – о том, что Советский Союз смог выиграть войну исключительно благодаря США.
Итак, Ленд-лиз — это программа, по которой США оказывали различного рода материальную помощь своим союзникам во Второй Мировой. Первые шаги в этом направлении были сделаны ещё в конце 1940-го года, когда США и Великобритания заключили т.н. соглашение «эсминцы за базы”, по которому Англии были переданы 50 эсминцев, в обмен на 99 летнюю “аренду» ряда британских баз в различных районах Мирового Океана. Уже в январе 1941-го законопроект о Ленд-Лизе был одобрен американским Сенатом, и фактически был дан «старт” этой программе.
Данный закон предполагал, что США поставляют своим союзникам вооружение, технику и различные промышленные ресурсы. При этом техника, утерянная в боях оплате не подлежит, а оставшаяся техника после окончания войны должна быть полностью или частично оплачена.
Рассмотрим вкратце ситуацию, в которой начиналась данная программа. К началу 1941-го Германия разгромила всех своих противников на европейском континенте, последним «оплотом сопротивления” на тот момент оставалась Англия, которую от захвата немецкими войсками спасало островное положение. Тем не менее, для неё ситуация выглядела совсем не радостной – большая часть имевшейся техники и вооружения сухопутных войск была потеряна под Дюнкерком, экономика едва могла «тащить” войну, в Африке и на Средиземноморском ТВД британские войска не могли противостоять натиску Германии, флот работал в адском перенапряжении, «разрываясь” между несколькими ключевыми «направлениями” и вынужден был защищать предельно растянутые коммуникации, «Империи, где никогда не заходит Солнце”.
Сами же коммуникации находились под угрозой полного перерезания – в Атлантике «зверствовали” «волчьи стаи” немецких субмарин, в этот момент достигших пика своего успеха. В общем, несмотря на победу в Битве за Британию, Англия находилась под угрозой военного и экономического коллапса.
При этом США оставались нейтральной страной, в стране доминирующей являлась политика изоляционизма. С другой стороны, перспектива установления полного контроля Германии над Европой американцев, отнюдь, не прельщала. Логичным выводом было предоставить в большом количестве материальную и военную помощь, необходимую, что бы «удержаться на плаву” Англии, тем более что за спиной Америки была огромная экономическая мощь, и эта помощь могла оказываться без существенного “напряжения». Да, изначально Ленд-Лиз был ориентирован в первую очередь на Британию и в течении всей Второй Мировой она являлась его главным “потребителем”, получив объём помощи в несколько раз больший, чем все остальные страны Антигитлеровской Коалиции вместе взятые.
После нападения Германии на СССР, правительства США и Великобритании одобрили программу помощи для Советского Союза и Ленд-Лиз был «расширен” и на СССР. Поставки начались уже в октябре 1941-го, когда из Англии, на Север СССР отправился первый конвой, получивший обозначение «Дервиш”, следующие «атлантические” конвои именовались аббревиатурой PQ.
Рассмотрим, какое значение для Советского Союза это оказывало. »Основными сторонами” споров вокруг Ленд-Лиза упор делается на те моменты, где вклад Ленд-Лиза был большой, и наоборот. В первую очередь, стоит заметить, что Ленд-Лиз это не столько поставки военной техники и вооружения, сколько поставки различного промышленного оборудования и ресурсов. Когда стартовала программа Ленд-Лиза, ситуация для СССР была практически катастрофической – большая часть «довоенной” армии разгромлена, Вермахт всё ближе и ближе подбирается к Москве, потеряны огромные территории, на которых была сосредоточена колоссальная часть промышленного потенциала.
Сама промышленность по большей части эвакуирована, и разбросана по эшелонам, находящимся на бескрайних просторах страны, продвигаясь в глубинные районы Советского Союза, соответственно возможности восполнения потерь и производства новой техники существенно ограничены. Главным вкладом Ленд-Лиза является то, что в критическое время – конец 1941-го и первую половину 1942-го, он позволил значительно быстрее «развернуться” эвакуированной промышленности, благодаря поставкам дефицитного сырья, станков, оборудования и т.д., что при этом в определённой степени компенсировало «перекосы” советской промышленности, а также неизбежные при её эвакуации потери.
При этом в течении всей войны по ряду ресурсов, поставки по Ленд-Лизу были сопоставимы с собственно производством их в СССР. Это например, производство резины, взрывчатки, алюминия и т.д. Без Ленд-Лиза был существенный риск того, что многие отрасли советской промышленности вынуждены были «раскачиваться” значительно дольше.
Что же касается техники и вооружения, то тут в общей статистике вклад действительно небольшой, однако он был весьма и весьма существенным в первые годы Великой Отечественной. Существовало 4 маршрута поставок военной техники и ресурсов:
1, «Арктический маршрут”. Он является наиболее известным. Этот маршрут проходил из Англии или Исландии (где формировались конвои) в северные порты СССР, откуда уже груз отправлялся к месту назначения. В первые годы войны этот маршрут был самым значимым, т.к. путь по нему занимал всего две недели, а в условиях 41-42 г. на счету был каждый день. Конвои которые двигались по нему, получили наименование PQ — когда конвой шёл в СССР, а когда шёл обратно, аббревиатура менялась на QP.
Первые пять конвоев прошли без потерь, но начиная с конвоя PQ-5 потери стали регулярными. Немцы, быстро осознав значение этого маршрута перебросили в Норвегию все свои крупные надводные силы, а также существенно нарастили группировку подлодок и авиации в Норвегии и начали активную борьбу с союзными конвоями. Их самый крупный успех — это избиение конвоя PQ-17, который потерял 2/3 своего состава и вместе с кораблями которого погибла техника и вооружение, которой можно было бы оснастить целую армию в 50 тысяч человек.
2. Иранский маршрут. Это был самый безопасный, но одновременно и самый долгий путь доставки военной техники. Суммарно, от отправки из США до места назначения путь грузов по нему занимал около 3-х месяцев.
3. Аляско-Сибирская магистраль или АЛСИБ. Данный маршрут использовался для перегона самолётов — американцы перегоняли самолёты на Чукотку, а советские лётчики уже принимали их и перегоняли на Дальний Восток, откуда они уже расходились по нужным частям. Время доставки самолётов этим путём было очень быстрым, но в тоже время этот путь был крайне опасным — если лётчик-перегонщик отставал от группы, заблудился или что-то случилось с самолётом — это была гарантированная смерть.
4. Тихоокеанский маршрут. Он пролегал из портов Западного Побережья США в Дальневосточные порты СССР и был относительно безопасный – идущие через Северную часть Тихого океана транспорты были в существенной безопасности, как правило японские подлодки сюда банально не доплывали, а кроме того, немалая часть грузов возилась и советскими транспортами, атаковать которые японцы не могли. Этот маршрут был относительно долгим, однако именно по нему прибыло свыше половины поставленных ресурсов и материалов.
Как уже говорилось, в конце 1941-го возможности по восполнению потерь у СССР были очень скудные, и тут немалую роль играла Ленд-Лизовская техника. Однако на ключевых направлениях(например под Москвой) её было крайне мало. В конце 19441-го удалось сформировать две резервные армии, оснащённые преимущественно ленд-лизовским вооружением, но они так и не были введены в бой даже в критические моменты Битвы под Москвой, обошлись «своими силами”.
Напротив, на «второстепенных” ТВД процент “иностранной» техники был огромен. Так например, большая часть истребителей на «северном” ТВД Восточного фронта(Ленинград и Север СССР) состояла из «Харрикейнов” и «Томагавков”. Конечно, они уступали в качественном отношении немецким, но в любом случае это было гораздо лучше, чем И-16 и И-153. Ленд-лизовская техника там была очень кстати, особенно учитывая, что именно через Север проходил один из основных маршрутов поставки, а снабжались эти фронты по остаточному принципу.
Особенно большое значение ленд-лизовская техника сыграла в Битве за Кавказ. Из-за критической ситуации под Сталинградом, все советские резервы шли именно туда, а Кавказский фронт получал технику в крайне малых количествах, да и то, устаревшую.
Но к счастью, рядом проходил “Иранский маршрут», что позволяло оперативно восполнять потери. Именно Ленд-Лиз обеспечил 2\3 потребности Кавказского фронта в технике, более того, «увеличивая» её качественный уровень. В частности, приходившие тогда танки «Матильда” и «Валентайн” смотрелись явно лучше безнадёжно устаревших Т-26 и БТ, которыми комплектовался фронт к началу битвы за Кавказ.
Качественный уровень поставляемой по Ленд-Лизу техники в целом был эквивалентным аналогичным советским образцам. Однако можно проследить весьма интересный момент – техника, показывавшая посредственные результаты в армиях “стран-производителей” крайне успешно действовала на Восточном фронте. Например – американские истребители Р-39 «Аэрокобра” на Тихоокеанском ТВД, были весьма посредственными машинами, ненавидимыми лётчиками, а на Восточном фронте они снискали огромную боевую славу, ими вооружалось множество Гвардейских авиаполков, на них воевало множество прославленных советских асов. И именно эти самолёты стали самыми массовыми из “Ленд-лизовских» машин.
Аналогичная ситуация и с бомбардировщиками А-20 «Бостон” – на Тихом океане он показал себя как весьма посредственная машина, а в СССР ими было вооружено до 70% минно-торпедных полков, а сами самолёты стали «любимчиками” советских лётчиков-бомбардировщиков. Напротив, легендарные «Спитфайры” в СССР совершенно «не прижились” и направлялись преимущественно в полки ПВО, фактически не принимая участия в боевых действиях.
Из военной техники, наибольший вклад Ленд-лиза — это грузовики и автомобили. Советская автопромышленность была менее развита в чем других державах, а американцы поставляли их в огромных количествах. К 44-му это позволило значительно повысить манёвренные возможности танковых и механизированных корпусов, в частности. И если по танкам и самолётам доля ленд-лизовской техники составляла около 12%, то тут все 45-50.
В общем, Ленд-лиз да, действительно имел огромное значение в первые два года войны для СССР, и без него действительно было бы как минимум очень плохо. Скорее всего СССР бы и выиграл войну, но с гораздо более тяжёлыми потерями, или не смог добиться столь впечатляющих результатов к 1945-му. Однако стоит заметить следующие моменты:
Как правило, указание процента поставок по Ленд-лизу, служит неким намёком на экономическую слабость СССР, мол, смотрите без Союзников СССР бы погиб и т.д. Однако, стоит заметить, что СССР получил по Ленд-лизу помощь в ЧЕТЫРЕ раза МЕНЬШУЮ, чем Великобритания, которая в отличии от СССР на «ленд-лизовской игле» сидела предельно плотно, а процент американской техники в британской армии был в разы больше. Например, СССР получил 18 тыс. самолётов, в то время как Великобритания, около 32 тыс.
В итоге, если СССР сумел не только выжить в самой кровавой войне в истории человечества, приняв на себя основной удар, но и закончить войну в статусе Сверхдержавы, то Англия наоборот, утратила свой «имперский” статус, после войны быстро скатившись на уровень совершенно рядовой европейской страны, и стала фактически «полу-сателлитом” США.
Вообще, история не терпит сослагательного наклонения, и с не меньшим успехом можно вести спор о том, например, что бы делала Германия без шведской руды и редких металлов.
Самое главное, помогая СССР поставками по Ленд-лизу, Союзники помогали в том числе и себе, т.к. чем успешнее действовала советская армия, и чем больше немецких сил она к себе «притягивала», тем проще было самим же Союзникам. А именно отвлечение большей части немецких сил против СССР позволило добиться побед в Африке и Италии, успешно высадится во Франции, бомбить немецкую промышленность с приемлемым уровнем потерь и т.д.
Оплата долгов по Ленд-Лизу стала существенным камнем преткновения, между СССР и США уже когда бывших союзников разделил занавес Холодной войны. Несмотря на существенную реструктуризацию долгов, тогдашнее советское руководство отказалось по ним платить. Сталин справедливо заявил, что советские солдаты сполна оплатили все долги своей кровью. К сожалению, уже после распада СССР, долги были «переоформлены” на Россию, и в настоящий момент Россия остаётся должна около 100 млн. долларов, срок погашения оставшейся задолженности установлен до 2030-го года.
/Павел Румянцев, voenpolit.su/