7 марта 2015 года, на телеканале «Звезда» была объявлена приятно ошеломляющая новость о возможном возобновлении серийного производства стратегических бомбардировщиков Ту-160 «Blackjack» на базе мощностей Казанского авиационного завда (КАЗ). Сейчас производится глубокая модернизация 15 имеющихся ракетоносцев.

Ранее новость о возобновлении производства Ту-160 прозвучала от председателя правления Объединённой авиастроительной корпорации Алексея Фёдорова в начале октября 2007 года, немногим ранее об этом намерении сообщали и представители ВВС РФ. Планировалось производство 1 нового самолёта примерно раз в 18 месяцев, чтобы к концу 20-х годов был развёрнут полноценный бомбардировочный авиационный полк из 30 Ту-160.

"КАПО им. С.П. Горбунова" планирует возобновление производства стратегических ракетоносцев Ту-160 для установления паритетного с США положения в стратегической авиации до появления первых серийных самолётов программы ПАК-ДА
«КАПО им. С.П. Горбунова» планирует возобновление производства стратегических ракетоносцев Ту-160 для установления паритетного с США положения в стратегической авиации до появления первых серийных самолётов программы ПАК-ДА

Затем данная тема в течении почти 8 лет находилась в «тени», весь взор СМИ и публики был прикован к программе истребителя 5-го поколения Т-50 ПАК-ФА. Но осложняющаяся мировая военно-политическая обстановка, связанная с всеобщей интервенцией американской и западной политики в ослабленные государства вокруг России с ослабленным политическим и военным потенциалом, заставила снова обратиться к продолжению выпуска самого красивого и совершенного бомбардировщика в истории авиации.

Многие считают, что это экономически нецелесообразное решение для российской казны, так как 15 новеньких «Стратегов» обойдутся в хорошую копеечку (около 5 млрд. долларов), и было бы адекватней потратить данные средства на программу ПАК-ДА и модернизацию ВМФ. Может и так, но если бы не новость, пришедшая накануне от секретариата ВВС США.

Программа ремоторизации Ту-160 представляет собой замену на аналогичные ТРДДФ НК-32+, в отличии от предыдущих модификаций, имеет более совершенную компьютеризированную систему управления. Двигатели НК-32 являются самыми мощными реактивными двигателями существующей бомбардировочной авиации и позволяют достигать скорости в 2,1М
Программа ремоторизации Ту-160 представляет собой замену на аналогичные ТРДДФ НК-32+, в отличии от предыдущих модификаций, имеет более совершенную компьютеризированную систему управления. Двигатели НК-32 являются самыми мощными реактивными двигателями существующей бомбардировочной авиации и позволяют достигать скорости в 2,1М

Секретарь американских ВВС Дебора Ли Джеймс сообщила СМИ о переподчинении 63 стратегических бомбардировщиков B-1B “Lancer” и их экипажей из под Боевого авиационного командования ВВС США и вводе в состав 8-й воздушной армии Глобального ударного командования, к которому также приписана 20-я армия ВВС США, на вооружении которой свыше 450 МБР LGM-30G Minuteman III. Одним словом, B-1B переведены в стратегическое звено «ядерной триады» ВС США. К чему бы такой резкий манёвр?

По словам Джеймс, данный перевод предназначен для объединения в воздушную ядерную компоненту всех трёх американских «стратегов» B-52H, B-2 и B-1B, а также перспективного дальнего ударного бомбардировщика по программе LRSB. Но здесь нужно, как говориться, «читать между строк».

Читайте также  Пётр Дейнекин – «О судьбе ВВС откровенно»
Сбываются предположения относительно приближения очередного витка ядерной гонки между геополитическими "полюсами" Мира: ВВС США снова вводят в состав Глобального ударного командования 63 стратегических ракетоносца B-1B "Lancer", которые являются наиболее опасными элементами дальней авиации ВВС США. Вхождение их в ядерную триаду определяет дальнейшую политику западной сверхдержавы
Сбываются предположения относительно приближения очередного витка ядерной гонки между геополитическими «полюсами» Мира: ВВС США снова вводят в состав Глобального ударного командования 63 стратегических ракетоносца B-1B «Lancer», которые являются наиболее опасными элементами дальней авиации ВВС США. Вхождение их в ядерную триаду определяет дальнейшую политику западной сверхдержавы

И B-52H и B-2A имеют отличные стратегические характеристики боевого радиуса действия, солидный практический потолок и максимальную скорость до 1000 км/ч. Последний является самолётом, изготовленным по технологии «Steals» c ЭПР около 0,3 м2, а поэтому способен наиболее эффективно действовать даже в дальнем рубеже радиусов поражения современных ЗРК. Но эти самолёты не имеют способности преодоления современных систем ПВО типа С-300ПС или «Бук-М2» и в спорной ситуации будут легко перехвачены и уничтожены.

Более же быстрые и маневренные «Лансеры» могут в режиме «следования рельефу местности» на высотах около 70 метров проходить некоторые наиболее опасные участки ПВО и углубляться внутрь континента в тех его участках, где ПВО наиболее слаба, а ВВС работают по вопросам завоевания господства в воздухе. Этот самолёт гораздо более опасен, нежели тот же B-52H. Скорость B-1B у земли может доходить до 1150 км/ч, его ЭПР окло 7,5-10 м2 (сравнима с ЭПР F-14A “Tomcat”), поэтому в ночное время суток его можно будет отличить лишь по частоте излучения бортовой РЛС, а также по более мощному инфракрасному излучению 4-х ТРДДФ F101-GE-102.

По параметрам заметности, конечно, B-1B имеет преимущества перед Ту-160 (ЭПР 24 м2), но по остальным способностям, в частности, скорости и оперативности, «Белый Лебедь» обгоняет «американца» почти в 2 раза.

Боевой радиус применения B-1B с комплексом вооружения из КР AGM-86B составляет 8800 км, с одной дозаправкой - свыше 12500 км
Боевой радиус применения B-1B с комплексом вооружения из КР AGM-86B составляет 8800 км, с одной дозаправкой — свыше 12500 км

Сейчас проблема заключается лишь в том, что 15 наших машин совершенно недостаточно для установления паритета с американским B-1B в составе 63 бомбардировщиков, учитывая лучшие ЛТХ российских Ту-160, их количество достаточно увеличить до 30, максимум 35 самолётов. Много размышлений существует относительно целесообразности вложения всех возможных средств в создание перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК-ДА).

Данная программа очень наукоёмкая и по сложности исполнения всех систем будущего авиационного комплекса значительно превосходит программу разработки истребителя Т-50 ПАК-ФА, на текущий момент не существует точных чертежей да и полной концепции нового бомбардировщика. Сейчас рассматривается версия ПАК-ДА, представленная полностью «американизированным» планером «летающее» крыло с двигателями НК-32+ или ПД-30, максимальная расчётная скорость для этого самолёта не более 950 км/ч, а ЭПР около 0,4-0,5 м2, в условиях современной ПВО противника – откровенно-плохой показатель.

Читайте также  Иранские истребители научились перехватывать «любые ракеты»

При этом, давно забытое «изделие 200» ОКБ «Сухого» (Т-4МС), документация по которому «пылиться» уже около 40 лет, был бы куда актуален в условиях современного развития НАТОвской системы ПРО, истребителей «Рафаль» и F-35A. По мнению многих военных аналитиков, Т-4МС, воплощённый в «железе», а не на «бумаге», способен бы был преодолевать любую перспективную ПРО противника: максимальная скорость — 3200 км/ч, потолок – 24 км, скорость полёта у земли до 1300 км/ч и радиус действия – 6000 км… данные характеристики превзошли бы показатели Ту-160 и Т-4МС смог бы оказывать неимоверное психологическое и технологическое давление на ОВВС НАТО, но пока остаётся полагаться на возможности модернизированных Ту-160 и производство ещё 15 машин, в которых «ядерная триада» нуждается не меньше, чем ВВС в Су-34.

На изображении проект бомбардировщика следующего поколения от ОКБ "Сухого", основанный на проекте высокоскоростного дальнего бомбардировщика Т-4МС
На изображении проект бомбардировщика следующего поколения от ОКБ «Сухого», основанный на проекте высокоскоростного дальнего бомбардировщика Т-4МС

Для организации мощностей по производству Ту-160 придётся заново воссоздавать огромное количество различных агрегатов, а лишь отдельным предприятиям осваивать методы изготовления всех сложных узлов самолёта, таких, как внутренние поверхности мотогондол, органы управления, стойки крепления и механизмы выпуска/подъёма шасси, т.е. всё то, что быстрыми темпами и с энтузиазмом выполнялось во времена СССР.

242157f3daf3bc4d7082dfe2a12

Наряду со сложностями с подбором новых кадров, положительной стороной, облегчающей производство, будет вполне современная компьютеризация всех технологических процессов создания новых машин, начиная от компьютерных программ трёхмерного моделирования старых и модернизированных узлов самолёта, заканчивая сложнейшим программным обеспечением, которое возможно будет применяться в отладке обновлённого БРЭО самолёта.

/Евгений Даманцев/

 

9 КОММЕНТАРИИ

  1. Если все по сути заново создавать, то почему бы не сделать Т-4МС? И заодно провести перспективные исследования.

  2. Ну перспективные исследования проводятся постоянно. А заново создавать что либо, порой сразу не получается.

  3. Специалисты, что создавали ТУ-160 уже не работают, технологические цепочки утрачены, сборочные цеха переоборудованы, документация требует обновления — модернизации, перевода в электронный вид. Проще все заново создать, взяв все лучшее.

  4. Вот именно, взять всё лучшее от старого и создать новое. Пример; МиГ -25 в котором сочеталась ультра новое и традиционное старое(типа радиоламп, которые способны надёжно работать при температуре,400°С).

  5. Я считаю восстанавливать надо. Во-первых Ту-160 будет актуален ещё очень долго, а во-вторых в любом случае будет готовая кооперация. И модернизировать, конечно, по полной.

  6. А как же ПАК ДА??? летающее крыло??? Нафига в него десятки миллиардов долларов США вбухали??? Да ПАК ДА ещё не готов, первый полёт если не ошибаюсь 2017 год, но ПАК ДА очень нужен дальней авиации. Если Ту 160 (первый полёт 1981год) может некоторое время летать, то Ту 95 начал летать с 1956 года, это рухлядь которую надо «выкинуть» из состава ВВС. Вот как нужен ПАК ДА хотя он очень дорог, но другого пути НЕТ.

    • Считаете, таки «выкинуть»? Америкосы уже «выкинули» свой лунный проект (если они вообще там были), и где они сейчас? Открою секрет: Современная авиация использует те же принципы, что братья Райт и Можайский.

  7. Я считаю восстанавливать надо. Во-первых Ту-160 будет актуален ещё очень долго, а во-вторых в любом случае будет готовая кооперация. И модернизировать, конечно, по полной. Всё так, Виталий, но есть, очень много но… 1. Двигатели. 2. СНИЖЕННАЯ ЗАМЕТНОСТЬ. 3. Должен летать в «сопровождении» дальнего перехватчика нового поколения, для защиты от хотя бы f 35. 4. должны быть летающие танкеры-заправщики. 5.Применять его следует на значительном удалении, иначе смысл гонять 280 тонн на расстояние 3000-5000 км, и 120 тонн керосина в него залить надо. 6. Если восстановят производство, (сейчас нет даже намёка на восстановление), то, по планам Ту 160м2 должен летать до 2060 года. Не многовато ли?

  8. Насчёт Т-4МС это действительно вы так думаете? В любом случае, его нельзя назвать СТРАТЕГИЧЕСКИМ. По размерам Ту22М3. Да и не до таких проектов КБ Сухого «завалено» работой и продохнуть некогда. 1. Не смотря на «доводку» истребителя Т-50 там есть проблемы. 2. Проект Пак ДП (дальний перехватчик, очень сложный проект) 3. Пак ША штурмовик. 4.Ударный 20 тонный беспилотник. 5. Хотят «модернизировать» Су 34 и назвать Су 34м. И представляете себе с какой «радостью» они смахнут 2 метровый слой пыли с проекта 40 летней давности. Абсурд. Бред. Нелепица.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя