«Рапторы» в утиль

Как осла не наряжай…

Сама программа по созданию F-22 «Раптор» — это большой, даже правильнее сказать, ЛЮТЫЙ win американского концерна Lockheed. Дав в своё время взятку ВСЕМ начальникам штабов в США, которые составляют костяк NORAD и влияют на решения всей американской оборонки, «Локхиды» убили сразу всех зайцев — «вырубили» себе выгодный правительственный заказ, обеспечили себя и свои предприятия на целые годы вперёд.

«Рапторы» в утиль

Сама же подоплёка к созданию самолёта пятого поколения была проста: нужно было что-то, что превосходило бы русских и было первым в мире по всем показателям. «Раптор» стал самолетом, в котором реализованы следующие принципы самолётостроения: полёт на сверхзвуке без использования форсажной камеры, малозаметность, летные характеристики (такие как скороподъёмность, радиус действия и т. д.).

Безусловно, с точки зрения полётных характеристик «Раптор» хорош, однако, что толку от такого самолёта, если применять своё вооружение он не может? Скромный набор огневых средств «Раптора» для поражения наземных средств противника таков: две бомбы GBU-32 по 450кг или восемь бомб GBU-39 по 113 кг каждая. На этом всё.

В силу концентрации на стелс-технологиях «Раптор» был лишён серьёзной бомбовой нагрузки, а «заправка» боеприпасами «под завязку» не позволяет, ВНИМАНИЕ, размещать ракеты воздух-воздух. Безусловно, можно разместить ракеты воздух-воздух на внешних узлах подвески, но тогда самолёт пятого поколения легким движением руки превращается в самолёт поколения 4++, а то и вовсе четвертого.

Золотой телёнок

Однако невозможность полноценного использования «Раптора» в современных реалиях в полной мере ощущается тогда, когда… комиссия сената США по вооружениям начинает выяснять, против каких целей может применяться F-22.

Недавний доклад руководителя службы перспективных проектов Lockheed Martin Джима Харриса говорит о том, что применение F-22 может быть эффективно только против стран, «стратегические объекты которых защищены системами ПВО второго поколения». Попросту говоря, F-22 может летать над каким-нибудь Ираком, Ливией, у которых на вооружении старые системы ПВО типа советской С-75.

Читайте также  Завершились госиспытания бомбардировщиков Су-34

Однако против С-300/400 (и подавно С-500) F-22 бессилен. Специалисты концерна «Ростех» уже в 2012 году доказали на выставке «Росвооружение», что новые системы, которыми уже оснащаются полки С-300 и С-400, гарантированно засекают F-22 едва ли не за тысячу, а поражают за 500 километров.

«При всех своих уникальных качествах F-22 не может использоваться в современных условиях войны«. Таков вывод комиссии сената по вооружениям, который приводит портал «JANES». Американский эксперт в области перспективных вооружений Джей Гарольд Симмонс в своём письме комиссии по вооружениям приводит следующие слова: «Прошу вас пояснить, как вышло так, что самолёт, на который потрачено 80 млрд. долларов не может выполнять возложенные на него задачи«.

«Рапторы» в утиль

В свете выхода более дорогого и еще более сложного истребителя F-35, который по стоимости проекта может легко тягаться с лунной программой США, про F-22, уже устаревающий в техническом отношении самолёт, начали вскрываться разного рода неприятные подробности.

В частности, WikiLeaks в марте 2015 «слил» в сеть данные о «боевом» патрулировании «Рапторов» на территории США. Оказалось, что процент отказа двигателей во время тренировочных полётов был близок к 40, а общий уровень морально-психологической подготовки пилотов для этого самолёта вообще пугает: у 3 из 10 пилотов была выявлена острая медикаментозная зависимость.

«Рапторы» в утиль

Неприятный вывод, к которому после долгих аудиторских проверок пришли федеральные эксперты, навестившие одну из авиабаз США на Гавайях, потряс руководителей ВВС США: «Рапторы смогут эффективно выполнять полёты еще два-три года». Авиабаза ВВС США Хикэм, что на Гаваяйх, одной из первых подверглась внезапной проверке состояния «Рапторов». Поднятые по тревоге истребители показали втрое большее число ошибок и критических «сигналов» системы, чем во время запланированных полётов.

Читайте также  Истребитель Су-35С: теперь их двое

После целого ряда проверок специалисты Lockheed сделали вывод, что F-22, несмотря на длительную эксплуатацию действительно нуждается в доработке… и попросили на это дело у американских властей еще 15 млрд. долларов. Таким подходом, пожалуй, можно удивить кого угодно, но не Пентагон.

К счастью, в Вооруженных Силах США еще находятся здравомыслящие люди. В частности, таким человеком является командующий ВВС США Дебора Ли Джеймс, которая заявила на сенатских слушаниях буквально следующее: «Если силами компании Lockheed не будет предложено устраивающего ВВС варианта модернизации истребителя вплоть до 2016 года, то в 2018 году мы будем вынуждены принять решение о снятии самолёта с боевого применения, патрулирования и любого другого использования в военных целях в виду его неэффективности«.

«Рапторы» в утиль

Утилизация «Рапторов» фактически стартовала. В первую очередь потому, что у США попросту нечем заменить эту уникальную во многих отношениях боевую машину. Стремительно дорожающий F-35, который пытаются из хирургического лазера превратить в универсальный топор войны, вряд ли сможет заменить всю истребительную авиацию в США. Особенно учитывая тот факт, что, помимо истребительной авиации, в США назрел кризис и в нише штурмовой авиации (самолёт А-10 снимают с вооружения и замены ему в данный момент нет).

Брешь в авиационной промышленности военного назначения США такова, что все имеющиеся самолёты пятого поколения уже сейчас заведомо не смогут выполнить возложенных на них задач. И грядущая «утилизация рапторов» в этом провале — только начало. «Косяки», которые обнаружились в «Рапторе» спустя долгие годы эксплуатации, грозят всей программе истребителя пятого поколения полным забвением.

Ситуация с американским чудом инженерной мысли до того серьёзна, что еще пара лет, и «Раптор» будет эффективен разве что на красивых фотографиях и небольших авиашоу внутриамериканского масштаба.

/Дмитрий Юров, voenpolit.su/

14 КОММЕНТАРИИ

    • да вот мне тоже кажется , что это «деза». Самолет вроде хороший по лтх, недостатков конечно тоже много, но с американским бюджетом это мелочи. Очередная «американская интрижка» в попытке выбить бюджет, на те или иные цели.

  1. По поводу самолета раптор F-22 автор прав но есть одно но.
    Специалист.
    Автор говорит о самолете F-22 Блок-20 и блок 25 самый массовые самолеты F-22 но это вовсе не означает что его собираются снимать с вооружения сейчас уже выпускаются F-22 Блок-30, F-22 Блок 32, или F-22 Блок 40, или новейший F-22 блок 42, дело в том что его покрытие создаваемое в 90 годах было не столь практичное плохо переносил морозы и жаркие температуры. Поэтому возможно часть устаревших машин спишут в ути как и F-117.

  2. В статье бред написан. F22 создан для завоевания господства в воздухе т.е. для ведения активного боя против вражеской АВИАЦИИ. В зону действия наземной ПВО врага он входить и не должен, он не ударный самолёт. А вывод, что F22 не может применять своё оружие потому, что «Скромный набор огневых средств «Раптора» для поражения наземных средств противника таков: две бомбы GBU-32 по 450кг или восемь бомб GBU-39 по 113 кг каждая», равносильна фразе — Porsche 911 к сожалению имеет очень слабый двигатель, потому как не способен буксировать телегу с 1,5 тоннами навоза по свежевспаханной пашне.

  3. Все правильно, Димон, только «истребитель завоевания господства в воздухе» должен быть способен действовать в том числе в зоне действия ПВО противника.
    Но шапкозакидательство у автора статьи, конечно, запредельное.

  4. «а «заправка» боеприпасами «под завязку» не позволяет, ВНИМАНИЕ, размещать ракеты воздух-воздух» — неправда. Две AIM-120 и две AIM-9 висят при любой загрузке авиабомбами.

  5. Раз утилизация «Раптора» уже фактически началась, вот условный прототип 6 поколения истребителя.
    Для наиболее точного понимания что есть 6 поколение истребителей, надо точно определить приоритеты в создании подобных систем:
    1. Беспилотность (Проект компании «Сухой Т-50» это считайте почти робот), при необходимости самостоятельно может вернуться на базу и приземлиться. Функции автоматического взлёта пока нет.
    2. Очень широкий набор авиационных средств поражения.
    3. Сетецентрические системы разведки и целеуказания и обмена информацией. (Второго поколения).
    4. Увеличенная дозвуковая дальность полёта (так как на сверхзвуке топливо сжигается со скоростью около 2 тонн в час).
    5. Резкое снижение обыкновенных проводов. На замену проводам придут оптоволоконные высокопроизводительные системы передачи данных (Около 1ГГБ/с, или более, уже есть образцы работающие ещё быстрее 1ГГБ/с).
    6. Системы защиты от перехвата информации например от АФАР. В будущем планируется внедрение систем массированных кибератак на противника с целью выведения из строя компъютерных систем отвечающих за все системы и подсистемы истребителя.
    7. Отдельный компъютер который будет «заражать» вражеские компъютерные системы вирусами.
    8. Пока что кажется фантастикой применение боевых лазеров. (Подобные аппараты очень тяжёлые, энергозатратные, очень дорогие).
    9. Пока что кажется фантастикой изменение формы летательного аппарата в воздухе (не забываем о проблемах прочности летательных аппаратов, центровки, балансировки, устойчивости, управляемости)
    10. Высказывалось мнение, что реально достижимая скорость летательного аппарата 6 поколения не менее 6 000 км/ч, однако уже в теории можно достичь 14 000 км/ч. А как же «тепловой барьер»?
    11. Масса истребителя будет неуклонно расти.
    12.С ростом массы истребителя невозможно будет поднять машину на отрезке приблизительно 350 метров. Реально разогнать истребитель массой например 60 000 кг на дистанции 1000 метров для взлёта.
    13. Для палубной авиации нужно создавать облегчённую версию, с не таким богатым вооружением, возможен вариант самолёта вертикального взлёта и вертикальной посадки, однако истребительные возможности таких машин сильно ограничены сравнительно высокой массой F 35B масса более 27 тонн.
    14. Применение альтернативных бесплатформенных инерционных систем навигации (если GPS/GLONASS внезапно исчезнут.
    15. Вызывает большие сомнения резкое увеличение тяги двигателей. Напомню, тяга современного двигателя изделие 117С не превышает 16 000 кгс.
    16. Возможен пересмотр тактико-технического задания для разработки истребителя 6 поколения.
    Каждый истребитель должен проходить через процедуру «апгрейда» каждые 10-15 лет, иначе проект истребителя не будет соответствовать новейшим требованиям ВКС и Минобороны.
    17. К 2030 году так же появится возможность (на новом техническом и технологическом уровне применение «химических» лазеров, где катализатором процессов может выступать например водород.
    18. Это лишь предварительная и не полная «картина» как мог бы выглядеть прототип истребителя 6 поколения.

  6. Если у «Раптора» столько проблем, то кто тот человек который разрешил «Раптору» путь в армию США? Перечислять проблемные места можно очень, очень долго, вопрос в другом, неужели у Локхида нет специалистов, которые пусть не сразу, но качественно спроектируют машину как «перехватчик», уничтожающий любую воздушную цель. Делать из него штурмовик, не стали, ибо он и так не чемпион мира по манёвренности, тактический бомбардировщик, из него никакой, а как же миллиарды, выброшены на ветер? И вот ещё. Локхид берёт на работу лучших, на выходе у них…хуже чем МиГ 29 (модернизированный)? Теперь можно понять руководство Пентагона. И смех, и грех. Да и слёзы налогоплательщиков.

  7. Локхид действительно что мог то и сделал, но наверняка у Пентагона нервы не железные. И потом, процент отказа двигателей просто не в какие рамки не лезет. Здесь задаются вопросом, а не рано Раптор у утиль отправлять? А в 2020 году появятся новые и очень мощные конкуренты Су Т-50 и китайский J-20. Китаец будет отставать, по БРЭО, двигателям, но китайцы на месте не стоят. Более того, задайте себе ещё один вопрос: почему Раптор не летает над территориями с мощной ПВО? Это же не стратегический бомбер B-2, которому нельзя над территориями с сильной ПВО летать, выходит F22 беспомощный как младенец? Вдумайтесь!!!!! Гарантированное уничтожение цели типа F22 у наземной ЗРК С-400 происходит на расстоянии 500 км. Пентагон ещё одну ошибку на мой взгляд сделал. Был проект YF 23 B, но от «Вдовы» отказались, а эта крупная птица летала бы через океан, и наводила бы животный страх на всю Европу, и у нас повод для беспокойства был бы. А так несмотря на реанимацию, проекта F 22, к огромному сожалению сейчас проект на грани краха.

  8. Принято окончательное решение НЕ РЕАНИМИРОВАТЬ ПРОЕКТ F 22 Слишком дорого. Аминь. Очень много пиарили, до пиарились. Гуано оно и в аффрике гуано. Прощай F 22. Cамый дорогой и бесполезный истребитель в мире. Дальше Америга грезит только проектом Boeing F-X 6 поколения.

  9. Не стала бы Америка реанимировать проект F 22, но с проектом F 35 проблемы будут до 2018 года, может и позже от проблем не избавятся. И вот ещё: Модернизировать до бесконечности невозможно. Далее только 6 поколение, которое надо испытывать, и доводить до ума.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя