В наших многочисленных работах, посвящённых выходу Индии в «большие игроки» мы обычно подчеркивали сильные стороны военно-технического потенциала южно-азиатской сверхдержавы: это и создание организации оборонных разработок «DRDO», сборка узлов российского многоцелевого истребителя Су-30МКИ, работы в сфере создания атомных подводных лодок и «суперэсминцев» класса «Калькутта» и многое другое.

Но «страдает» индийское руководство «синдромом неопределённости», который, так или иначе, имеет свои последствия для обороноспособности государства.

ВВС Индии желают достичь полной технологической гармонии своего многочисленного авиапарка, и в этом стремлении пришли к решению выбора его смешанного состава, что и явилось большой ошибкой. Имея на вооружении 200 истребителей Су-30МКИ, 80 «Tejas» и 47 «Mirage-2000H/TH»,предназначенных для решения задач ПВО, завоевания господства в воздухе и ударов по КУГ, авиапарк лёгких фронтовых истребителей(«боевой авиации на каждый день», предназначенной для нанесения ударов по наземным бронетанковым соединениям и т.д. безнадёжно устаревает.

На вооружении находятся немодернизируемые истребители-бомбардировщики МиГ-27МЛ/UPG и МиГ-21 (которые вполне могли быть доработаны до современного уровня), либо заменены на более совершенные российские МиГ-35. Но в своём контракте на приобретение 125 МФИ индия решила попробовать «европейского», и кинула взор на французские «Рафали».

--_1_~1

Сначала вся бумажная волокита контракта была перенесена с 2014 года на начало 2015. А в этом месяце появились новые причины задержек, главная из которых – увеличение стоимости контракта до 20 млрд. долларов. Очень вероятно, что планируемый визит Нарендры Моди во Францию связан именно со «сложным контрактом», разочарования в чём высказывал недавно Франсуа Олланд.

Индия сама сделала такой выбор, — результат на лицо: предлагаются 125 истребителей по цене свыше 100 млн. долларов США за единицу, причём их элементная база будет заметно «беднее», нежели у французских «Rafale F3R», входящих в структуру блока НАТО.

Читайте также  Проект «Слон»: тяжёлый транспортный самолёт будущего

Накануне немецкий посол в Индии Михаэль Штайнер также сообщил о планах предложить Индии самолёты EF-2000 “Typhoon” компании EADS, но индийская сторона прекрасно понимает, что возможности данного истребителя будут «хромать» перед «рафалевскими» ещё не полностью «наработан» бортовой радиолокатор «Captor-E», да и радиус действия «евроистребителя» в качестве перехватчика на целых 400 км меньше, чем у французского самолёта. Пока Минобороны Индии колеблется, ещё в феврале РФ предложила стороне более совершенную (полноценную) модификацию МиГ-35.

Выбор «Тридцатьпятки» стал бы наиболее приемлемым для ВВС страны, в составе которой более 60% самолётов – российские разработки. Помимо того, что это не только облегчает вопросы с обслуживанием узлов самолётов, оптико-электронное оборудование, установленное на МиГ-35, на порядок превосходит все предлагаемые Европой комплексы. Установленные модули станции обнаружения атакующих ракет ВС-ОАР(верхняя полусфера) и НС-ОАР(нижняя полусфера), привычная носовая ОЛС-УМ, а также лазерно-ИК-ТВ визир ОЛС-К для работы с наземными и низковысотными целями делают наш МиГ непревзойдённым самолётом поколения 4++. А введение в экипаж пилота-оператора закрепляет эти качества.

Кроме того, по желанию заказчика, самолёт может оснащаться перспективными ТРДДФ с ОВТ РД-33МК, которые сделают его не менее маневренным, чем Су-30МКИ. Системы тактической связи Су-30МКИ и МиГ-35 являются однотипными, так как позволяют применять наиболее распространённую среди отечественных истребителей аппаратуру «К-ДлАЭ», позволяющую за 10-секундный период сформировать картину тактической воздушной обстановки между целым истребительным авиаполком из 36 самолётов МиГ/Су.

Т.е. смешанный авиапарк является абсолютно бесперспективной затеей как финансовом, так и в тактическом планах. Общая сумма, выделяемая правительством Индии на тендер «MMRCA» составляет всего 12 млрд. долларов, и МиГ-35 вписывается в него абсолютно по всем параметрам.

pic_63

К тому же затруднения продвижения «MMRCA» уже начали отражаться на более перспективном проекте совместного российско-индийского истребителя FGFA, одурманенные «вымышленными» качествами «Рафалей», индусы начали предъявлять претензии к ТРДДФ АЛ-41Ф1 и БРЛС с АФАР, якобы те не обладают должной надёжностью и качеством. На самом же деле данные изделия не только соответствуют, а и значительно превосходят те, которые установлены на Су-30МКИ..разработаны они чисто под 5-е поколение. Сейчас Индия «затормозила» важнейшую программу «FGFA», дожидаясь итого «MMRCA».

Читайте также  Аналитики Пентагона потребовали бомбардировщик нового поколения

По заявленным ТТХ будущего FGFA и известному набору радиолокационных средств Т-50, даже 10-15 FGFA по боевым качествам приравниваются к 40-60 «Рафалям», ведь самолёт относится к следующему поколению.

sukhoi_hal_fgfa_by_bbb4445-d7cp0wb

Такая нестабильная векторность политики не в лучшую сторону сказывается на обновление индийских ВВС, которые, желая удерживать паритет с КНР, должны в корне поменять целесообразность своих предпочтений.

/Евгений Даманцев/

17 КОММЕНТАРИИ

  1. Индия покупает технологии и производственные мощности, им ни Миги ни Рафали не нужны.

  2. Странная статья. Судить о том, что лучше для Индии может только Индия и никто больше. Они исходят из своих интересов, а статья описывает интересы РФ в закупке у нее же воздушных судов. Там тоже далеко не дураки сидят.

  3. Да, Дмитрий прав, индусам нужны технологии, а не просто самолёты, но и Евгений Даманцев тоже прав. С французами у них пошло явно не по плану.

  4. 35 лет покупают наши танки, а до сих пор не могут наладить их производство. Идея сборки танков из машинокомплектов не прижилась; армия попросила именно русские танки русской сборки. Та же тема с нашими самолетами.

    • Я бы сказал удачный индийский опыт в танках и сборке су30 пытаются использовать и в других областях.
      Российские танки они попросили не потому что не могут, а потому что не успевают к сроку. У них там планы по перевооружению в которые они не укладываются. Вот и встал вопрос вложить дополнительные деньги чтобы ускориться, а потом непонятно что с этой линией сборки делать, или же немного доплатить и получить готовые танки.

  5. Индусы вкладываются в перспективные вооружения.
    Не спорю, МИГ 35 очень хороший самолет. Но о какой перспективности можно говорить когда Российские военные не рассматривают этот самолет для покупок.
    Не знаю чем так впал в немилость МИГ, но почему то военные о легких фронтовых самолетах как будто забыли.
    Могу лишь предположить из за малого радиуса действия легких истребителей и возросших возможностей фронтовых оперативно-тактических комплексов запада.

    • Уже рассматривают. Для начала ОКР заказали что-бы полностью до ума довести, а потом первая партия 30-35 штук хотят.

    • Англичане много чего своего закупать не собираются,но другим, это своё продают. Например; танки «Виккерс»которые разрабатывают и строят, для продажи.

  6. Думаю проблема разнородности несколько преувеличена. Связь по любому стандартизирована и проблем не вызовет. Запчасти все равно покупать. Тут даже некий запас прочности — если с Европой возникнут проблемы, то Россия свои обязательства выполнит. И наоборот 🙁

    • Ну да, арабы же совместили «Леклерк» с БМП-3.
      Почему такое не смогут сделать Индусы, с Рафалем и МиГом.

  7. «одурманенные «вымышленными» качествами «Рафалей», индусы начали предъявлять претензии к ТРДДФ АЛ-41Ф1 и БРЛС с АФАР, якобы те не обладают должной надёжностью и качеством.» а все ли так хорошо? Французы предлагают машину которая уже много лет стоит на вооружении, а наши предлагают самолет которого у самих нет

  8. Мне кажется, что они просто не хотят зависеть от одной страны и на самом деле они покупают и технологии хоть и но и китайцы тоже покупали не только наши самолеты, а сейчас делают свои пусть не совсем хорошие, но ведь делают…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя