Уже в начале мая 2014-го года, война на Востоке Украины разгорелась вовсю. Не сумев подавить восстание на Донбассе в “зачаточной” стадии силами милиции и “демонстрацией силы”, Украина решила сделать это силами уже армии. К “передовым” городам на Донбассе стали стягиваться крупные войсковые подразделения. Казалось, они должны были бы подавить сопротивление восставших в считанные дни, но реальность оказалось совсем другой…

1427299263_6_bcd7c45a

Ополченцы того периода представляли собой жалкое зрелище – тогда их силы состояли из всего нескольких сотен человек, но состоявших в основном из ветеранов Афганистана или людей, приобретших существенные боевые навыки в ходе службы в советской армии. Им катастрофически не хватало вооружения – лишь у небольшого числа были даже автоматы, остальные же были в вовсе вооружены милицейским оружием, охотничьими ружьями или вовсе спортивными винтовками.

Ситуацию удалось улучшить путём захвата окрестных оружейных складов, а кроме того, на помощь ополченцам, как ни странно пришли офицеры и прапорщики украинской армии, служащих на различных складах вооружения и военной техники, и очень желавших улучшить своё благосостояние. Эти офицеры-“зрадники” сумели продать огромное кол-во стрелкового оружия, гранатомётов и боеприпасов к ним, а также противотанковые средства и ПЗРК. Более того, таким образом было получено даже несколько единиц бронетехники.

Численное превосходство украинских войск, и самое главное, в технике и огневой мощи у украинских войск было абсолютно подавляющим. К счастью для ополченцев, украинская армия представляла собой просто вооружённый сброд – практически полностью отсутствовала какая-либо организация и элементарные боевые навыки. Главным противником ополченцев, изначально стали “нацгвардейцы”, как наиболее “мотивированные” бойцы в украинской армии. В силу тотального отсутствия элементарной организации, попытки украинских войск хотя бы прощупать оборону ополченцев раз за разом оборачивались крахом. При этом ополченцы располагали фактически одной “манёвренной” группой из нескольких десятков человек и нескольких единиц лёгкой бронетехники, непрерывно маневрировавшей с одного участка на другой.

Высочайшая мотивация и боевой дух оказывались сильнее подавляющего численного превосходства украинской армии. Вскоре бои приняли своеобразный “позиционный” характер – в силу тотальной неорганизованности украинской армии и предельно малого кол-ва сил у ополченцев, обе стороны выставили на ключевых дорогах блокпосты и начали взаимные обстрелы друг друга. Вскрылась ещё одна неприятная особенность украинской армии – полная деградация системы тылового обеспечения, в результате чего солдаты и “нацгвардейцы” зачастую были полностью лишены даже еды, не говоря уже о боеприпасах, доходило до смешного – “нацгвардейцы” соглашались на временное прекращение огня в обмен на еду.

Читайте также  Настает уж год десятый…

Ополченцы, также проявили себя весьма грамотными бойцами с тактической точки зрения, в отличии от своих украинских противников, и постоянно пользовались их ошибками и просчётами. К примеру, колонна ВСУ остановилась на отдых, совершенно не выставив охранение, после чего внезапно была атакована ополченцами – в результате суммарные потери украинцев составляют почти роту.

Все попытки сколь-либо решительного штурма города со стороны украинцев полностью проваливались. Попытки задействовать авиацию также не увенчались успехом. Уже 2 мая всего за несколько часов украинцы лишились трёх вертолётов – 2 Ми-24и 1 Ми-8, два из которых были сбиты огнём ПЗРК, а один – ПТРК(противотанковые комплексы вполне могут быть использованы как эрзац-средство в борьбе с вертолётами). Каждая украинская атака зачастую заканчивалась тем, что у ополчения прибавлялось военной техники – трофеи непрерывно росли.

Тем не менее ситуация для ополченцев непрерывно ухудшалась. Постоянные локальные успехи не могли коренным образом переломить ситуацию. Во-первых, ресурсы ополчения были крайне ограниченны, особенно боеприпасы. Во-вторых, украинцев было более чем в десять раз больше и они могли позволить себе нести большие потери и “закидывать” мясом. В конце мая ситуация начала существенно меняться и не в пользу ополченцев. Украинцы стянули к городу огромное количество войск, суммарно почти 20 тыс. человек. Самое главное – в их распоряжении было гигансткое кол-во артиллерии, которая начала массированные обстрелы города.

Если противостоять неорганизованным атакам украинских военных ополченцам удавалось, то ответить на подавляющий артиллерийский огонь было просто нечем – у ополченцев была всего одна(!) САУ 2С9 “Нона”, использовавшаяся “на износ”. Счёт убитых и раненых в городе мирных жителей быстро пошёл на десятки. Каждый день обстрелы уносили жизни как минимум нескольких человек, городская жизнь была практически парализована, нетронутых зданий и построек практически не оставалось, были разрушены водоочистная станция и электроподстанции. В ход пошли даже тяжёлые РСЗО “Смерч” и “Ураган”. При этом плотность огня украинской артиллерии была вполне сопоставима с той плотностью, которую обеспечивала в этом районе советская артиллерия 70 лет назад в борьбе с немецкими войсками.

Июнь стал наиболее ожесточённым месяцем в борьбе за Славянск. В это время ополченцы непрерывно добивались локальных тактических успехов, не дав украинцам полностью изолировать Славянск от других городов ДНР. К примеру, попытка перерезать связь Краматорска со Славянском полностью провалилась. Размещённый украинский блок-пост был уничтожен внезапно атаковавшими силами ополченцев, применивших захваченные в боях танки.

Но в конечном счёте, к началу июля ситуация стала для ополчения катастрофической. В виду тотального численного превосходства, украинские силы непрерывно “обжимали” Славянск, блокируя его со всех сторон. 2 июня украинцы взяли Николаевку, посёлок в 12 километрах от города, отрезав единственную нормальную дорогу, связывавшую Славянск с основной территорией ДНР. Стало понятно, что все возможности по дальнейшему сопротивлению у ополченцев полностью исчерпаны. Оставался единственный возможный выход – уходить из города. Несмотря на то, что город был уже окружён, на некоторых направлениях кольцо блокады было “рыхлым”, что позволяло относительно безопасно пройти в ночное время.

Читайте также  Кто ты, «Стрелок»?

Руководством ополченцев операция по прорыву из котла готовилась в строжайшей тайне, основная часть бойцов узнала о неё только непосредственно перед прорывом. Ситуация осложнялась тем, что гарнизон Славянска должен был “вытаскивать” себя самостоятельно, ни о каком деблокирующем ударе из вне речи быть просто не могло.

В ночь на 5 июля 2014-го силы ополченцев начали прорыв, предварительно скрытно оставив оборонительные позиции. Что бы скрыть свои намерения была выделена специальная отвлекающая бронегруппа из нескольких единиц бронетехники, которая наносила удар, атакую украинский блокпост на основной дороге к Краматорску. К сожалению, этот бой для бойцов группы закончился плачевно – их ожидал серьёзный заслон украинцев, а кроме того они ещё и перебросили сюда значительные подкрепления. Группа погибла практически в полном составе.

Однако, жертва этих героев не была напрасной. Пока украинцы вели бой, остальные силы ополченцев, соблюдая строжайшую маскировку просёлочными дорогами вырвались из города. Уже утром украинцы начали окончательных штурм города и к своему удивлению не обнаружили там ни одного ополченца. Более чем двухмесячные бои за город закончились, и не смотря на его взятие, украинская армия так и не сумела добиться главной цели – уничтожить оборонявшихся ополченцев.

Выход из котла ополченцев достоин занесения в учебники по тактике – свыше тысячи человек, со всей имевшейся техникой сумели самостоятельно, без всякой помощи улизнуть из “захлопывающейся” мышеловки. Бои за Славянск стали одним из главных факторов, обеспечивших успех вооружённых сил Новороссии. Эти 2 месяца осады города дали в ДНР и ЛНР время организовать свои вооружённые силы, и именно в боях под Славянском “выковалась”нынешняя “Гвардия”Новороссии. Например именно в этих боях приобрёл широчайшую известность Арсений Павлов, более известный как “Моторолла”. Именно “славянские” отряды станут “пожарными командами”, останавливая и громя украинцев на наиболее тяжёлых участках, в боях под Изварино, Иловайском, Донецком аэропорту и Дебальцево.

/Павел Румянцев, voenpolit.su/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя