Модернизацией «Леклерка» займется Nexter Systems

ВС Франции, являющиеся на сегодняшний день ведущими среди ВС стран НАТО в Европе, поддерживают свой потенциал за счёт сильных ВВС, основанных на достаточно современных многоцелевых истребителях «Рафаль», а также за счёт нахождения в составе флота современных РПКСН «Ле Триомфант» с межконтинентальными баллистическими ракетами, перспективных сухопутных и морских систем ПВО «SAMP-T»/«PAAMS» и ударных комплексов.

Но есть у вооружённых сил мини-сверхдержавы и слабая, вернее, с каждым днём слабеющая сторона. Танковый парк высокотехнологичного западноевропейского государства имеет серьёзные недостатки перед британским и немецким (перед СВ Великобритании – в техническом плане, перед Бундесвером – ещё и в количественном).

В середине марта появилось сообщение польского издания «Altair» о заказе Агентством военных закупок Минобороны Франции (DGA) у компании, специализирующейся на производстве и усовершенствовании бронетехники, «Nexter Systems» широкомасштабной программы по комплексному усовершенствованию 200 ОБТ «некстеровской разработки» AMX-56 «Leclerc».

Модернизацией «Леклерка» займется Nexter Systems

Известно, что это будет первая наиболее крупная программа модернизации французских танков с момента их поступления в войска в 1992 году. Тогда компания «Nexter Systems» имела название «GIAT». Модернизировано будет около половины танкового состава СВ Франции, в которых на сегодняшний день около 400 «Леклерков». В улучшении БРЭО танков (установка новых систем тактической связи, раций) примет участие Лаборатории электроники транспортных средств «Nexter», базирующая на площадке «Versailles-Satory» близ Парижа.

Ранее она была известна модернизацией тяжёлой 6х6 боевой машины AMX-10RC, на которую была установлена новая башня с 40-мм АП «CTAS», модулем с 7,62-мм пулемётом, направляющими ТПК для ПТРК по обеим сторонам башни. 40-мм пушка имела огневое превосходство перед 30-мм АП, её бронепробиваемость достигает 75-85 мм, а угол возвышения до 45 градусов позволяет машине вести боевые действия в горах.

На «Леклерках» также будет усилена бронезащита днища корпуса, эквивалент лобовой защиты от БОПС и КС. Чтобы подробнее оценить масштабы модернизации, окунёмся в текущие сведения о конструкции танка и найдём имеющиеся недостатки.

Модернизацией «Леклерка» займется Nexter SystemsТакже будет произведена модернизация 8 БРЭМ DCL на базе танка «Leclerc»

При проектировании ОБТ АМХ-56, специалисты «GIAT» старались полностью следовать военной доктрине Франции, и оснастить СВ быстроходным, относительно лёгким и высокотехнологичным танком, способным оперативно действовать на Центральноевропейском ТВД. При этом, помимо подвижности, в приоритет было уменьшение площади наиболее уязвимой лобовой проекции до цифры не более 2 м2; всё получилось – она составила 1,6 м2 против 2,7 у американского М1А1 и вплотную приблизилась до показателей российских ОБТ.

Но французы, как и все страны Запада, всегда стремятся к повышенной комфортабельности своей техники, поэтому недостаточное «обжатие» силуэта башни вокруг боевого отделения не позволило сильно уменьшить забронированный объём «Леклерка» и сделать дельтовидный уклон бронебортов башни в сторону её кормы, поэтому также не была реализована должная бронезащита танка в углах безопасного маневрирования +/- 35 от курса пушки.

Читайте также  Армия США: задавим русскую десантуру броней и огнём

Забронированный объём AMX-56 составляет 17,5 м2, у Т-90С – около 12 м2. Вследствие этого, не могла не пострадать и лобовая бронезащита танка: стойкость от бронебойных оперённых снарядов – это всего 620–650 мм эквивалента (защищает лишь от американского БОПС М829А2 и российского БОПС ЗБМ-42М «Лекало», ЗБМ-48 «Свинец» и М829А3 способны пробить подобную броню).

Стоит отметить, что подобная бронезащита характерна для российских ОБТ, разработанных в конце 80-х гг. и с отсутствующими блоками ДЗ. Например, ОБТ Т-80У с ДЗ «Контакт-5» имеет бронезащиту порядка 740-780 мм, Т-80УД – аналогично. Современные ОБТ Т-90С могут похвастаться показателем практически в 900-1000 мм эквивалента по курсу башни и 830 мм в углах безопасного маневрирования +/-30 град.

Такие ОБТ, как М1А2 и «Леопард-2А6» и «Челленджер-2» имеют показатель в 850-900 мм, как видите «Леклерк» значительно уступает как российским, так и другим западным машинам. Защита от кумулятивных снарядов составляет порядка 1150 мм и может быть поражена таким ПТРК, как «Корнет-Э»/«Хризантема-С, защищая лишь от таких комплексов, как «Метис-М» или «Конкурс». Заявленная французскими инженерами стойкость крыши башни от КС в 550-600 мм выглядит просто фантастически и вообще не граничит со здравым технологическим анализом, так как даже теоретически не может соответствовать лобовой броне танка Т-80Б.

Модернизацией «Леклерка» займется Nexter SystemsНа изображении представлена схема бронирования ОБТ AMX-56 «Леклерк». Заметно очень быстрое уменьшение физического габарита бронеплит на скуловых участках башни с 640 до 350-400 мм, бортовые листы башни имеют габарит всего 300 мм, бронезащита танка откровенно хромает перед другими западными и российскими образцами

Модернизацией «Леклерка» займется Nexter SystemsНа этом фото из сборочных цехов «GIAT» видны основные узлы и слабые зоны проекций башни танка АМХ-56

Что касается ходовых качеств танка «Леклерк», то они, как и ожидалось,- на высоте. Удельная мощность в 27 л.с./т обеспечивается мощным дизелем с газотурбинным наддувом V-8X мощностью 1500 л.с., масса танка осталась в пределах разумной – 54600 кг и является самой малой среди западных ОБТ. Скорость танка по шоссе составляет около 72 км/ч, запас хода – 550 км, подвеска гидропневматического типа.

Касаемо вооружения танка также не может быть претензий армии. Установленная 120-мм гладкоствольная пушка CN 120-26 имеет длину 52 калибра (L52), по огневым качествам она сравнима с немецким орудием Rh-120/L55 и российской 2А46М-5, начальная скорость бронебойных снарядов доходит до 1,75 км/с, что несомненно выше, чем у американской пушки М256(L44) – около 1600 м/с и британской нарезной L11A5(L55) – 1500 м/с.

Боекомплект орудия составляет 40 выстрелов, 22 из которых находятся в автомате зарядки (танк имеет 3 члена экипажа, как российские и китайские машины). Отдельным достоинством танка считается высокоавтоматизированная ТИУС (танковая информационно-управляющая система), которая выдаёт экипажу подробнейшую тактическую, навигационную информацию, а также позволяет обмениваться информацией с другими боевыми машинами и проводить компьютеризированную диагностику неисправностей в СУО.

Читайте также  Экспериментальный тяжёлый танк «Объект 770»

СУО полностью цифровая, имеет открытую архитектуру: обеспечено управление всеракурсным панорамным прицелом командира HL-70, гироскопически стабилизированной платформой с ИК-ТВ-каналами визирования с приближением 10Х, также установлен комбинированный прицел наводчика HL-60, представленный двойным ТВ-оптическим дневным каналом с 10Х приближением, а также лазерным дальномером. Тепловизор наводчика «Atos» также имеет второй канал для вывода изображение на прицел командира, имеется и так называемый дульный визир, который применяется для проверки нулевой линии прицеливания.

Танк оснащён полным спектром спаренного пулемётного вооружения. С пушкой спарен американский пулемёт  M2HB-QBC (прицельная дальность – 1,83 км) который служит как для пристрелки, так и для поражения легкобронированной техники. Также на крыше башни установлен французский съёмный пулемёт калибром 7,62-мм AAN F1 с прицельной дальностью около 1,2 км, боекомплект к пулемётам 800 и 2000 выстрелов соответственно.

Модернизацией «Леклерка» займется Nexter SystemsНа этом изображении 3 возможных метода модернизации башни танка «Леклерк»: 1 и 3 – с помощью дополнительных блоков/модулей спецбронирования, 2 – с помощью крупных лобовых клиновидных контейнеров со спецнаполнителем, как у модификаций «Леопард-2А5/6/7»

Разработчики «GIAT» отдали предпочтение не ДЗ (бытует мнение о высокой опасности ДЗ при её активации в момент нахождения с танком дружественной лёгкой бронетехники и пехотных подразделений), как наши танкостроители, а применили модульное бронирование со сложной многослойной структурой блоков, представленной (снаружи-внутрь): сталью с противоснарядной стойкостью, сталью высокой твёрдости, керамико-стеклопластиковым спецнаполнителем с противокумулятивным потенциалом, тефлоно-стеклопластиковым подбоем, армированным углеродноволоконной сеткой, последний внутренний слой защищает экипаж от возможного поражения фрагментами керамического наполнителя, разрушенного мощным фугасным или кумулятивным действием извне.

Но, несмотря на достаточно малое количество уязвимых зон лобовой проекции башни и сложной и быстрозаменяемой модульной брони, общая стойкость лба и бортов недостаточна, что требует серьёзных и быстрых технических нововведений от компании «Nexter». Ясно и то, что после усиления донной бронеплиты корпуса от противотанковых мин и модернизации броневых модулей, масса танка может возрасти до 58-60 тонн, что заметно ухудшит качества подвижности и потребует поиска решений для повышения мощности существующей силовой установки, но для французской армии эта игра ценой 0,33 млрд. евро «стоит свеч»: после доработки танки смогут прослужить ещё 25 лет и будут введены в состав тактических батальонных групп GTIA.

Модернизацией «Леклерка» займется Nexter Systems

Интеграция в существующую ТИУС танка более современных и высокоскоростных шин обмен информацией и связи в совокупности с улучшением бронезащиты до уровня 800-850 мм позволит обогнать французам все имеющиеся на вооружении НАТО танки.

/Евгений Даманцев/

4 КОММЕНТАРИИ

  1. вышебные панели с бое укладкой в кормовой части башни впервые придумали французы на танке МХА-40 гораздо раньше чем американцы и немцы на танках Леопард-2 и Абромс М1

  2. Специалист
    У танка Леклерк уже стояла толстостенная термоупрочненная капсула в кормовой части башни подача всего одного снаряда за время около 1 секунды механической рукой во многом улучшает безопасность в отличие от Леопарда и Абромса где требуется только ручная подача. В капсуле предусмотрены в случае подрыва боекомплекта специальные системы перекоса бое укладки в случае подрыва в передней части находятся также в отделяемым от экипажа также термоупрочненным контейнере с ручной подачей в танке Леклерк Блок-2 возможно 2 подачи боеприпасов ручное и автоматическое. Хотя многие такие навороты как ИК и лазерные датчики датчики давления и температуры делают этот танк очень дорогим.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя