В то время как всё внимание Запада приковано к ситуации, разворачивающейся вокруг освобождаемой армией ополчения Новоросии, оперативная обстановка на Ближнем Востоке продолжает неумолимо изменяться, причём далеко не в лучшую для американцев сторону.
С пентагоновского «крючка» полностью сорвался Египет: в марте месяце Российская Федерация начинает поставки в страну ЗРК С-300ВМ «Антей-2500», а по неофициальным данным ещё и 12 многоцелевых истребителей Су-30К, причём контракты заключены без требования соблюдения Египтом определённых политических обязательств, на что обычно указывают своим партнёрам США. Россия считает нужным придерживаться именно такой линии поведение со своими партнёрами, и как можем видеть – это будет «фирменная» черта российского внешнеполитического аппарата, как главного государства, продвигающего концепцию «многополярного мира».
Россия чётко пронаблюдала в нынешнем египетском лидере Абделе Ас-Сиси черты борца с американскими устоями на всём Ближнем Востоке, и поэтому будет оказывать этой стране всю необходимую помощь в укреплении своих позиций в регионе, как это было в последней четверти ХХ века.
И это только первые «звоночки» меняющегося стратегического баланса. 8 марта сайт «The Algemeiner» опубликовал информацию о разработке новой стратегической крылатой ракеты Ирана, которая скоро пойдёт в серию для вооружённых сил исламского государства. Речь идёт о крылатой ракете «Soumar»(«Соумар») с дальностью около 2500 км. По сообщениям ливанского телеканала «Аль-Манар», министр обороны ИРИ Хусейн Дахган в воскресенье представил новое изделие, относящееся к стратегическим ракетным вооружениям.
Крылатая ракета «Соумар» — новинка современной ракетной промышленности ИРИ. Сделана на базе российской СКР Х-55, имеет дальность 2500 км, скорость полёта около 0,8М. Самое главное, что отличает её от китайской DH-10 — классическая конструкция силовой установки, где ТРДД вынесен за пределы фюзеляжа КР в отдельной мотогондоле, это упрощает конструкцию, но в то же время увеличивает радиолокационную заметность ракеты
Из недавно полученного фото можно сделать вывод, что стратегическая крылатая ракета является полной копией российской ракеты Х-55, разработанной в НПО «Радуга» в 1983 году. На ракете отсутствуют конформные топливные баки, что заставляет отнести её к ранней версии Х-55 (конформные баки с ёмкостью 0,26 тонны установлены на более совершенной Х-55СМ, её дальность 3500 км). Аэродинамические плоскости ракеты (оперение) по форме также соответствуют Х-55, конструкция крепления малогабаритного одновального ТРДД в отдельной мотогондоле также аналогична.
Не так давно была презентована «Белая книга G8: Борьба России с распространением оружия массового поражения», в которой чётко упоминается факт продажи украинской стороной 7 СКР Х-55 Китаю и 5 Х-55 – Ирану, и было бы очень наивно полагать, что Китай и Иран не воспользуются данными экземплярами для укрепления своего военного потенциала. Таким образом, Украина, сама того не осознавая, подложила американцам большую «свинью», которая на данном этапе значительно ослабит позиции НАТО в регионе.
На изображении представлена модификация ракеты «Соумар» класса «земля-земля» («земля-корабль», «корабль-земля»), т.е. наземного, либо корабельного старта,- она оборудована специальным стартовым ускорителем с блоком из четырёх развитых решётчатых аэродинамических рулей.
На данном этапе ИРИ не имеет на вооружении модернизированных тяжёлых бомбардировщиков-ракетоносцев типа Ту-16 или Ту-22М, а поэтому приемлемым становится лишь использование с наземных мобильных пусковых установок, в разработке которых хорошо преуспели иранские специалисты. Вполне возможно, что в будущем, при китайской помощи, в Иране получат практику производства универсальных подпалубных ВПУ, что позволит применять ракету в морской модификации, как, к примеру «Томагавк», но пока остановимся на возможностях комплекса с использованием наземных ПУ.
Иран является достаточно большим государством (около 2260 км в поперечнике), а поэтому использование крылатых ракет с дальностью 2500 км на Ближнем Востоке определяет очень большие оперативно-стратегические возможности для СВ Ирана. Запущенные с северных участков страны ракеты «Соумар» способны менее чем за час достигнуть стратегических объектов НАТО в Турции, за 3 часа достигать юго-западного побережья Италии, границ Польши и стран Прибалтики; при запуске с южных регионов Ирана в зоне поражения оказывается около 2000 км Арабского моря и Индийского океана и вся территория Саудовской Аравии, которая является одной большой военной базой США.
Таким образом ВС Ирана способны легко остановить многочисленную АУГ ВМС США, подходящую к Ормузскому проливу ещё задолго до появления возможностей применения многоцелевых палубных истребителей F/A-18E/F «Super Hornet», нанеся упреждающий МРАУ несколькими десятками крылатых ракет «Соумар».
Конечно, США также прибегнут к ракетному удару с помощью «Томагавков» и смогут нанести определённый ущерб иранским силам, но использование ВВС Ирана перспективных российских ЗРК и собственных систем ПВО ослабят удар ВМС и ВВС США, а мощный и точный удар копий Х-55 по одиночной морской группировке США не смогут остановить даже несколько эсминцев и крейсеров системы «Иджис». Нанесённые повреждения будут несовместимы с дальнейшим ведением боевых действий.
И это только при использовании крылатых ракет, а ведь у Ирана есть ещё один стратегический актив – баллистические ракеты средней дальности.
Двухступенчатая баллистическая ракета СВ Ирана «Саджил-2» может доставлять БЧ массой 700 кг на расстояние 2500 км, 500 кг – около 3000 км. При совместном массированном применении с КР «Соумар», иранская армия может нанести ощутимый ущерб войскам коалиции не только на Ближнем Востоке, но и в Восточной Европе
Самая известная ракета – двухступенчатая «Саджил-2». Её дальность также достигает 2500 км, а скорость на стартовом участке траектории значительно увеличена. Круговое вероятное отклонение по сравнению с первой версией ракеты уменьшилось почти в 2 раза, а поэтому ракета может быть применена не только против площадных скоплений техники, но и против хорошо укреплённых опорных пунктов и стратегических объектов противника.
Роль ракеты «Саджил-2» на сегодняшний день очень велика: её главные цели – стратегические объекты ВС Израиля, а также военная инфраструктура стран НАТО в Восточной и Центральной Европе. Зная тенденции укрепления обороны в рамках «ЕвроПРО», нынешнее количество ракет средней дальности «Саджил-2» не в полной мере соответствует реалиям, по этой причине Иран сделал ставки также и на крылатые ракеты большой дальности. Данные ракеты имеют ряд серьёзных преимуществ перед баллистическими ракетами. Обладая в разы меньшей скоростью полёта, ракеты имеют куда более меньшую стоимость, большую производительность производства, а также и тактические преимущества.
Благодаря небольшим размерам (примерно 6000х500 мм) ракеты «Соумар» имеют низкую ЭПР около 0,3 м2, а поэтому имеют в 2 раза меньшую дальность обнаружения радиолокационными средствами ПРО противника (вторая ступень БРСД «Саджил-2» вместе с ГЧ имеет ЭПР, сопоставимую с истребителями поколения 4+, не менее 2,5-3 м2), эта небольшая дальность становится ещё меньшей при учёте профиля полёта крылатой ракеты с траекторией высотой 40-50 метров, тогда дальность ограничивается радиогоризонтом.
К примеру, нижняя граница зоны поражения ЗРК «Patriot» — 50…60 метров, при этом крылатая ракета, во-первых, оказывается практически вне досягаемости американской системы ПВО, во-вторых, если всё-таки МРЛС AN/MPQ-53 захватит её, то при высоте полёта 50 метров дальность перехвата большинством зенитных ракет снижается до 30-35 км и оставляет минимум шансов для перехвата. К тому же, гибкость применения крылатой ракеты «Соумар» находится и в низкой скорости, благодаря которой ещё задолго до пуска, расчёт может ввести в БЦВМ ракеты специальную траекторию, которая будет проложена в обход мощных скоплений ПВО врага, и пролегать над наиболее сложным рельефом местности для минимизации возможного перехвата.
Не будем исключать из анализа применение противником самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и перехватчиков, которые всегда принимают участие в отражении ударов различными СВН. Современные модификации E-2D и E-3C частично избавили от проблемы с дальностью обнаружения воздушных целей на фоне подстилающей поверхности, и, скорее всего, они смогут легко обнаруживать и давать целеуказание по эшелонам иранских крылатых ракет таким тактическим истребителям, как F-15C или F/A-18E. Но и они не смогут перехватить весь «поток» из нескольких десятков крылатых ракет.
Для дальнего перехвата США и союзники могут уповать лишь на ракеты «воздух-воздух» AIM-120C-7,8, которых ещё до сих пор не так много в частях ВВС. Если говорить о попытках ВВС США ударить по наземным ПУ ракет заблаговременно, то вероятность успеха здесь будет также невелика. «Взломать» современную и мощную систему ПВО Ирана с центральным и хорошо компьютеризированным штабом, расположенным в одном из подземных бункеров в центре государства будет очень непросто, в скором будущем Иран, как и Египет должен получить от РФ зенитно-ракетные системы С-300ВМ «Антей-2500».
Если шахтные пусковые установки ракет «Саджил-2», либо «Шихаб», американским ВВС уничтожить будет возможность (даже при мощной ПВО пара-тройка крылатых ракет противника с противобункерной БЧ может прорваться), то мобильные ПУ небольших крылатых ракет «Соумар» поразить будет почти невозможно: замаскированные под любой из видов большегрузного и среднего транспорта, сотни ракет могут быть распределены по наиболее удалённым участкам ИРИ, а затем одновременно применены по противнику, по сути та же история, что и с нашими «Тополями» и БЖРК «Молодец», только калибр, дальность и скорость разные.
Крылатые ракеты могут нести как обычное тактическое, так и ядерное снаряжение, а поэтому, с учётом большей гибкости и мобильности применения, на нынешнем этапе развития ракетных технологий в СВ Ирана стоят на более привилегированном месте, чем даже баллистические ракеты.
/Евгений Даманцев/