О разработке перспективного авианосца для ВМФ России

На протяжении нескольких последних лет идут обсуждения возможного строительства нового авианосца для военно-морского флота России. Сроки начала эксплуатации такого корабля пока не оглашались. Более того, до сих пор отсутствуют сведения о предполагаемом облике нового авианосца. На днях главком ВМФ адмирал Виктор Чирков сделал несколько заявлений о планируемой программе строительства авианосца.

2 марта в ходе рабочей поездки в Коломну адмирал Чирков заявил, что в настоящее время продолжаются работы по определению облика перспективного авианесущего корабля для российского ВМФ. Кроме того, главком отметил, что флот получит подобный корабль. К работам по перспективному проекту привлечен ряд научно-исследовательских организаций судостроительной промышленности. При этом все работы ведутся в полном соответствии с требованиями командования военно-морского флота.

О разработке перспективного авианосца для ВМФ России

Главком ВМФ пока не стал раскрывать подробности проекта и обошелся общими формулировками. По его словам, основное требование к новому кораблю – наличие широких возможностей как с точки зрения использования палубных самолетов и вертолетов, так и в плане эффективности боевой работы в составе разнородных сил. Кроме того, В. Чирков отметил, что тактико-технические характеристики нового авианосца должны отвечать требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.

Адмирал Чирков не затронул тему примерных сроков строительства перспективного корабля. По последним данным, озвученным осенью прошлого года, новый авианосец будет построен и передан флоту не ранее второй половины двадцатых годов или в начале тридцатых. При этом его строительство будет весьма сложным и длительным. В середине февраля начальник морской авиации ВМФ генерал-майор Игорь Кожин рассказал, что на строительство, испытания и отработку авиационной группы для нового авианосца уйдет до 8-10 лет.

Тем не менее, в дальнейшем возможно значительное сокращение сроков проведения работ. После испытаний, отработки и исправления недостатков весь цикл строительства и испытаний может быть сокращен более чем вдвое – до 3-4 лет. Однако для выхода на такие темпы строительства требуется построить и испытать головной корабль перспективного проекта.

Определенные вопросы пока вызывают сроки начала строительства головного авианосца нового типа. Дело в том, что, несмотря на ряд сообщений последнего времени, министерство обороны пока не собирается инициировать строительство. Ранее сообщалось, что в текущей Госпрограмме вооружений, определяющей расходы на переоснащение вооруженных сил в период до 2020 года, отсутствует какое-либо финансирование строительства авианосца. Таким образом, закладка корабля может состояться только в период следующей Госпрограммы, не ранее начала следующего десятилетия.

Читайте также  Новый авианосец ВМС Франции «Porte-Avions 2»

В отечественных СМИ встречается и иная информация, касающаяся причин задержки начала строительства. Наиболее вероятной площадкой для строительства авианосцев можно считать северодвинский завод «Севмаш». Не так давно на этом предприятии началась реконструкция наливного бассейна. В обозримом будущем бассейн будет использоваться при ремонте кораблей «Адмирал Нахимов», «Петр Великий» и «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». После окончания ремонта кораблей и реконструкции наливного бассейна может начаться строительство нового авианосца. Тем не менее, подтверждений подобной информации пока не было.

Как следует из имеющейся информации, Министерство обороны пока не приказывало начать разработку технического проекта, по которому будет строиться новый корабль. При этом последние заявления главкома ВМФ вызывают некоторые вопросы. Из слов адмирала Чиркова следует, что командование флота сформировало некие требования к перспективному авианосцу, в соответствии с которыми ведутся разработки. Как именно выглядят эти требования, к сожалению, не сообщалось.

С лета 2013 года специалисты и интересующаяся общественность обсуждают новые разработки отечественных судостроительных организаций. Несколько раз на различных выставках демонстрировались макеты перспективного авианосца, демонстрирующие идеи конструкторских бюро. Свои варианты корабля предлагают Крыловский государственный научный центр и Невское ПКБ. При этом Невское ПКБ вело проработку сразу трех проектов авианосцев с различными характеристиками и водоизмещением от 50-55 до 80-85 тыс тонн.

В феврале прошлого года гендиректор Невского ПКБ Сергей Власов рассказал не только о существовании трех проектов, но и других аспектах гипотетической авианосной программы. По его словам, стоимость легкого авианосца может достигать 100-130 млрд. рублей, тяжелого – 200-280 миллиардов. На проведение работ потребуется около 10 лет. Началу полноценных проектных работ мешало отсутствие соответствующего решения министерства обороны. По некоторым данным, военные должны были принять решение уже в 2014 году.

Читайте также  Роль авианосцев в ядерном конфликте

Примерный облик перспективного авианосца, по понятным причинам, еще не определен и потому является предметом обсуждений. Существующие предложения представляют определенный интерес. Так, Крыловский государственный научный центр в последнее время регулярно демонстрирует макет перспективного авианосца своей разработки. Этот проект предлагает строительство корабля с четырьмя стартовыми позициями для самолетов. При этом два старта расположены у носового трамплина, а два других – на угловой палубе и, возможно, должны оснащаться катапультами.

Схожую комбинированную схему ранее предлагалось использовать на авианосце «Ульяновск». По другим данным, на угловой палубе тоже имеется трамплин, а катапультами оснащены все четыре старта.

Из фотографий макета следует, что такой вариант авианосца сможет нести авиагруппу, состоящую из нескольких десятков самолетов и вертолетов различных типов. На палубе макета замечены макеты палубных истребителей МиГ-29К, а также гипотетический палубный вариант самолета Т-50. Кроме того, авианосец должен будет нести группу вертолетов различного назначения, однако модели такой техники отсутствовали на макете корабля.

В середине февраля были опубликованы новые фотографии макета перспективного авианосца. На палубе макета присутствуют модели вертолетов и самолетов дальнего радиолокационного обнаружения. Примечательно, что в макетах вертолетов без труда угадываются машины фирмы «Камов», а в роле самолетов ДРЛО выступает некая неизвестная техника. Все это выглядит весьма оптимистично и позволяет надеяться, что для повышения боевых возможностей перспективного авианосца действительно будет разработан палубный самолет ДРЛО.

Как видим, министерство обороны России и командование военно-морского флота приняли решение о строительстве нового авианосца, хотя точные сроки реализации такого проекта, похоже, еще не определены. Уже ведется разработка некоего проекта, который, как минимум, ляжет в основу новой программы. Пока крайне мало официальной информации о новом проекте, из-за чего остается только ждать новые сообщения о проведении тех или иных этапов проекта.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

14 КОММЕНТАРИИ

  1. Да уж. Судя сколько времени строился головной фрегат и то что он еще ине введен в строй, а такжесроки строительства серийных корветов в 4года, заявленых официально- то не 10 лет, а все15_20 уйдут на строительство авианосца
    Зато для импортных друзей строим быстро и в срок. А для своих в свободноевремя…..

    • Я вам больше скажу, до 2020 года можете точно забыть про авианосец, если и начнут реальное строительство и то Если, то к году 22-25. Это мегасуперэкстра сложно, авианосцы это квинтисенция каораблестроения и новейших технологий…. А про сроки стройки это все условно, можете смело года на 2 минимум увеличивать срок сдачи )

  2. Индийцам стрили новейшие корветы за наши кредиты, а потом промелькнула инфа, чточасть кредитов им списали- что бы они вноаь заказали у нас корабли.А пстроили им задолго до того как заложили для себя. Вот такая кормежка

    • Как-то мрачно и штампованно.
      Под это можно что угодно списать, даже закупку картошки для войск.

  3. Судят Васильеву, Сердюков свидетель, а Славянка продолжает воровать бабки по всей стране. Получает бюджетные бабки на расходы, но при этом не тратит на нужды войсковых частей. Замудрили систему доверенностей так, что Славянка плательщик по договорам, но ни за что не отвечает, а командиры частей остаются крайними, так как доверка разрешает заключать 5 видов сделок. Контрагент идет в суд, а Славянка не при делах, всё командир виноват, а ему деваться некуда часть должна фунциклировать. Посмотреть судебную практику по Славянке по всей стране кидалово идет. До сих пор Славянка жирует. А вы говорите мрачно.

  4. Россия должна иметь 6 авианосных групп:2 на Тихом океане,2 в Атлантике,1 в Средиземном море,1 в Индийском океане.Авианосец должен быть атомным,водоизмещение-100 тысяч тонн,вооружение-100 самолетов,длина-350 метров,ширина-85 метров,осадка-12 метров,скорость хода-35 узлов.Все остальное не есть перспективный авианосец.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя