Новые подробности проекта «Лидер»

20 февраля на судостроительном заводе «Северная верфь» (г. Санкт-Петербург) состоялась церемония закладки двух новых корветов проекта 20380. В тот же день стали известны новые подробности перспективного проекта, реализуемого в интересах военно-морского флота. Со ссылкой на командование флота и представителей оборонной промышленности отечественные средства массовой информации рассказали о будущем проекта «Лидер».

Главком ВМФ адмирал Виктор Чирков рассказал о продолжении разработки перспективного эсминца, известного под шифром «Лидер». Приоритетной задачей авторов проекта является создание ядерной энергетической установки, которой планируется оснастить новый боевой корабль. Это означает, что командование флота и руководство судостроения определились со своими взглядами на облик новых кораблей для ВМФ России. Ранее говорилось, что эсминцы проекта «Лидер» могут получить как ядерную, так и газотурбинную энергоустановку. Из слов главкома ВМФ следует, что был выбран проект с использованием ядерных технологий.

Новые подробности проекта «Лидер»

Так же 20 февраля информагентство РИА Новости опубликовало заявления неназванного представителя оборонной промышленности. По его словам, первый корабль нового типа будет заложен в конце 2017 года. Строительством корабля займется завод «Северная верфь». Водоизмещение эсминца «Лидер» достигнет 14 тыс. тонн.

Кроме того, источник сообщил, что проект нового боевого корабля разрабатывается сотрудниками Крыловского государственного научного центра (бывший ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова, г. Санкт-Петербург). Иные подробности проекта пока не сообщались.

По понятным причинам военные и разработчики проекта «Лидер» пока не спешат делиться подробностями этой разработки. Тем не менее, некоторые сведения были оглашены ранее, а последние новости дополняют их и раскрывают некоторые особенности работ. Так, главком ВМФ рассказал о текущих взглядах на энергетическую установку перспективных кораблей.

Ранее сообщалось, что эсминцы «Лидер» могут получить как газотурбинные двигатели, так и ядерную энергоустановку. Из последних заявлений адмирала В. Чиркова следует, что ведется разработка ядерной энергоустановки, из чего можно сделать соответствующие выводы. В случае успешного завершения работ по созданию подобной системы новые боевые корабли действительно могут получить ядерный реактор и сопутствующее оборудование.

Существует интересное мнение, объясняющее причины выбора ядерной энергоустановки и последующего начала работ по ее созданию. Издание «Взгляд» приводит слова бывшего замглавкома ВМФ Игоря Касатонова, согласно которым оснащение подобными системами кораблей с водоизмещением до 8 тыс. тонн является нецелесообразным. Кроме того, новый корабль должен будет работать в океанской зоне и обеспечивать присутствие ВМФ России в удаленных регионах, что так же сказывается на требованиях к энергетической установке. Наконец, существует еще один фактор, связанный с производством некоторых важнейших узлов и агрегатов.

До недавнего времени основным поставщиком газотурбинных силовых установок для российских кораблей было украинское предприятие «Зоря–Машипроект». В связи с разрывом сотрудничества с Украиной в военно-технической сфере строительством подобных изделий придется заняться российским заводам. При этом газотурбинные двигатели требуются не только для планируемых к строительству, но и для уже заказанных кораблей – например, для фрегатов проекта 22350. Агрегаты для двух кораблей уже поставлены, а остальную серию придется оснащать двигателями собственного производства, строительство которых еще не налажено.

Читайте также  ВМФ США собирается удивить мир эсминцем Zumwalt

В такой ситуации разработка газотурбинных двигателей для эсминца «Лидер» может повредить реализации иных проектов в области военного судостроения, а ядерная энергоустановка оказывается удобной и перспективной альтернативой. И. Касатонов отмечает, что за последние десятилетия в нашей стране было построено около трех сотен корабельных ядерных энергоустановок, активно использовавшихся военно-морским флотом. Имеется огромный опыт эксплуатации подобных систем. Кроме того, появились новые более совершенные и безопасные типы реакторов, которые устанавливаются на новейших подводных лодках проектов 885 «Ясень» и 955 «Борей».

Некоторые опасения могут вызывать сроки начала строительства головного корабля, названные представителем оборонной промышленности. Ранее сообщалось, что закладка головного «Лидера» состоится в 2016 году. Теперь, как следует из слов источника РИА Новости, строительство может стартовать только в конце 2017 года. Подобные сдвиги сроков – если эта информация соответствует действительности – не выглядят чем-то странным или невозможным, однако могут являться поводом для беспокойства. Изменение графика может быть связано с определенными затруднениями на этапе конструкторских работ как по всему кораблю в целом, так и по отдельным агрегатам в частности.

Не вполне понятны слова источника об организации, занимающейся разработкой проекта «Лидер». Ранее неоднократно появлялась информация, согласно которой проектными работами занимается Северное проектно-конструкторское бюро (г. Санкт-Петербург), а не Крыловский государственный научный центр. Тем не менее, Центр, как ведущая научно-исследовательская организация отечественного судостроения, должен принимать определенное участие в создании новых кораблей.

Информация о предполагаемом водоизмещении эсминца «Лидер» уточняет сведения, полученные из более ранних заявлений. Ранее утверждалось, что перспективные корабли будут иметь водоизмещение от 10 до 15 тысяч тонн, в зависимости от того, какую энергоустановку, вооружение и оборудование они получат. Последняя информация о водоизмещении на уровне 14 тыс. тонн не противоречит иным сведениям и должна быть принята во внимание.

О разработке нового проекта эсминца с кодовым обозначением «Лидер» стало известно несколько лет назад. Фактически работы в этом направлении велись с начала девяностых годов, однако полноценная разработка проекта стартовала сравнительно недавно. В конце прошлого десятилетия военно-морской флот выбрал разработчика нового проекта, а также сформировал требования к новым кораблям. В дальнейшем представители ВМФ и судостроения неоднократно раскрывали некоторые подробности проекта, однако основная масса сведений до сих пор недоступна.

Читайте также  Оружие века - лучшие боевые корабли мира

Согласно последней информации, эсминец «Лидер» будет иметь водоизмещение 14 тыс. т и, вероятно, получит ядерную энергетическую установку. Таким образом, новые эсминцы будут крупнее и тяжелее имеющихся крейсеров проекта 1164 «Атлант». Одновременно с этим они, имея схожую энергоустановку, будут заметно меньше тяжелых ракетных крейсеров проекта 1144 «Орлан», в настоящее время представленных в боевом составе флота только одним кораблем «Петр Великий».

Какие-либо точные сведения о составе оборудования и вооружения, предлагаемого для использования на кораблях «Лидер», пока отсутствуют. Остается только строить предположения на основе информации о развитии корабельных радиоэлектронных систем и различного оружия. К примеру, основным вооружением новых эсминцев может стать универсальная пусковая установка ракетного комплекса «Калибр». Имея такую систему, корабль сможет использовать ракеты различных типов, предназначенные для выполнения широкого круга боевых задач.

Новые эсминцы типа «Лидер» смогут работать на большом удалении от баз и должны стать, как утверждалось ранее, опорными точками флота в Мировом океане. По некоторым данным, будет построено 12 подобных «опорных точек». Шесть новых кораблей будут служить в составе Северного флота, остальные – на Тихом океане. Согласно другим источникам, будет построено только 6 кораблей с иным распределением между флотами.

Осенью прошлого года появилась тревожная информация о финансировании и прямо зависящих от него сроках завершения работ проекта. В отечественных СМИ утверждалось, что в текущей программе судостроения, действующей до 2020 года, не предусматриваются расходы на строительство эсминцев проекта «Лидер».

Если эти сведения соответствуют действительности, то фактическое строительство корабля – даже при закладке не позднее 2016-17 года – может завершиться только в начале или середине двадцатых годов с последующей передачей флоту к 2025 году. При этом в октябре прошлого года вновь появились сведения о возможном строительстве 12 кораблей нового проекта.

Уже сейчас понятно, что проект эсминца «Лидер» имеет большое значение для российского военно-морского флота. Корабли этого типа должны будут пополнить пока не слишком многочисленную группировку кораблей океанской зоны, усилив ее как в количественном, так и в качественном отношении.

Кроме того, разрабатываемый проект станет важной вехой в истории ВМФ России. Эти эсминцы станут первыми кораблями своего класса, полностью разработанными и построенными после распада Советского Союза. Проектирование и строительство новых эсминцев, ведущееся параллельно с ремонтом имеющихся кораблей, должно стать первым большим шагом в деле восстановления боевого потенциала океанской группировки российского флота.

/Рябов Кирилл, topwar.ru/

29 КОММЕНТАРИИ

    • Непонятно, в чем тут добро. Надводные корабли с ЯЭУ- это дикость. Не для России, а вообще- для любых ВМС. Это и об «Петрухе», и о «Шарль де Голь», и об американских плавучих мишенях. Боевые суда создаются для боя. Это безответственно, ставить на вооружение корабли, гибель которых — экологическая катастрофа для природы и ОМП для своих и врагов. Химическое, биологическое, ядерное оружие- нельзя? Касетные бомбы нельзя, даже пульки без цельнометаллической прочной оболочки нельзя? А плавать с проклятым реактором на боевом корабле- это добро… Что, если бы «Шеффилд», к примеру, был с ЯЭУ? Это удобно, на самом деле, вроде потерял корабль у берегов противника, а получилось, что для противника- лучше бы и не терял. Фактически, использование таких кораблей= неявное использование ОМП. Фактически — это шантаж, или противник испугается атаковать, или сам себе устроит мини-Чернобыль.
      А причина такого решения, вероятно, банальна до безобразия- нужных ГЭУ нет, и нескоро будут, а корабли нужны.

  1. Раньше подобные типы кораблей носили титул «Крейсера», а чего сейчас их в «Эсминцы» разжаловали? ТТХ то у него крейсерские.
    Поймите правильно, просто мне интересна сея титульная метаморфоза, ведь слово эсминец трактуется как эскадренный миноносец.

    • Мне кажется технологии вооружений скакнули вперед настолько что вооружение установленное на эсминец по мощности подходит к крейсерам. Наверное поэтому эсминцы и крейсера сейчас сливаются как класс.

      • Ну я понимаю, когда после выше перечисленного в вашем комментарии, крейсер скукожился до эсминца, а тут эсминец раздулся до крейсера.

    • Это просто вопрос терминологии. Костяк любого надводного флота сегодня- корабли с водоизмещением в 500-12000 тонн, функции которых очень типичны- ПЛО, ПВО, и, в меньшей степени, уничтожение вражеских кораблей, поддержка десанта, борьба с пиратством. Возможности ПЛО и ПВО есть у совершенно любого такого корабля водоизмещением от 1000т, поэтому по функционалу- это всё, в некотором роде, эсминцы, в задачи которых борьба с подлодками и авиацией прочно вписались во времена ВМВ. Официальные названия классов отражают только примерную размерность корабля, причем весьма вольно используются даже для этого. Корвет (400-2000т), фрегат(~1500-7500), эсминец(~7000-14000), крейсер(~9000-25000+).

  2. 12 кораблей, водоизмещение 14 т.тон, атомная силовая установка, хм… .
    Корабль будет видимо мощнее пиндосовского, но выйдет довольно дорогим.
    Может лучше меньше водоизмещение, газовая турбина но побольше корабликов?

  3. Да-да более живучи. Вот только «Худ» булькнул с пятого залпа «Бисмарка».Так-что куда попадешь! А фрегат-стелс еще засечь надо,а то он сам первый накажет -мама не горюй.А от пистолетного выстрела даже рабацкая филюга устоит.

  4. Я же и сказал «куда попадешь»А англичане очень плохо стреляли по практически недвижемому «Бисмарку». Зато однотипный «Тирпиц» затонул после 5 или 6 попаданий авиабомб прямо у швартовой стенки.

    • Кстати, эта ракета не взорвалась, она попала в распределительный электро щит. И з за чего эсминец выгорел, так как был построен из алюминия.

  5. Егор, у немцев были два таких тяжёлых крейсера, и назывались они «БЛЮХЕР». Так вот первый,погиб в первую мировую войнушку,-он затонул после 100 арт-попаданий калибра 305мм, и не то шести, не то восьми,торпедных попаданий. А вот второй затонул,во вторую, можно сказать, от единственного пистолетного выстрела.
    Так я о чём; первый случай закономерность, а второй исключение, которое случается. Но можно добиться того, что исключение ставит правилом, как на «ШЕФФИЛДЕ», и прочих корабликах за которые вы ратуете.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя