Германия дважды теряла свой великолепный флот, и, всякий раз отстраивала его заново в рекордно сжатые сроки. Факт быстрого возрождения ВМС не вызывает особого удивления: военный флот есть квинтэссенция лучших достижений науки и промышленности, с чем у Германии проблем никогда не было.
Современные военно-морские силы (Deutsche Marine) уже не претендуют на безраздельную власть над морскими просторами. Типичный европейский флот эконом-класса, ставший составной частью мультинациональных сил стран НАТО. Все серьезные задачи возложены на единственного и главного союзника — США. Сами немцы особо не утруждаются, оказывая своему сюзерену посильную помощь различного характера (снабжение, разведка, отметки за участие в международных учениях). Особо вперед не лезут, ведь их все равно не допустят к разделу добычи.
Die beste Beleuchtung des vorstehenden Weges sind manchmal die Brücken, die hinter dich glühen. (Лучшим освещением предстоящего пути становятся пылающие позади мосты.)
И, тем не менее, зная немцев, трудно представить, что флотская тема была брошена ими «на произвол судьбы». Военно-морские силы Германии по-прежнему верны своим традициям: тщательная подготовка, внимание к самым незначительным мелочам, передовые достижения науки и техники.
Назвать немецкий флот слабым и малочисленным было бы несерьезно: он компактен, предельно сбалансирован и всецело соответствует текущим задачам. Помимо решения задач в составе многонациональных сил, Дойче Марине является сильнейшим флотом на Балтике и способны решать задачи по охране морских рубежей в зоне ответственности национальных военно-морских сил.
Отдельный момент связан с судостроительной промышленностью ФРГ. Германия один из ведущих экспортеров военно-морской техники. Несмотря на высокие цены, количество желающих приобрести немецкие подлодки и фрегаты не убывает. Впрочем, кое-кто ухитряется получать их бесплатно (ВМС Израиля).
В общем, потенциал есть. Весь вопрос в ситуации. История уже знает пример, как из стотысячной «потешной» армии и такого же «игрушечного» флота всего за несколько лет вырос монстр, которого едва утихомирили всем миром.
«Французский солдат — переодетый гражданин, немецкий гражданский — переодетый солдат»
— Курт Тухольский
Лучше и не скажешь.
29 января 2015 года на верфи Lürssen был заложен новый фрегат «Рейнланд-Пфальц» (четвертый по счету корабль проекта F125).
3D-модель фрегата проекта F125
Фрегат «Рейнланд-Пфальц» огромен. Полное водоизмещение 7200 тонн. Фактически немцы строят эсминец, притом весьма примечательный с технической точки зрения. Интрига заключается в том, что на нем нет ничего. Разумеется, кое-какое вооружение все же присутствует: 127-мм универсальная пушка, пара вертолетов, системы самообороны («миниганы», 27-мм автоматы, пара ракетных блоков RIM-116). Стандартно установлены 8 ПКР «Гарпун», запланированы даже беспилотные подводные аппараты.
Но все это смотрится крайне несерьезно: перспективный немецкий эсминец/фрегат будет спущен на воду практически пустым. Парадокс может иметь два объяснения:
— первый: немцы действительно не желают тратить лишние средства, ввиду отсутствия возможностей применить эсминец в серьезных «разборках»;
— второй: немцы лукавят. «Рейнланд-Пфальц» и Ко, как и большинство европейских кораблей, конструктивно недогружены. При необходимости эсминец может быть оснащен полным комплексом ракетного оружия, настоящий состав которого держится в секрете.
Буквально десять лет назад немцы построили три отличных фрегата (проект F124 Sachsen, Саксония), чьи возможности позволяют включить их в систему морской ПРО. Могучий радиолокатор Thales SMART-L, позволяющий отслеживать цели на низких околоземных орбитах, и 32 пусковые шахты для ракет-перехватчиков и обычных зенитных ракет. Все это и многое другое (например, многофункциональная РЛС APAR с четырьмя активными ФАР), поместилось в корпусе полным водоизмещением «всего» 5800 тонн.
Этим спектр военно-морской техники Deutsche Marine не ограничен: в наличии есть еще 17 крупных надводных боевых единиц — от старого «Бремена» до новейших фрегатов (фактически — сторожевых кораблей прибрежной зоны) типа «Брауншвейг».
Фрегат «Шлезвиг-Гольштейн» (типа «Бранденбург»)
Устаревший фрегат типа «Бремен»
А дальше — подводная компонента ВМС. Шесть неатомных (назвать их «дизелюхами» было бы оскорблением) субмарин типа 212 с воздухонезависимой силовой установкой на водородных топливных элементах. По совокупности своих боевых характеристик, эти «малышки» не уступают атомоходам, а по параметру «скрытность» вообще не имеют аналогов среди АПЛ.
Среди любопытных особенностей Тип 212 её стеклопластиковый корпус, не создающий возмущений в магнитном поле Земли — лодку невозможно обнаружить с воздуха магнитным детектором. Кроме того, малые размеры лодок и Х-образное расположение рулей позволяет им действовать в прибрежных морских районах с глубинами до 17 метров.
В перспективе немецкий флот должен пополниться перспективными НАПЛ типа 216. Новые субмарины обещают быть гораздо больше своих предшественниц. Проект должен стать основой для создания экспортной модификации крупной НАПЛ, интерес к которой проявляют такие богатые и солидные клиенты, как Австралия и Канада.
У-бот U212 готовит сюрприз для противолодочных вертолетов противника. Управляемая по оптоэлектронному кабелю зенитная ракета системы IDAS, выстреливаемая из торпедного аппарата. Первичное обнаружение цели — по данным гидроакустической станции субмарины. Наведение ракеты — инфракрасная ТВ-камера.
Особый интерес представляет немецкий вспомогательный флот. Три десятка единиц — от относительно мирных научно-исследовательских судов до дотошных морских разведчиков и вооруженных кораблей комплексного снабжения.
Танкер (корабль комплексного снабжения) типа «Берлин». Вместимость — 9330 тонн корабельного и авиационного топлива и пресной воды. + 550 тонн грузов в стандартных контейнерах. Также, на борту имеется мобильный госпиталь и пара вертолетов.
Военно-морская база Саймонс-Таун (ЮАР). В бухте заметен немецкий танкер типа «Берлин»
Вспомогательный корабль типа «Осте». Оснащен полным спектром систем для ведения видовой, радиотехнической и гидроакустической разведки.
Экспорт морских вооружений
Немецкой промышленности нет равных в области экспорта подводных лодок: в период c 1971 по 2007 год Германии удалось продать шестьдесят дизель-электрических подлодок Тип 209, поступивших на вооружение военно-морских сил Индии, Греции, Турции, Южной Кореи, Венесуэлы… всего 14-ти стран мира!
Немцы непрерывно модернизировали удачную конструкцию, в результате даже сегодня эти субмарины продолжают оставаться грозным морским противником.
С началом нового века немцы намолотили еще 12 неатомных подлодок Тип 212 и Тип 214. Италии продали три лодки базовой модификации (Тип 212, аналогичной лодкам Дойче Марине). Остальным — экспортную модификацию Тип 214.
Подлодка южнокорейских ВМС «Сан Вон» (Тип 214), ВМБ Пусан
Стоимость подлодки Тип 214 огромна — 330 млн. долларов за маленький корабль. Эксперты всерьез говорят о том, что в этот раз тевтонский гений допустил ошибку, сделав ставку на избыточно сложные и дорогие водородные топливные элементы (вместо более эффективного двигателя Стирлинга на сжатом кислороде и обычном корабельном соляре). Тем не менее, высокая цена не остановила желающих приобрести подобные «игрушки». Среди клиентов — Греция, Португалия и даже высокоразвитая Южная Корея.
Надежных поставщиков и предложений на этом рынке не так много. А высокая репутация немецкой техники, как и объективно высокие качества современных НАПЛ, подтверждают правильность заключенных сделок.
Помимо подводных лодок, Германия поставила на экспорт свыше сорока фрегатов семейства MEKO (Mehrzweck-Kombination — многофункциональная комбинация). Корабли разошлись по всему миру — от Алжира и Нигерии до Польши, Малайзии и ЮАР. Самая крупная партия фрегатов MEKO досталась Турции.
Немало интересного таит в себе военно-техническое сотрудничество немецких кораблестроителей с Израилем. В начале 2000-х томимые комплексом вины немцы были вынуждены построить три дизель-электрические подлодки по особому проекту «Долфин» и передать их в дар военно-морским силам Израиля.
Первые две лодки были построены бесплатно. Затраты на постройку третьей были разделены в пропорции 50 на 50 между обеими странами. Впоследствии израильтяне изъявили желание приобрести еще три подлодки с 30% скидкой.
В случае нападения с применением ОМП, израильские «Долфины» обещают добраться в обход Африканского континента до Персидского залива и сжечь ядерным огнем Иран.
С технической точки зрения «Долфин» представляет собой компиляцию из наиболее удачных решений подлодок Тип 209 и Тип 212. Израильские субмарины имеют весьма крупные для таких подлодок размеры (в/и в подводном положении 1900 тонн), кроме того, они несут усиленное вооружение: 10 торпедных аппаратов, четыре из которых имеют калибр 650 мм и предназначены для запуска крылатых ракет большой дальности с ЯБЧ.
Последние три субмарины строятся по модифицированному проекту «Долфин-2» с применением анаэробной силовой установки на водородных элементах.
Вот такая неожиданная концовка у истории о немецком военно-морском флоте.
/Олег Капцов, topwar.ru/