Уже более одного года в отделе международных продаж компании «Боинг» бьются над заключением контракта с Королевскими воздушными силами Малайзии по закупкам малазийской стороной многоцелевых истребителей поколения 4+ F/A-18E/F, которые предлагается поставить по самой приемлемой финансовой схеме. Так американцы обязуются взять на себя часть финансовых затрат по закупке новых истребителей, ссылаясь на глобальный мировой кризис и спад экономики. Естественно, что данный фактор имеет место быть, но общая картина затягивания контракта зависит не только от этого.
Как и все члены АСЕАН (Ассоциации государств Юго-Восточной Азии), Малайзия имеет с Российской Федерацией очень тесные политические и экономические отношения. Так в апреле 2012 года, на оружейной выставке DSA-2012 был заключён ряд контрактов на сумму 116,5 млн. долларов. В соответствии с ними, ВС Малайзии получили ракеты «воздух-воздух» средней дальности Р-77, реактивные противотанковые гранаты и гранатомёты.
Кроме того, малазийская сторона так и не получила исчерпывающих сведений от американцев по авиакатастрофе борта MH17 («Боинг-777») над Торезом, где были получены факты об обстреле авиалайнера из 30-мм авиапушки штурмовика Су-25 – ГШ-30-2. Т.е., в политическом плане малазийцы неплохо осведомлены, и они далеко не на стороне Киева и США. Также Воздушным силам Малайзии есть, с чем сравнивать.
В 1994-1995 гг. в Воздушные силы страны поступило 8 истребителей-бомбардировщиков F/A-18D, в этом же году осуществился и контракт на 16 МиГ-29СЭ и 2 МиГ-29УБ, и, наконец, к 2009 году было закуплено 18 Су-30МКМ, поэтому военные специалисты получили достаточно времени, чтобы облетать эти машины и сравнить их с американскими «Хорнетами». Проведём анализ и мы.
Су-30МКМ и F/A-18E/F – относятся к многофункциональным истребителям разных классов. Если Су-30МКМ относится к тяжёлым истребителям для проведения дальних ударных операций и завоевания превосходства в воздухе, включая дальний перехват и ближний сверхманевренный бой, то F/A-18E/F является средним многоцелевым истребителем, предназначенным также для нанесения ударов по наземным целям, но на значительно меньшем удалении, для ведения воздушного боя средней и большой дальности.
Но для дальнего перехвата и ближнего высокоманевренного боя данная машина явно не предназначена в силу максимальной скорости не более 1900 км/ч, отсутствия системы отклонения вектора тяги у силовой установки General Electric F414-GE-400, а также боевого радиуса действия всего в 760 км. Параметры явно «похрамыват» перед другими современными истребителями, и при этом цена почти 112 млн. долларов.
Другие ЛТХ тоже не менее интересны. Максимальная тяга 2-х ТРДДФ составляет 18780 кгс, нормальная взлётная масса 21730 кг, поэтому тяговооружённость – 0,86, нагрузка на крыло площадью 46,45 м2 при этом же весе составляет 468 кг/м2, но крыло имеет большие аэродинамические наплывы у корней, а заднее горизонтальное оперение большую площадь.
F/A-18E/F – классический среднеплан со статически устойчивой схемой компоновки планера, но запас устойчивости невелик, центровка планера передняя. Из-за тяговооружённости ниже 1,0 самолёт не способен совершать длительные устоявшиеся развороты, но за счёт наплывов скорость разворота хорошая, около 22 град/с. F/A-18E/F способен летать на предельных углах атаки до 40 град., но на скорости не менее 232 км/ч, на меньших скоростях самолёт уходит в сваливание, что представляет огромный недостаток всего семейства F/A-18.
Су-30МКМ, несмотря на всю свою тяжеловесную родословную, является сверхманевренным истребителем, за что удостаивается совершенства «двух плюсов». На истребитель устанавливается 2 ТРДДФ АЛ-31ФП с тягой по 12500 кгс, тяговооружённость при нормальной взлётной массе в 25000 кг составляет твёрдую 1,0, максимальная скорость – 2200 км/ч, радиус действия в 2 раза больше, чем у F/A-18E/F (почти 1500 км), практический потолок 17300 м (у F/A-18E/F – 15240 м).
Су-30 является свободнонесущим среднепланом, статически неустойчивым на дозвуке, центровка у машины задняя, фюзеляж сделан по несущей схеме, поэтому даже без применения ОВТ угловая скорость разворота достигает 23 град/с. Двигатели, в отличии от F/A-18, разведены по отдельным мотогондолам, а поэтому более живучи в бою и при повреждениях. Удельная нагрузка на крыло у Су-30МКИ при НВМ – 414 кг/м2, что обеспечивает более лёгкое маневрирование. Немного более низкий показатель форсажной тяги на мидель Су-30МКМ (2380 против 2890 кг/м2 у F/A-18E/F «Super Hornet») определяет незначительное отставание по параметру разгонных характеристик, но это лишь маленький недостаток, который не сильно сказывается на общем боевом потенциале.
Важнейшим показателем ЛТХ «Сушки» является минимальная скорость сваливания, всего 140-160 км/ч без использования ОВТ и 75 км/ч с использованием, в 3 раза лучше, чем у «Хорнета». Кроме того, ОВТ позволяет выполнять нашему истребителю такие манёвры и фигуры, которые и не снились разработчикам компании «Боинг». По всем ЛТХ Су-30МКМ оставляет далеко позади американского «Супер Хорнета».
Далее про бортовое радиоэлектронное оборудование, СУВ и само вооружение. Архитектуры систем вооружения двух самолётов имеют вполне сопоставимые характеристики, поскольку построены на основе самых современных технологий микроэлектроники и индикационного оборудования. Су-30МКМ оснащается БРЛС с ПФАР Н011М «Барс», которая обнаруживает цель с ЭПР 3 м2 на расстоянии 160 км, сопровождает на проходе 15 целей и обстреливает ракетами Р-77 (РВВ-АЕ) 4 цели одновременно, БРЛС выполняет картографирование рельефа местности и способна работать по любым наземным целям.
Самолёт, как и все «Тридцатки» — двухместный, каждое место оснащено четырьмя дублирующими широкодиагональными МФИ высокого разрешения, которые позволяют меняться пилоту с оператором систем. На истребителе установлена полноценная ОЛС «3ОИ», которая способна обнаруживать истребитель в зоне 120 град на расстоянии 50 км в ППС и 90 км – в ЗПС, в неё интегрирован лазерный дальномер. Квантовая ОЛС совмещена с нашлемной системой целеуказания, что позволяет вести ближний бой в любой конфигурации, самая эффективная, когда лётчик производит боевое маневрирование, а оператор систем работает по целям с помощью либо БРЛК «Барс», либо ОЛС.
Передняя и задняя кабины Су-30МКМ
Вооружение применяется самое разнообразное (с максимальной нагрузкой на 12 узлах подвески до 8000 кг): ракеты «воздух-воздух» Р-27Р,ЭР,Т,ЭТ, Р-77, Р-77ПД, Р-73, перспективные РВВ-МД(СД), «воздух-поверхность-РЛС» Х-29Т, Х-59МК2, Х-58УШКЭ, Х-31П, Х-25МПУ, «воздух-корабль» Х-35У, «Club», Х-31А. Кроме того самолёт может использовать корректируемые бомбы и быть носителем комплекса РЭБ «Хибины», о достоинствах которого мы упоминали в одной из предыдущих статей. Есть стандартная АП ГШ-301 с боекомплектом в 150 выстрелов.
F/A-18E/F имеет более современную, с чисто технологической точки зрения, архитектуру СУВ, которая построена на основе БРЛС с АФАР AN/APG-79, состоящей из 1100 ППМ, данная БРЛС имеет слегка более высокие технические показатели: количество сопровождаемых целей – 20, обстреливаемых – 8, при этом, учитывая что антенная решётка активного типа, скорее всего в системе введён режим пониженной заметности излучения, или LPI, как у «Раптора» например. Т.е. БРЛС слегка превосходит «Барс», но сильно уступает БРЛС «Ирбис-Э», которая пока устанавливается лишь на Су-35С.
Если брать во внимание двухместную модификацию «Хорнета» F/A-18F, то обе его кабины оснащены 5 широкоформатными МФИ для вывода тактической и технической информации, причём центральный индикатор второй кабины значительно больше, чем первой. Самолёт не имеет должной оптико-электронной прицельной системы, и не способен вести столь высокоэффективный воздушный бой, как Су-30МКМ.
Передняя и задняя кабины F/A-18F
На 11 точках подвески может размещаться 8050 кг различного вооружения: ракеты «воздух-воздух» AIM-120 C-7,8, AIM-7M, AIM-9L,X, «воздух-земля-РЛС» AGM-65 «Maverick», AGM-88 «HARM», AGM-154 JSOW, AGM-158A,B «JASSM,-ER», перспективная JAGM, противокорабельные AGM-84, УАБ GBU-12, 24,15 и многие другие.
Малайзия имеет такое географическое расположение, что в принципе не нуждается в дальних многоцелевых истребителях, и вполне логичнее было бы заключить контракт с РФ на поставки новейшего МиГ-35, который имеет почти все черты 5-го поколения, почти такие же уникальные ЛТХ и БРЭО, а его стоимость значительно дешевле Су-30МКМ, который стоит 80 млн. долларов, тем более, что ВВС Малайзии имеют большой опыт эксплуатации истребителя МиГ-29СЭ
Накануне вице-президент по международным продажам Говард М. Берри сделал заявление изданию «Бернама», и отметил, что «Ни один из самолетов в этом конкурсе не сравнится по доступности с «Супер Хорнетом». При этом по дальностно-энергетическим параметрам РЛС эта машина на уровне с Су-30МКМ, а по ЛТХ значительно отстаёт от него, если не сказать «провально». По этой причине ставлю под большое сомнение заявление Берри о боевой машине, цена которой в полтора раза выше, чем у российского суперистребителя, а характеристики отстают. Именно по этой причине и наблюдается годовалая задержка данного контракта.
/Евгений Даманцев/
мигу — 35 надо бы ещё снизить снизить эпр, спрятать ракеты в пласт.контейнеры, покрыть спец.краской, фонарь металлизировать, хибины поставить
мигу — 35 надо бы ещё снизить снизить эпр, спрятать ракеты в пласт.контейнеры, покрыть спец.краской, фонарь металлизировать, хибины поставить. Это всё так, но цена, вот что может отпугнуть любого покупателя.
И всё равно она будет ниже амерских игрушек.